Памятка для педагогов "Динамика формирования и развития коммуникативной сферы дошкольников"
статья
Данная информация полезна для тех,кто хочет знать о возрастных особенностях развития коммуниеативной сферы дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ»
1 младшая
Деятельность детей обусловлена принципом «рядом, но не вместе», часто можно заметить, как ребенок разговаривает с собой или игрушкой. Это стадия предсотрудничества со сверстниками в процессе предметных отобразительных действий (каждый «водит» свою машинку, «укачивает свою куклу»). Постепенно появляется совместное действие между детьми, но вначале оно представляет собой механическое слияние, соучастие, в котором взаимное согласование имеет минимальное выражение.
2 младшая
Совместное действие приобретает уже элементы сотрудничества, которые проявляются в установлении эмоциональных, избирательных контактов со сверстниками, в объединении детей на основе общего игрового интереса. Для большинства детей этого возраста невероятно трудно вести себя по отношению к другим детям дружелюбно, доброжелательно, вместе добиваться каких-либо результатов. Дети, которые уже овладели этим умением, часто бывают несправедливо строги к тем, кто от них отстает, поэтому в совместной игре может возникнуть конфликт.
Средняя группа
Интенсивно развивается осознание ребенком себя как субъекта совместной деятельности. В них он начинает ориентироваться не только на сюжет, но и на сверстника, сферу его интересов, уровень возможностей и умений. У детей появляется стремление к налаживанию сотрудничества для достижения общего результата. Создаются первые игровые объединения, но они имеют, в большинстве случаев, неустойчивый характер.
Старшая группа
Среди детей преобладают «чистые» по полу объединения детей, в этом возрасте уже более четко отмечаются разделения «групповых ролей» - «звезды», «непринятые». Так, значимыми характеристиками «звезд» выступают: умение организовать игру, стремление к справедливости, доброта, дружелюбие , внешняя привлекательность, широта кругозора. «Непринятых» детей характеризуют дефекты нравственно-волевой сферы, замкнутость, непривлекательность. Взаимоотношения определяются, главным образом, наличием или отсутствием у ребенка нравственных качеств, которые имеют важное значение для всей группы. Поэтому задача педагога-психолога повышать социометрический статус детей в группе, рекомендовать воспитателю правильно организовывать общение, чтобы у детей не появились негативные эмоциональные состояния.
Подготовительная группа
В общении возникает феномен «невидимого зеркала»: в сверстнике ребенок видит себя, и видит пространство положительно. Ребенок в процессе общения со сверстниками оценивает себя и задумывается над тем, застенчив ли он или назойлив, скромен или самонадеян, сдержан или расторможен.
В норме ребёнок должен владеть навыками всевозможных способов построения, поддержания и развития взаимоотношений, основанных на принятии активной позиции партнера, чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению (умение сопереживать в неудачи, радоваться за успех другого), умении согласовывать свои желания с мнением других участников взаимодействия, умении аргументировано и спокойно доказать свою точку зрения, умении справедливо и адекватно оценивать себя и других партнеров по деятельности, умении регулировать своё поведение в соответствии с нормами поведения.
Сформированные коммуникативные способности – главнейший показатель готовности ребёнка к взаимодействию с окружающими людьми. Они позволяют детям справиться с неблагоприятной ситуацией, способствуют преодолению робости, смущения, влияют на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивают успешность совместной деятельности (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.) А также является залогом успешной адаптации в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игры в формировании и развитии коммуникативных навыков дошкольников
Мое выступление на педагогическом совете....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/03/picture-980982-1512310316.jpg)
Театрализованные игры как средство развития социально-коммуникативной сферы дошкольника
Театрализованная игра является уникальным средством развития общения детей дошкольного возраста, так же театрализованная игра даёт возможность для раскрытия творческого потенциала ребёнка. Поэтому теа...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/31/picture-686197-1706682901.jpg)
Развитие коммуникативной сферы дошкольника
Потребность в общении -одна из самых важных человеческих потребностей.Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя,найти свое место в мире. Общение...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/31/picture-686197-1706682901.jpg)
Развитие коммуникативной сферы дошкольника
Потребность в общении-одна из самых важных человеческих потребностей. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя,найти свое место в ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/14/picture-1258761-1597397143.jpg)
Особенности развития коммуникативной сферы у дошкольников с нарушениями зрения.
Развитие взаимодействия детей с окружающим миром рассматривается М.И. Лисиной как смена нескольких особых форм общения. Каждая из них представляет собой состояние коммуникативной деятельности в опреде...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/25/picture-1380922-1643098690.jpg)
Методическая разработка «Мульттерапия, как средство развития коммуникативной сферы дошкольников»
Актуальность обусловлена тем, что в настоящее время общество требует не только умных, талантливых и образованных людей, но и коммуникативно-развитых, умеющих устанавливать контакты для содружеств...