Познавательно-исследовательский проект: «Моя малая Родина – Дергачи».
проект (подготовительная группа)
Проект по патриотическому воспитанию старших дошкольников к своей малой Родине. Знакомство с природой , достопримечательностями, историей родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитание любви к своей малой Родине. | 37.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ детский сад «Алёнушка».
Познавательно-исследовательский проект:
«Моя малая Родина – Дергачи».
Автор:
Коблова Ирина Николаевна
р. п. Дергачи 2023г.
Паспорт педагогического проекта.
Наименование проекта | «Моя малая Родина - Дергачи» |
Адресация проекта | Дети подготовительной группы |
Актуальность проекта | Воспитание любви и уважения к родному краю является важнейшей составляющей нравственно - патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего посёлка, надо его знать. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек. |
Проблемная ситуация | Большое значение, для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным посёлком, с историей родного края, его достопримечательностями и природой. Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном посёлке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Среди наиболее значимых проблем, стоящих перед образованием, на современном этапе, выступает проблема становления ценностного отношения к малой Родине, воспитания основ патриотизма у детей дошкольного возраста. Особенно важна она в период дошкольного детства, в котором складываются первоосновы для дальнейшего развития нравственных чувств ребенка, в том числе ценностного отношения к малой Родине. Суть формирования представлений о малой Родине в дошкольном учреждении, состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников чувства любви и уважения к родному дому и семье, к родной природе, к истории и культуре малой Родины, созданной трудами родных и близких ребенку людей. |
Цель проекта | Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, его достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к малой Родине |
Задачи проекта | Задачи для детей: Образовательные: -вызывать у детей чувство восторга красоты своей малой Родины; -формировать бережное отношение к природе и всему живому; -познакомить детей с символами малой Родины - Дергачи (герб, флаг); Воспитательные: -воспитывать любовь и привязанность к своей семье, дому, улице, посёлку. Развивающие: -развивать интерес к традициям и обычаям своей семьи, праздникам и народным промыслам. Задачи для родителей: -дать представление родителям о значимости нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста; -способствовать созданию активной позиции родителей в совместной деятельности с детьми. Задачи для педагогов - организовать консультацию для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей в семье». - провести беседу с детьми и рассказать о символике Дергачёвского района. - организовать и провести дидактическую игру «Насекомые и рептилии родного края». - организовать просмотр видеоролика «Дергачи», прослушивание песни Резниченко «Дергачи»; экскурсии в мечеть, храм Михаила Архангела; организовать целевые прогулки по улицам посёлка и достопримечательностям Дергачей - организовать и поучаствовать в групповом выходе с детьми в парк. - оформить макет террариума «Насекомые и рептилии». - подготовить презентацию «Мой край родной – Дергачи». |
Участники проекта | Дети старшей группы, родители, педагоги. |
Практическая значимость | Создание выставки детского творчества «Природа родного края», макета террариума «Насекомые и рептилии малой Родины – Дергачи» позволит детям освоить и осмыслить полученные знания, расширить кругозор и представления об окружающем мире. |
Проблемные вопросы | |
Что воспитанники знают о своём родном посёлке? Что хотят узнать нового о своей малой Родине? | |
Сроки реализации | Краткосрочный – 4 недели, с 1 по 31 октября. |
Вид проекта | Познавательно - исследовательский. |
Продукт проекта | Макет террариума «Насекомые и рептилии» |
Ресурсы проекта | Человеческие: родители, дети, воспитатели. Информационное обеспечение: интернет, мультимедийная презентация «Мой край родной Дергачи». Материально-техническое обеспечение: камера сотового телефона; компьютер; музыкальная колонка; бумага, карандаши, краски, цветная бумага, картон, листы А4, набор игрушек (насекомые, рептилии), иллюстрации насекомых, природный материал, клей. |
Особенности проекта | 1. Несоблюдение сроков реализации проекта 2. Погодные условия 3. Проблема привлечения родительской общественности. |
Практическая значимость | Дети освоили и осмыслили полученные знания, расширили кругозор и представления об окружающем мире, достопримечательностях родного посёлка. |
Итоги проекта | Выставка детского творчества «Природа родного края». Макет террариума «Насекомые и рептилии малой Родины – Дергачи». |
Подготовительный этап
1. Сбор информации, работа с методической литературой.
2. Определение цели, задач, исходя из интересов и потребностей детей, содержания проекта и ожидаемых результатов.
3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
4. Разработка паспорта проекта.
