«Духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание».
методическая разработка (подготовительная группа)

Михальченко Анна  Геннадьевна

«Любовь к родному краю, родной культуре, обычаям, традициям, родной речи начинается с самого малого – с любви к своей семье, где любовь постепенно увеличивает свои объемы к истории Родины, её прошлому, настоящему  и будущему».

 

Актуальность

 В настоящее время, духовные ценности теряют свою актуальность.

Наше человечество начинают терять такие качества, как уважение, доброта и соучастие. Нам известно, что дошкольное детство  это важный период в жизни ребенка. В период дошкольного детства формируются  представления  об  окружающем мире, представления о семейной жизни и родном крае.

Очень сложно маленькому ребенку донести, что такое «патриотизм», «нравственность», «гражданство», «духовность». А так же формировать понятия: будь отзывчивым, добрым, не обманывай, не кради, уважай старших, помогай слабым и береги все то, что ты сейчас имеешь.

Нас  уже сейчас должны волновать такие вопросы: «Как воспитать защитника Родины? », «Как воспитать личность?» и «Как воспитать патриота своей страны?».

Мы уже сейчас должны заложить храм души - это первый кирпичик фундамента. За которым можно продолжить дальнейшие строительство основания  из таких кирпичиков как «духовность», «нравственность», «гражданство» и «патриотизм».

Мы взрослые должны дать детям более глубокие знания  духовного богатства своего народа и освоения народной культуры, чтобы в дальнейшем мы видели патриотов и граждан нашей страны.

Именно в дошкольном возрасте, формируются высшие социальные чувства патриотизма.

Только  взрослые способны привить любовь к Родине, к родному поселку, селу и городу, а так же к семье, к традициям своего народа и  культуре.

Чувство Родины начинается с искорки, заложенной в душе ребенка. Хотя знания ещё не совсем осознаны, но они уже играют огромную роль в формировании личности патриота.

Следовательно, наше общество должно ставить перед собой задачу возрождение духовно нравственного - патриотического воспитания, которое невозможно воплотить, не усвоив культурно - исторический опыт своего народа.

Мы должны знать историю, народные традиции, обряды, язык, творчество народа, песни, чтобы сформировать творческую активность маленького гения и патриота страны.

Воспитание патриота своей Родины – это сложная ,ответственная  задача.

«Духовно-нравственное, гражданское  и патриотическое воспитание».

Цель: прививать ребенку любви к Родине, формировать желание и готовность защищать страну, и стремление совершенствовать её.

Задачи:

Прививание православной культуры и традиций.

Совершенствовать знания детей об истории России.

Знакомство  с   государственной системой управления (раньше были Князья, цари, вожди, председатели Президиума Верховного Совета СССР, а сейчас – президенты).

Поиск творческого потенциала ребенка, его духовность и нравственность.

Позитивное, гармоничное и  гуманистическое развитие личности ребенка.

Формирование доброжелательного отношения к окружающему миру и людям.

Укрепление и защита  психического, духовного и  физического здоровья ребенка.

Воспитывать у детей чувство патриотизма, любовь к своей Родине, интерес к истории России.

Основными формами патриотического воспитания в ДОУ являются беседа, рассказ педагога, наблюдение, игра, прогулки, игры-занятия, музейные занятия, игры-путешествия, чтение художественной литературы и экскурсии.

Рассказ педагога - это самый распространенный  методов патриотического воспитания, используемых на занятиях, в играх и в свободной беседе.

Где  рассказ педагога обязательно имеет наглядное сопровождение это  фотографии, репродукции, слайды, различные схемы и рисунки.

Такая предварительная подготовка выводит педагога на беседу.

Беседу с детьми можно продолжать  только о том, о чем есть у детей  конкретные представления.

Для того, чтобы углублять и расширять знания детей о родном крае, не обходимо планировать  экскурсии в «Краеведческий музей».

Перед этим педагогу не обходимо выбрать тему, поставить цель и задачи.

В музее  воссоздан быт наших прабабушек и прадедушек:  здесь есть русская печь,  самовар, сундук, чугунок, лавки, прялка,  образцы материалов льна и шерсти, вышитые салфетки, тканые половики, полотенца и многие другие предметы старинного быта.

Дети с помощью таких экскурсии узнают назначение предметов старины и их использование.

Большое значение для детей имею игры - путешествия, где выбираем так же тему, ставим цели и задачи.

