Конспект родительской встречи "Развитие мелкой моторики у детей"
консультация по развитию речи по теме
Цель:- показать важность работы по развитию мелкой моторики рук; обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи дошкольника; научить родителей психотехническим играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_roditelskoy_vstrechi_razvitie_melkoy_motoriki_u_detey.docx | 23.37 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ У РЕБЕНКА МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
(конспект родительской встречи)
ЦЕЛЬ:
- показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;
- обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи дошкольника;
- научить родителей психотехническим играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Пластилин, дощечки для лепки, стеки, квадратные листы цветной бумаги, нитки, персонажи из сказки «Курочка Ряба»;
- мультимедийная установка для показа слайдов;
- слайды с фотографиями играющих детей.
УЧАСТНИКИ:
- воспитатели, учитель – логопед, педагог – психолог; педагог ДО, родители (законные представители).
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ:
- практикум
Ход собрания
I.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель:
Уважаемые родители, я предлагаю вам отгадать загадку:
Пять да пять – родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять» да «пять»,
Угадайте, как их звать?((пальцы.)
Тема нашего практикума посвящена как раз им, а точнее – развитию мелкой моторики рук у ребёнка.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель:
Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу.
Родители и мы педагоги, уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решаем сразу две задачи:
- косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребёнка;
- готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
(показ слайд – презентации «Детские игры, какие они…»)
Учитель - логопед:
Учёные доказали, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша.
Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
В дошкольном возрасте важно именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Если ребёнок активно поворачивает лист бумаги при рисовании или закрашивании, вас это должно насторожить. В этом случае ребёнок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки.
Есть дети, которые рисуют слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании.
Данный недостаток можно выявить, предложив ребёнку нарисовать одним движением круг диаметром примерно 3 – 4 см (по образцу).
Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: он нарисует вам вместо круга овал, или круг, но значительно меньшего диаметра или рисовать круг он будет в несколько приёмов, передвигая руку.
Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно:
Уже в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Педагог - психолог:
В раннем и младшем дошкольном возрасте большое значение имеет пальчиковая гимнастика:
- Упражнения и ритмичные движения пальцами возбуждают речевые центры головного мозга, а значит, стимулируют развитие речи.
- Пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, формируют умение подражать взрослому, вслушиваться в речь и понимать её смысл, концентрировать внимание и правильно его распределять.
- Сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками улучшает четкость речи, совершенствует память и воображение.
А сейчас предлагаю немного поиграть с пальчиками:
«Замок»
Пальцы обеих рук переплетены между собой.
На двери висит замок,
Кто его открыть бы смог?
Покрутили, повертели,
Постучали и открыли.
(движения выполняются согласно тексту)
«Кошка»
А у кошки
Ушки на макушке
(средний и безымянный пальцы упираются в большой,
указательный и мизинец подняты)
Чтобы лучше слышать
Мышь в её норушке.
«Домик»
Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с большого.
Раз, два, три, четыре, пять! (Разгибать пальцы).
Вышли пальчики гулять (Сжимать и разжимать пальцы).
Раз, два, три, четыре, пять!
В домик спрятались опять
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?
Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.Развитие мелкой моторики возможно только в игровойформе.
III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ТЕАТР, КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
Воспитатель:
Для развития мелкой моторики рук, а также детского творчества, артистизма детей, успешно используются различные виды инсценирования.
Спектакли – игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых.
Сделайте с ребёнком пальчиковый театр, покажите небольшие игры – инсценировки в форме диалога: «Колобок», «Теремок», «Репка».
Кистью или пальцами руки ребёнок будет имитировать движения персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. (показ несколько фигур, родители пробуют повторить)
Воспитатель:
Уважаемые родители, все знают сказку «Курочка Ряба», я предлагаю вам взять персонажей и немножко поиграть.
Особенно чётко просматриваются контуры персонажей, характер их поведения, действий – в театре теней.
Сначала исполнителем может быть взрослый, но посмотрев, ребёнок непременно захочет попробовать себя в роли актёра.
Разучите с ним, как можно получить изображения птиц, животных и других персонажей путём складывания пальцев определённым образом. Получится не сразу, но малыш будет стараться показать хоть какую – то фигуру. Оборудование для театра теней простое: стена или экран и настольная лампа (источник света) .
У инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней большие возможности для развития ловкости, координации движений и развития речи.
ОРИГАМИ - СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
Педагог ДО:
Детей привлекает возможность мастерить поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках, - это оригами. Это не случайно.
Притягательная сила этого искусства – в способности будить детское воображение, память, оживлять плоский немой лист бумаги, за считанные минуты превращать в цветы, животных, птиц.
Сейчас можно найти множество книг по этому виду искусства и освоить вместе с ребёнком хотя бы самые простые способы изготовления фигурок. (Раздаю родителям листы бумаги и предлагаю сделать бабочку для развития речевого дыхания детей).
ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
С ПОМОЩЬЮ ЛЕПКИ
На столах дощечки для лепки, стеки, пластилин разного цвета.
Родителям предлагаю попробовать слепить грибы, используя приемы сплющивания, скатывания, раскатывания, заглаживания.
Родители лепят грибы.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:
Воспитатель:
Существует множество способов и игр для развития мелкой моторики рук, вот некоторые из них.
- работа с раскрасками – штриховка;
- пальчиковая гимнастика – шнуровка, застегни пуговицы;
- игры с конструктором, мозаикой;
- лепка из глины, теста и пластилина;
- нанизывание бус, бисера;
- сматывание цветных ниток в клубочки;
- работа с ножницами.
Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактуры).
Эти игры:
- развивают мелкую моторику рук;
- развивают пространственное ориентирование;
- формируют навыки шнуровки, умение застегивать пуговицы;
- способствуют развитию речи;
- развивают творческие способности;
- косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Наша задача состоит в том, чтобы в содружестве с вами, дорогие родители, развить мелкую мускулатуру рук и подготовить детей к письму.
Создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, без которого невозможно быстро и успешно освоить навык письма.
IV. ЧАСТЬ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ.
РЕФЛЕКСИЯ
Педагог – психолог:
К сожалению, о проблемах ребёнка с координацией движений и мелкой моторики рук большинство родителей узнают только перед школой.
Это оборачивается форсированной нагрузкой на первоклассника: кроме усвоения новой информации, приходиться ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Надеюсь, что вашим детям с нашей общей помощью таких трудностей удастся избежать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста «Пальчиковые игры для детей».
План-конспект по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста «Пальчиковые игры для детей»....
План-конспект по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста "Пальчиковые игры для детей".
План - конспект по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста "Пальчиковые игры для детей"....
Конспект родительского собрания "Мелкая моторика - мощный инструмент в развитии речи детей"
Родительское собрание проводилось для родителей детей второй группы раннего возраста. Собрание проводилось в форме семинара-практикума, на котором родители нитолько слушали консультативный материал, н...
Конспект НОД "Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста посредством пальчиковых игр
Пальчиковой гимнатстике уделяют особое внимание во всех группах детского сада, но особенное внимание придают ей в работе с детьми младшего возраста....
Конспект родительского собрания "Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет"
Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет» Цель: Формирование у родителей представления о взаимосвязи развития мелкой мо...
Конспект родительского собрания на тему «Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики для детей дошкольного возраста».
Конспект родительского собрания на тему:«Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики для детей дошкольного возраста».Цель: использование информации в домашних условиях с ...
Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».
Стартовая диагностика. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев». Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...