Рабочая программа Курошиной Натальи Фёдоровны 1-й младшей группы на 2015- 2016 учебный год
рабочая программа (младшая группа) на тему
Содержание:
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка. Цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы.
1.2 Значимые характеристики детей 1-й младшей группы.
1.3 Целевые ориентиры в раннем возрасте и педагогическая диагностика.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Учебный план ООП ДО в 1-й младшей группе.
2.2 Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе.
2.3 Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе.
2.4 Взаимодействие с семьёй, социумом.
2.5 Планирование работы с детьми в группе.
2.6 Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками.
2.7 Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Оформление предметно-развивающей среды.
3.2 Режим дня. Структура образовательной деятельности. Двигательный режим.
3.3 Перечень методических пособий. Программно-методическое обеспечение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma.doc | 466 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №44»
ПРИНЯТО: Педагогическим советом МДОУ «Детский сад №44» Протокол № ___ «___»_______20__г | УТВЕРЖДАЮ: Заведующая МДОУ «Детский сад № 44» _________/Т. Н. Дегтярева/ «___»_______20__г |
Рабочая программа
Курошиной Натальи Фёдоровны
1-й младшей группы
на 2015- 2016 учебный год
Саранск 2015
Содержание:
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка. Цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы.
- Значимые характеристики детей 1-й младшей группы.
- Целевые ориентиры в раннем возрасте и педагогическая диагностика.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Учебный план ООП ДО в 1-й младшей группе.
- Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе.
- Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе.
- Взаимодействие с семьёй, социумом.
- Планирование работы с детьми в группе.
- Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками.
- Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Оформление предметно-развивающей среды.
- Режим дня. Структура образовательной деятельности. Двигательный режим.
- Перечень методических пособий. Программно-методическое обеспечение.
Нормативно-правовой основой для разработки образовательной программы являются:
Федеральный уровень
- Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012. «Об образовании РФ»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на переходный период до утверждения Примерной основной образовательной программы дошкольного образования» (зарегистрировано в минюсте РФ 14 ноября 2013 года, № 30384)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 года № 293 «Об утверждении Приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования»(зарегистрирован в минюсте РФ 12мая 2014 года, № 32220, вступил в силу 27 мая 2014 года)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 года № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (зарегистрирован в минюсте РФ 27июня 2013 года, № 28908)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 13января 2014года № 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования»
- Приказ министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010г. № 761-н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих». Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников дошкольного образования»
- Приказ министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 года № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования» (воспитатель, учитель)»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.-3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 года № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»
- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.02.14г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»
- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 10 января 2014г. № 08-10 «О Плане действий по обеспечению введения ФГОС дошкольного образования (далее – План действий по обеспечению введения ФГОС ДО (№ 08-10))
- Письмо Рособрнадзора от 07.02.14г. № 01-52-22/ 05-382 «О недопустимости требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО»
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 января 2014года № 08-5 «О соблюдении организациями, осуществляемым образовательную деятельность, требования, установленных федеральным государственным стандартом дошкольного образования»
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 27.09.12г.
№ 08-406 «Об организации семейных дошкольных групп в качестве структурных подразделений ДОУ»
- Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Муниципальный уровень
. Приказ Администрации г. о. Саранск Управления образования от10.10.2008г. №206 «О присвоении муниципальным дошкольным образовательным учреждениям статуса учреждений, работающих в инновационном режиме»
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка. Цели и задачи, принципы и подходы к формированию программы.
Образовательная программа дошкольного образования – стратегия психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.
Программа разработана в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Основной идеей программы является обогащенное развитие детей дошкольного возраста, обеспечивающее единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.
Программа направлена на
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей;
- всестороннее развитие личности ребенка, приобщение к общечеловеческим ценностям, формирование творческого воображения, развитие любознательности, как основы познавательной активности.
Программа учитывает
- индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
- возможность освоения Программы детьми с ОВЗ;
- возможность освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
Цель и задачи реализации программы
Цель
- создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации.
Задачи
- укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;
- целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;
- развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
- развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;
- пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность;
- органичное вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;
- приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;
- приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.
Принципы и подходы к реализации программы
Программа разработана на основе Конституции, законодательства РФ, Конвенции о правах ребенка, в основе которых заложены следующие международные принципы:
- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не с тем, что этот период подготовки к следующему периоду;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей) педагогических и иных работников Организации) и детей;
- уважение личности ребенка;
- Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
При формировании образовательного пространства и реализации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО Программа реализует принципы дошкольного образования:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Структура образовательной части Программы
Образовательная часть Программы построена с учетом проекта Примерной образовательной Программы «Детство», разработанной коллективом авторов под редакцией Т.И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и др.
Программа «Детство» соответствует принципам ФГОС ДО.
Научные основы программы «Детство» связаны с развитием идеи субъектного становления человека в период дошкольного детства. Фундаментальность научной идеи о возможности развития дошкольника как субъекта детских видов деятельности и необходимости разработки педагогических условий такого развития по сути определяет инновационный потенциал развития образовательной программы «Детство».
Именно ориентация программы на субъектное развитие ребенка делает дошкольника не просто центром образовательных практик и взаимодействий, а источником изменений, не узнав и не поняв которые невозможно проектировать какие бы то ни было инновационные преобразования.
Базовыми идеями программы являются:
1. Идея о развитии ребенка как субъекта детской деятельности.
2. Идея о феноменологии современного дошкольного детства.
3. Идея о целостности развития ребенка в условиях эмоционально насыщенного, интересного, познавательно привлекательного, дающего возможность активно действовать и творить образовательного процесса.
4. Идея о педагогическом сопровождении ребенка как совокупности условий, ситуаций выбора, стимулирующих развитие детской субъектности и ее проявлений - инициатив, творчества, интересов, самостоятельной деятельности.
В программе «Детство» нашли отражение новые черты современного дошкольного детства, которые нельзя не учитывать, организуя образовательный процесс детского сада.
