Познавательно - информационный проект "Моя малая Родина"
проект (подготовительная группа) на тему
Краткая аннотация долгосрочного проекта «Моя малая Родина» реализуется в рамках программы внеурочной деятельности и носит ярко выраженную патриотическую направленность, нацелен на формирование интереса дошкольника к истории города. Проект расширит знания дошкольников о своем городе, поможет узнать больше о его истории, обратить внимание на архитектуру и красоту родного города.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelno_-_informatsionnyy_proek_moya_malaya_rodina.doc | 298 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации г. Юрги Кемеровской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №18 «Теремок»
«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА…»
(информационно – познавательный проект)
Автор – составитель:
Викторова И. В.
Краткая аннотация долгосрочного проекта «Моя малая Родина» реализуется в рамках программы внеурочной деятельности и носит ярко выраженную патриотическую направленность, нацелен на формирование интереса дошкольника к истории города в котором живут, к своей малой родине.
Проект расширит знания дошкольников о своем городе, поможет узнать больше о его истории, обратить внимание на архитектуру и красоту родного города.
В процессе сотрудничества воспитателей, родителей (законных представителей) воспитанников группы собран богатейший материал и фотоматериал: «Улица, на которой я живу», «Памятники Юрги», историческая справка «История моего города», «Из поколения победителей», которые в дальнейшем будут переданы в методический кабинета для использования педагогам ДОУ.
Введение
Родина, Отечество.…
В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент.
При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство воспитанников с родным городом, областью: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.
Ведь, яркие впечатления о природе Кузбасса, об истории родного города Юрга, Кемеровской области, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Примером, тому являются замечательные строки из стихотворения «Родина» Константина Михайловича Симонова, которое поэт написал в 1941 году:
«Ты вспоминаешь не страну большую,
Которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
Какой её ты в детстве увидал».
И действительно, как не велика наша Россия, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первые цветы или первое деревце.
С введением в действие ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования.
Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
- обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
- формирование мира и межличностных отношений.
(Из национальной доктрины образования в РФ).
Проведенное среди воспитанников Центра развития ребёнка и родителей (законных представителей) анкетирование показывает:
к 6-7годам у 50% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города;
у 75 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города;
70 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости родителей (законных представителей);
40 % родителей затрудняются в знании истории города.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решается в нашей группе, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием.
Поэтому возникла необходимость изменить формы организации образовательного процесса по ознакомлению дошкольников с историей и особенностями города Юрга.
Решением данной проблемы стала реализация информационно – познавательного проекта: «Моя малая родина…»
Метод проекта позволит детям усвоить краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным.
Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Цель проекта:
Воспитание любви к родному городу, чувство гордости за него.
Задачи:
- расширять представления дошкольников о городе Юрга;
- познакомить с историей города, познакомить с достопримечательностями Юрги;
- формировать желание видеть город красивым (чистым, уютным, ухоженным), любить свою малую Родину.
Направления проектной деятельности
Информационный блок:
- переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов.
Технологический блок:
- разработка конспектов ННОД с использованием развивающего обучения.
Организационный блок:
- создание развивающей предметно – пространственной среды.
Вид проекта:
информационно-познавательный, групповой, краткосрочный.
Участники:
дети подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги группы, педагоги ДО, музыкальный руководитель.
Сроки реализации:
12 январь – 12 май 2015.
Основной раздел ООП:
познавательное развитие, модуль «Ознакомление с окружающим».
Разделы программы, содержание которых включено в проект: познавательное, речевое, художественно – эстетическое, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Принципы
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:
Принцип историзма.
Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью собран краеведческий материал о Юрге, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного города.
Принцип гуманизации.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, краеведческим музеем, музеем изобразительного искусства города. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве дошкольников с историко-культурными особенностями Юрги.
Необходимые условия реализации проекта
- интерес детей и родителей;
- методические разработки;
- интеграция со специалистами Центра развития ребёнка.
Методы проекта
- встречи с интересными людьми (почётными гражданами Юрги, ветеранами боевых действий, трудового фронта, ВОВ);
- наблюдение;
- совместные игры,
- анкетирование,
- познавательные игровые занятия,
- беседы,
- экскурсии.
Обеспечение проекта
Методические ресурсы
- Горбатов, В. Атучин, Я. Юрга. – Кемерово, 1978.
- Дошкольникам о защитниках отечества / под ред. Л.А.
Кондрыкинской, – М., 2006.
- Зеленова Н.Г., Мы живем в России. - Москва, 2008.
- Конопелько, О.С. Юрга моя – Юрга, 2007.
- Морозова, Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от
теории к практике – Москва, 2010.
- Система патриотического воспитания в ДОУ / авт.-сост.
Е.Ю.Александрова и др. – Волгоград, 2007.
Интернет ресурсы
1. История города Юрга, история Юрги - http://www.yurga.su/
http://mistland.ru/2010/05/istoriya-goroda-
3. Юрга - http://ru.wikipedia.org/wiki/
Материально-технические ресурсы
- подбор исторической литературы;
- подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии);
- дидактические игры и пособия;
- выставки книг, рисунков;
- создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).
Мультимедиа ресурсы
- аудиозаписи песен о городе;
- слайд – презентации;
- видеофильм о Юрге.
