Инновационный опыт воспитателя «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»
материал по развитию речи на тему

Альканова Ольга Ивановна

Инновационный опыт «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»

Целью   педагогической идеи является  овладение детьми речью как средством общения и культуры при  ознакомлении с природой в разных видах деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnyy_opyt.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Алькановой Ольги Ивановны

«Развитие речи детей дошкольного возраста

через ознакомление с природой»

           Великий педагог В. Сухомлинский справедливо подчеркивал необходимость введения  детей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый их шаг был «путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы».

           Это мнение выдающегося педагога мною взято за основу обозначенной педагогической идеи.  Ведь на сегодняшний день одна из актуальных проблем в дошкольном воспитании дошкольников, является развитие речи, так как оно является необходимым условием успешного обучения в школе. К сожалению, вслушиваясь в речь детей видно, как трудно им ещё выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат.

           Именно  природа – это богатейшая кладовая  для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность.  Я. А. Каменский писал, что обучение следует начинать не со словесного толкования, а с реального наблюдения над окружающим миром, а Песталоцци исходным моментом познания считал чувственное восприятие и настаивал на необходимости формировать у детей культуру наблюдения,      которая поможет накопить конкретные сведения, а затем приведет к развитию способностей и речи.

         Над данной темой я работаю не первый год. За этот период я изучила и проанализировала работы: А.А Вахрушева, С.Н Николаева, А.К Бондаренко, Т.С Швайко , А.Г Селихова , Н.Ф Поддьякова   и  пришла к выводу, что было бы непростительной ошибкой не привлечь к столь важному процессу – воспитанию маленького человека  -  великого учителя – Природу.

      Целью  своей педагогической идеи я обозначила  овладение детьми речью как средством общения и культуры. При  ознакомлении с природой в разных видах деятельности.  

        При этом решаются следующие задачи:

1. Это обогащение словарного запаса детей за счет последовательного формирования  знаний  об особенностях окружающего мира.

2.подбор методов и способов развития речи

3. использование разнообразных форм организации.

          Опыт работы в детском саду показывает, что ни один дидактический материал не сравнится с естественной природой,   поэтому с самых ранних этапов развития ребёнка, стараюсь вводить малышей во всё многообразие окружающего мира. Ведь непосредственное наблюдение окружающего способствует развитию логической речи, пониманию грамматических законов. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребёнка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами окружающего мира.  

           Умение наблюдать,  вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, чёткость и красоту речи – развитие мышления и речи идёт как единый процесс. При этом процесс познания окружающего во всём его многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих название, действие, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.  

           Педагогические задачи успешно решаются при правильном выборе методов, приёмов. Учитывая, что у дошкольников преобладает наглядно – образное мышление широко использую в своей работе

  • наглядно – выставочный материал, игрушки, картины, натуральные предметы.
  • специально – организованные ситуации,
  •  игры, которые способствуют повышению внимания, интереса к занятию и к речевой активности.

      Для обогащения и активизации словарного запаса я использую речевые игры и упражнения например: «Назови одним словом», «Кому нужны эти предметы». Для речевого развития также полезны игры, в ходе которых ребёнок может  больше подобрать признаки  к предмету, например, «Из чего сделан», «Угадай на вкус».  

 Другие словесные игры например:  "Съедобное - несъедобное", "Кто как кричит?", "Что лишнее?", развивают у детей внимание, воображение, речь, повышают знания об окружающем мире, они требуют от детей знания закономерностей, о которых дети узнают  при ознакомлении с природой.

          Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко, в земле или в песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют ребят думать, сопоставлять и делать выводы. Этот вид игр можно отнести к экспериментированию, так как дети при непосредственном взаимодействии с предметами учатся получать результат, делать выводы и умозаключения          При построении образовательного процесса я использую дидактические  игры:   "С какого дерева листик",    "Помоги найти маму", "Где, чей домик?",   которые  помогают мне в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы, а возникающие в ходе игр детские вопросы, дают «зеленый свет» дальнейшим поискам, развивают интерес к познанию.  

         Мой опыт работы показывает, что хороводные игры, игры малой подвижности, игры драматизации, использованные при ознакомлении с природой  также способствуют развитию  речи. В процессе игры вопросы, задаваемые ребёнку,   побуждают его к  фантазии и  творчеству, самостоятельному  открытию окружающего мира и его закономерностей.

