Удивительный мир двигательно-речевых миниатюр
статья на тему
Двигательно-речевые миниатюры являются превосходным средством профилактики переутомления детей и помогут воспитателю в организации всех видов деятельности дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvig-rechev.miniat._v_narodnuyu_shkolu.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Удивительный мир двигательно-речевых миниатюр
Каждый ребёнок в своё время есть натуральный гений
К. И. Чуковский
Опыт работы с дошкольниками показывает, что во многих случаях они ведут малоподвижный образ жизни, будучи излишне опекаемыми взрослыми членами семьи, ведь научить ребёнка каким-либо действиям гораздо труднее, чем сделать всё за него. Это ведёт к нарушению общей и мелкой моторики, плохой координации движений – отсюда неточность, неловкость, суетливость, неуверенность при выполнении разных движений, особенно мелких. Всем известно, что организованная двигательная активность ребёнка тесно взаимосвязана с его речью. В свою очередь развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Для преодоления недостаточного уровня развития речи малышей, увеличения запаса активного словаря, профилактики нарушения речевого слуха и речевой памяти, отчётливого произношения отдельных звуков и фраз, физического развития я использую в своей работе образные двигательно-речевые миниатюры. Это своеобразные ритмические упражнения, которые помогают преодолеть вышеизложенные недостатки как в области совершенствования движений, так и в речевой области. Удивительный мир двигательно-речевых миниатюр делает жизнь ребёнка в детском саду насыщенной яркими образами, радостной, непринуждённой, незабываемой.
Л.С. Выготский, исследуя проблемы обучения, писал: «Если школьник обучается по программе, предложенной ему взрослыми, то дошкольник принимает эту программу в той мере, в какой она станет его собственной. Для того, чтобы ребёнок сделал ту или иную программу своей, необходимо использовать те виды деятельности, которые привлекают его, соответствуют его возрасту». Двигательно-речевые миниатюры привлекают детей своей простотой, доступностью для восприятия, ритмичностью, лёгкостью запоминания. Их тематика широка и разнообразна, приближена к реальной жизни, способствует расширению детского кругозора. Это животные, птицы, насекомые, явления природы, игровая и трудовая деятельность, представления о профессиях, отношения между людьми, движении транспорта и многое другое. Образные двигательно-речевые миниатюры являются полезным и продуктивным дополнением в работе воспитателя детского сада, в том числе и для развития эмпатийных способностей детей. Их можно включать в повседневную жизнь, на занятия, прогулки, развлечения, досуги, игры.
1. Двигательно-речевая миниатюра «Кошка» (для младших дошкольников). Использование: на занятиях, знакомящих детей с домашними животными, при знакомстве с фольклором и заучиванием стихотворений о кошке, на занятиях по изобразительной деятельности, в работе над звуком ш.
Погладим ладошку, Словно кошку. Погладим ладошку, Словно кошку. Фр-фр-фр! | Нежно и ласково гладят воображаемую кошку, сидящую на правой ладошке. Гладят кошку, сидящую на левой ладошке. Кошка рассердилась. Дети сжимают кулачки и активным движением резко выбрасывают руки вперёд, одновременно распрямляя пальцы (движения повторяются три раза). |
2. Двигательно-речевая миниатюра «Маме помогаю» (для детей среднего дошкольного возраста). Использование: в беседе о любви к маме и помощи ей, в беседе о труде, на празднике 8 марта, перед чтением художественной литературы о маме, в работе над звуками м, р.
Маме помогаю- Я бельё стираю. Постирается бельё- Буду полоскать. Прополощется, тогда Буду отжимать. Отожму, встряхну, повешу, А потом, а потом Я бельё поглажу Утюгом, утюгом. | Изображают стирку белья. Полощут бельё. Отжимают. Выполняют движения по тексту. Как бы тянутся за утюгом и берут его в правую руку. Гладят бельё. |
3. Двигательно-речевая миниатюра «Наш оркестр» (для старших дошкольников). Использование: при ознакомлении с профессиями, музыкальными инструментами, при чтении художественной литературы об оркестре, на праздниках и развлечениях, при работе над звуками р , ф.
Мы сегодня музыканты И концерт сыграем вам. Для открытия концерта Мы ударим в барабан. Скрипка нежно так поёт И мелодию ведёт. Здесь вступает фортепьяно: Форте! Пьяно. Форте! Пьяно. А теперь труба трубит И гудит, гудит, гудит. Балалайка забренчала, И гармошка заиграла. Тра-ля-ля, Тра-ля-ля! Пляшут все мои друзья. | Стоят, расправив плеч. Кланяются. Движения по тексту. Изображают игру на скрипке. Изображают игру на фортепьяно. Активно ударяют по клавишам на «форте» и мягко на «пьяно». Играют на трубе Изображают игру на балалайке. Изображают игру на гармошке. Изображают пляску, выполняя движения по своему выбору. |
Миниатюры усложняются в зависимости от возраста детей – в плане тематики, доступной для понимания ребёнка, подбора разнообразных движений и определения нагрузки. Для старших дошкольников более интересны и привлекательны образные двигательно-речевые миниатюры с увеличенной двигательной активностью.
4. Двигательно-речевая миниатюра «Я – пилот». Можно использовать в качестве альтернативы подвижной игре.