Современный дошкольник ориентирован на познание человека и природы. Он неплохо ориентируется в себе, своем ближайшем окружении, своем настоящем и будущем. Он готов оценивать явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, утилитарности, полезности, эстетичности, познания. Современные дети ориентированы на будущее. Это яркая отличительная черта маленьких граждан современности - они суверенностью смотрят в будущее. Внутренние резервы современного ребенка раскрываются в разных видах предпочитаемой им деятельности: изобразительной, игровой, музыкальной, литературной. Но в отличие от сверстников прошлых лет он уверенно комбинирует их, объединяет между собой, потому что ему так комфортнее и все можно успеть. Он органично вплетает свои представления об этом мире в разные сферы жизнедеятельности. Он - носитель субкультуры, присущей только дошкольнику и отличающей его от детей другого возраста и взрослых. Современному дошкольнику часто не хватает общения с мамой и папой, сверстниками, он теряется в мире объемной информации, ему хочется больше разговаривать и совместно действовать. Группа детского сада - как раз то место, где он реализует принципиальные для себя потребности. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть и стремление к интеграции, то есть объединению, разных видов деятельности в один процесс. В новых видах деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, коллекционирование, импровизация, современных детей привлекают сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что-то самому.
Реализация программы «Детство» ориентирована на:
- охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка…)
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Задачи развития, реализуемые программой «Детство»
- укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;
- целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;
- обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации–индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей;
- развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
- развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;
- пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность.
Задачи воспитания, реализуемые программой «Детство»
- органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;
- приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;
- приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.
Программа «Детство» имеет структурные блоки. Обращает на себя внимание достаточно высокая технологичность структуры программы. Все разделы четко определяют конкретное содержание обучения детей.
Отличительными особенностями программы«Детство» являются
- «Человекоориентированность» - гуманное отношение к миру.
- Соответствие интересам современных детей.
- Взаимодействие с разными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, миром природы, предметным и социальным миром, игровой, гигиенической, бытовой и двигательной культурой
- Деятельностный подход: увлечение – освоение в деятельности – индивидуальные проявления.
- Личный социокультурный опыт как результат процесса культурации.
Содержания программы соответствует ФГОС ДО и построено с учетом комплексности и интеграции содержания, реализуемого посредством проектного подхода и проблемности, а также компетентностого подхода, реализуемого через определение задач для решения в детской деятельности. Оба подхода реализуются посредством связи детских видов деятельности: игрой, экспериментированием, исследовательской и художественно-продуктивной деятельностью.
Современные подходы к организации образовательного процесса, ориентированные на сотрудничество педагога и детей, реализуемые программой «Детство»:
- учтены современные формы организации образовательного процесса
- проектная деятельность,
- детские викторины,
- коллекционирование,
- экспериментирование,
- ведение детских дневников и журналов,
- составление диафильмов,
- игры-путешествия и игры-оболочки,
- спектакли-коллажи,
- творческие мастерские и др.
- основные подходы к организации образовательного процесса
- проектно-ситуационный подход
- принцип продуктивности
- игровая основа
- использование ИКТ
- индивидуально-дифференцированный подход
Ведущим условием реализации Программы «Детство» является интеграция социально-эмоционального, созидательно-творческого, познавательного отношения ребенка к миру.
На современном этапе программа «Детство» представляет собой единый программно-методический комплекс, включающий:
- программу «Детство» для детей от рождения и до 7 лет;
-методическое обеспечение реализации содержания программы в дошкольных образовательных организациях и в семье;
- методическое обеспечение процесса подготовки педагога, готового к реализации программы «Детство».
- мониторинг развития ребенка и образовательного процесса в условиях реализации программы «Детство».
1.2. Значимые характеристики детей младшего дошкольного возраста. Ранний возраст.
Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психических особенностей, которые требуют создания специальных условий для развития детей этого возраста. Помимо того, что период раннего детства один из самых насыщенных в познавательном аспекте из всех возрастных периодов, в настоящее время наблюдается заметная акселерация развития, которая отражается на результатах развития детей раннего возраста. Многие дети имеют более высокие показатели уже к моменту рождения, раньше начинаются процессы прорезывания зубов, хождения, говорения.
Опережающим отмечается и социальное развитие,- значительно раньше отмечается кризис трёх лет. Повышенная ранимость организма ребенка, недостаточная морфологическая и функциональная зрелость органов и систем (быстрый темп развития осуществляется на весьма неблагоприятном фоне – при незрелости психофизиологических функций организма, а это повышает ранимость).
Малыши в большей степени подвержены заболеваниям из-за несовершенства деятельности внутренних органов, высокого уровня утомляемости, им трудно переключится с одной деятельности на другую, соответственно доминантой становится процесс возбуждения и как следствие – неустойчивое эмоциональное состояние.
Взаимосвязь физического и психического развития – это общая закономерность, присущая любому возрасту, но в раннем детстве она проявляется особенно ярко, потому что в этот период происходит становление всех функций организма. Именно в раннем детстве учеными отмечается наиболее прочная связь и зависимость умственного и социального развития от физического состояния и настроения ребенка. (ухудшение здоровья отражается на отношении к окружающему; снижается восприимчивость, притупляется ориентировочная реакция, дети теряют приобретенные умения: речевые, двигательные, социальные).
Яркая специфика психофизиологических и индивидуальных различий (особенно в раннем возрасте важно учитывать индивидуальные, психофизиологические различия – уровень активности, регулярность биоритмов, степень комфортности при адаптации любого вида; настроение, интенсивность реакций, порог чувствительности, отвлекаемость, упорство и внимание). Этому возрасту свойственно удовлетворение ребёнком естественных психофизиологических потребностей:
- сенсомоторной потребности;
- потребность в эмоциональном контакте;
- потребности во взаимодействии и общении с взрослыми: (контактное общение в 2-3 мес.; познавательное общение в 3-10 мес.; вербально-невербальное в 10 мес.-1,5 года; игровое и деловое общение в 1,5 года-3года).
