«Духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание».
методическая разработка (подготовительная группа)
«Любовь к родному краю, родной культуре, обычаям, традициям, родной речи начинается с самого малого – с любви к своей семье, где любовь постепенно увеличивает свои объемы к истории Родины, её прошлому, настоящему и будущему».
Актуальность
В настоящее время, духовные ценности теряют свою актуальность.
Наше человечество начинают терять такие качества, как уважение, доброта и соучастие. Нам известно, что дошкольное детство это важный период в жизни ребенка. В период дошкольного детства формируются представления об окружающем мире, представления о семейной жизни и родном крае.
Очень сложно маленькому ребенку донести, что такое «патриотизм», «нравственность», «гражданство», «духовность». А так же формировать понятия: будь отзывчивым, добрым, не обманывай, не кради, уважай старших, помогай слабым и береги все то, что ты сейчас имеешь.
Нас уже сейчас должны волновать такие вопросы: «Как воспитать защитника Родины? », «Как воспитать личность?» и «Как воспитать патриота своей страны?».
Мы уже сейчас должны заложить храм души - это первый кирпичик фундамента. За которым можно продолжить дальнейшие строительство основания из таких кирпичиков как «духовность», «нравственность», «гражданство» и «патриотизм».
Мы взрослые должны дать детям более глубокие знания духовного богатства своего народа и освоения народной культуры, чтобы в дальнейшем мы видели патриотов и граждан нашей страны.
Именно в дошкольном возрасте, формируются высшие социальные чувства патриотизма.
Только взрослые способны привить любовь к Родине, к родному поселку, селу и городу, а так же к семье, к традициям своего народа и культуре.
Чувство Родины начинается с искорки, заложенной в душе ребенка. Хотя знания ещё не совсем осознаны, но они уже играют огромную роль в формировании личности патриота.
Следовательно, наше общество должно ставить перед собой задачу возрождение духовно нравственного - патриотического воспитания, которое невозможно воплотить, не усвоив культурно - исторический опыт своего народа.
Мы должны знать историю, народные традиции, обряды, язык, творчество народа, песни, чтобы сформировать творческую активность маленького гения и патриота страны.
Воспитание патриота своей Родины – это сложная ,ответственная задача.
«Духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание».
Цель: прививать ребенку любви к Родине, формировать желание и готовность защищать страну, и стремление совершенствовать её.
Задачи:
Прививание православной культуры и традиций.
Совершенствовать знания детей об истории России.
Знакомство с государственной системой управления (раньше были Князья, цари, вожди, председатели Президиума Верховного Совета СССР, а сейчас – президенты).
Поиск творческого потенциала ребенка, его духовность и нравственность.
Позитивное, гармоничное и гуманистическое развитие личности ребенка.
Формирование доброжелательного отношения к окружающему миру и людям.
Укрепление и защита психического, духовного и физического здоровья ребенка.
Воспитывать у детей чувство патриотизма, любовь к своей Родине, интерес к истории России.
Основными формами патриотического воспитания в ДОУ являются беседа, рассказ педагога, наблюдение, игра, прогулки, игры-занятия, музейные занятия, игры-путешествия, чтение художественной литературы и экскурсии.
Рассказ педагога - это самый распространенный методов патриотического воспитания, используемых на занятиях, в играх и в свободной беседе.
Где рассказ педагога обязательно имеет наглядное сопровождение это фотографии, репродукции, слайды, различные схемы и рисунки.
Такая предварительная подготовка выводит педагога на беседу.
Беседу с детьми можно продолжать только о том, о чем есть у детей конкретные представления.
Для того, чтобы углублять и расширять знания детей о родном крае, не обходимо планировать экскурсии в «Краеведческий музей».
Перед этим педагогу не обходимо выбрать тему, поставить цель и задачи.
В музее воссоздан быт наших прабабушек и прадедушек: здесь есть русская печь, самовар, сундук, чугунок, лавки, прялка, образцы материалов льна и шерсти, вышитые салфетки, тканые половики, полотенца и многие другие предметы старинного быта.
Дети с помощью таких экскурсии узнают назначение предметов старины и их использование.
Большое значение для детей имею игры - путешествия, где выбираем так же тему, ставим цели и задачи.
