Нравственно-гражданское воспитание дошкольников
статья на тему
Воспитание начал гражданственности – одна из важнейших составляющих нравственного воспитания дошкольников. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, любви к родному городу, дому необходимо правильно сформировать в ребенке чувство любви и уважения к окружающим его людям, семье, друзьям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harskaya_v.m._nravstvenno-grazhdanskoe_vospitanie_doshkolnikov.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственно-гражданское воспитание дошкольников.
Харская Вера Михайловна.
Воспитатель I квалификационной категории
МДОУ ЦРР д/с 455 г.о. Самара
443051, г. Самара, ул. Свободы, д. 196
8-908-410-68-46
Нравственно-гражданское воспитание дошкольников.
Воспитание начал гражданственности – одна из важнейших составляющих нравственного воспитания дошкольников. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, любви к родному городу, дому необходимо правильно сформировать в ребенке чувство любви и уважения к окружающим его людям, семье, друзьям.
Для достижения этих целей необходим комплексный подход и взаимодействие многих образовательных областей, таких как Познание, Социализация, Безопасность, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Художественное творчество. Таким образом, задачей педагога и родителей становится сформировать у ребенка целостную картину мира, получить разнообразные впечатления о предметах окружающего мира.
При реализации этих целей и задач обязательно соблюдается принцип возрастной градации. Одно и то же содержание по теме используется для работы в разных возрастных группах с большим или меньшим наполнением, соответственно возрастным особенностям.
На примере подготовительной группы мне хочется предложить педагогам ДОУ ознакомиться с опытом работы по нравственно-гражданскому воспитанию дошкольников.
В своей работе по данной проблеме выделяю следующие задачи:
- Формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
- Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице.
- Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
- Воспитание гражданских чувств через изучение государственной символики России.
- Воспитание интереса к народному творчеству, уважения к труду народных мастеров, гордости за богатую народными талантами Россию.
Планирование образовательной работы по нравственно-гражданскому воспитанию с детьми подготовительной группы (6-7 лет)
Тема НОД | Программное содержание | Совместная деятельность педагога и детей | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям | ||||
Родной город | Расширять и закреплять знания детей о родном городе, познакомить детей с историей возникновения города, воспитывать патриотические чувства к своей малой родине. | Беседа. Рассматривание иллюстраций, фото, открыток. | Продуктивная деятельность. Сюжетно-ролевые игры, строительные игры. | Создание коллажа «Самара – город мой родной». |
Волга – рекам Родины царица | Расширить представления детей о природном разнообразии и богатстве России, о Волге как главной реке России. Учить детей восхищаться красотой реки Волги, воспитывать чувство гордости за то, что мы живем на Волге. | Беседа. Рассматривание фотографий. Рассказывание из личного опыта. | Продуктивная деятельность. Игры. | Оформление стенгазеты «Как вылечить Волгу?» |
Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице | ||||
Раскинулась моя страна от севера до юга | Познакомить детей с историей государства, учить поддерживать непринужденную беседу. | Беседа. Рассматривание иллюстраций. Чтение детской литературы. | Слушание песен о Родине. | Подборка стихов и песен о Родине. |
Москва – столица России | Познакомить с достопримечательностями Москвы, ее памятными местами. Воспитывать любовь к столице России, закрепит знания об ее историческом прошлом ее улиц, площадей, происхождения названий. | Слушание гимна Москвы, песен о Москве. Беседа. Дидактические игры. | Рассматривание иллюстраций. Сюжетно-ролевые игры, строительные игры. | Викторина «Москва – столица России» |
Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким | ||||