              Работая по данной теме, я пришла к выводу, что развитие речи в процессе ознакомления с природой  происходит как  на занятиях, так  и во время игры, в процессе трудовой деятельности, во время прогулки. Во всех этих видах деятельности идёт процесс углубления и систематизации знаний об окружающей действительности, происходит совершенствование формы выражения мыслей,  обогащение лексики, достижение чёткости и последовательности изложения, эмоциональной речи.

           Работу над обогащением словарного запаса веду одновременно с совершенствованием звукопроизношения и формированием грамматического строя речи. Мои наблюдения показывают, что развитие общей и мелкой моторики способствуют развитию речи, поэтому большое внимание уделяю логоритмическим упражнениям, пальчиковым играм, использую  упражнения и игры для развития мелкой моторики  (лабиринты, выкладывание по контуру, нанизывание предметов на гибкий шнур).

           Огромное значение в своей работе придаю чтению художественной литературы и особенно сказкам, их очарованию поддаются дети всех возрастов. Работа по сказке имеет свое продолжение в другом виде деятельности – театрализованной. Детям доставляет огромное удовольствие проявлять себя в качестве артистов. В этом виде деятельности формируется правильная речь детей, пополняется и активизируется словарь, развивается память, внимание, а чтобы образ был более похожим, появляется мотивация больше узнать об особенностях конкретного животного.

Я убеждена, что  для развития познавательно - речевой  сферы дошкольников важную роль  имеет правильно организованная развивающая среда.  

Воспитывать любовь к природе помогает уголок природы в группе, в котором содержатся комнатные растения. Ухаживая за ними, дети получают представление о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать, овладевают способностью к сравнительному анализу.  А это в свою очередь способствует накоплению словаря, его активизации и развитию речевой деятельности детей.

        Важное значение отвожу роли родителей воспитанников. Поэтому на родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях, в  беседах рекомендую  поощрять поисковую активность детей; объясняю, что знакомство с окружающим миром должно быть увлекательным, радостным для малыша.

         Чтобы показать целостность работы по этой теме, я провела диагностику по развитию речи в процессе ознакомления с природой в форме диагностических упражнений, разработала занятия,  целью которых было развитие умственных способностей и активности речи детей. Создала презентации к данным занятиям. Оформила картотеку игр по данной теме.

          Результаты периодически проводимого мониторинга детского развития говорят сами за себя: благодаря целенаправленной работе совершенствовалась   речь детей и навыки практической деятельности, увеличился кругозор и повысился познавательный интерес.  Опыт работы над данной темой показал, что именно речевое общение активизирует познавательные процессы, развивает эмоциональную сферу, нормализует поведение.  И наоборот, именно ознакомление с природой расширило  и активизировало  словарный запас моих воспитанников, способствовало формированию  грамматического строя речи и развитию связной  речи.

       Оценивая результаты, появляется желание активно продолжать работу в данном направлении, цель которой  не только способствовать такому психическому развитию детей, которое позволит им подняться до уровня школьной зрелости, а также пробудить у ребят познавательный интерес и  стремление и  успеху.

Список литературы

1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – Санкт-Петербург: Детство-ПРЕСС, 2004. – 88с.

2. Журова Л.Е., Комарова Т.С. Дошкольник. – М.: Педагогика, 1999. – 309с.

3. Згурская П.Л. Знакомим с окружающим миром//Дошкольное воспитание. – 2004. - №1. – С. 52-58.

4. Маневцова Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. – Санкт-Петербург: Детство-ПРЕСС, 2008. – 312с.

5. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. – М.: Просвещение, 1989. – 264с.

6. Михайлова Е.Н., Уткина Л.А. Зимняя прогулка//Дошкольное воспитание. – 2002. - №1. – С. 32-36.

7. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Карапуз, 2000. – 316с.

8. Рыжова Н.А. Почва – живая земля. – М.: Карапуз, 2005. – 273с.

9. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. – М.: Карапуз, 2005. – 258с.

10. Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1983. – 318с.

11. Федосеева Т.Г. Организация деятельности уголка природы. – Волгоград: Корифей, 2009. – 298с.

12. Шнайдер Р.Е. Иди за мной//Ребенок в детском саду. – 2004. - №4. – С.43- 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»

Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»...

«Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»

Консультация для педагогов  «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»...

Консультация "Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой"

Целью своей педагогической идеи я обозначила овладение детьми речью как средством общения и культуры.Средством реализации является ознакомление с природой в разных видах деятельности....

"Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой"

quot;Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой" - доклад на педсовете...

Сообщение на ГМО для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомления с природой"

Великий педагог В. Сухомлинский справедливо подчеркивал необходимость введения детей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый их шаг был «путешестви...

«Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»

laquo;Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»...