Этапы проведения и реализации проекта
Информационно-накопительный
Изучение интереса детей для определения целей проекта.
Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
Обращение к специалистам.
Организационно-практический
ПЛАН
реализации долгосрочного познавательно – информационного проекта
«Моя малая Родина» (12.01. – 12.05.2015)
Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов.
- Итоговое открытое мероприятие «Моя Юрга»
- Выступление с обобщенным опытом на педагогическом совете;
- оформление и систематизация материалов;
- диагностика воспитанников
Презентационно – завершающий этап
Открытое мероприятие «Мои Юрга».
Художественно – эстетические, декоративно – прикладные выставки (продукт) детской деятельности.
Оценка этапов реализации проекта детьми.
Слайд - презентация проекта «Моя малая Родина».
Предполагаемый результат
- Итоговым результатом будет являться диагностика воспитанников (см. Приложение).
- Активное участие воспитанников и проявление самостоятельности и творческой активности в музыкально – театрализованной, поисково – исследовательской, познавательной деятельности.
- Нравственно-патриотические чувства к истории Юрги и Кемеровской области, культурном наследии, природе родного края - Кзбасса.
- Развитие связной речи, обогащение словаря.
- Разработка конспектов занятий (ННОД).
- Практический материал по всем видам детской деятельности.
- Повышение интереса к работе ДОУ.
- Активное участие в конкурсах, выставках.
- Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.
Создание развивающей предметно-пространственной среды
- Мини - музей в группе «Мой город - Юрга».
- Развивающая предметно-пространственная среда - «Моя малая Родина».
Заключение
Стратегия осуществления проектной деятельности:
Данный долгосрочный позновательно – информационный проект «Моя малая Родина» был апробирован на базе МБДОУ «ЦРР ДС №18 «Теремок» в 2013 году с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности; совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей); самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.
В ходе реализации проекта можно сделать вывод, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
«Подлинная встреча» с историческим наследием родного города, Кемеровской области, сибирского края помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности воспитанников, сформировала некоторые суждения и оценки. Развивающая предметно – пространственная среда, созданная в группе «Капитошка», помогла осуществить основные направления музейной педагогики.
Оформление музыкального зала и создание мини-музея «Моя Юрга» дали представление воспитанникам о жизни людей в прошлом и настоящем. Занятия по изобразительному искусству приобщили детей к художественно – эстетическому, декоративно - прикладному труду (поделки к праздникам, изготовление макетов), а также налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Непрерывно непосредственная образовательная деятельность (занятия) построенная на основе развивающих играх (соревновательные, речевые, на внимание) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимовуручке, взаимоподдержки).
Достигнутые результаты:
- рост познавательной активности детей повысился на 38 %,
- анализ результатов усвоения знаний показал:
средний уровень у 70% детей, высокий уровень 30% детей,
- высокий уровень социализации детей группы: дети являются активными участниками конкурсного движения.
Список литературы.
- Баранникова, О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду [Текст]: практическое пособие / О.Н. Баранникова. – М.: Аркти, 2007. – 144с.
- Горбатов, В.В. Юрга [Текст] / В.В. Горбатов, Я.А. Атучин. – Кемерово, 1978. – 72с.
- Зеленова, Н.Г. Мы живем в России [Текст]: гражданско-патриотическое воспитание дошкольников / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – М.: Издательство Скрипторий 2003, 2008. – 104с.
- Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе [Текст]: методическое пособие / М.Ю. Новицкая, С.Ю. Афанасьева, Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. – М.: Дрофа, 2010. – 156, [4]с.
- Морозова, Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике [Текст]: учебное пособие / Л.Д. Морозова. – М.: Сфера, 2010. -128 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
- Система патриотического воспитания в ДОУ [Текст]: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева, М.П. Постникова, Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 203с.
- С чего начинается Родина? [Текст]: опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: Сфера, 2005. -192с.
- Юрга и юргинцы [Текст]: Р. Данилова. – Томск: Издательство дома «Д-Принт», 2009. – 168с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТВОРЧЕСКО – ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА» В ДЕТСКОМ САДУ
ТВОРЧЕСКО – ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА» В ДЕТСКОМ САДУ...
Познавательно-творческий проект «Моя малая родина -Красноярский край»
Познавательно-творческий проект «Моя малая родина -Красноярский край»...
Информационно - творческий проект "Моя малая Родина"
Проект для детей стршего дошкольного возраста....
Познавательно-исследовательский проект "Моя малая Родина"
Создание условий раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников,ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих самопознанию и саморазв...
Информационно-практико-ориентированный проект. «Моя малая Родина- Палана»
Развитие чувства патриотизма и любви к своей Родине. Ознакомление детей с понятиями: большая и малая Родина. Обогащение знаний детей к своей малой Родине, формирование чувства любви к своему родному к...
Познавательно-творческий проект "Моя малая Родина - посёлок Лобва"
Актуальность темы:Воспитание любви и уважения к родному поселку является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего поселка над...
Познавательно-исследовательский проект: «Моя малая Родина – Дергачи».
Проект по патриотическому воспитанию старших дошкольников к своей малой Родине. Знакомство с природой , достопримечательностями, историей родного края....