Что такое дружба? | Продолжать учить доброжелательному и терпимому отношению к друг другу. Формировать понимание дружбы, создавая ее зримый образ – «портрет». Развивать системность мышления, воображение, творчество. | Беседа. Продуктивная деятельность. | Сюжетные игры. Слушание детских песенок. | Составление рассказа в картинках «Мой лучший друг» |
Мои достоинства - доброта | Снять агрессивность, тревожность, развить коммуникативные качества. Формировать желания поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами. Развивать способность понимать другого человека, сострадать, сопереживать, сочувствовать. Приучить детей к мысли, что без доброты трудно обходиться в любом обществе. Воспитывать стремление к добру в различных жизненных ситуациях | Беседа. Подвижные игры. Заучивание стихотворений о доброте. | Иллюстрирование пословиц о доброте, добрых людях, добрых поступках. | Оформление коллажа «Мои достоинства - доброта» |
Воспитание гражданских чувств через изучение государственной символики России | ||||
Символика страны – герб, флаг, гимн | Воспитывать уважение и чувство гордости по отношению к государственной символике России. Познакомить детей с изображением государственного герба и флага РФ, гимном России и правилами поведения, которых нужно придерживаться при его исполнении. | Беседа. Дидактические игры, упражнения. Рассматривание флага, герба. Слушание гимна. | Продуктивная деятельность. Сюжетно-ролевые игры. | Оформление стенда «Государственная символика РФ» |
Воспитание интереса к народному творчеству, уважения к труду народных мастеров, гордости за богатую народными талантами Россию | ||||
Знакомство с русским народно-прикладным искусством | Закрепить знания детей о видах народных декоративно-прикладных промыслах (дымке, гжели, городце, хохломе и т.д.), месте их формирования, особенности росписи. Воспитывать на народных традициях, прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев. | Беседа. Чтение стишков-потешек. рассматривание изделий народных мастеров. | Продуктивная деятельность. Сюжетно-ролевые игры. Подвижные игры. | Оформление выставки «Город мастеров» |
Русская народная игрушка | Обобщить знания о глиняных игрушках (дымковской, филимоновской). Рассказать об истории богородского промысла, о сергиево-посадских деревянных игрушках. Рассказать о самой популярной народной деревянной игрушке – матрешке. Продолжать воспитывать на народных традициях, углубить знания детей о народном творчестве. | Беседа. Отгадывание загадок. Чтение народных сказок. Рассматривание игрушек. | Продуктивная деятельность. Народные подвижные игры. | Оформление выставки «Русская народная игрушка» |
Конспект занятия по нравственному воспитанию
«Мои достоинства - доброта»
Цель:
- Снять агрессивность, тревожность, развить коммуникативные качества.
- Формировать желания поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами.
- Развивать способность понимать другого человека, сострадать, сопереживать, сочувствовать.
- Приучить детей к мысли, что без доброты трудно обходиться в любом обществе.
- Воспитывать стремление к добру в различных жизненных ситуациях.
Материал к занятию:
Сюжетные картины на тему «О хороших людях».
Словарная работа:
- Активизировать речь детей, обучать использовать добрые слова: добрый, прекрасный, хороший, замечательный.
- Учить правильно применять пословицы и поговорки.
Предварительная работа:
Чтение произведений В. Осеевой «Просто старушка», «До первого дождя»; А. Барто «Вовка - добрая душа»; Л.Н.Толстого «Котенок»; В.Катаева «Цветик - семицветик».
Ход занятия:
(Под лирическую музыку)
Воспитатель:
Настал день. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы всегда здоровы. Вдохните глубоко и с выдохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек.
Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
Вопросы к детям:
- Ребята как вы считаете для чего нужно хорошее настроение? (Ответы детей)
- А каким должен быть человек, чтобы с ним было приятно общаться?
- Давайте вспомним, какими мы бываем, когда у нас плохое настроение?
- А что нам может испортить настроение? Какие чувства?
- А нужно ли бороться с плохими качествами, такими как злоба, зависть, обида и т.д.?
- А как это надо делать?
- Всеем вместе ,будет легче бороться с этими качествами, но как это сделать?
Я предлагаю вам взяться за руки, встать рядом.
Собирались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
В.:У меня есть волшебный клубочек, он поможет вам объединиться.