Специфичностью проявления нервных процессов у ребенка - это:
- легкость выработки условных рефлексов, но при этом же сложность их изменения;
- повышенная эмоциональная возбудимость;
- сложность переключения процессов возбуждения и торможения;
- повышенная эмоциональная утомляемость.
Развитие детей раннего возраста имеет свою неповторимую специфику, что выражается, в тесной взаимосвязи физиологических и психологических компонентов. На третьем году жизни ребенок вырастает в среднем на 7-8 см, прибавка в весе составляет 2-2,5 кг. Дети активно овладевают разнообразными движениями. Растущие двигательные возможности позволяют детям более активно знакомиться с окружающим миром, познавать свойства и качества предметов, осваивать новые способы действий. Но при этом малыши еще не способны постоянно контролировать свои движения. Поэтому воспитателю необходимо проявлять повышенное внимание к действиям детей, оберегать их от неосторожных движений, приучать к безопасному поведению в среде сверстников.
Организм младших дошкольников недостаточно окреп. Дети легко подвергаются инфекциям. Особенно часто страдают их верхние дыхательные пути, так как объем легких ребенка пока небольшой, и малыш вынужден делать частые вдохи и выдохи. Эти особенности детей воспитателю надо постоянно иметь в виду: следить за чистотой воздуха в помещении, за правильным дыханием детей (через нос, а не ртом) на прогулке, во время ходьбы и подвижных игр.
На третьем году жизни заметно возрастает речевая активность детей, они начинают проявлять живой интерес к слову. Это обнаруживается в детских высказываниях и вопросах, а также в игре словами. Малыши изменяют слова, придумывают новые, которых нет в речи взрослых; идет быстрое освоение грамматических форм. Под влиянием общения с взрослыми, речевых игр и упражнений к трем годам ребенок начинает успешно использовать простые и распространенные предложения, воспроизводить небольшие стишки и потешки, отвечать на вопросы. Своевременное развитие речи имеет огромное значение для умственного и социального развития дошкольников. Общение детей с воспитателем постоянно обогащается и развивается. Это и эмоциональное общение (обмен положительными эмоциями), и деловое, сопровождающее совместную деятельность взрослого и ребенка, а кроме того, познавательное общение. Дети могут спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, развивать несложный игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, выполнять вместе простые поручения.
1.3. Целевые ориентиры, сформулированные в ФГОС дошкольного образования.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Настоящие требования являются ориентирами для:
а) решения задач формирования Программы; анализа профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями воспитанников;
б) изучения характеристик образования детей в возрасте от 1,5 до 7 лет;
в) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.
Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
- целевые ориентиры образования в раннем возрасте;
- целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры в дошкольном детстве
1. Может спокойно, не мешая другому ребенку играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, участвовать в несложной совместной практической деятельности. Проявляет стремление к положительным поступкам, но взаимоотношения зависят от ситуации и пока еще требуют постоянного внимания воспитателя.
2. Активно участвует в разнообразных видах деятельности: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве. Принимает цель, в играх, в предметной и художественной деятельности по показу и побуждению взрослых ребенок доводит начатую работу до определенного результата.
3. Понимает, что вещи, предметы сделаны людьми и требуют бережного обращения с ними.
4. Проявляет эмоциональную отзывчивость, подражая примеру взрослых, старается утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Начинает в мимике и жестах различать эмоциональные состояния людей, веселую и грустную музыку, веселое и грустное настроение сверстников, взрослых, эмоционально откликается на содержание прочитанного, сопереживают героям.
5. Охотно включается в совместную деятельность со взрослым, подражает его действиям, отвечает на вопросы взрослого и комментирует его действия в процессе совместной игры, выполнения режимных моментов.
6. Проявляет интерес к сверстникам, к взаимодействию в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности. Владеет игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, разворачивает игровой сюжет из нескольких эпизодов, приобрел первичные умения ролевого поведения.
7.Способен предложить собственный замысел и воплотить его в игре, рисунке, постройке.
8. Значительно увеличился запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, пользуется не только простыми, но и сложными предложениями.
9.Сформирована соответствующая возрасту координация движений. Проявляет положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, стремится к самостоятельности в двигательной деятельности, избирателен по отношению к некоторым двигательным действиям и подвижным играм.
10.Владеет элементарной культурой поведения во время еды за столом, навыками самообслуживания: умывания, одевания. Правильно пользуется предметами личной гигиены (полотенцем, носовым платком, расческой).
11. Проявляет интерес к миру, потребность в познавательном общении со взрослыми, задает вопросы о людях, их действиях, о животных, предметах ближайшего окружения.
Проявляет стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов, использованию сенсорных эталонов (круг, квадрат, треугольник), к простейшему экспериментированию с предметами и материалами. В совместной с педагогом познавательной деятельности переживает чувство удивления, радости познания мира.
12. Знает свое имя, фамилию, пол, возраст. Осознает свои отдельные умения и действия, которые самостоятельно освоены («Я умею строить дом», «Я умею сам застегивать куртку» и т. п.). Узнает дом, квартиру, в которой живет, детский сад, группу, своих воспитателей, няню. Знает членов своей семьи и ближайших родственников. Разговаривает со взрослым о членах своей семьи, отвечая на вопросы при рассматривании семейного альбома или фотографий.
Называет хорошо знакомых животных и растения ближайшего окружения их действия, яркие признаки внешнего вида. Способен не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, игрушки). Участвует в элементарной исследовательской деятельности по изучению качеств и свойств объектов неживой природы, в посильной деятельности по уходу за растениями и животными уголка природы.
