" Поступление ребёнка в школу-важный этап его развития"
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
В данной статье рекомендованы направления совместной работы педагов ДОУ начальной школы по вопросам успешного обучнения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elene_vladimirovne.docx | 26.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир новых знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. И нередко бывает такое, что ребёнок начинает отставать в учёбе, не справляется с новыми требованиями, теряет интерес к школе. Родители недоумевают: «Как так? Он же умеет у меня читать, писать, считать! Я же столько с ним занималась!» Вот здесь и прослеживается противоречие: умеет, но не хочет; знает, но не справляется. Почему? Ответ на этот вопрос показывает актуальность данной темы. С каждым годом усложняются требования обучения, сама программа варьируется в разных учебныхзаведениях. Преемственность в рамках ФГОС должна быть нацелена на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве, любознательность, формирование социально-нравственных норм, мотивацию в достижении успеха. В познавательной деятельности человека, ведущую роль играют психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Каждому из этих процессов отводится своё место, все они тесно взаимодействуют друг с другом. Вывести формирование этих познавательных психических процессов у детей на оптимальный уровень развития, необходимый при подготовке к школе –это задача педагогов ДОУ, а задача учителя 1класса-совершенствовать формы организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения в начальной школе, продолжая работать над развитием этих процессов. Поэтому основная задача, как воспитателя детского сада, так и учителя начальной школы – обеспечить на первых этапах обучения специфические дошкольные методы и формы организации жизни детей. Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог.
Считаю, что необходимо разработать программу преемственности образовательного пространства, эффективность реализации которой определяется по следующим критериям:
1.Интеллектуальная готовность к школе (способность к концентрации внимания, умения строить логические связи, развитие памяти, мышления, восприятия, воображения)
2.Мотивационная готовность к школе;
Правильно организованная работа по преемственности – залог успеха обучения детей в начальной школе. Направления плана совместной работы:
Методическая работа с педагогами
Работа с родителями.
Результатом целенаправленной и комплексной работы по подготовке детей к школе должно стать:
- Сформированность учебных навыков (знать, уметь), способствующих выравниванию стартовых возможностей, безболезненной адаптации в школе.
- Сформированность мотивационной, интеллектуальной и социальной готовности детей к школе.
В содержание программы -составить совместный план по реализации преемственности сотрудничества детского сада и начальной школы, который отражает мероприятия:
- Ознакомление с проектом ФГОС ДО и ФГОС начального образования. Обсуждение. Круглый стол.
- Изучение воспитателями подготовительных групп программ 1-го класса начальной. школы, планируемых к открытию на будущий учебный год
- Консультации учителей для родителей будущих первоклассников
- Проведение тестирования по определению школьной зрелости
- Работа «Школы будущего первоклассника».
- Диагностика, определяющая готовность детей к обучению в школе
- Проведение совместного педагогического совета по итогам диагностики
- Взаимопосещение воспитателями дошкольных групп уроков в 1-м классе начальной школы и учителей выпускных 4-х классов
- Выставка портфолио воспитанников подготовительной группы и обучающихся 1 класса
- Совместное заседание методических советов
- Проведение совместного педагогического совета для обсуждения преемственности в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста
- Проведение совместного родительского собрания “Подготовка к школе в системе “Детский сад – семья – школа” с ознакомлением УМК
- Экскурсии воспитанников дошкольных групп в школу в рамках «Дня открытых дверей»
- Организация тематической творческих выставок ( рисунки и поделки ручного труда воспитанников дет.сада).
- Организация мастер класса по теме «Преемственность интерактивных технологий в дошкольном образовании и начальной школе»
- “День открытых дверей”
- Круглый стол “Вопросы преемственности ДОУ и школы»
- Создание консультативных пунктов для родителей будущих первоклассников на базе школы
- Праздник “Прощай, Азбука!”
- Педагогический совет по итогам промежуточной реализации программы. Анализ работы по преемственности за год. Составление плана работы на новый учебный год.
- Участие первоклассников в празднике “До свидания, детский сад!”
- Организация родительских собраний « Скоро в школу» в детском саду и « Первый раз в первый класс» в школе
- Индивидуальная работа с детьми, требующими индивидуального педагогического подхода.
- Сбор информации для составления контрольных списков будущих первоклассников, социального паспорта семей воспитанников.
- Оформление речевых карт, карт здоровья на каждого ребёнка выпускника детского сада.
- Организация шефской работы:
- Признание роли и авторитета учителя (беседы об учителе, встреча детей и родителей с учителями начальной школы).
- Выпускной бал «Скоро в школу»
Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольном учреждении, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.
Так как игровая методика обучения является важным условием и средством обучения детей дошкольного возраста, то система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе, происходит не в традиционной форме, а в игре, позволяющая успешно решать задачи образовательных областей, снимать нервную нагрузку дошкольников, дает возможность менять формы деятельности, переключать внимание на вопросы темы занятий, активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни. Иными словами, игровая деятельность не должна исчезнуть с первых дней ребенка в первом классе. Необходимо, чтобы она постепенно и закономерно уступала ведущее место учебной деятельности. Об этом не следует забывать учителям. Играя, быть рядом с детьми, а не над ними. Только на эмоциональном подъёме, только играя, и только с детьми в едином целом можно добиться положительных результатов, не забывая про возрастные особенности и индивидуальные возможности ребёнка. Еще 2,5 тысячи лет назад Сократ, высказывая свои мысли о педагогике, говорил, что никакие знания не следует преподавать детям насильственно. «Преподавай, милейший, детям науки посредством игры, тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные этапы психического развития ребёнка раннего возраста
Консультация на тему:«Основные этапы психического развития ребёнка раннего возраста»....
Этапы речевого развития ребёнка.
Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, счастливым, общительным. К сожалению, не каждый ребенок может легко вступать в контакт со сверстниками и со взрослыми. И причины тому могут быть с...
ПРОГРАММА Психолого-педагогическое сопровождение естественного развития и становления ребёнка на всех возрастных этапах в условиях дошкольного учреждения
. Данная программа является вариативной моделью комплексного психолого-педагогического сопровождения одного из субъектов воспитательно-образовательного процес...
«Поступление в школу – важное событие в жизни детей»
Данная консультация адресована родителям и рассказывает о готовности дошкольника к школе....
Консультация для родителей "Поступление в школу – важное событие в жизни ребенка"
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, погруженность...
Этапы речевого развития ребёнка от 0 до 3 лет
Этапы развития речи ребенка до 3 лет....
Требования к развитию речи при поступлении ребёнка к школу. Рекомендации учителя-логопеда для родителей.
Развитие речи ребенка, поступающего в первый класс. Характеристики нормального речевого развития....