Удивительный мир двигательно-речевых миниатюр
статья на тему

Кларькова Ольга Анатольевна

Двигательно-речевые миниатюры являются превосходным средством профилактики переутомления детей и помогут воспитателю в организации всех видов деятельности дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvig-rechev.miniat._v_narodnuyu_shkolu.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Удивительный мир двигательно-речевых миниатюр

                                        Каждый ребёнок в своё время есть натуральный гений

     К. И. Чуковский

             Опыт работы с дошкольниками показывает, что во многих случаях они ведут малоподвижный образ жизни, будучи излишне опекаемыми взрослыми членами семьи, ведь научить ребёнка каким-либо действиям гораздо труднее, чем сделать всё за него. Это ведёт к нарушению общей и мелкой моторики, плохой координации движений – отсюда неточность, неловкость, суетливость, неуверенность при выполнении разных движений, особенно мелких.  Всем известно, что организованная двигательная активность ребёнка тесно взаимосвязана с его речью. В свою очередь развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Для преодоления недостаточного уровня развития речи малышей, увеличения запаса активного словаря, профилактики нарушения речевого слуха и речевой памяти, отчётливого произношения отдельных звуков и фраз, физического развития я использую в своей работе образные двигательно-речевые миниатюры. Это своеобразные ритмические упражнения, которые помогают преодолеть вышеизложенные недостатки как в области совершенствования движений, так и в речевой области. Удивительный мир двигательно-речевых миниатюр делает жизнь ребёнка в детском саду насыщенной яркими образами, радостной, непринуждённой, незабываемой.

         Л.С. Выготский, исследуя проблемы обучения, писал: «Если школьник обучается по программе, предложенной ему взрослыми, то дошкольник принимает эту программу в той мере, в какой она станет его собственной.  Для того, чтобы ребёнок сделал ту или иную программу своей, необходимо использовать те виды деятельности, которые привлекают его, соответствуют его возрасту».  Двигательно-речевые миниатюры привлекают детей  своей простотой, доступностью для восприятия, ритмичностью, лёгкостью  запоминания. Их  тематика широка и разнообразна, приближена к реальной жизни, способствует расширению детского кругозора. Это животные, птицы, насекомые, явления природы, игровая и трудовая деятельность, представления о профессиях, отношения между людьми, движении транспорта и многое другое. Образные двигательно-речевые миниатюры являются полезным и продуктивным дополнением в работе воспитателя детского сада, в том числе и для развития эмпатийных способностей детей.                                                                           Их можно включать в повседневную жизнь, на занятия, прогулки, развлечения, досуги, игры.

     1.  Двигательно-речевая миниатюра «Кошка» (для младших дошкольников). Использование: на занятиях, знакомящих детей с домашними животными, при знакомстве с фольклором и заучиванием стихотворений  о кошке, на занятиях по изобразительной деятельности, в работе над звуком ш.

Погладим ладошку,

Словно кошку.

Погладим ладошку,

Словно кошку.

Фр-фр-фр!

Нежно и ласково гладят воображаемую кошку, сидящую на правой ладошке.

Гладят кошку, сидящую на левой ладошке.

Кошка рассердилась. Дети сжимают кулачки и  активным движением резко выбрасывают руки вперёд, одновременно распрямляя пальцы (движения повторяются три раза).

       2. Двигательно-речевая миниатюра «Маме помогаю» (для детей среднего дошкольного возраста). Использование: в беседе о любви к маме и помощи ей, в беседе о труде, на празднике 8 марта, перед чтением художественной литературы о маме,  в работе над звуками м, р.

Маме помогаю-

Я бельё стираю.

Постирается бельё-

Буду полоскать.

Прополощется, тогда

Буду отжимать.

Отожму, встряхну, повешу,

А потом, а потом

Я бельё поглажу

Утюгом, утюгом.

Изображают стирку белья.

Полощут бельё.

Отжимают.

Выполняют движения по тексту.

Как бы тянутся за утюгом и берут его в правую руку.

Гладят бельё.

       3. Двигательно-речевая миниатюра «Наш оркестр» (для старших дошкольников). Использование: при ознакомлении с профессиями, музыкальными инструментами, при чтении художественной литературы об оркестре,  на праздниках и развлечениях, при работе  над звуками р , ф.

Мы сегодня музыканты

И концерт сыграем вам.

Для открытия концерта

Мы ударим в барабан.

Скрипка нежно так поёт

И мелодию ведёт.

Здесь вступает фортепьяно:

Форте! Пьяно. Форте! Пьяно.

А теперь труба трубит

И гудит, гудит, гудит.

Балалайка забренчала,

И гармошка заиграла.

Тра-ля-ля, Тра-ля-ля!

Пляшут все мои друзья.

Стоят, расправив плеч.

Кланяются.

Движения по тексту.

Изображают игру на скрипке.

Изображают игру на фортепьяно.

Активно ударяют по клавишам на «форте» и мягко на «пьяно».

Играют на трубе

Изображают игру на балалайке.

Изображают игру на гармошке.

Изображают пляску, выполняя движения по своему выбору.

         Миниатюры усложняются в зависимости от возраста детей – в плане тематики, доступной для понимания ребёнка, подбора разнообразных движений и определения нагрузки. Для старших дошкольников более интересны и привлекательны образные двигательно-речевые миниатюры с увеличенной двигательной активностью.

       4. Двигательно-речевая миниатюра «Я – пилот». Можно использовать в качестве альтернативы подвижной игре.

Мой самолёт готов к полёту.

