Методическая разработка "Влияние игры на развитие речи"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Игра-это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Она является определяющим фактором в развитии личности , в том числе и влияет  на один из важнейших познавательных процессов  человека-речь. Игра  не возможна без речевого общения. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов- от элементарных до самых сложных .Огромное значение игры для развития личности ребёнка даёт основание считать , что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_igra_razvitie_rechi.docx15.06 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Она является определяющим фактором в развитии личности , в том числе и влияет  на один из важнейших познавательных процессов  человека-речь. Игра  не возможна без речевого общения. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов- от элементарных до самых сложных .Огромное значение игры для развития личности ребёнка даёт основание считать , что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.

Проблема повышения речевой активности  остаётся одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения.

Дошкольная речь наиболее простая , естественная форма общения  начинает развиваться у ребёнка с проявлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована.

Возникает вопрос какие же формы совместной деятельности педагога с детьми по повышению речевой активности выбрать для работы  с детьми младшего дошкольного возраста? Чтобы ответить на этот вопрос  я проанализировала возрастные особенности детей данного возраста : им трудно сосредоточится на однообразной , непривлекательной для них деятельности , в то время как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными; внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор , пока сохраняется интерес, детям раннего возраста свойственны подражаемость , лёгкая внушаемость , преобладает зрительно -эмоциональная память и наглядно-действенное мышление. Следовательно игровая деятельность и есть тот необходимый базис в рамках которого происходит формирование и повышение речевой активности ребёнка.

В своей работе по развитию речи детей раннего возраста я использую следующие формы совместной деятельности: игры-забавы и игры -хороводы на развитие общения ; игры на развитие мелкой моторики рук; дидактические игры и упражнения ; бытовые и игровые ситуации. Все игры и игровые упражнения, развивающие речевую активность, которые я подбираю для занятий я разделила на группы:

1.Игры формирующие правильное произношение.

Закрепление правильного произношения звуков осуществляется путём многократного повторения слов, насыщенных этими звуками. Для этого  удобно использовать такие игрушки и предметы , чтобы в их названиях эти звуки находились в начале , в конце и в середине слова(шар, кашка, мышь).Для закрепления правильного звукопроизношения хорошо использовать специальные песенки, стихи, потешки в которых звучат подражания голосам животных, птиц, звукам известных ребёнку предметов(часы, молоток).

2.Игры развивающие силу голоса и темп речи.

Голосовой аппарат младшего дошкольника ещё недостаточно окреп. Ребёнок не всегда может правильно им пользоваться, часто говорит тихо, шепотом или наоборот крикливо.Игры данной группы учат детей произносить звукосочетания и слова с различной скоростью(быстро, умеренно , медленно)"Громко-тихо", "Не разбуди куклу".

3.Игры развивающие внимание и слуховое восприятие .

Ребёнок пока не умеет управлять слухом , порой просто не замечает звуков , не может сравнивать и оценивать их по громкости , силе и тембру . Для того чтобы ребёнок научился чисто и ясно произносить звуки , отчётливо выговаривать слова , правильно пользоваться голосом , он должен научиться напрягать слух , улавливать и различать звуки . Эта способность не возникает сама собой , её надо развивать с первых лет жизни .

Д\и : "Узнай по звуку " , "Бубен "

4.Игры развивающие речевое дыхание

Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки ребёнок должен делать достаточно сильный выдох через рот . Используются упражнения в которых ребёнку в игровой форме предлагают подуть на предмет. Такие игры помогают ребёнку достичь плавного выдоха и быстро освоить трудные звуки.

Д\и"Одуванчик", "Вертушка".

5.Пальчиковые игры.

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Развивается память ребёнка так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия.

Все упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи  или какими-либо её нарушениями, но и детям , у которых речевое развитие происходит своевременно. Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка «Игры по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»

Игры по развитию речи детей старшего дошкольного возраста...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Речевое развитие". Дидактические игры по развитию речи, методические рекомендации, практическое пособие

Дидактические игры по развитию речи – специальная форма обучения для детей дошкольного возраста, позволяющая обогащать, совершенствовать, активизировать и закреплять словарный запас в процессе и...

методическая разработка "ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ"

Что из чего состоит? Стул состоит из спинки, сиденья, ножек. Рубашка состоит из рукавов, воротника, карманов, пуговиц. Кто кем был раньше? Курочка была раньше цыпленком, а еще раньше яйцом. Рыба ...

Методическая копилка "Игры по развитию речи "

Игры, которые помогут родителям развивать речь ребенка...

Методическая разработка "Игры на развитие речи"

Игры и упражнения по развитию речи детей третьего года жизни...

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

Методическая разработка игры по развитию речи «За покупками»

привлечь внимание ребёнка к звучанию слова;автоматизировать поставленный ребёнку звук на материале слов, словосочетаний и предложений, а параллельно учить правильно называть и согласовывать существите...