Дидактическая игра «Волшебный клубочек»
Передавая клубочек друг другу, необходимо вспомнить и назвать добрые слова.
В.: Эта нить связала нас в единое целое. Каждый из нас значим и нужен. Ребята сегодня мы с вами поговорим о доброте, о добрых и плохих поступках. А кто из вас сможет объяснить, что значит быть добрым? (Ответы детей) Правильно ребята. Быть добрым, это не только говорить добрые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. Ребята мне бы хотелось послушать, как вы стараетесь сделать приятное, окружающим людям, родственникам, друзьям. (Ответы детей) Мне кажется вы немного устали, давайте передохнем и сделаем физкультминутку.
Физкультминутка:
Что за чудо - чудеса
Раз рука и два рука
Вот ладошка правая
Вот ладошка левая
И скажу, вам, не тая
Руки всем нужны друзья!
Сильные руки не бросятся в драку
Добрые руки погладят собаку
Умные руки умеют лечить
Чуткие руки умеют дружить.
В.: В жизни мы попадаем в различные ситуации и нужно быстро принять единственно правильное решение.
Разбор жизненных ситуаций «А как поступишь ты?».
- Петя принес в детский сад новую игрушку - самосвал. Всем детям хотелось поиграть в эту игрушку. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал в нее играть. Тогда Петя… Что сделал Петя? Почему? (Ответы детей)
В.: Если игрушка одна играем по очереди. Будь добрым, поделись с друзьями, вместе всегда веселее.
- Саша потерял варежки и на прогулке у него сильно замерзли руки. Тогда дети… Что сделали дети? (Ответы детей)
В.: Если кто-то попал в беду - помоги сам или позови взрослых. Переложив свою энергию на помощь ближнему, вы выигрываете вдвойне. Сделайте доброе дело и избавитесь от плохого настроения, ибо творить добро - всегда приятно. А как бы поступил ты? (Ответы детей)
- В автобус вошел мальчик и сел на свободное место. А как бы поступил ты? (Ответы детей)
В.: Пожилым людям и малышам нужно уступать место.
- В группу детского сада вошла воспитательница из другой группы, поздоровалась. А как бы поступили вы? Что бы вы ей предложили?
- Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько часов сейчас?». Он сделал три ошибки, какие? (Ответы детей)
В.: Вы правильно сейчас говорили о доброте, о хороших добрых поступках. Но надо не только говорить о них, но еще и совершать их.
В.: А сейчас давайте вспомним литературные произведения В. Осеевой, Л. Н. Толстого, В. Катаева, которые мы с вами прочитали и из которых узнали о добрых поступка героев. Мне бы хотелось, чтобы вы проанализировали поведение этих детей, их поступки и выразили свое отношение к ним. Как бы вы поступили на их месте? (Ответы детей)
- Из рассказа В. Осеевой «До первого дождя» мы узнали о жадной девочке, которая не хотела укрыть подружку своим плащом, чтобы та не промокла под дождем. Я считаю, что она поступила очень плохо, и на ее месте я никогда бы так не поступила и сделала бы все, чтобы выручить своего товарища.
- Из рассказа Л.Н. Толстого «Котенок» мы узнали о хорошем поступке мальчика Васи, который не побоялся больших злых собак и спас своего котенка.
- Из рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» Мы узнали о мальчике Павлике. Павлик был грубым, капризным, невежливым мальчиком, но он изменил свое поведение ,стал лучше относился к окружающим его людям. Начал использовать слово - «пожалуйста». И его семья начала лучше к нему относиться, по-доброму.
- Из сказки В. Катаева «Цветик - семицветик» Мы узнали о доброй и немного рассеянной девочке Жене. Сначала она загадывала желания какие-то жадные (например, об игрушках). Но последнее ее желание оказалось самым добрым, потому что она помогла мальчику стать здоровым.