На примере нашего  поселка Октябрьское.  Мы можем отправиться  в прошлое поселка,  по  улицам поселка, где  в каждом путешествии должны присутствовать разные игры  и  продуктивная деятельность. Мы рисуем, лепим, делаем поделки и коллажи.

В период дошкольного детства мы реализуем принцип интеграции, который создает детское сообщество. Дети  старшего возраста готовят подарки младшим дошкольникам и взрослым.

Экскурсии по поселку должны проходить в тесном сотрудничестве с музеем, библиотеками и церковью, так как дети должны получать точные знания о родном крае и стране.

Для этого педагог составляет тематический план, в котором  указывает  тематическую неделю и социальное партнерство с музеем и библиотеками. Такая совместная  партнерская работа помогает дошкольникам познать красоту родного края, многообразие животного мира, традиции и обычаи, а так же культуру родной местности.

Увидев разнообразие  экспозиции, ребенок  делится впечатлениями с другом, с родителями, воспитателем, что способствует, формирует эмоционально-ценностное отношение к родному краю.

Важно в работе с детьми  использовать прием сравнения, который необходим на занятиях, в различных играх  и беседах.

На примере нашего родного края, дети сравнивают природу нашего севера и юга России.

А так же дети знакомятся с трудом людей, учатся сравнивать труд и находят отличия.

Игра в  патриотическом воспитании является ведущим видом деятельности дошкольников, которая способствует запуску познавательных процессов.

В воспитании юного патриота должны прослеживаться все виды игр на разную тематику: музыкальные, дидактические, творческие, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные.

Дети очень любят сюжетные игры, такие  как  «Семья», «Парикмахер», «Доктор», «Фотограф», «Поселок будущего» и  другие игры.

Всем, нравятся игры и игровые упражнения, как: «Всё ли верно? Доскажи словечко», «Узнай по описанию», «Продолжи предложение», «Бывает – не бывает», «Небылицы в лицах» по мотивам сказок.

Любая  тематическая  неделя должна завершаться творческой выставкой, например: «Моя малая Родина», «Поселок моего детства», «Народы родного края»,  «Традиции ханты и манси», «Сказка ложь, да в ней намёк» , «Мои президент»,  «Моя Россия».

В процессе патриотического воспитания должна прослеживаться тесная работа с родителями.

Работа с родителями будет иметь следующие формы это анкетирование, консультации, семейные клубы, родительские собрания, участие в выставках, экскурсиях.

Родители  помогают в сборе  материалов по родному краю, воссоздании местных национально-культурных и трудовых традиций.

Заключение.

Подводя итоги, приходим к выводу, что мы просто обязаны знакомить детей дошкольного возраста с историческим прошлым нашей страны и родного края. Дети должны знать как положительные, так и отрицательные стороны истории, тем самым мы поспособствуем развитию у детей патриотизма, духовности, нравственности и гражданственности.

Слаженная, тесная, верная, систематическая, разнообразная  работа и общие усилия семьи и детского сада, а также правильные поступки и действия взрослых приведут к положительным результатам.

Мы вырастим гражданина и патриота нашей страны.

Список литературы:

1. Вострухина Т.Н. "Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет" МТЦ Сфера 2011г.

2.Данилина Г.Н.  «Дошкольнику - об истории и культуре России. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» М.: АРКТИ,2005

3.Иванова Т. В. « Система работы по воспитанию чувства патриотизма.».

Старшая группа. Волгоград: ИТД «Корифей»

4.Маханева М.Д.  «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 год» М.: АРКТИ,2004 год

5.Петрова В.И., Стульник Т.Д., « Нравственное воспитание в детском саду»

(Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет)

М.: Мозаика-Синтез, 2006

6.Позднякова Е.А.  «Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении. Планирование, разработки занятий и мероприятий ».

Волгоград: Учитель,2008

7.Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. ,Попова Г.П. «Система патриотического воспитания в ДОУ».

Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рождественские чтения31.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Солнышко»

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП РОЖДЕСТВЕНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ

«Глобальные вызовы  современности  и духовный выбор человека»

ДОКЛАД НА ТЕМУ

«Духовно-нравственное, гражданское  и патриотическое воспитание».

                                            Воспитатель

                                                               первой  квалификационной категории

                                                                     Михальченко  А.Г.

пгт. Октябрьское

2022г.

«Любовь к родному краю, родной культуре, обычаям, традициям, родной речи начинается с самого малого – с любви к своей семье, где любовь постепенно увеличивает свои объемы к истории Родины, её прошлому, настоящему  и будущему».

