Система работы
методическая разработка на тему

Муртазаева Аревик Суреновна

«Игровая деятельность – процесс формирования нравственной личности».

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Система работы

«Игровая деятельность – процесс формирования нравственной личности».

Детство - это уникальный период развития личности на каждой возрастной стадии,  в котором необходимо обогащение содержания образовательной деятельности в дошкольном возрасте. Новое время диктует новые условия. Меняется мир, меняются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Я считаю, что главная причина лежит в самой личности педагога, необходима активизация творческого потенциала воспитателя. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую личность. Очень важно повышать свой профессионализм, работая над тем, чтобы образовательная деятельность была мотивированной. Воспитатель должен привыкнуть к демократическому стилю общения с детьми, советоваться с ними, беседовать по душам на разные темы. В этом мне помогает игровая деятельность, она занимает особое место в деятельности дошкольника, которая создаётся самими детьми, это творческие, театрализованные, игры сотрудничества или сюжетно- ролевые игры. В играх дети воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.                                                        Основным достоинством игровой деятельности является то, что в ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребёнка более быстро и точно. Игра имеет в своей основе – воображаемую ситуацию. Она складывается из сюжета, ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры. Игровую деятельность развиваю по следующей схеме: сначала она осуществляется в совместной деятельности с воспитателем, затем в совместной деятельности со сверстниками и затем уже становится самостоятельной деятельностью. Чтобы вызвать у детей положительное восприятие длительной игры, необходимо позаботиться о начале игрового действия, в котором бы сразу возникла воображаемая ситуация, например разыгрывание игрового эпизода. Создание воображаемой ситуации является важнейшей основой начала сюжетно-ролевой игры, она развивает радость творчества.
Игра становится содержанием и формой организации жизни. Вся игровая деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования. Для организации игровой деятельности разработала перспективный план сюжетно – ролевых игр старшей группы (приложение 1). Но игра не является самой целью, а служит средством развития интереса к предмету, поэтому при ее организации я придерживаюсь следующих требований:                                — простота и точная формулировка правил игры;                                        — простота изготовления и использования дидактического материала;                — участие всех детей в игре;                                                                — справедливое и четкое подведение ее результатов.      

                                   

Моя задача — сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности к учебной деятельности, чтобы радость от игры перешла в радость учения. В этом помогают мне игры сотрудничества — это, с одной стороны, веселая, методически простая, занимательная форма работы с детьми, с другой — калейдоскоп игр, который очерчивает вполне определенную педагогическую позицию. Использование разработанной мною картотеки игр сотрудничества в повседневной образовательной деятельности дошкольника развивают навыки взаимодействия в группе, сплочение детского коллектива (приложение 2).  В играх сотрудничества  все побеждают и никто не проигрывает. Дети играют друг с другом, а не соперничают. Эти игры уничтожают боязнь неудачи и поражения, утверждают уверенность ребенка в самом себе. Игры сотрудничества предназначены как для работы с детьми, которые не имеют проблем, так и для тех детей, которые в силу своих личностных особенностей испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми. При помощи игр  обучаю детей участию и помощи другим, заботе о чувствах других, что очень тяжело добиться в нынешнее время. Игры сотрудничества развивают социальную адаптацию детей. Потребность ребенка в общении позволяет мне реализовать различные задачи, в частности нравственного воспитания, формирования общественных качеств личности.  При таком подходе дружеские проявления дошкольников приобретают по настоящему гуманную направленность, способствуют их сплоченности в игре. Я изучила уровни положительных взаимоотношений дошкольников в процессе игры, определила мотивы, лежащие в основе общения детей друг с другом, по следующим критериям:

  • ребенок умеет договариваться со сверстниками в процессе игровой деятельности;
  • работает сообща;
  • бережет и ценит работу товарища;
  • помогает товарищам по собственной инициативе;
  • помогает товарищу по его просьбе.