13. Освоил некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), может увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения. Ребенок испытывает удовлетворение от одобрения правильных действий взрослыми. Внимательно вслушивается в речь и указания взрослого, принимает образец. Следуя вопросам взрослого, рассматривает предметы, игрушки, иллюстрации, слушает комментарии и пояснения взрослого.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы
Одним их условий качества образовательной работы с детьми, осуществляемой в ДОУ является система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы, обеспечивающая комплексный подход к оценке результатов освоения Программы. Система мониторинга позволяет своевременно получать сведения о выполнении Программы, осуществлять оценку динамики достижений детей.
Основным методом проведения мониторинга качества педагогического процесса является педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащий в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются для решения образовательных задач:
- индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизация работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи).
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Психологический мониторинг имеет целью определять динамику развития основных психических функций: внимания, памяти, мышления, воображения. Психологический мониторинг проводит педагог-психолог образовательного учреждения, используя методы и инструментарий. Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Для оценки эффективности реализации программы используются различные методы, в том числе мониторинг образовательного процесса и его результата.
- контроль – комплексный анализ воспитательно-образовательной деятельности всех участников образовательного процесса;
- тематический контроль – осуществление анализа результативности деятельности по одному из направлений образования или воспитания воспитанников.
- текущий контроль – осуществление результативности работы отдельных воспитателей или педагогов за определенный период или реализации педагогических технологий, методических рекомендаций;
- итоговый контроль – анализ деятельности педагогического коллектива по результатам учебного года и по реализации основных направлений деятельности образовательного учреждения.
Самым главным критерием эффективности образовательной программы коллектив ДОУ считает состояние здоровья воспитанников.
Мониторинг состояния здоровья и физического развития в ДОУ осуществляют медицинские работники. Медицинские работники отвечают за охрану здоровья воспитанников и укрепление их психофизического состояния, диспансеризацию, проведение профилактических мероприятий и контролируют соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, организацию физического воспитания и закаливания, питания. Результаты медицинского мониторинга является основанием для осуществления образовательного процесса.
Мониторинг влияния образовательного процесса на состояние здоровья воспитанников осуществляется методом наблюдения по показателям:
- благоприятная психологическая атмосфера на занятиях;
- наличие условий для индивидуального темпа работы, выбора видов форм деятельности;
- разнообразие форм и методов работы в течение занятия;
- наличие индивидуальных заданий различного типа и уровня;
- познавательная активность учащихся на занятии.
Результаты данного мониторинга являются основанием для корректировки организации образовательного процесса, для внедрения в него здоровьесберегающих технологий.
Качество и эффективность образовательной программы определяется по критерию как социальная адаптация воспитанников ДОУ на ступени начального общего образования. Для получения подобной информации ведется тесная связь с общеобразовательными учреждениями, в которые переходят воспитанники детского сада.
Планируемые результаты освоения Программы (целевые ориентиры)
Результатами освоения Программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры образования в раннем детстве
Социально-коммуникативное развитие
- наблюдается динамика непосредственного эмоционального общения со взрослым, эмоциональное благополучие детей;
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими; владеет простейшими навыками самообслуживании; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
- развитие готовности и способности к обобщению со взрослыми и совместным играм со сверстниками под руководством взрослого.
Физическое развитие
- развиты крупная (общая) моторика, стремление осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.); интерес к тактильно-двигательным играм.
Познавательное развитие
- от владения основными культурными способами деятельности, подражания речевым и предметно-практическим действиям взрослого, проявления инициативы и самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности.
Речевое развитие
- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
- стремится обращаться ко взрослым с вопросами, просьбами;
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картин.
Музыкальное развитие
- интересуется звучащими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с музыкальными игрушками и в музыкально-дидактические игры, стремится проявлять настойчивость в достижении результата;
- проявляет интерес к танцевальным движениям и песням, стремится двигаться под музыку;
- эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
Художественное развитие
- ребенок манипулирует с предметами и выполняет познавательно-исследовательские действия с инструментами и материалами, способствующими интересу к изобразительной деятельности;
- формируются готовность к экспериментированию с материалами и веществами (песок, вода, тесто), создание продукта изобразительной и конструктивной деятельности;
- ребенок проявляет интерес к рассматриванию картинки, эмоционально откликается на различные произведения искусства.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Учебный план ООП ДО в 1-й младшей группе
Направления развития | Виды детской деятельности | Формы образовательной деятельности | Продолжительность и количество в неделю |
«Физическое развитие» | Игровая, двигательная, коммуникативная, самообслуживание, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная. | Утренняя гимнастика, подвижные игры с правилами, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные перебежки, физкультминутки, реализация проектов, групповые занятия в зале, упражнения на развитие мелкой моторики, дидактические игры, гимнастика после сна, закаливающие процедуры, двигательная активность на прогулке, беседы, игровые проблемные ситуации. | 10 минут 3 р. в неделю |
«Социально-коммуникативное развитие» | Игровая, двигательная, коммуникативная, самообслуживание, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, музыкальная. | Игры с правилами, творческие игры, беседы, досуги, праздники и развлечения, игровые проблемные ситуации, заучивание стихов, слушание и обсуждение художественных произведений, изготовление сувениров и подарков, реализация проектов, дидактические и подвижные игры, рассматривание картин и иллюстраций, индивидуальные и коллективные поручения. | 10 минут 1 р. в неделю |
«Познавательное развитие » | Игровая, двигательная, коммуникативная, самообслуживание, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование, изобразительная, музыкальная. | Наблюдения, эксперименты и опыты, решение проблемных ситуаций, беседы, дидактические и развивающие игры, рассматривание картин и иллюстраций, заучивание стихов, слушание и обсуждение художественных произведений, сооружение построек, изготовление поделок, реализация проектов. | 10 минут 1 в неделю |
«Речевое развитие» | Игровая, двигательная, коммуникативная, самообслуживание и элементарный бытовой труд, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование, изобразительная, музыкальная. | Беседы, игровые проблемные ситуации, викторины, творческие, дидактические и подвижные игры, рассматривание картин и иллюстраций, слушание художественных произведений, театрализация, составление и отгадывание загадок, досуги, праздники и развлечения. | 10 минут 2р. в неделю |
«Художественно-эстетическое развитие» | Игровая, двигательная, коммуникативная, самообслуживание и элементарный бытовой труд, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование, изобразительная, музыкальная. | Рисование, лепка, реализация проектов, слушание, импровизация, исполнение, музыкально-дидактические, подвижные игры, досуги, праздники и развлечения. | 10 минут 3р. в неделю |
2.2 Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе.
