Протокол наблюдения за коммуникативной сферой дошкольника
учебно-методический материал на тему

Протокол наблюдения за коммуникативной сферой дошкольника

Скачать:


Предварительный просмотр:

Протокол наблюдения. Коммуникативная сфера дошкольника.

Ф.И. ребенка                                                      Группа

Интерес к сверстнику

ребенок не смотрит на сверстника, не замечает его;

ребенок иногда поглядывает на сверстника, внимание не устойчиво, быстро переключается на другой предмет, не проявляет интерес к деятельности сверстника;

ребенок обращает внимание на сверстника, с любопытством наблюдает за его действиями, но издалека, не решается приблизиться, сократить дистанцию (пассивная позиция);

ребенок сразу же замечает сверстника, приближается к нему, начинает внимательно рассматривать, трогать, сопровождает свои действия вокализациями, речью, не теряет интереса к сверстнику на протяжении длительного времени, не отвлекается.

Инициативность:

ребенок не обращается к сверстнику, не стремится привлечь его внимание;

ребенок первым не вступает во взаимодействие, начинает проявлять инициативу только после того, как сверстник проявил активность или с участием взрослого, чаще всего ждет инициативы сверстника (изредка поглядывает в глаза, не решаясь обратиться);

ребенок проявляет инициативу, но не всегда, действует неуверенно, инициативные обращения к сверстнику не отличаются настойчивостью, смотрит в глаза сверстнику, улыбается;

ребенок постоянно проявляет инициативу в общении, часто смотрит в глаза сверстнику, адресует ему улыбки, демонстрирует свои возможности, пытается вовлечь сверстника в совместные действия, проявляет ярко выраженную настойчивость в общении.

Чувствительность:

ребенок не отвечает на инициативу сверстника

ребенок реагирует на воздействия сверстника, но лишь изредка отвечает на них, не проявляет желания действовать совместно, не подстраивается под действия сверстника;

ребенок откликается на инициативу сверстника, стремится к взаимодействию, отвечает на воздействия сверстника, иногда стремится подстроиться по действия сверстника;

ребенок охотно откликается на все инициативные действия сверстника, активно подхватывает их, согласовывает свои действия с действиями сверстника, подражает его действиям.

Просоциальные действия

ребенок не обращается к сверстнику, не желает действовать с ним совместно, не реагирует на просьбы и предложения сверстника, не хочет ему помогать, отнимает игрушки, капризничает, сердится, не желает делиться;

ребенок сам не проявляет инициативы, но иногда откликается на предложения взрослого сделать что-нибудь вместе со сверстником (построить домик, поменяться игрушками), но предложение отдать игрушку сверстнику вызывает протест;

ребенок согласен играть со сверстником, иногда сам проявляет инициативу, но не во всех случаях, иногда делится игрушками, уступает их, откликается на предложение делать что-то совместно, не мешает сверстнику;

ребенок проявляет желание действовать совместно, сам предлагает сверстнику игрушки, учитывает его желания, помогает в чем-либо, стремится избегать конфликтов.

Избирательность в отношении к разным педагогам

не проявляется

проявляется

Включенность в деятельность группы

играет один (какое время дня)

наблюдает со стороны

играет избирательно

играет со всеми (вид игры, длительность)

Особенности аффективного и эмоционального поведения

психический тонус пассивный

психический тонус активный, требует динамичности

часто сниженное настроение

эмоциональный фон ровный, чуть повышен

чрезмерно повышенное настроение

Установление контакта

Быстро

Медленно

Навязчив

ненавязчив

Перечень признаков невротического поведения

много говорит;

неуравновешенность, беспокойство;

рассеянность;

чрезмерная утомляемость;

чрезмерная нерешительность.

игра руками, одеждой;

бегающий взгляд;

шмыганье носом;

гримасничанье;

кусание ногтей, губ; сосание пальца;

краснеет, бледнеет;

вертит головой, жмет плечами;

плачет; пугается;

потеет;

дрожь в руках;

запинается;

бормотание;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Протокол наблюдения за игровой деятельностью дошкольника

Протокол наблюдения за игровой деятельностью дошкольника составлен в виде таблицы, в которой представлены параметры и критерии, по которым и происходит оценка деятельности....

Программа Психолого- педагогического сопровождения эмоционально – коммуникативной сферы дошкольников (старшая группа)

Цель программы: Создание условий для развития эмоциональной отзывчивости и навыков общения со сверстниками.Задачи:1.     Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир челове...

Театрализованные игры как средство развития социально-коммуникативной сферы дошкольника

Театрализованная игра является уникальным средством развития общения детей дошкольного возраста, так же театрализованная игра даёт возможность для раскрытия творческого потенциала ребёнка. Поэтому теа...

Игры и упражнения направленные на коррекцию социально-коммуникативной сферы дошкольников

Данное приложение содержит подборку игр и упражнений для коррекции агрессии, гипердинамичности, стеснительности  других проявлений социально-коммуникативной дезадаптации дошкольников...

Памятка для педагогов "Динамика формирования и развития коммуникативной сферы дошкольников"

Данная информация полезна для тех,кто хочет знать о возрастных  особенностях развития коммуниеативной сферы дошкольников....

Развитие коммуникативной сферы дошкольника

Потребность в общении -одна из самых важных человеческих потребностей.Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя,найти свое место в мире. Общение...