Самостоятельное творчество
консультация на тему
Музыкальная зона в групповой комнате: её создание с учётом возраста, целесообразностью. Дана классификация оборудования зоны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samost._tvorch.docx | 20.04 КБ |
samost._tvorch.docx | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
«Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву, на которой они произрастают».
Г.Нейгауз.
Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды .Одним из условий успешного развития дошкольника является наличие в групповых музыкальных уголках разнообразного дидактического материала.
Музыкальная предметно-развивающая среда включает в себя:
-наглядные пособия, дидактический материал, дидактические игры.
-фотографии помещения, где организована предметно-развивающая среда.
При создании музыкальных зон в ДОУ продумываю :целесообразность размещения, доступность оборудования и его разнообразие, учёт возрастных особенностей, эстетическое оформление музыкальной зоны, возможность переноса оборудования.
Классифицирую оборудование для музыкальных зон:
1.Материал для творческих сюжетно ролевых игр.
2.Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческогомузицирования.
3.Музыкально-дидактические игры и пособия.
4.Аудиовизуальные пособия.
Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам.
Младшая группа :куклы-неваляшки, «поющие» или танцующие игрушки ,органчики, шарманки, погремушки, колокольчики, бубен, барабан,гармошки, дудочки, балалайки, атрибуты к подвижным играм, флажки, султанчики, музыкальные картинки к песням.
Средняя группа(имеются пособия для младшей группы, а также дополнительно):шумовые инструменты для детского оркестра, музыкально-дидактические игры «Три медведя», «Цветик-семицветик», «Узнай и назови», атрибуты к подвижным музыкальным играм «Кошка и котята», «Курочка и петушок», «Зайцы и пастухи», музыкальные лесенки, ленточки, цветные платочки, яркие султанчики.
Старшая группа (дополнительно использую):иллюстрации по теме «Времена года», металлофон, пианино ,баян, аккордеон, флейт,портреты композиторов , «Музыкальное лото», детские рисунки к песенкам, атрибуты к подвижным играм «Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши», атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам,атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону – листики, снежинки, цветы.
Подготовительная группа:( дополнительно) графическое пособие «Эмоции», альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», « Народные инструменты» и т.п,музыкально-дидактические игры: «Три цветка», «Ритмическое лото», «Ритмические кубики», «Назови композитора музыки», «Музыкальный уголок». Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию. Огромное значение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, атрибуты, музыкально-дидактические материалы, наглядные пособия. Поэтому оснащение наших музыкальных уголков разнообразно, оригинально и привлекательно, а самое главное доступно для детей. Музыкальная среда помогает решать развивающие и воспитательные задачи в доступной для детей игровой форме (например, развитие чувства ритма, Уголок театрализованной деятельности. Занятия с детьмитеатрализованной деятельностью– одна из форм образовательного процесса в детском саду. Театрализация доставляет детям не только радость и положительные эмоции, но и развивает воображение и фантазию, формирует личностную культуру, развивает социальные навыки.
Театральная деятельность является основой самостоятельного творчества каждого ребенка его эстетического чувства, развития артистических способностей. В ходе театрализованной деятельности ребенок развивает игровое поведение, умение творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми в любых жизненных ситуациях детей.
Немаловажную роль театрализованная деятельность играет в развитии артикуляционнойгимнастики, речевой интонационной выразительности и мимики.тембрового, динамического слуха и грамотно организованная среда дает возможность неформально построить педагогический процесс, избежать монотонности, помогает ребенку быть постоянно занятым полезным и интересным делом.
Модель среды нашего детского сада строго конкретизирована по содержанию и пространству.
В группах младшего дошкольного возраста активно задействована комфортная для дошкольников зона на «уровне детских глаз». В этой зоне соразмерно росту ребенка расположены игрушки, пособия, атрибуты, спортинвентарь. Уделено большое внимание оформлению этой зоны, ее привлекательности на общем фоне группы.
В более старших возрастных группах мы используем не только зону на «уровне детских глаз», но и осваиваем стены и пространство групповых помещений.
Среда средней группы включает изобразительную, музыкальную, литературную, коммуникативную, социальную сферы и отражает мир природы, человека, предметов реальной жизни. При такой организации ребенок испытывает удовлетворение, ощущение наслаждения, радости, озарения.
Среда в старшей и подготовительной к школе группах – это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное образование. Она достаточно разнообразна и насыщена «случайностями», которые требуют от ребенка поиска способов познания, что стимулирует исследовательскую деятельность.
Характерным для этих групп является «перетекание» мини-сред: из художественно-преобразующей в опытно-экспериментальную, из эмоционально-рефлексивной в культурно-коммуникативную. Такой подход обеспечивает более глубокое понимание происходящих вокруг явлений и событий.
Первым шагом организации среды нашего детского сада стало создание в группах уютной обстановки, гармоничной по цветовому и пространственному решению. Известно, что выбор цвета оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние и на интеллектуальное развитие детей. Учитывая все это, в оформлении использовались светлые пастельные тона для стен.