Мой самолёт готов к полёту. Пропеллер ловко раскручу, Взревёт мотор, и я с друзьями Под облаками полечу. И покружусь над полем, лесом, Над быстрой синею рекой. Я пролечу над нашим домом И маме помашу рукой. У-У-У-У! Дальше, дальше я лечу. Я ведь опытный пилот. Готов к посадке самолёт. Приземляюсь, вот земля. Рады все мои друзья. | Стоят, расправив руки. Согнутые в локтях руки вращают перед собой круговыми движениями. Летят (бегут), руки в стороны, в прямом направлении. Летят по кругу. Летят и покачивают руками – «крыльями». Опять летят прямо. Замедляют движение бега. «Приземляются» на колено. |
В рамках реализации национально-регионального компонента с целью развития интереса к чувашскому народному творчеству можно использовать чувашские считалки и песенки.
5. Двигательно-речевая миниатюра «Сарби» по мотивам чувашской считалки.
Ветер, ветер, ветерок, Наша Сарби как цветок! Хоть одним глазком взгляни, Перед нами попляши. | Слегка согнутыми руками описывают перед собой круги вправо и влево. Поднимают руки вверх, разведя пальцы, и раскачивают корпус из стороны в сторону. Поочерёдно прикрывают ладонями лицо. Слегка расставив ноги, плавно раскачиваются вправо-влево, одновременно совершая перед собой плавные движения руками в тех же направлениях. |
Опираясь на содержание программы по дошкольному воспитанию можно выбрать образцы стихов, народных потешек и забав, песен, произведений для слушания, музыкальных игр, музыкально - ритмических упражнений, заданий на развитие воображения и подражательных действий дошкольников.
Перед тем, как приступить к разучиванию двигательно-речевой миниатюры необходимо провести небольшую вступительную беседу, чтобы заинтересовать детей темой миниатюры, с использованием наглядного материала: игрушки, картины, иллюстрации по теме и др. Затем воспитатель показывает миниатюру. Показ должен быть очень точным, чётким, динамичным, выразительным, а чтение стихов – ритмичным, ярким, эмоциональным, с соблюдением необходимого темпа, с логическими паузами между отдельными строчками. Затем миниатюра повторяется совместно с детьми(2-3 раза). Уточняются отдельные детали, обращается внимание на выполнение тех или иных движений. И непременно необходима похвала, оценка движений, словесное поощрение успехов. Хорошо использовать показ отдельных детей с хорошей координацией движений, быстро усвоивших и качественно исполняющих миниатюру - это является стимулом к более серьёзному отношению к выполнению миниатюры и вносит элемент соревнования. Миниатюры можно выполнять в колонне, в кругу, врассыпную, при перемещении в пространстве, при изменении направлений движений, в одинаковом темпе или с ускорением, замедлением, торможением.
Таким образом, двигательно-речевые миниатюры развивают речь, память, координацию движений, воображение, творческие способности, мелкую и общую моторику; влияют на повышение самооценки ребёнка, уверенности в себе, раскрепощение и самовыражение; снимают эмоциональное напряжение и мышечный зажим, улучшают психологический климат в группе.
ЛИТЕРАТУРА
Белобрыкина О.А. Речь и общение.- Ярославль: Изд-во «Академия развития», 1998.
Лифц Е.А., Лифц И. В. Развитие речи, движения и мелкой моторики. –М.: Айрис-пресс, 2010.
Махалова И. В., Николаева Е. И. Воспитание здорового ребёнка на традициях чувашского народа: учебно-методическое пособие. –Чебоксары, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пальчиковые игры ,музыкально - речевые. двигательно - речевые упражнения, как средство развития музыкальности детей.
в работе преследуются задачи по развитию музыкальности, развитию фонематического, интонационного. музыкально - певческого слуха,овладение мимикой лица, телом, развитие дыхания, коммуникабельности. сти...
пальчиковые игры ,музыкально - речевые. двигательно - речевые упражнения, как средство развития музыкальности детей.
в работе преследуются задачи по развитию музыкальности, развитию фонематического, интонационного. музыкально - певческого слуха,овладение мимикой лица, телом, развитие дыхания, коммуникабельности. сти...
пальчиковые игры, музыкально - речевые. двигательно - речевые упражнения как средство развития музыкальности детей.
В работе рассматриваются задачи о развитии фонематического, интонационного и музыкально - певческого слуха, об овладении мимикой лица. тела. развитие дыхания. чувства ритма, коммуникативности, стимули...
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОГО ЗАНЯТИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ В ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ» ТЕМА:«Знакомство с двигательно-речевыми миниатюрами и необычное рисование по теме: «Волшебные ладошки»
Совместные занятия родителей и детей способствуют установлению партнерских отношений между нми. В занятии, родителей учат использовать пальчиковые игры, для развития мелкой моторики детей, вместе с де...
"Пальчиковые игры, музыкально-речевые, двигательно - речевые упражнения как средство развития музыкальности детей".
Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу....
презентация "Двигательно-речевые миниатюры в работе с дошкольниками"
Предлагаю вниманию коллег-воспитателей презентацию на тему "Двигательно-речевые миниатюры в работе с дошкольниками". Надеюсь представленный материал заинтересует на только педагогов, но и ро...
План самообразования РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНО-РЕЧЕВЫХ МИНИАТЮР» НА 2021-2022 уч. год
изучение влияния двигательно-речевых миниатюр на развитие устной речи у дет старшего дошкольного возраста с ОНР...