Актуальность

 В настоящее время, духовные ценности теряют свою актуальность.

Наше человечество начинают терять такие качества, как уважение, доброта и соучастие. Нам известно, что дошкольное детство  это важный период в жизни ребенка. В период дошкольного детства формируются  представления  об  окружающем мире, представления о семейной жизни и родном крае.

Очень сложно маленькому ребенку донести, что такое «патриотизм», «нравственность», «гражданство», «духовность». А так же формировать понятия: будь отзывчивым, добрым, не обманывай, не кради, уважай старших, помогай слабым и береги все то, что ты сейчас имеешь.

Нас  уже сейчас должны волновать такие вопросы: «Как воспитать защитника Родины? », «Как воспитать личность?» и «Как воспитать патриота своей страны?».

Мы уже сейчас должны заложить храм души - это первый кирпичик фундамента. За которым можно продолжить дальнейшие строительство основания  из таких кирпичиков как «духовность», «нравственность», «гражданство» и «патриотизм».

Мы взрослые должны дать детям более глубокие знания  духовного богатства своего народа и освоения народной культуры, чтобы в дальнейшем мы видели патриотов и граждан нашей страны.

Именно в дошкольном возрасте, формируются высшие социальные чувства патриотизма.

Только  взрослые способны привить любовь к Родине, к родному поселку, селу и городу, а так же к семье, к традициям своего народа и  культуре.

Чувство Родины начинается с искорки, заложенной в душе ребенка. Хотя знания ещё не совсем осознаны, но они уже играют огромную роль в формировании личности патриота.

Следовательно, наше общество должно ставить перед собой задачу возрождение духовно нравственного - патриотического воспитания, которое невозможно воплотить, не усвоив культурно - исторический опыт своего народа.

Мы должны знать историю, народные традиции, обряды, язык, творчество народа, песни, чтобы сформировать творческую активность маленького гения и патриота страны.

Воспитание патриота своей Родины – это сложная ,ответственная  задача.

«Духовно-нравственное, гражданское  и патриотическое воспитание».

Цель: прививать ребенку любви к Родине, формировать желание и готовность защищать страну, и стремление совершенствовать её.

Задачи:

Прививание православной культуры и традиций.

Совершенствовать знания детей об истории России.

Знакомство  с   государственной системой управления (раньше были Князья, цари, вожди, председатели Президиума Верховного Совета СССР, а сейчас – президенты).

Поиск творческого потенциала ребенка, его духовность и нравственность.

Позитивное, гармоничное и  гуманистическое развитие личности ребенка.

Формирование доброжелательного отношения к окружающему миру и людям.

Укрепление и защита  психического, духовного и  физического здоровья ребенка.

Воспитывать у детей чувство патриотизма, любовь к своей Родине, интерес к истории России.

Основными формами патриотического воспитания в ДОУ являются беседа, рассказ педагога, наблюдение, игра, прогулки, игры-занятия, музейные занятия, игры-путешествия, чтение художественной литературы и экскурсии.

Рассказ педагога - это самый распространенный  методов патриотического воспитания, используемых на занятиях, в играх и в свободной беседе.

Где  рассказ педагога обязательно имеет наглядное сопровождение это  фотографии, репродукции, слайды, различные схемы и рисунки.

Такая предварительная подготовка выводит педагога на беседу.

Беседу с детьми можно продолжать  только о том, о чем есть у детей  конкретные представления.

Для того, чтобы углублять и расширять знания детей о родном крае, не обходимо планировать  экскурсии в «Краеведческий музей».

Перед этим педагогу не обходимо выбрать тему, поставить цель и задачи.

В музее  воссоздан быт наших прабабушек и прадедушек:  здесь есть русская печь,  самовар, сундук, чугунок, лавки, прялка,  образцы материалов льна и шерсти, вышитые салфетки, тканые половики, полотенца и многие другие предметы старинного быта.

Дети с помощью таких экскурсии узнают назначение предметов старины и их использование.

Большое значение для детей имею игры - путешествия, где выбираем так же тему, ставим цели и задачи.

На примере нашего  поселка Октябрьское.  Мы можем отправиться  в прошлое поселка,  по  улицам поселка, где  в каждом путешествии должны присутствовать разные игры  и  продуктивная деятельность. Мы рисуем, лепим, делаем поделки и коллажи.

В период дошкольного детства мы реализуем принцип интеграции, который создает детское сообщество. Дети  старшего возраста готовят подарки младшим дошкольникам и взрослым.