Следующим шагом в проектировании среды стало определение расположения центров в группах детского сада. Прежде, чем расположить мебель в группе, мы выработали для себя важные принципы: максимально использовать особенности планировки помещений; расположение мебели и оборудования должно отвечать требованиям техники безопасности и позволять детям свободно перемещаться в пространстве; отвечать санитарно-гигиеническим нормативным требованиям (мебель и прочее оборудование должно быть соразмерно росту ребенка, должен соблюдаться световой режим в центрах изодеятельности, книжном уголке и пр.); не забывать и об эстетической составляющей организации пространства. В итоге помещение каждой группы имеет свое собственное «лицо».
Уголки и центры, расположенные в определенном порядке и отличающиеся индивидуальным оформлением и набором материалов, представляют собой многообразие развивающих сред в одном и том же помещении группы. Центры, уголки «подсказывают» ребенку, чем можно в них заняться.
В предметно-развивающую среду включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные. Кроме центров природы, во всех группах оборудованы уголки экспериментирования для проведения элементарных опытов.
В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельного активного целенаправленного действия воспитанников во всех видах деятельности, которые размещаются в центрах (зонах) и содержат разнообразные материалы.
Все игровое пространство в группах нашего детского сада доступно детям: игрушки, развивающие игры, дидактический материал. Каждый ребенок может сам решить, какие материалы, когда и как ему использовать. Самостоятельное использование детьми игрушек и материалов определяет и соответствующую меру ответственности за их использование: дети учатся быть хозяевами. Педагоги помогают воспитанникам овладеть рациональными способами хранения игрушек и умением логически группировать их.
Организованная таким образом предметно-развивающая среда позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.
Мы так же позаботились о том, чтобы дети не потеряли чувство защищенности и безопасности и, устав от окружающих, имели возможность перебраться в «тихий уголок», чтобы поиграть, полистать любимые книжки или просто помечтать.
Предварительный просмотр:
«Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву, на которой они произрастают».
Г.Нейгауз.
Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды .Одним из условий успешного развития дошкольника является наличие в групповых музыкальных уголках разнообразного дидактического материала.
Музыкальная предметно-развивающая среда включает в себя:
-наглядные пособия, дидактический материал, дидактические игры.
-фотографии помещения, где организована предметно-развивающая среда.
При создании музыкальных зон в ДОУ продумываю :целесообразность размещения, доступность оборудования и его разнообразие, учёт возрастных особенностей, эстетическое оформление музыкальной зоны, возможность переноса оборудования.
Классифицирую оборудование для музыкальных зон:
1.Материал для творческих сюжетно ролевых игр.
2.Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческогомузицирования.
3.Музыкально-дидактические игры и пособия.
4.Аудиовизуальные пособия.
Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам.
Младшая группа :куклы-неваляшки, «поющие» или танцующие игрушки ,органчики, шарманки, погремушки, колокольчики, бубен, барабан,гармошки, дудочки, балалайки, атрибуты к подвижным играм, флажки, султанчики, музыкальные картинки к песням.
Средняя группа(имеются пособия для младшей группы, а также дополнительно):шумовые инструменты для детского оркестра, музыкально-дидактические игры «Три медведя», «Цветик-семицветик», «Узнай и назови», атрибуты к подвижным музыкальным играм «Кошка и котята», «Курочка и петушок», «Зайцы и пастухи», музыкальные лесенки, ленточки, цветные платочки, яркие султанчики.
Старшая группа (дополнительно использую):иллюстрации по теме «Времена года», металлофон, пианино ,баян, аккордеон, флейт,портреты композиторов , «Музыкальное лото», детские рисунки к песенкам, атрибуты к подвижным играм «Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши», атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам,атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону – листики, снежинки, цветы.
Подготовительная группа:( дополнительно) графическое пособие «Эмоции», альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», « Народные инструменты» и т.п,музыкально-дидактические игры: «Три цветка», «Ритмическое лото», «Ритмические кубики», «Назови композитора музыки», «Музыкальный уголок». Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию. Огромное значение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, атрибуты, музыкально-дидактические материалы, наглядные пособия. Поэтому оснащение наших музыкальных уголков разнообразно, оригинально и привлекательно, а самое главное доступно для детей. Музыкальная среда помогает решать развивающие и воспитательные задачи в доступной для детей игровой форме (например, развитие чувства ритма, Уголок театрализованной деятельности. Занятия с детьмитеатрализованной деятельностью– одна из форм образовательного процесса в детском саду. Театрализация доставляет детям не только радость и положительные эмоции, но и развивает воображение и фантазию, формирует личностную культуру, развивает социальные навыки.
Театральная деятельность является основой самостоятельного творчества каждого ребенка его эстетического чувства, развития артистических способностей. В ходе театрализованной деятельности ребенок развивает игровое поведение, умение творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми в любых жизненных ситуациях детей.
