Методическая копилка "Игры по развитию речи "
картотека (старшая группа)

Проскурина Инесса Анатольевна

Игры, которые помогут родителям развивать речь ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_kopilka.docx41.67 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр по развитию речи

 

 Игра: «Назови одним словом»

Цель:  обогащать словарный запас.

Перед  дошкольниками раскладываются картинки, взрослый просит рассмотреть и назвать их одним словом.

Например: поезд, самолёт, машина – транспорт;

лиса, заяц, медведь – дикие животные;  яблоко, груша, слива – фрукты и т.п. 

Игра: «Чудесный мешочек»

Цель: развивать тактильные ощущения, словарь признаков.

Ход: Логопед  предлагает детям мешок с игрушками, сделанных из разных материалов. Ребенок вытаскивает из мешочка игрушку и называет признак предмета (из чего он сделан?).

Предлагаемые признаки: деревянный, пластмассовый, меховой, ватный, резиновый, металлический, стеклянный, глиняный и т.д.

Игра: «Кто может совершать эти действия?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.
Взрослый – Дети
Идёт – человек, животное, поезд, пароход, дождь…
Бежит – ручей, время, животное, человек, дорога…
Летит – птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…
Плывёт – рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек

Игра: «Что лишнее и почему?»

Цель: учить определять лишнее слово , развивать мышление.

 Дети называют лишнее слово и объясняют свой выбор.

Осень, зима, Рождество, весна

Лыжизима, санки, коньки

Зима, весна, декабрь, лето

Санки, лыжи, льдинки, коньки

Понедельник, среда, пять, четверг

Весна, лето, январь, зима

Сапоги, платье, ботинки, туфли

Заяц, дятел, лиса, белка

Береза, клен, роза, дуб

Грустный, печальный, унылый, глубокий;

Храбрый, звонкий, смелый, отважный;

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

Игра: «Виды транспорта»

Цель: учить классифицировать виды транспорта. Упражнять в составлении предложений

Материал: картинки с изображением различных видов транспорта. Схемы, кодирующие виды транспорта (волна, дорога, железная дорога, облако).

Самолет – это воздушный транспорт. Самолет летит над облаками.

Автомобиль - … .

Игра: «Скажи наоборот»

Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова.

Веселый праздник – грустный

Большой подарок – маленький

Светлое небо – …

Чистое платье – …

Хорошее настроение – …

Теплая погода - …

Сахар сладкий, а лимон ...

Огонь горячий, а лед ...

Река широкая, а ручей ...

Камень тяжелый, а пух ...

Игра: «Кто больше назовет действий?»

 Цель: учить подбирать глаголы, обозначающие действия,  развивать память, внимание.

 Ход:  Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)

Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега)

Игра: «Скажи по-другому»

Цель: формировать словарь наречий.

Например: тепло... (холодно),

морозно... (жарко),

глубоко... (мелко),

высоко... (низко),

далеко... (близко),

широко... (узко),

тихо... (громко),

мягко... (твердо),

быстро... (медленно)

Игра: «Какой предмет?»           

Цель: развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.

Роза - красная, свежая, душистая….

Ежик – маленький, колючий, сердитый…

Машина – новая, грузовая, пожарная…

 Цель: подбирать к признаку предмет.

Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, ...

Красное — платье, яблоко, знамя, ..

Волшебная – песня, фея, палочка…

Игра: «Кто больше?»

 Цель: пополнение словарного запаса словами, обозначающими предметы.

Летит... (стрела, самолет, парашют, пух,).

Плывет... (пароход, лодка, рыба, утка).

Растет... (трава, ребенок, цветок, дерево).

Поет... (певец, соловей, жаворонок, хор).

Ползает... (змея, червяк, улитка, гусеница).

Пищит... (мышка, игрушка, комар, котенок).

Скрипит... (дверь, снег, дерево, телега).

Хрустит... (морковка, сухарь, сахар, снег)

  Игра: «Какое что бывает?»

  Цель: учить классифицировать предметы по цвету,  форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять; развивать  внимание.

