Из истории гендерного воспитания
консультация на тему
Предварительный просмотр:
«Из истории гендерного воспитания»
Тема мужского и женского начал стара как мир. К ней обращались философы, поэты, врачи, педагоги. Известно, что первоначальное осознание ребёнка самого себя происходит по принципу половой принадлежности: даже маленький ребёнок понимает, что он мальчик или девочка. И это влияет на его дальнейшее развитие - как физиологическое, так психическое.
Идеи дифференцированного гендерного воспитания прослеживаются на протяжении всего исторического развития общества. У каждого народа существовали свои неповторимые системы воспитания подрастающего поколения. В связи с различными ролевыми функциями в обществе почти всегда воспитание мальчиков и девочек было различно. Основываясь на исследованиях в областях истории дошкольной педагогики и истории ( Д. Элиум и Дж. Элиум ; Е. В. Субботский ; Л. Кун ; В. М. Петров ), можно проследить как в разные исторические периоды происходило воспитание( и в частности физическое воспитание) мальчиков и девочек. Анализ литературы убедительно показывает, что в уникальной, вырабатываемой веками системе народного воспитания гендерная компетентность родителей формировалась легко и естественно. Результаты исследований свидетельствуют о том, что при рождении даже пуповину девочкам и мальчикам отрезали по разному. Пуповину девочки обрезали ножницами над веретеном или на гребенке, что символизировало наделение ее качествами труженицы, хозяйки и рукодельницы. Пуповину мальчику обрезали ножом с использованием инструментов для обработки дерева, чтобы в будущем оказался хорошим работником.Интерес представляет и традиция заворачивания новорожденных девочек в рубаху отца, а мальчиков – рубашку матери. Ученые считают, что это связано с программированием будущего ребенка. Люди мечтали о том, что когда их сын вырастет и женится, что его жена воплотит в себе то, что дорого ему в родной матери, а дочь в своем избраннике сможет увидеть черты отца. При этом очевидно, что в данной традиции был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской – стойкость, мужество, ответственность и многое другое, о чем могли мечтать родители при рождении своего ребенка.
В первобытном обществе , на ранних стадиях развития человеческого общества уход за детьми и их воспитание было делом всей родовой общины, поэтому на каждом члене общины лежала обязанность заботиться о детях, воспитывать и обучать их. Основные педагогические функции осуществляли, как правило, ближайшие родственники и наиболее авторитетные и уважаемые сородичи детей — старейшины. Дело воспитания совершалось параллельно с другими делами и занятиями и носило черты гендерной педагогики: мальчиков готовили преимущественно к мужским видам деятельности (учили охотиться, ловить рыбу, загонять добычу, изготавливать оружие и орудия труда, а девочек приучали к ведению домашнего хозяйства (приготовлению пищи, хранению огня, собиранию растений). Родители в первую очередь заботились об удовлетворении биологических потребностей детей: кормлении, оберегании от опасностей и неблагоприятных условий внешней среды.
Из истории Древней Греции мы знаем о системе спартанского воспитания. Наибольшее внимание уделялось военно-физической подготовке мальчиков, их обучали метанию диска, копья. Девочки воспитывались дома, но и в их воспитании на первом месте было физическое развитие, военная подготовка, умение управлять рабами. Воспитание мальчиков — неженское занятие. Так считали в древней Спарте и потому рано отделяли сыновей от матери, передавая их на попечение воспитателей-мужчин. Так считали и в старой России. В дворянских семьях с самого рождения за младенцем мужского пола ухаживала не только нянька, но и крепостной «дядька», а к шести-семилетним мальчикам приглашали не гувернанток, а гувернеров. Мальчишки же из низших сословий просто в силу жизненных обстоятельств быстро окунались в мужскую среду, приобщаясь к мужским делам.
На Руси уже в трехлетнем возрасте ребенку предстоял первый серьёзный ритуал-«постриг». Мальчика постригали и впервые сажали на коня. В эпоху царствования Романовых из специфических мужских развлечений, имевших большое значение в деле физического развития народа, следует отметить кулачные бои. Чаще всего бои проводились на Масленицу, на льду замерзшего озера или реки, при этом бойцы обязательно раздевались по пояс. К подобным упражнениям мальчиков приучали с малых лет. Проводились отдельные бои между самыми маленькими (5-6 лет).. Процесс воспитания девочек находился в руках матерей, которые отвечали за их поведение. Отец в воспитании дочерей выступал больше как авторитет, на который ссылались матери. Всю ответственность за воспитание мальчиков дошкольного возраста брал на себя отец и другие мужчины семьи: дедушка, дяди, старшие братья.
Изучение различных педагогических систем показало, что до XVIII века вся педагогика в основном была направлена на общественное воспитание мальчиков, в то время как девочки получали эстетическое домашнее воспитание. И только XVIII веке педагоги стали рассматривать возможность целенаправленного воспитания девочек готовить их не только на роль домохозяйки, но и учителя, медсестры, воспитательницы.
Все выше сказанное подтверждает, что целостный педагогический процесс со стороны родителей, предполагал такую организацию воспитания детей, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства и волю. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, ребенок с малых лет должен научиться активизировать свой жизненный потенциал.
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин . Настоящим выходом из сложившейся грустной ситуации является целенаправленное гендерное воспитание, как в детском саду, так и дома. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.Самая большая роль гендерного воспитания в семье сводится к тому, чтобы мужчины, не утрачивали способность играть правильную роль в семье, из главного добытчика не перевоплощались бы в главных потребителей и не перекладывали бы лишь на женские плечи воспитание детей. Ну а женщины, в свою очередь, не становились бы просто существами вне пола.
Сейчас многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искажённым поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и т.д. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.
Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что содержание игр детей демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота, вот такие игры по гендерному воспитанию.Поэтому гендерное воспитание в детском саду и в семье просто необходимо для развития и социализации ребенка в нашем обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по гендерному воспитанию "Простые правила воспитания мальчиков"
Полноценное развитие мальчика происходит при правильном его воспитании...
"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.
Так случилось, что один из выпусков был практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...
Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста
В современной науке используются два термина: Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...
Гендерное воспитание.ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК
Этапы полоролевого развития Новорожденность. Настройка на определенный пол.- Раннее детство (1 – 3 года). Принятие пола без наполнения его содержанием - Младший возраст (3-4 года). Диф...
ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ТРАНСФОРМАЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ . Статья в электронном журнале
Агибалова (Лазарева) Е.А. студент группА ЗДО-5-12, факультет психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «КИПУ» Республика Крым, Симферополь Научный руководитель: Амет-...
«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...
Игры наиболее эффективно создают педагогические ситуации, способствующие накоплению положительного опыта гендерного поведения. В целом игры в рамках гендерного воспитания имеют цель: развить знания детей о принадлежности к соответствующему полу; закрепи
Изучение гендерной идентичности, гендерных ролей, стереотипов и формирование здорового взгляда на свой пол и своё «я» начинается достаточно рано....