Основной этап
Деятельность детей | Деятельность родителей | Деятельность педагогов |
Беседуют с родителями о природе родного края. Беседуют с воспитателями о достопримечательностях родного посёлка Дергачи; Беседуют с воспитателем о насекомых и рептилиях. Просматривают Видеоролик «Моя Родина – Дергачи», прослушивают песню О. Резниченко «Дергачи»;. Участвуют в дидактической игре «Насекомые и рептилии». Участвуют в групповом выходе с педагогами ДОУ в парк, мечеть, храм Михаила Архангела Художественное творчество: рисуют рисунки про природу родного края, лепка и рисование насекомых и рептилий. Составляют рассказ и рассказывают о впечатлениях, о походе в парк, мечеть, храм Михаила Архангела, достопримечательностям посёлка на занятии по развитию речи. Подготавливают место для выставки вместе с воспитателями. | Участвуют в консультации для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей в семье». Беседуют с детьми и рассказывают, какие о природе родного края. Участвуют в оформлении макета «Насекомые и рептилии родного края». Подготавливают место для выставки вместе с детьми. | Организует и проводит консультацию для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей в семье». Беседуют с детьми и рассказывают о достопримечательностях Дергачей. Организуют и проводят дидактическую игру «Насекомые и рептилии родного края». Организуют просмотр видеоролика про Дергачи, прослушивание песни О. Резниченко «Дергачи Организуют и проводят занятие по развитию речи используя технологию: «Путешествие по реке времени». Организует и участвует в групповом выходе с детьми в парк, мечеть, храм Михаила Архангела, достопримечательностям и улицам посёлка. Оформляют макет террариума «Насекомые и рептилии родного края». Готовят выставку детского творчества «Природа родного края». |
Заключительный этап
1. Дидактическая игра «Насекомые и рептилии родного края».
2. Выставка детского творчества «Природа родного края».
3. Макет террариума «Насекомые и рептилии малой Родины – Дергачи»
Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в прошлое родного края».
Задачи:
1. Продолжать знакомить с понятиями прошлое и настоящее.
2.Расширять знания о военных профессиях, о тяжелой службе солдат, защищавших нашу Родину.
3.Развивать способности к исследовательскому типу мышления.
4.Развивать творческие способности, конструктивные возможности детей.
5.Воспитывать чувство гордости за героев войны, свой посёлок, уважение к подвигам ветеранов земляков.
Воспитатель: Я предлагаю совершить путешествие по нашей малой Родине и оконуться в ее прошлое. И отправиться по реке времени.
Воспитатель: Я принесла вам фотографию Героя Советского Союза, нашего земляка Кардашенко Юрия Борисовича и предлагаю поместить фото на «Реку времени». Что мы можем сделать, чтобы увидеть, как выглядели наши города в прошлом.
Дети: посмотреть фотографии, прочитать и т. д.
Воспитатель: Давайте посмотрим, как выглядели наши города в прошлом и сейчас. (На фото города сейчас и в прошлом, размещают на панно).
Воспитатель: А ветераны какими были раньше?
Дети: Молодыми. (Фото Кардашенко - молодой).
Воспитатель: Конечно! Они защищали нашу родину. Служили в различных видах войск. Какие военные профессии вы знаете?
Дети: Военный летчик, танкист, солдат.
Воспитатель: Служба у солдат всегда была очень тяжелая. Они доблестно сражались в боях с врагами, делали укрепления, чинили оружие. А кто же руководил солдатами в бою?
Дети: Командир.
Воспитатель: Правильно, солдатами руководил командир. Давайте мы с вами поиграем в игру «Слушай мою команду!» (Цель: развитие произвольного внимания, преодоление двигательного автоматизма, развитие коммуникативных навыков, отработка социальных ролей, приобщение к подвижным играм.. Движения можно подсказать: маршировать, «летать на самолете», бросать гранату, перепрыгнуть через ров в лесу, спрятаться и т. д.).
Представим, что мы все солдаты, а я ваш командир. Я буду отдавать приказы, а вы будете их исполнять.
Воспитатель: Ну что устали немножко? Давайте присядем, отдохнем. Вот так и солдаты очень уставали. Отдыхали они очень мало. Как вы думаете, что они делали во время отдыха?
Дети: Ответы.
Воспитатель: А еще солдаты очень скучали по дому и по своим родным. Вот сейчас если вы соскучились по своим близким, что вы делаете?
Дети: Звоним по телефону, используем компьютер, идем в гости.
Воспитатель: А во время войны никаких телефонов не было, уехать было никуда нельзя – командир не отпустит. Что делали солдаты?
Дети: Писали письма.