Экскурсии по поселку должны проходить в тесном сотрудничестве с музеем, библиотеками и церковью, так как дети должны получать точные знания о родном крае и стране.

Для этого педагог составляет тематический план, в котором  указывает  тематическую неделю и социальное партнерство с музеем и библиотеками. Такая совместная  партнерская работа помогает дошкольникам познать красоту родного края, многообразие животного мира, традиции и обычаи, а так же культуру родной местности.

Увидев разнообразие  экспозиции, ребенок  делится впечатлениями с другом, с родителями, воспитателем, что способствует, формирует эмоционально-ценностное отношение к родному краю.

Важно в работе с детьми  использовать прием сравнения, который необходим на занятиях, в различных играх  и беседах.

На примере нашего родного края, дети сравнивают природу нашего севера и юга России.

А так же дети знакомятся с трудом людей, учатся сравнивать труд и находят отличия.

Игра в  патриотическом воспитании является ведущим видом деятельности дошкольников, которая способствует запуску познавательных процессов.

В воспитании юного патриота должны прослеживаться все виды игр на разную тематику: музыкальные, дидактические, творческие, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные.

Дети очень любят сюжетные игры, такие  как  «Семья», «Парикмахер», «Доктор», «Фотограф», «Поселок будущего» и  другие игры.

Всем, нравятся игры и игровые упражнения, как: «Всё ли верно? Доскажи словечко», «Узнай по описанию», «Продолжи предложение», «Бывает – не бывает», «Небылицы в лицах» по мотивам сказок.

Любая  тематическая  неделя должна завершаться творческой выставкой, например: «Моя малая Родина», «Поселок моего детства», «Народы родного края»,  «Традиции ханты и манси», «Сказка ложь, да в ней намёк» , «Мои президент»,  «Моя Россия».

В процессе патриотического воспитания должна прослеживаться тесная работа с родителями.

Работа с родителями будет иметь следующие формы это анкетирование, консультации, семейные клубы, родительские собрания, участие в выставках, экскурсиях.

Родители  помогают в сборе  материалов по родному краю, воссоздании местных национально-культурных и трудовых традиций.

Заключение.

Подводя итоги, приходим к выводу, что мы просто обязаны знакомить детей дошкольного возраста с историческим прошлым нашей страны и родного края. Дети должны знать как положительные, так и отрицательные стороны истории, тем самым мы поспособствуем развитию у детей патриотизма, духовности, нравственности и гражданственности.

Слаженная, тесная, верная, систематическая, разнообразная  работа и общие усилия семьи и детского сада, а также правильные поступки и действия взрослых приведут к положительным результатам.

Мы вырастим гражданина и патриота нашей страны.

 

 

Список литературы:

1. Вострухина Т.Н. "Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет" МТЦ Сфера 2011г.

2.Данилина Г.Н.  «Дошкольнику - об истории и культуре России. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» М.: АРКТИ,2005

3.Иванова Т. В. « Система работы по воспитанию чувства патриотизма.».

Старшая группа. Волгоград: ИТД «Корифей»

4.Маханева М.Д.  «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 год» М.: АРКТИ,2004 год

5.Петрова В.И., Стульник Т.Д., « Нравственное воспитание в детском саду»

(Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет)

М.: Мозаика-Синтез, 2006

6.Позднякова Е.А.  «Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении. Планирование, разработки занятий и мероприятий ».

Волгоград: Учитель,2008

7.Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. ,Попова Г.П. «Система патриотического воспитания в ДОУ».

Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«О ходе реализации в дошкольных учреждениях программ, направленных на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей».

Анализ методиста управления образования реализации в дошкольных учреждениях района программ, направленных на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей. Анализ представлен на за...

Фотоотчёты о проведении мероприятий по духовно-нравственному и нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Представляю  Вашему  вниманию  презентацию  к  докладу   из  опыта  работы  на  тему: "Духовно-нравственное,  нравственно-патриотическое  во...

«Духовно-нравственное и нравственно-патриотическое воспитание»

«Духовно-нравственное и нравственно-патриотическое воспитание»программа по духовно – нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста...

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ «Чем дальше в будущее входим, тем больше краем родным мы дорожим…»

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ«Чем дальше в будущее входим, тембольше краем родным мы дорожим…»Духовно-нравственное воспитание и...

«Духовно- нравственное и гражданско- патриотическое воспитание в образовательной организации»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13439910","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Семейные ценности, как основа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в социуме

Консультация для родителей Семейные ценности, как основа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в социуме...