На примере нашего поселка Октябрьское. Мы можем отправиться в прошлое поселка, по улицам поселка, где в каждом путешествии должны присутствовать разные игры и продуктивная деятельность. Мы рисуем, лепим, делаем поделки и коллажи.
В период дошкольного детства мы реализуем принцип интеграции, который создает детское сообщество. Дети старшего возраста готовят подарки младшим дошкольникам и взрослым.
Экскурсии по поселку должны проходить в тесном сотрудничестве с музеем, библиотеками и церковью, так как дети должны получать точные знания о родном крае и стране.
Для этого педагог составляет тематический план, в котором указывает тематическую неделю и социальное партнерство с музеем и библиотеками. Такая совместная партнерская работа помогает дошкольникам познать красоту родного края, многообразие животного мира, традиции и обычаи, а так же культуру родной местности.
Увидев разнообразие экспозиции, ребенок делится впечатлениями с другом, с родителями, воспитателем, что способствует, формирует эмоционально-ценностное отношение к родному краю.
Важно в работе с детьми использовать прием сравнения, который необходим на занятиях, в различных играх и беседах.
На примере нашего родного края, дети сравнивают природу нашего севера и юга России.
А так же дети знакомятся с трудом людей, учатся сравнивать труд и находят отличия.
Игра в патриотическом воспитании является ведущим видом деятельности дошкольников, которая способствует запуску познавательных процессов.
В воспитании юного патриота должны прослеживаться все виды игр на разную тематику: музыкальные, дидактические, творческие, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные.
Дети очень любят сюжетные игры, такие как «Семья», «Парикмахер», «Доктор», «Фотограф», «Поселок будущего» и другие игры.
Всем, нравятся игры и игровые упражнения, как: «Всё ли верно? Доскажи словечко», «Узнай по описанию», «Продолжи предложение», «Бывает – не бывает», «Небылицы в лицах» по мотивам сказок.
Любая тематическая неделя должна завершаться творческой выставкой, например: «Моя малая Родина», «Поселок моего детства», «Народы родного края», «Традиции ханты и манси», «Сказка ложь, да в ней намёк» , «Мои президент», «Моя Россия».
В процессе патриотического воспитания должна прослеживаться тесная работа с родителями.
Работа с родителями будет иметь следующие формы это анкетирование, консультации, семейные клубы, родительские собрания, участие в выставках, экскурсиях.
Родители помогают в сборе материалов по родному краю, воссоздании местных национально-культурных и трудовых традиций.
Заключение.
Подводя итоги, приходим к выводу, что мы просто обязаны знакомить детей дошкольного возраста с историческим прошлым нашей страны и родного края. Дети должны знать как положительные, так и отрицательные стороны истории, тем самым мы поспособствуем развитию у детей патриотизма, духовности, нравственности и гражданственности.
Слаженная, тесная, верная, систематическая, разнообразная работа и общие усилия семьи и детского сада, а также правильные поступки и действия взрослых приведут к положительным результатам.
Мы вырастим гражданина и патриота нашей страны.
Список литературы:
1. Вострухина Т.Н. "Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет" МТЦ Сфера 2011г.
2.Данилина Г.Н. «Дошкольнику - об истории и культуре России. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» М.: АРКТИ,2005
3.Иванова Т. В. « Система работы по воспитанию чувства патриотизма.».
Старшая группа. Волгоград: ИТД «Корифей»
4.Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 год» М.: АРКТИ,2004 год
5.Петрова В.И., Стульник Т.Д., « Нравственное воспитание в детском саду»
(Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет)
М.: Мозаика-Синтез, 2006
6.Позднякова Е.А. «Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении. Планирование, разработки занятий и мероприятий ».
Волгоград: Учитель,2008
7.Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. ,Попова Г.П. «Система патриотического воспитания в ДОУ».
Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рождественские чтения | 31.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Солнышко»
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП РОЖДЕСТВЕНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ
«Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека»
ДОКЛАД НА ТЕМУ
«Духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание».
Воспитатель
первой квалификационной категории
Михальченко А.Г.
пгт. Октябрьское
2022г.
«Любовь к родному краю, родной культуре, обычаям, традициям, родной речи начинается с самого малого – с любви к своей семье, где любовь постепенно увеличивает свои объемы к истории Родины, её прошлому, настоящему и будущему».
Актуальность
В настоящее время, духовные ценности теряют свою актуальность.