Организация деятельности ДОО | методические пособия
|
Программы, технологии и пособия по образовательной области «Физическое развитие» | методические пособия
|
Программы, технологии и пособия по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» | методические пособия
|
Программы, технологии и пособия по образовательной области «Познавательное развитие» | методические пособия
Наглядно-дидактические пособия, альбомы, игры
|
Программы, технологии и пособия по образовательной области «Речевое развитие» | Наглядно-дидактические пособия, альбомы, игры
|
Программы, технологии и пособия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» | методические пособия
Наглядно-дидактические пособия, альбомы, игры
|
2.3 Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе.
Формы организации психолого-педагогической работы в ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей | Самостоятельная деятельность детей | Образовательная деятельность в семье | |
занятие | образовательная деятельность в режимных моментах | ||
Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, Игры с предметами Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, колыбельные) Ситуации активизирующего общения Двигательная активность | Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение) пальчиковые игры Наблюдения Праздники и развлечения | игровая деятельность детей | Игры в парах и совместные игры Совместная продуктивная и игровая деятельность детей |
Формы организации психолого-педагогической работы в ОО
«Познавательное развитие».
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей | Самостоятельная деятельность детей | Образовательная деятельность в семье | |
занятие | образовательная деятельность в режимных моментах | ||
Предметная деятельность с игрушками; предметами; Дидактические игры; общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, видео, фото. | Наблюдения; игры - экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), игры с предметами. Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные); действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), ситуации активизирующего общения | Игровая, предметная деятельность детей | Игры в парах и совместные игры Совместная продуктивная и игровая деятельность детей |
Формы организации психолого-педагогической работы в ОО
«Речевое развитие»
занятие | Совместная деятельность с педагогом | Самостоятельная деятельность детей | Образовательная деятельность в семье |
Обучающие игры с использованием предметов и игрушек Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение) Проблемные ситуации Беседы с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него Хороводные игры, Пальчиковые игры Речевые дидактические игры Наблюдения Слушание, воспроизведение, имитирование. | Экспериментирование и исследование Игра-драматизация с использованием разных видов театров (театр на банках, ложках и т.п.) Игры с предметами и сюжетными игрушками Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные) Чтение, рассматривание иллюстраций Совместная продуктивная деятельность Дидактические игры Настольно-печатные игры Разучивание стихотворений Речевые задания и упражнения Показ настольного театра, работа с фланелеграфом Праздники и развлечения Дидактические, настольно-печатные игры Ситуативные беседы Наблюдение за объектами живой природы, предметным миром Индивидуальная работа. | Наблюдение за объектами живой природы, предметным миром Совместная продуктивная и игровая деятельность детей | Речевые игры Беседы (фактическая, ситуативная), объяснение Совместное творчество рассматривание иллюстраций Совместные семейные проекты Прогулки, Рассказы Домашнее экспериментирование Прослушивание аудиозаписей Выставка в книжном уголке |
Формы организации психолого-педагогической работы в ОО
«Художественно-эстетическое развитие»
занятие | Совместная деятельность с педагогом | Самостоятельная деятельность детей | Образовательная деятельность в семье |
Игровые, дидактические упражнения Обследование предметов и игрушек Проблемные ситуации («Как раскрасить пластилин?», «Какого цвета снег?», «Отражение света. Как увидеть радугу?») Упражнения по развитию мелкой моторики рук | Прогулка Образовательные ситуации («У природы нет плохой погоды»), Обучающие занятия ( «Волшебная линия»,«Фигурные отпечатки») Решение проблемных ситуаций Экспериментирование Наблюдение Беседы Обсуждение Дидактические игры Рассматривание альбомов фотографий, иллюстраций, репродукций, коллекций Индивидуальная работа по развитию зрительного восприятия Ситуативные разговоры | Дидактические игры С.-р. игры Рассматривание предметов искусства | Ситуативное обучение Упражнения Обследование предметов Прогулки Домашнее экспериментирование Совместное творчество Сопровождение семьи: Беседы Консультации Открытые просмотры Выставка работ Встречи по заявкам Совместные игры Совместные занятия Опросы Анкетирование Информационные листы |
Формы организации психолого-педагогической работы в ОО
« Физическое развитие»
занятие | Совместная деятельность с педагогом | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность c семьей |
Подвижная игра большой и малой подвижности Игровые упражнения Подражательные движения Физкультурные упражнения | Упражнения: - комплекс с предметами -сюжетный комплекс -подражательный комплекс Физ.минутки Утренняя гимнастика, индивидуальная работа Гимнастика после дневного сна | Подражательные движения под музыку | Беседа, консультация Открытые просмотры Встречи по заявкам Совместные игры Физкультурный досуг Физкультурные праздники Консультативные встречи Совместные занятия |
2.4 Взаимодействие с семьёй, социумом.
