«Поступление в школу – важное событие в жизни детей»
консультация (подготовительная группа) на тему
Данная консультация адресована родителям и рассказывает о готовности дошкольника к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsia_dlya_roditeley_frits.doc | 287 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
«Поступление в школу – важное событие в жизни детей»
Поступление в школу – важное событие в жизни каждого ребенка.
Все первоклассники в первые недели в школе (период адаптации) испытывают определенные трудности. И это понятно! С началом систематического обучения изменяется весь уклад жизни ребенка, появляются новые для него обязанности, резко возрастают физическая и нервно-психическая нагрузки, значительно увеличивается объем информации, которую надо усвоить, изменяется отношение к ребенку со стороны окружающих – появляются такие требования, которых раньше не было.
Теперь ему необходимо каждый день приходить в класс (даже если хочется остаться дома), в течение 30 – 45 минут сидеть на уроке, быть внимательным, слушать учителя и выполнять его задания (писать палочка, когда хочется просто рисовать), дома надо обязательно выполнять домашнее задание.
А главное – школьник обязан хорошо учиться, именно этого от него ждут окружающие – учителя, родители, близкие. Специалисты отмечают, что в первые недели школьного обучения практически у всех первоклассников наблюдаются нарушения сна, аппетита,
повышенная раздражительность, снижение веса. Это закономерный результат привыкания (адаптации) ребенка к новой для него ситуации и новым нагрузкам. В норме, если ребенок до школы был достаточно подготовлен к систематическому обучению, имел высокий уровень школьной готовности, через 2,5 – 3 месяца негативные симптомы постепенно исчезают.
Школьная готовность: физическая, специальная
(педагогическая) и психологическая.
У ребенка начинается новый возрастной период, новый жизненный этап. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в деятельности, общении, отношении с другими людьми, самоощущении. Ведущей деятельностью становится
учение.
Происходят изменения в социально-личностном развитии ребенка.
Школьник – это человек, имеющий неизмеримо высокий статус, чем дошкольник.
Школа – символ дальнейшего развития, она способствует приобретению ребенком нового статуса, освоению новых социальных ролей, изменению семейного положения, приобретению авторитета. Появляются новые обязанности и новые права.
Если будущий школьник не готов к принятию обязанностей, связанных с выполнением новой для него социальной роли, не усвоил новых форм общения и поведения, принятых в ситуации школьного обучения, – даже при условии высокого общего интеллектуального развития он будет испытывать трудности в школе. Эти учащиеся отказываются выполнять малоинтересные для них, трудные задания, обижаются на действия педагога («Я поднимал руку, а она меня не спросила», «Она меня не любит», « Я больше не пойду в школу»). Интерес к учению у них быстро пропадает, формируется устойчивое негативное отношение к школе.
Как создать у ребенка положительную установку на учебу в
школе и направленности на обучение?
· Экскурсии с ребенком в школу.
· Рассказы о своих любимых учителях.
· Показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей.
· Организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей.
· Семейное чтение художественной литературы.
· Участие детей и взрослых в сюжетно-ролевой игре в школу.
· Никогда не запугивайте детей школой.
Начинать лучше сейчас, а потом нужно будет затратить еще больше сил. Но даже если ребенок не хочет идти в школу, не надо винить его в этом. Лучше помочь обрести ему уверенность в том, что он сможет хорошо выполнить свою работу, что это обязанность
каждого современного человека. А интерес, дело наживное.
Психологическая готовность (это те УВК, которые связаны с особенностями учебной деятельности на 1ом этапе обучения, они нужны в начале обучения для успешной деятельности ребенка).
Психологическая готовность представляет собой сложное системное образование и охватывает все стороны детской психики: личностно-мотивационную сферу, элементарные системы обобщенных знаний и представлений, некоторые учебные навыки,
познавательные, психомоторные и интегральные способности.
Нужно стремиться развивать общую любознательность ребенка, не отмахиваться от его вопросов, больше разговаривать с ним и проводить время вместе. Но помните! Как только новое и интересное становится обязательным и обременяющим, оно не приносит должного результата.
Для того чтобы ребенок чувствовал себя в школе комфортно и не испытывал трудностей адаптации, нам нужно заранее, плавно подвести его к новой жизненной ступени. Становясь первоклассником, малыш обретает не только красивый ранец и букет гладиолусов. Он примеряет на себя и новый статус, а на плечи ложится целый список новых обязанностей.