Пропеллер ловко раскручу,

Взревёт мотор, и я с друзьями

Под облаками полечу.

И покружусь над полем, лесом,

Над быстрой синею рекой.

Я пролечу над нашим домом

И маме помашу рукой.

У-У-У-У!

Дальше, дальше я лечу.

Я ведь опытный пилот.

Готов к посадке самолёт.

Приземляюсь, вот земля.

Рады все мои друзья.

Стоят, расправив руки.

Согнутые в локтях руки вращают перед собой круговыми движениями.

Летят (бегут), руки в стороны, в прямом  направлении.

Летят по кругу.

Летят и покачивают руками – «крыльями».

Опять летят прямо.

Замедляют движение бега.

«Приземляются» на колено.

         В рамках реализации национально-регионального компонента с целью развития интереса к чувашскому народному  творчеству можно использовать чувашские считалки и песенки.

     5. Двигательно-речевая миниатюра «Сарби» по мотивам чувашской считалки.    

Ветер, ветер, ветерок,

Наша Сарби как цветок!

Хоть одним глазком взгляни,

Перед нами попляши.

Слегка согнутыми руками описывают перед собой круги вправо и влево.

Поднимают руки вверх, разведя пальцы,  и   раскачивают корпус из стороны в сторону.

Поочерёдно прикрывают ладонями лицо.

Слегка расставив ноги, плавно раскачиваются вправо-влево, одновременно совершая перед собой плавные движения руками в тех же направлениях.

      Опираясь на содержание программы по дошкольному воспитанию можно выбрать образцы стихов, народных потешек и забав, песен, произведений для слушания, музыкальных игр, музыкально - ритмических упражнений, заданий на развитие воображения и подражательных действий дошкольников.

     Перед тем, как приступить к разучиванию двигательно-речевой миниатюры необходимо провести небольшую вступительную беседу, чтобы заинтересовать детей темой миниатюры, с использованием наглядного материала: игрушки, картины, иллюстрации по теме и др. Затем воспитатель показывает миниатюру. Показ должен быть очень точным, чётким, динамичным, выразительным, а чтение стихов – ритмичным, ярким, эмоциональным, с соблюдением необходимого темпа, с логическими паузами между отдельными строчками. Затем миниатюра повторяется совместно с детьми(2-3 раза). Уточняются отдельные детали, обращается внимание на выполнение тех или иных движений. И непременно необходима похвала, оценка движений, словесное поощрение успехов.  Хорошо использовать показ отдельных детей с хорошей координацией движений, быстро усвоивших и качественно исполняющих миниатюру - это является стимулом к более серьёзному отношению к выполнению миниатюры и вносит элемент соревнования.  Миниатюры можно выполнять в колонне, в кругу, врассыпную, при перемещении в пространстве, при изменении направлений движений, в одинаковом темпе или с ускорением, замедлением, торможением.

      Таким образом,  двигательно-речевые миниатюры развивают  речь, память, координацию движений, воображение, творческие способности, мелкую и общую моторику;  влияют на повышение самооценки ребёнка, уверенности в себе, раскрепощение и самовыражение; снимают эмоциональное напряжение и мышечный зажим, улучшают психологический климат в группе.

ЛИТЕРАТУРА              

    Белобрыкина О.А. Речь и общение.- Ярославль:  Изд-во «Академия развития», 1998.

     Лифц Е.А., Лифц И. В.  Развитие речи, движения и мелкой моторики. –М.: Айрис-пресс, 2010.

   Махалова И. В., Николаева Е. И. Воспитание здорового ребёнка на традициях чувашского народа: учебно-методическое пособие. –Чебоксары, 2003.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пальчиковые игры ,музыкально - речевые. двигательно - речевые упражнения, как средство развития музыкальности детей.

в работе преследуются задачи по развитию музыкальности, развитию фонематического, интонационного. музыкально - певческого слуха,овладение мимикой лица, телом, развитие дыхания, коммуникабельности. сти...

пальчиковые игры ,музыкально - речевые. двигательно - речевые упражнения, как средство развития музыкальности детей.

в работе преследуются задачи по развитию музыкальности, развитию фонематического, интонационного. музыкально - певческого слуха,овладение мимикой лица, телом, развитие дыхания, коммуникабельности. сти...

пальчиковые игры, музыкально - речевые. двигательно - речевые упражнения как средство развития музыкальности детей.

В работе рассматриваются задачи о развитии фонематического, интонационного и музыкально - певческого слуха, об овладении мимикой лица. тела. развитие дыхания. чувства ритма, коммуникативности, стимули...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОГО ЗАНЯТИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ В ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ» ТЕМА:«Знакомство с двигательно-речевыми миниатюрами и необычное рисование по теме: «Волшебные ладошки»

Совместные занятия родителей и детей способствуют установлению партнерских отношений между нми. В занятии, родителей учат использовать пальчиковые игры, для развития мелкой моторики детей, вместе с де...

"Пальчиковые игры, музыкально-речевые, двигательно - речевые упражнения как средство развития музыкальности детей".

Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу....

презентация "Двигательно-речевые миниатюры в работе с дошкольниками"

Предлагаю вниманию коллег-воспитателей презентацию на тему "Двигательно-речевые миниатюры в работе с дошкольниками". Надеюсь представленный материал заинтересует на только педагогов, но и ро...

План самообразования РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНО-РЕЧЕВЫХ МИНИАТЮР» НА 2021-2022 уч. год

изучение влияния двигательно-речевых миниатюр на развитие устной речи у дет старшего дошкольного возраста с ОНР...