Наше человечество начинают терять такие качества, как уважение, доброта и соучастие. Нам известно, что дошкольное детство это важный период в жизни ребенка. В период дошкольного детства формируются представления об окружающем мире, представления о семейной жизни и родном крае.
Очень сложно маленькому ребенку донести, что такое «патриотизм», «нравственность», «гражданство», «духовность». А так же формировать понятия: будь отзывчивым, добрым, не обманывай, не кради, уважай старших, помогай слабым и береги все то, что ты сейчас имеешь.
Нас уже сейчас должны волновать такие вопросы: «Как воспитать защитника Родины? », «Как воспитать личность?» и «Как воспитать патриота своей страны?».
Мы уже сейчас должны заложить храм души - это первый кирпичик фундамента. За которым можно продолжить дальнейшие строительство основания из таких кирпичиков как «духовность», «нравственность», «гражданство» и «патриотизм».
Мы взрослые должны дать детям более глубокие знания духовного богатства своего народа и освоения народной культуры, чтобы в дальнейшем мы видели патриотов и граждан нашей страны.
Именно в дошкольном возрасте, формируются высшие социальные чувства патриотизма.
Только взрослые способны привить любовь к Родине, к родному поселку, селу и городу, а так же к семье, к традициям своего народа и культуре.
Чувство Родины начинается с искорки, заложенной в душе ребенка. Хотя знания ещё не совсем осознаны, но они уже играют огромную роль в формировании личности патриота.
Следовательно, наше общество должно ставить перед собой задачу возрождение духовно нравственного - патриотического воспитания, которое невозможно воплотить, не усвоив культурно - исторический опыт своего народа.
Мы должны знать историю, народные традиции, обряды, язык, творчество народа, песни, чтобы сформировать творческую активность маленького гения и патриота страны.
Воспитание патриота своей Родины – это сложная ,ответственная задача.
«Духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание».
Цель: прививать ребенку любви к Родине, формировать желание и готовность защищать страну, и стремление совершенствовать её.
Задачи:
Прививание православной культуры и традиций.
Совершенствовать знания детей об истории России.
Знакомство с государственной системой управления (раньше были Князья, цари, вожди, председатели Президиума Верховного Совета СССР, а сейчас – президенты).
Поиск творческого потенциала ребенка, его духовность и нравственность.
Позитивное, гармоничное и гуманистическое развитие личности ребенка.
Формирование доброжелательного отношения к окружающему миру и людям.
Укрепление и защита психического, духовного и физического здоровья ребенка.
Воспитывать у детей чувство патриотизма, любовь к своей Родине, интерес к истории России.
Основными формами патриотического воспитания в ДОУ являются беседа, рассказ педагога, наблюдение, игра, прогулки, игры-занятия, музейные занятия, игры-путешествия, чтение художественной литературы и экскурсии.
Рассказ педагога - это самый распространенный методов патриотического воспитания, используемых на занятиях, в играх и в свободной беседе.
Где рассказ педагога обязательно имеет наглядное сопровождение это фотографии, репродукции, слайды, различные схемы и рисунки.
Такая предварительная подготовка выводит педагога на беседу.
Беседу с детьми можно продолжать только о том, о чем есть у детей конкретные представления.
Для того, чтобы углублять и расширять знания детей о родном крае, не обходимо планировать экскурсии в «Краеведческий музей».
Перед этим педагогу не обходимо выбрать тему, поставить цель и задачи.
В музее воссоздан быт наших прабабушек и прадедушек: здесь есть русская печь, самовар, сундук, чугунок, лавки, прялка, образцы материалов льна и шерсти, вышитые салфетки, тканые половики, полотенца и многие другие предметы старинного быта.
Дети с помощью таких экскурсии узнают назначение предметов старины и их использование.
Большое значение для детей имею игры - путешествия, где выбираем так же тему, ставим цели и задачи.
На примере нашего поселка Октябрьское. Мы можем отправиться в прошлое поселка, по улицам поселка, где в каждом путешествии должны присутствовать разные игры и продуктивная деятельность. Мы рисуем, лепим, делаем поделки и коллажи.
В период дошкольного детства мы реализуем принцип интеграции, который создает детское сообщество. Дети старшего возраста готовят подарки младшим дошкольникам и взрослым.