Готовность к обучению в школе – это такой уровень физиологического, социального и психического развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для здоровья.
Физическая готовность.
Важно, чтобы ребенок пошел в школу физически крепким и здоровым. Около 25% детей испытывают значительные трудности в обучении именно в связи с состоянием здоровья. Поэтому особого внимания в подготовительный период к школе требует здоровье детей, их закаливание, охрана зрения, голоса, слуха, формирование правильной осанки. Уверенными, красивыми, ловкими и достаточно разнообразными должны быть их движения.
Психологическая готовность.
Требования, которые предъявляет к ребенку школа, значительно отличаются от тех требований, к которым он привык в детском саду и дома. Эти требования связаны, в первую очередь, с изменением социальной позиции ребенка, с тем новым местом, которое он начинает занимать в обществе с поступлением в школу.
Первоклассник должен быть более самостоятельным и организованным (не опаздывать на уроки, выполнять домашнее задание и т. п.), должен уметь управлять своим поведением (не отвлекаться во время урока, не перебивать других, не вставать с места без разрешения, направлять свое внимание на решение учебных задач и т. п.), должен быть готов к новым формам сотрудничества со взрослыми (правильное восприятие учителя, его
действий и слов). Этот тип готовности называется личностным. Он выражается в том, как ребенок относится к школе, к учебной деятельности, к учителям и самому себе. Во многом задачу по подготовке к школе можно считать решенной, если у ребенка сформировано положительное отношение к школе, если она привлекает старшего дошкольника, главным образом, новой интересной и серьезной деятельностью, результаты которой важны и для самого ребенка, и для окружающих взрослых.
Интеллектуальная готовность к учению выражается в общем уровне развития познавательной деятельности. Быть готовым к обучению в школе – значит иметь дифференцированное восприятие, творческое воображение, уметь сравнивать, обобщать
предметы и явления, владеть анализом, синтезом, умением самостоятельно делать выводы, действовать по намеченному плану, достигать намеченной цели, контролировать свои слова и действия на основе указаний, проявлять активный умственный интерес,
инициативу и организованность, достигать определенных результатов в своей работе, действовать самостоятельно (эмоционально-волевая готовность). Обладание этими умениями и обеспечит ребенку высокий уровень обучаемости.
Значимость компонентов психологической готовности к школе
1 место Мотивационная готовность
Желание узнать новое, уверенность в своих силах, стремление
освоить роль школьника, принятие системы требований
предъявляемых школой.
2 место Интеллектуальная готовность
Наблюдательность, воображение, умение анализировать и
сравнивать, память, выполнение словесной инструкции.
3 место Эмоционально – волевая готовность
Умение управлять своим поведением, эмоциональная
устойчивость, произвольная регуляция внимания.
4 местоКоммуникативная готовность
Умение устанавливать контакт с учителем, сохранение чувства
дистанции, умение "влиться" в детский коллектив.
5 место Педагогическая готовность
Навыки чтения, счета, письма, рисования, чистая речь, общая
осведомленность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Поступление в школу – важное событие в жизни ребенка"
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, погруженность...
" Поступление ребёнка в школу-важный этап его развития"
В данной статье рекомендованы направления совместной работы педагов ДОУ начальной школы по вопросам успешного обучнения...
Внимание родителям! Последний важный год перед поступлением в школу.
Рекомендации родителям о том, как правильно подготовить ребенка к успешному обучению в школе. Необходимость не только в знаниях, умениях и навыках, а в воспитании у ребенка самостоятельности, самоконт...
Методическая разработка по теме: «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок пред
Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство &nda...
Первый раз – в первый класс – советы родителям Ваш ребенок первый раз идет в школу – это важное событие не только в его, но и в Вашей жизни. Как пережить предстоящие хлопоты, как подготовить ребенка к новой жизни и как 1 сентября сделать настоящий
1 сентября для первоклашки – это своеобразный выход в новый большой и неизведанный мир. Мир, который изменит его привычный до этого образ жизни. Мир, в котором ему придется общаться с большим количест...
Дмитриевские чтения – это важное событие в культурной и духовной жизни.
Статья о пленарном заседании Дмитриевских чтений....
«Что важно знать ребенку перед поступлением в школу»
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться. (Венгер Л.А.)...