Ход: Расскажите, что бывает: зеленым — огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….

 широким — река, дорога, лента, улица

Игра: «Отгадай, кто это?»

Цель: учить подбирать предмет к действию.

Сторожит, грызет, лает? - … .

Хрюкает, роет? - … .

Ржет, бегает, скачет? - … .

Мяукает, лакает, царапается? - … .

Мычит, жуёт, ходит? - …

Игра: «Кто чем управляет?»

Цель:  расширять и активизировать словарный запас.

Материал: иллюстрации с изображением людей транспортных профессий, мяч.

 Дети рассматривают иллюстрации и называют профессии людей, работающих на транспорте.

Чем управляет:

машинист - …

водитель - …

мотоциклист - …

шофер - …

велосипедист - …

летчик - …

капитан - … .

Игра: «Кто как голос подает?»

Цель: развивать речь детей, обогащать и активизировать глагольный словарь .

«Воробей… - чирикает,  ворона… - каркает,  голубь… - воркует, синица… - свистит,  утка… - крякает, соловей… - поет, кукушка… - кукует.

Игра: «Ответьте на вопрос».

Цель: формировать словарь наречий.

Логопед : Как рычит лев? А дети отвечают полным ответом: (Лев рычит грозно, громкой) и т. д. А как наши ребята занимаются? (Наши ребята занимаются старательно).

Игра: «Закончите предложение».

Цель: формировать словарь наречий.

Воспитатель начинает говорить предложения, а дети должны закончить. Например: поезд идет медленно, а самолет летит... (быстро). Таня ведет себя хорошо, а Коля... (плохо). Летом жарко, а зимой... (холодно). Надя говорит тихо, а Вова... (громко) Идет дождь, на улице грязно, а дома... (чисто). Ире было скучно, пришла Марина, и стало... (весело).

Игра: «Cкажи наоборот» 

Цель: закрепление противоположных признаков ( слова антонимимы).
Игровой материал: мяч.

Взрослый – Дети
Горячий – холодный
Хороший – плохой
Умный – глупый
Весёлый – грустный
Острый – тупой
Гладкий – шероховатый
Лёгкий –  тяжёлый
Глубокий – мелкий
Светлый – тёмный

Игра: «Хлопните в ладоши!».

Цель: формировать словарь наречий.

Слушайте внимательно. Я буду произносить слова, а вы - хлопать, когда услышите слово, отвечающее на вопрос «как?» Девочка, красный, хорошо, бежит. Кошка, лакает, плохо, цветок. Прыгает, вкусно, спит, медведь. Горько, добрый, дерево, бежит. Играет, большой, лиса, быстро.

Игра: «Доскажи  словечко»

Цель: учить детей подбирать антонимы.

Игровой материал: мяч.

Я буду начинать фразу, а вы заканчивать.   Стакан старый – а чашка… (новая).

Для чая нужна чайная посуда, а для обеда (столовая).  Стакан легкий, а чайник…(тяжелый).

Посуда до обеда чистая, а после обеда… (грязная).  Утром завтракают, а вечером… (ужинают).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании ...

Методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме :"Развитие речи средствами дидактических игр во второй младшей группе ДОУ."

1) Понятия : развитие речи и дидактическая игра2) Примеры занятий по развитию речи средствами дидактической игры:Занятие 1Занятие 2Занятие 3Занятие 4...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:  Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Поможем Красной Шапочке и бабушке (придумывание нового конца сказки)

1. Научить детей придумывать свой конец знакомой сказки.I уровень – самостоятельно;II уровень – с помощью воспитателя.2. Уметь отображать придуманный рассказ в рисунке, грамматически правильно с...

Специальные игры и занятия по развитию речи у детей раннего возраста учебно-методическое пособие по развитию речи (младшая группа)

Большую роль в развитии речи детей играют специальные игры, упражнения и занятия, преимущество которых заключается в том, что при их организации целенаправленно создаются условия для развития у малыше...

Статья для воспитателей в ДОУ. «Учебно-методическое пособие по развитию речи «Дидактические игры для развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику мал...

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и...