Экскурсии по поселку должны проходить в тесном сотрудничестве с музеем, библиотеками и церковью, так как дети должны получать точные знания о родном крае и стране.
Для этого педагог составляет тематический план, в котором указывает тематическую неделю и социальное партнерство с музеем и библиотеками. Такая совместная партнерская работа помогает дошкольникам познать красоту родного края, многообразие животного мира, традиции и обычаи, а так же культуру родной местности.
Увидев разнообразие экспозиции, ребенок делится впечатлениями с другом, с родителями, воспитателем, что способствует, формирует эмоционально-ценностное отношение к родному краю.
Важно в работе с детьми использовать прием сравнения, который необходим на занятиях, в различных играх и беседах.
На примере нашего родного края, дети сравнивают природу нашего севера и юга России.
А так же дети знакомятся с трудом людей, учатся сравнивать труд и находят отличия.
Игра в патриотическом воспитании является ведущим видом деятельности дошкольников, которая способствует запуску познавательных процессов.
В воспитании юного патриота должны прослеживаться все виды игр на разную тематику: музыкальные, дидактические, творческие, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные.
Дети очень любят сюжетные игры, такие как «Семья», «Парикмахер», «Доктор», «Фотограф», «Поселок будущего» и другие игры.
Всем, нравятся игры и игровые упражнения, как: «Всё ли верно? Доскажи словечко», «Узнай по описанию», «Продолжи предложение», «Бывает – не бывает», «Небылицы в лицах» по мотивам сказок.
Любая тематическая неделя должна завершаться творческой выставкой, например: «Моя малая Родина», «Поселок моего детства», «Народы родного края», «Традиции ханты и манси», «Сказка ложь, да в ней намёк» , «Мои президент», «Моя Россия».
В процессе патриотического воспитания должна прослеживаться тесная работа с родителями.
Работа с родителями будет иметь следующие формы это анкетирование, консультации, семейные клубы, родительские собрания, участие в выставках, экскурсиях.
Родители помогают в сборе материалов по родному краю, воссоздании местных национально-культурных и трудовых традиций.
Заключение.
Подводя итоги, приходим к выводу, что мы просто обязаны знакомить детей дошкольного возраста с историческим прошлым нашей страны и родного края. Дети должны знать как положительные, так и отрицательные стороны истории, тем самым мы поспособствуем развитию у детей патриотизма, духовности, нравственности и гражданственности.
Слаженная, тесная, верная, систематическая, разнообразная работа и общие усилия семьи и детского сада, а также правильные поступки и действия взрослых приведут к положительным результатам.
Мы вырастим гражданина и патриота нашей страны.
Список литературы:
1. Вострухина Т.Н. "Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет" МТЦ Сфера 2011г.
2.Данилина Г.Н. «Дошкольнику - об истории и культуре России. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» М.: АРКТИ,2005
3.Иванова Т. В. « Система работы по воспитанию чувства патриотизма.».
Старшая группа. Волгоград: ИТД «Корифей»
4.Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 год» М.: АРКТИ,2004 год
5.Петрова В.И., Стульник Т.Д., « Нравственное воспитание в детском саду»
(Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет)
М.: Мозаика-Синтез, 2006
6.Позднякова Е.А. «Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении. Планирование, разработки занятий и мероприятий ».
Волгоград: Учитель,2008
7.Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. ,Попова Г.П. «Система патриотического воспитания в ДОУ».
Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«О ходе реализации в дошкольных учреждениях программ, направленных на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей».
Анализ методиста управления образования реализации в дошкольных учреждениях района программ, направленных на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей. Анализ представлен на за...
Фотоотчёты о проведении мероприятий по духовно-нравственному и нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Представляю Вашему вниманию презентацию к докладу из опыта работы на тему: "Духовно-нравственное, нравственно-патриотическое во...
«Духовно-нравственное и нравственно-патриотическое воспитание»
«Духовно-нравственное и нравственно-патриотическое воспитание»программа по духовно – нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста...
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ «Чем дальше в будущее входим, тем больше краем родным мы дорожим…»
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ«Чем дальше в будущее входим, тембольше краем родным мы дорожим…»Духовно-нравственное воспитание и...
«Духовно- нравственное и гражданско- патриотическое воспитание в образовательной организации»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13439910","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Семейные ценности, как основа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в социуме
Консультация для родителей Семейные ценности, как основа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в социуме...