Немаловажную роль театрализованная деятельность играет в развитии артикуляционнойгимнастики, речевой интонационной выразительности и мимики.тембрового, динамического слуха и грамотно организованная среда дает возможность неформально построить педагогический процесс, избежать монотонности, помогает ребенку быть постоянно занятым полезным и интересным делом.
Модель среды нашего детского сада строго конкретизирована по содержанию и пространству.
В группах младшего дошкольного возраста активно задействована комфортная для дошкольников зона на «уровне детских глаз». В этой зоне соразмерно росту ребенка расположены игрушки, пособия, атрибуты, спортинвентарь. Уделено большое внимание оформлению этой зоны, ее привлекательности на общем фоне группы.
В более старших возрастных группах мы используем не только зону на «уровне детских глаз», но и осваиваем стены и пространство групповых помещений.
Среда средней группы включает изобразительную, музыкальную, литературную, коммуникативную, социальную сферы и отражает мир природы, человека, предметов реальной жизни. При такой организации ребенок испытывает удовлетворение, ощущение наслаждения, радости, озарения.
Среда в старшей и подготовительной к школе группах – это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное образование. Она достаточно разнообразна и насыщена «случайностями», которые требуют от ребенка поиска способов познания, что стимулирует исследовательскую деятельность.
Характерным для этих групп является «перетекание» мини-сред: из художественно-преобразующей в опытно-экспериментальную, из эмоционально-рефлексивной в культурно-коммуникативную. Такой подход обеспечивает более глубокое понимание происходящих вокруг явлений и событий.
Первым шагом организации среды нашего детского сада стало создание в группах уютной обстановки, гармоничной по цветовому и пространственному решению. Известно, что выбор цвета оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние и на интеллектуальное развитие детей. Учитывая все это, в оформлении использовались светлые пастельные тона для стен.
Следующим шагом в проектировании среды стало определение расположения центров в группах детского сада. Прежде, чем расположить мебель в группе, мы выработали для себя важные принципы: максимально использовать особенности планировки помещений; расположение мебели и оборудования должно отвечать требованиям техники безопасности и позволять детям свободно перемещаться в пространстве; отвечать санитарно-гигиеническим нормативным требованиям (мебель и прочее оборудование должно быть соразмерно росту ребенка, должен соблюдаться световой режим в центрах изодеятельности, книжном уголке и пр.); не забывать и об эстетической составляющей организации пространства. В итоге помещение каждой группы имеет свое собственное «лицо».
Уголки и центры, расположенные в определенном порядке и отличающиеся индивидуальным оформлением и набором материалов, представляют собой многообразие развивающих сред в одном и том же помещении группы. Центры, уголки «подсказывают» ребенку, чем можно в них заняться.
В предметно-развивающую среду включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные. Кроме центров природы, во всех группах оборудованы уголки экспериментирования для проведения элементарных опытов.
В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельного активного целенаправленного действия воспитанников во всех видах деятельности, которые размещаются в центрах (зонах) и содержат разнообразные материалы.
Все игровое пространство в группах нашего детского сада доступно детям: игрушки, развивающие игры, дидактический материал. Каждый ребенок может сам решить, какие материалы, когда и как ему использовать. Самостоятельное использование детьми игрушек и материалов определяет и соответствующую меру ответственности за их использование: дети учатся быть хозяевами. Педагоги помогают воспитанникам овладеть рациональными способами хранения игрушек и умением логически группировать их.
Организованная таким образом предметно-развивающая среда позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.
Мы так же позаботились о том, чтобы дети не потеряли чувство защищенности и безопасности и, устав от окружающих, имели возможность перебраться в «тихий уголок», чтобы поиграть, полистать любимые книжки или просто помечтать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие самостоятельности и творческого потенциала у детей на основе изобразительного творчества
Способность к творчеству, творческая самостоятельность и активность формируются у детей постепенно. Первый всплеск активности и первичной самостоятельности в сфере изобразительного и предметного творч...
«Обучение самостоятельному рассказыванию с элементами творчества».
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ....
Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос
Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....
«Детское конструирование: взаимосвязь целенаправленного обучения и самостоятельного творчества»
Одна из самых сложных проблем дошкольной дидактики — взаимосвязь обучения и творчества. При этом творчество рассматривается как самостоятельная деятельность, связанная с преобразованием человеко...
«Культурные практики как основы самостоятельности творчества дошкольников»
Сезоное дерево. Формирование представлений у детей о природных объектах....
План по самообразованию по теме: «Развитие самостоятельного творчества детей дошкольного возраста в процессе художественно-эстетической деятельности».
Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусст...
СТАТЬЯ. Создание благоприятных условий в ДОУ для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребёнка ч/з использование рефлексивных методик
В исследованиях последнего десятилетия рефлексия определяется, как новообразование дошкольного возраста.Современные дети обнаруживают новые закономерности развития и созревания психики, демонстрируя б...