План взаимодействие с семьёй
Сентябрь
| Воспитатели |
| Сырескина В.Е. |
3.Проводить в вечернее время с родителями индивидуальные беседы на темы: «Как помочь своему ребёнку адаптироваться»; «Режим и его значение в жизни ребенка». | Воспитатели |
4. Фотовернисаж «Первые дни в детском саду» | Воспитатели |
5.Привлечь родителей к совместному оформлению приёмной и групповой комнаты | Воспитатели Родители |
6. Посещение семей Абдуловой Амины, Кирдяшкина Михаила с целью ознакомления с семейно-бытовыми условиями и методами воспитания в семье. | Воспитатели |
7. Оформление папки-передвижки «Осень» | Курошина Н.Ф. |
Октябрь
| Курошина Н.Ф. |
2. Консультация «Развиваем мелкую моторику рук» | Сырескина В.Е. |
3. Материал в уголок для родителей «Что могут сделать родители» | Сырескина В.Е. |
«Одежда детей в группе», «Формирование навыков кормления и одевания» | Воспитатели |
| Воспитатели |
Ноябрь
| Курошина Н.Ф. |
| Сырескина В.Е. |
| Воспитатели |
| Воспитатель, родители, дети |
| Сырескина В.Е. |
| Воспитатели |
Декабрь
1. Родительское собрание №2 «Возрастные особенности детей 2-3 лет». | Сырескина В.Е. |
2. Консультация для родителей «Влияние прогулки на здоровье детей» | Курошина Н.Ф. |
3.В уголок для родителей поместить информационный материал «Проблема детей раннего дошкольного воздуха» | Сырескина В.Е. |
4. Консультация «Грипп. Меры профилактики» | Сонгина Е.Н. |
5. Попросить родителей оказать помощь в подготовке к Новогоднему празднику: украсить группу, подготовить новогодние подарки детям. | Воспитатели |
| Воспитатели |
| Курошина Н.Ф. |
Январь
| Сырескина В.Е. |
| Курошина Н.Ф. |
3. В уголок для родителей поместить информационный материал «Пальчиковые игры для детей раннего возраста» | Сырескина В.Е. |
4. Проводить индивидуальные беседы с родителями о необходимости соблюдения режима дня, принятого в детском саду. | Воспитатели |
5. Фотовыставка «Новогодние и рождественские праздники». | Воспитатели |
6. Посещение семей Кшнякиной Анжелы, Цыганова Романа с целью ознакомления с семейно-бытовыми условиями и методами воспитания в семье | Воспитатели |
Февраль
1. Родительское собрание №3 «Путешествие по реченьки» (развитие речи детей 3-х лет) | Сырескина В.Е. |
| Курошина Н.Ф. |
«Кого вы считаете главным в воспитании ребенка» | Воспитатели |
| Воспитатели |
| Сырескина В.Е. |
| Воспитатели |
Март
1. Консультация «Знакомим детей с природой родного края». | Курошина Н.Ф. |
2. Оформление папки-передвижки к 8 Марта | Воспитатели |
| Сырескина В.Е. |
| Воспитатели |
5. Индивидуальные беседы с родителями «Формирование навыков самообслуживания» | Воспитатели |
Апрель
| Сырескина В.Е. |
2. В уголок для родителей поместить информационный материал: «Памятка родителям от ребенка» | Курошина Н.Ф. |
3. Оформление папки-передвижки «Весна-красна» | Воспитатели |
4.Индивидуальные беседы с родителями на тему «Поиграй со мной, мама!» (об использовании дидактических игр) | Воспитатели |
5. Привлечь родителей к участию в благоустройстве участка группы. | Воспитатели |
Май
План взаимодействия с социумом
Учреждения | Задачи, решаемые в совместной работе | Формы работы с детьми |
Редакция журнала «Родничок» (договор от 23.01.2015.) |
|
|
«Государственный русский драматический театр» РМ (договор от 19.09.14.) |
|
|
Детская библиотека-филиал № 6 им. К. И. Чуковского МУК «ЦГБС для детей» (договор от 11.01.2013.) | .приобщение детей к культуре чтения художественно литературы .нравственно-эстетическое просвещение воспитанников |
|
ГБУЗ «Детская поликлиника № 2» |
|
|
2.5. Планирование работы с детьми в группе.
(смотрите приложение №1: Перспективные планы 1-й младшей группы, календарные планы 1-й младшей группы, комплексно-тематическое планирование для 1-й младшей группы)
2.6. Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками.
2.7. Региональный компонент
Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.
Принципы работы:
- Системность и непрерывность.
- Личностно-ориентированный гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых.
- Свобода индивидуального личностного развития.
- Признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на позитивный внутренний потенциал развития ребенка.
- Принцип регионализации (учет специфики региона)
В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Поэтому в детском саду в образовательном процессе используются разнообразные методы и формы организации детской деятельности: народные подвижные игры и забавы, дидактические игры, слушание музыки, наблюдения в природе, чтение детской литературы, знакомство с народно-прикладным искусством и др.
Образовательная область | Задачи |
Социально-коммуникативное развитие | Воспитывать у детей дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам. Использовать знания о родном крае в игровой деятельности. Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям мордвы, стремление сохранять национальные ценности. |
Познавательное развитие | Приобщать детей к истории Мордовского края. Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой |
Речевое развитие | Развивать речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи через знакомство с культурой Мордовии. |
Художественно- эстетическое развитие | Приобщать детей младшего дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного края; воспитывать любовь в родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, традиций Мордовии. |
Физическое развитие | Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы Мордовского края. |
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Оформление предметно-пространственной среды.
«Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
- учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- учёт возрастных особенностей детей.
- Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей;
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
- наличие в Группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды предполагает:
- наличие в Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Предметно-развивающая среда в группе | ||
микроцентр «Физкультурный уголок» | Расширение индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности | Картотека комплексов оздоровительных мероприятий, картотека подвижных игр, картотека пальчиковых игр. Информация об известных спортсменах, спортсменах Мордовии. Спортивный инвентарь: мячи разных размеров, мячи для метания, мешочки для метания, инвентарь для проведения комплексов утренней гимнастики с предметами: кегли, кольцеброс, массажные коврики, массажёры ручные, «дорожки здоровья» |
микроцентр «Уголок природы» | Расширение познавательного опыта, его использование в трудовой деятельности | Стенд «Уголок природы»,комнатные растения согласно возрастным требованиям, картотека комнатных растений, оборудование для работы в уголке природы (лейки,грабли,лопатки,тряпочки,перчатки),снегомер,измеритель направления ветра, альбомы с фотографиями о природе, правилах поведения в природе, дидактические игры экологического содержания, модули природных зон «Животные леса», «Домашние животные», «Насекомые», мини огород. |
микроцентр «Уголок развивающих игр» | Расширение познавательного сенсорного опыта детей | Вкладыши, пирамиды, мозайки, пазлы, дидактические кубы, черепахи, ,развивающие коврики, дидактические кубики, игры соответственно возрасту, пазлы, нестандартное оборудование (прищепки, замочки, шнуровки и др.),опытно-экспериментальные игры с водой, песком и соответствующее оборудование к ним (тазики, колбы, пробирки, весы, лупа и др.),компас, демонстрационный материал на соответствующую тему. |
микроцентр «Строительная мастерская» | Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. | Конструкторы (настольный, напольный, «Лего»и др.). |
микроцентр «Игровая зона» | Реализация ребенком полученных и имеющихся знаний об окружающем мире в игре. Накопление жизненного опыта. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца | Атрибуты к сюжетно-ролевым, режиссёрским играм различного содержания согласно возрастным требованиям (куклы, машины, наборы посуды, овощей, фруктов, предметы кукольной мебели, игрушечные бытовые приборы, наборы «Парикмахер», «Больница», сюжетные резиновые, пластмассовые игрушки, герои мультфильмов, сумочки, корзины, вещи уголка ряжения, ширма для уединения). |
микроцентр «Книжный уголок» | Формирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию. | Художественная литература согласно возрасту и программе МДОУ. |
микроцентр «Театрализованный уголок» | Развитие творческих способностей ребенка, стремление проявить себя в играх-драматизациях | Кукольные театры разных видов (теневой,би-ба-бо, пальчиковые, кукольные, папье-маше, ростовые куклы).Маски, костюмы, ширмы, фонотека, игрушки, сопутствующие материалы для драматизации. |
микроцентр «Музыкальный уголок» | Развитие творческих способностей и самостоятельной ритмической деятельности | Шумовые музыкальные инструменты-погремушки,бубны,трещотки,маракасы,ударные-барабаны,металлофоны,духовые-губные гармошки, дудочки, клавишные -детское пианино, синтезатор, аккордеон детский. Мордовские дудочки, трещотки. |
3.2. Режим дня. Структура образовательной деятельности. Двигательный режим.
Расписание занятий
на 2015-2016 учебный год
Дни недели | 1 младшая группа |
Понедельник | 1. Рисование 09:00 – 09:10 2. Физическое развитие 16:10 – 16:20 |
Вторник | 1 Музыкальное развитие 09.00-09.10 2.Чтение художественной литературы 16.10-16.20 |
Среда | 1. Речевое развитие 09:00 – 09:10 2. Физическое развитие 16:10 – 16:20 |
Четверг | 1. Мир природы - 1 неделя Ознакомление с окружающим и предметным миром - 2 неделя Математическое развитие - 3 неделя Сенсорика - 4 неделя 09:00– 09:10 2. Физическое развитие 16:10 –16:20 |
Пятница | 1. Музыкальное развитие 09:00 – 09.10 2. Лепка / Конструирование 16:10 – 16:20 |
Всего | 10 |
Двигательный режим
Организация двигательного режима в младшей группе детей 2-3 лет
Формы организации | особенности организации | Длительность в минутах |
физкультурно-оздоровительная работа | ||
утренняя гимнастика | Ежедневно на открытом воздухе или в зале | 5-7 |
физкультминутка | Ежедневно по мере необходимости | 2-3 |
двигательная разминка в системе НОД с преобладанием статических поз | Ежедневно | 5-7 |
подвижные игры и упражнения на прогулке | Ежедневно во время прогулки , подгруппами, подобранными с учетом уровня двигательной активности детей | 15-20 |
индивидуальная работа по развитию движений на прогулке | Ежедневно во время прогулки | 8-10 мин. |
оздоровительный бег | Ежедневно во время утренней гимнастики | 1 мин |
гимнастика послед дневного сна с контрастными воздушными ваннами, хождение по массажным дорожкам | Ежедневно по мере пробуждения и подъема детей | 5-7 |
корригирующая гимнастика | подгруппами, подобранными с учетом рекомендаций врача, 2 раза в неделю | 10 |
непосредственно образовательная деятельность по физической культуре | 3 раза в неделю в игровой форме, подгруппами, подобранными с учетом физического развития детей, проводится в первой половине дня | 15 |
самостоятельная двигательная деятельность | Ежедневно под руководством воспитателя в помещении и на воздухе, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей двигательной активности детей | 10-12 |
физкультурно-массовая работа | ||
неделя здоровья | зимой и весной | 2 раза в год |
физкультурные развлечения | 1 раз в месяц по второй половине дня | 15 минут |
участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях | во время подготовки и проведения физкультурных развлечений, праздников, недели здоровья и посещения открытых форм работы с детьми |
3.3. Перечень методических пособий. Программно-методическое обеспечение.