В улучшении организации игровой деятельности, учебно-воспитательной работы с детьми и повышении ее качества большую помощь мне оказывают технические средства обучения (ТСО). Я активно использую компьютер с мультимедийным проектором для метода демонстрации (приложение 3)  . В методе демонстрации применяю различные приемы:

  • Показ предметов - один из самых распространенных приемов необходимый в театрализованных, сюжетно – ролевых играх: дети

рассматривают атрибуты игры (кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда и др.);

  • Демонстрация фрагментов из фильмов, для разыгрывания эпизода игры, помогает детям представить те стороны действий и явлений игрового моменты, которые они не могут непосредственно воспринять.                                                        

Метод демонстрации делает учебный процесс более привлекательным. Словесные методы – один из наиболее эмоциональных методов обучения. Я имею возможность свободно общаться с детьми в процессе игры, замечать и учитывать их реакции. И считаю, что важным приемом этого метода является:                                                                                                        - Чтение  художественной литературы - основный помощник разыгрывания театрализованной игры. Чтение расширяет, обогащает знания детей об окружающем, формирует способности детей к восприятию и развитию игровой деятельности;                                                                        - Пересказ детей художественной литературы является целью развитие умений передавать образы с помощью средств интонационной и языковой выразительности; углублению понимания детьми героев литературного произведения, мотивов их поступков, состояний и настроений способствуют развитию сюжета. В результате расширяется словарный запас, развивается культура речи.                                                                                        Но самое главное я являюсь образцом литературно правильной, образной и выразительной речи, потому что мой рассказ - это живое, образное, эмоциональное изложение событий, содержащее фактический материал, который станет для детей средством самовыражения в процессе игровой деятельности.                                                                Практические методы обучения использую для познания действительности, формирования навыков и умений организовывать самостоятельно игровую деятельность по следующей схеме: совместная организация игрового момента; самостоятельно разработать правила игры; распределение ролей; принятие решения в изменившихся условиях. Во время их применения контролирую и регулирую процесс игровой деятельности, провожу качественное стимулирование детей, за их старание в игре. Важным, на мой взгляд, является стимулирование детей, в связи с этим появляется необходимость вновь обратиться к эмоциональному отношению воспитанников друг другу. Поскольку некоторые дети  равнодушны к переживаниям своих сверстников, надо было оживить, одухотворить их собственные переживания и чувства. Стараюсь через игровую деятельность научить детей видеть и чувствовать рядом с собой старания другого ребенка, ведь моя задача воспитать нравственность, умение выражать сочувствие и сопереживание.        

Однако не во всех случаях получала желаемого результата, но решение этих задач мне помогло активное мною партнерство с родителями. Необходима четкая система взаимодействия с родителями детей.  Работу с родителями условно разделила на две части.                                                                                   Первая часть включает анализ роли влияния положительного примера взрослых, жизненного принципа, компетентности, культуры.  Использовала общепринятые методы – анкетирование, беседа.                                 Вторая часть включает практическую  деятельность, в которой применяю коллективные – родительские собрания, в которых организую совместные игры детей с родителями в детском саду (приложение 4). Родители в ходе игры имеют возможность понаблюдать за жизнью своего ребенка в группе, увидеть и разделить с ним успехи. Игры создает благоприятную атмосферу на родительском собрании.                                                                         В результате  привлекаю внимание родителей к детской игре как деятельности, которая наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в познавательном и эмоциональном общении с взрослым и сверстниками. Развитие добрых чувств должно начинаться с раннего возраста ребенка под руководством педагога и родителей. Разработанная мною система работы, в которой я применяю игровую деятельность, позволила воспитать уважительное отношение к окружающим, умение принимать участие в коллективных делах, наладить отношения детей со сверстниками, подготовила их к сотрудничеству, в котором все делают одно общее дело. Игровая деятельность способствует объединению детей, побуждает договариваться и согласовывать свои действия, становятся сплоченнее, дружнее.  Я рада, что у меня, есть возможность воспитать свободную, добрую, творческую, нравственную личность, через игровую деятельность, осознающую свою необходимость в современном мире, жить в нем в радости и любви!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по сохранению и укреплению Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей в детском саду "Кирпичики"

Современное  состояние  общества,  высочайшие  темпы  его  развития    представляют  всё  новые,   более  высокие  требования...

Система работы по развитию у детей знаний о космосе, о строении Солнечной системы, планетах.

Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет ...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, является одно...

Описание системы работы "ДОУ как открытая социальная система"

Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как одного из главного акцентного направления дошкольного образования. Идея социального пар...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Специфика системы раннего развития детей от рождения до 3 лет (описание системы работы)

Создание условий для развития познавательной активности ребенка. Игры и пособия для развития сенсомоторики детей дошкольного возраста....

Описание системы работы "Использование интерактивной системы для создания анимационных истроий"

В данной публикации я рассказываю осистеме работы с детьми по созданию анимационных историй....