В.: Да, ребята! Вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее, лучше, чище душой. И я очень рада, что вы поняли основной смысл данных произведений и эти знания пригодятся вам в вашей жизни. Ребята, давайте вспомним правила любящего сердца, правила добрых дел.
Дидактическое упражнение «Любящее сердце»
Дети передают сердце - игрушку из рук в руки и говорят пожелания, наставления друг другу. Если дети затрудняются, воспитатель дополняет их ответы. После обобщаются ответы и выводятся законы любящего сердца.
Законы любящего сердца
- Любящее сердце поступает так, чтобы сделать как можно больше добра многим людям;
- Не твори добро на показ;
- Не утаивай в сердце злобу;
- Старайся искоренять плохие привычки;
- Не проходи с равнодушием мимо человеческой беды, горя, отчаяния;
- Не обманывай и не позволяй обманывать других;
- Дал слово - старайся его исполнить, не нарушай обещания;
- Утешай в печали, болезнях;
- Никогда не произноси дурных слов, оскорбляющих душу человека;
- Не капризничай, твой каприз может испортить настроение другим, причинить им беспокойство;
- Не радуйся лжи, а радуйся истине.
В.: Давайте в жизни не будем забывать, эти правила, и будем вести себя по- доброму. Ребята, а какие пословицы и поговорки вы знаете о доброте?
- Добрая слава бежит, а худая лежит;
- Добро творить себя веселить;
- Доброму слову и добрая слава;
- Добрая ссора лучше худого согласия;
- Добро не горит, не тонет;
- Добро не лихо - бродит тихо;
- Добро не умрет, а зло пропадет;
- Добро помним, а зло забываем;
- Доброе дело два века живет;
- Доброе дело само себя хвалит;
- Доброму человеку везде добро;
- Доброму слову - добрый ответ;
- Доброе братство лучше богатства.
В.: Дети, мы сегодня много говорили о добрых делах и поступках.
Я приготовила для вас очень красивые коробочки. Назовем эти коробочки - коробочками добрых дел. У каждого из вас будет своя коробочка. Эти коробочки не простые, так как в них хранятся добрые поступки и хорошие дела. Теперь каждое хорошее дело и добрый поступок мы будем отмечать фишками, складывая их в коробочку.
Когда неделя закончится, мы с вами посмотрим, в чьей коробочке больше фишек, кто из ребят совершил больше всех хороших дел, поступков.
Литература:
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Подготовительная группа) – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
- Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина: практическое пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2003
- Козлова Т.В. Права ребенка в семье и ответственность родителей за здоровое развитие детей. (Семья как единое правовое пространство всех ее членов и основа здорового развития детей): Методическое пособие. – Самара, 2005.
- Лопатина А., Скребцова М. Беседы о семье. – М.: «Амрита-Русь», 2004.
- Микляева Н.В., Лагутина Н.Ф. Содружество: программа взаимодействия семьи и детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
- Как научиться любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»)/ Авторы-составители: Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под. Ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
- Смирнова Т.В., Филлипова Т.Ю. Дошкольникам о Москве и родной стране. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
- Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Часть I, II. – М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2009.
- Я и мое поведение: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы.- Х.: Издательство «Ранок», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.
Практический материал по воспитанию культуры поведения дошкольников. Представлен в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с использованием метода музейной педагогики».
В этом сообщении представленно описание моей работы по самообразовании....
Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников
Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическом...
Педагогический совет на тему: «Формированию духовно-нравственных, гражданских и патриотических основ у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истокам русской истории»
Педагогический совет на тему: «Формированию духовно-нравственных, гражданских и патриотических основ у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истокам русской истории»...
Презентация к педагогическому совету «Формированию духовно-нравственных, гражданских и патриотических основ у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истокам русской истории»
Презентация к педагогическому совету «Формированию духовно-нравственных, гражданских и патриотических основ у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истокам русской истории...
«Духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание».
laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, обычаям, традициям, родной речи начинается с самого малого – с любви к своей семье, где любовь постепенно увеличивает свои объемы к истории Родины,...