Методическое обеспечение образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Автор-составитель | Наименование издания | Издательство | Год издания |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тематический модуль «Социализация» | |||
Солнцева О.В. | Дошкольник в мире игры | СПб.: Речь | 2010 |
Деркунская В.А. | Воспитываем, обучаем и развиваем детей в игре | Педагогическое общество России | 2005 |
Михайлова З.А. | Игровые задачи для дошкольников | СПб.:Детство-Пресс | 2009 |
Калашников Г.В. | Гербы и символы .История российского герба. | СПб. Детство-Пресс | 2009 |
Нищева Н.В. | Мы едем,едем,едем…Виды транспорта. | СПб.:Детство-Пресс | 2010 |
Нищева Н.В. | Мамы всякие нужны.Детям о профессиях. | СПб.:Детство-Пресс | 2010 |
Панжинская-Откидач В.А.,Гербов В.Г. | Эмоции и переживания человека. | СПб.:Детство-Пресс | 2009 |
Алёшина Н.В. | Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Младшая группа. | М.:ЦГЛ | 2004 |
ВострухинаТ.Н., Кондрыкинская Л.А. | Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет. | М.:ТЦ Сфера | 2012 |
Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. | Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. | М.: «Баласс» | 2003 |
Тематический модуль «Труд» | |||
Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. | Трудовое воспитание в детском саду. | М.:Мозаика-Синтез | 2006 |
Крулехт М.В. | Дошкольник и рукотворный мир. | СПб.: «Детство-Пресс» | 2003 |
Куцакова Л.В. | Нравственно-трудовое воспитание ребёнка-дошкольника. | М.:Гуманит. изд.центр ВЛАДОС | 2003 |
Методическое обеспечение образовательной области
«Познавательное развитие»
Автор-составитель | Наименование издания | Издательство | Год издания |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тематический модуль «Формирование целостной картины мира» | |||
Воронкевич О. А. | Добро пожаловать в экологию / Перспективные планы работы в младшей, средней, старшей и подготовительной группах детского сада. | СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС | 2007 |
Вострухина Т. Н. Кондрыкинская Л. А. | Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет. | М.: ТЦ СФЕРА | 2012 |
Павлова Л. Ю. | Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. | М.: Мозаика - Синтез | 2014 |
Тематический модуль «Исследования и эксперименты» | |||
Веракса Н. Е. Галимов О. Р. | Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. | М.: Мозаика - Синтез | 2014 |
Тематический модуль «Математическое развитие» | |||
Михайлова З. А. Иоффе Э. Н. | Математика от трех до семи. | СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС | 2009 |
Михайлова З. А. Чеплашкина И.Н. Харько Т. Г. | Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста. | СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС | 2011 |
Методическое обеспечение образовательной области «Речевое развитие»
Автор-составитель | Наименование издания | Издательство | Год издания |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тематический модуль «Речевое общение» | |||
Ушакова О.С. | Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Методическое пособие. | М.: ТЦ Сфера | 2013 |
Ушакова О.С. | Программа развития речи дошкольников. | М.: ТЦ Сфера | 2013 |
Тематический модуль «Чтение художественной литературы» | |||
Ушакова О.С., Гавриш Н.В. | Знакомим дошкольников с литературой. Конспекты занятий. | М.: ТЦ Сфера | 2003 |
Ушакова О.С. | Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Методическое пособие. | М.: ТЦ Сфера | 2013 |
Методическое обеспечение образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
Автор-составитель | Наименование издания | Издательство | Год издания |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тематический модуль «Художественное творчество» | |||
Бондаренко Т.М. | Комплексные занятия в первой младшей группе. | Воронеж: ЧП Лакоценин С.С. | 2007 |
Комарова Т.С. | Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации | М.:МОЗАЙКА -СИНТЕЗ | 2006 |
Курочкина Н.А. | Дети и пейзажная живопись | СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС | 2007 |
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. | Конспекты занятий в младшей группе детского сада. ИЗО. | Воронеж: ТЦ «Учитель» | 2004 |
Куцакова Л.В. | Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. 2-е изд., дополн. И перераб. | М.:ТЦ Сфера | 2013 |
Лыкова И.А. | Изобразительная деятельность в детском саду от двух до семи лет | М.: Издательский дом «Цветной мир» | 2013 |
Тематический модуль «Театральное развитие» | |||
Петрова И.М. | Театр на столе. | СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС | 2009 |
Тематический модуль «Музыка» | |||
Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. | Детство с музыкой: современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста | СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС | 2009 |
Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. | Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста | СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС | 2007 |
Методическое обеспечение образовательной области
«Физическое развитие»
Автор-составитель | Наименование издания | Издательство | Год издания |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тематический модуль «Здоровье» | |||
Чупаха И.В., Пужаева Е. З., Соколова И.Ю., Илекса М. | «Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе» | Народное образование | 2003 |
«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.Методическое пособие» | М.:ТЦ Сфера | 2007 | |
Тематический модуль «Физическая культура» | |||
Глазырина Л.Д. | «Физическая культура -дошкольникам. Программа и программные требования» | М.:Гуманит. издат. Центр ВЛАДОС | 1999 |
Глазырина Л.Д, Овсянкин В.А. | «Методика физического воспитания детей дошкольного возраста» | М.:Гуманит. из-дат.Центр ВЛАДОС | 2000 |
Белоусова Л.Е. | «Добрые досуги по произведениям детских писателей | Санкт-Петербург «Деттво-Пресс» | 2003 |
Моргунова О.Н. | «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Практическое пособие» | Воронеж | 2007 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
перспективное планирование Лепка/аппликация в младшей группе на 2015-2016 учебный год
перспективное планирование по образовательным областям лепка/аппликация. Занятия каждую среду....
Перспективный план работы с родителями во второй младшей группе на 2015 - 2016 учебный год.
Перспективный план разработан по таким направлениям: информационно – аналитическое, организационно - просветительское, наглядно - информационное, досуговое....
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА 2015 – 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Цель: объединение усилий семьи и детского сада для воспитания и развития дошкольника.Задачи:1.Распространять педагогические знания среди родителей; 2.Оказать практическую помощь в воспитании детей...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования « Детство» руководители авторского коллектива Т.И.Бабаевой, А.Г. Гогобер...
ОТЧЁТ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ЗА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД.
ОТЧЁТПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ЗА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД. В нашей группе 35 детей, 17 девочек и 18 мальчиков. В начале учебного года была поставлена г...
АНАЛИЗ УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ЗА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Отчет о воспитательно - образовательной работе во второй младшей группе....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА инструктора по физической культуре Коденцева Игоря Александровича на 2015-2016 учебный год
СОДЕРЖАНИЕЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.Пояснительная записка……………………………………………… 3 стр.2....