Воспитатель: Солдаты во время отдыха писали письма домой. Но письма были не такие как сегодня. (Показ письма-треугольника). Какая форма у этого письма?
Дети: Треугольная.
Воспитатель: Видите письмо без конверта, как вы думаете, почему?
Дети: Были тяжелые времена, найти конверт было трудно.
Воспитатель: Солдаты придумали складывать письма треугольником и отправлять домой. Писали солдаты на чем придется: на листах из тетрадей, на простых белых листах, бланках. А во время войны письма доставлялись по адресатам самыми разными способами: их везли на военных машинах, отправляли самолетами ночью, передавали из рук в руки. Письма, пришедшие с фронта, берегли, ведь это были вести от родного человека. Давайте и мы с вами попробуем сложить такое письмо.
Складывают письмо-треугольник, используя показ воспитателя.
Воспитатель: Украсим наши письма, как открытку для ветерана. Давайте отправимся к нашему панно и поместим на него картинки, которые мы заранее приготовили. Чтобы мы увидели, если бы оказались в тех временах, когда ветеран был молодым солдатом? Куда мы поместим солдата? А дедушку-ветерана? «Катюшу» и танк? Открытку? Вечный огонь? Письмо-треугольник? Цветы? Памятник? Голубь? Как видите таким образом можно познакомить с историей письма-треугольника.
Заключение:
Я показала вам технологию,
Так подходящую к нашим условиям,
В ней все понятно, и все логично
Она развивает детей отлично.
Целевые прогулки.
Прогулка по улицам родного посёлка
Цель: Уточнить и расширить представления детей о том, что находится на улицах посёлках. Пробуждать у детей интерес к родному посёлку.
Ход: На прогулке наблюдаем за изменениями в природе. Посёлок нарядился в разноцветную листву. Рассказываю детям, что сейчас все люди трудятся, готовятся к зиме. Отмечаем, какие строения нам знакомы: магазин, самое красивое здание – это клуб, лето мы приходили сюда, на просмотр мультфильмов.
Обращаю внимание детей, что все, что они видят, сделали люди: построили здания, посадили деревья и цветы. Закрепляем на прогулке название деревьев. Учу детей беречь и любить окружающую их природу и труд других людей.
Прогулка к автодороге
Цель: Расширять представление детей о том, что машины помощники людей. Закрепить знание о грузовом и легковом транспорте. Уточнить знание правил уличного движения.
Ход: Ребята, сегодня мы пойдём на прогулку к автодороге. Для начала мы должны вспомнить правила пешехода. - Как мы пойдём по дороге, по какой стороне? - По обочине навстречу транспорту, по левой стороне.
Вот мы с вами и пришли к центральной дороге, по этой дороге каждый день проезжает различный транспорт в г. Саратов, на элеватор, на птицефабрику. При наблюдении отмечаем, легковой транспорт перевозит людей, автобус пассажиров, грузовой транспорт - это КамАЗы, ЗИЛ перевозят различные грузы. – Ребята, обратите внимание на территорию элеватора, заезжает машина. Как вы думаете , что они везут? Правильно – зерно, урожай этого года. А вот трактор везёт солому, корм для домашних животных.
Экскурсия в храм Михаила Архангела в Дергачах.
Цель: Познакомить детей с достопримечательностью малой Родины –храмом Михаила Архангела.
Ход: В 1904 году был построен храм во имя Святого Михаила Архангела, и освещен в 1909 году. Наш храм назван в честь Архангела Михаила. А знаете ли вы, кто такой Михаил Архангел? Архангел Михаил – вождь Небесных Сил, на иконах его изображают в грозном и воинственном виде: на голове шлем, в руке – меч или копье. Под ногами – пораженный им дракон. С кем же воюет этот отважный предводитель? Мы знаем, что весь ангельский мир, созданный еще до сотворения человека и всего видимого мира, был наделен великими совершенствами и дарами. Ангелы, подобно людям, имели свободную волю. Они могли злоупотребить этой свободной волей и впасть в грех. Это и произошло с одним из верховных ангелов – Денницей, который открыл в себе источник зла и гордости и восстал против своего Творца. Духовный мир поколебался и часть ангелов последовала за Денницей. В этот момент из ангельской среды выступил Архангел Михаил и произнес: «Никто как Бог!», – обращаясь с этим призывом ко всем ангелам. Этими словами он показал, что признает только одного Единого Бога, Творца и Властителя всей вселенной. Борьба была трудной, потому что Денница был наделен великими совершенствами. Но силы добра победили, и Денница был свергнут с неба со всеми своими последователями..
Дидактические игры.
«Разрезные картинки: Достопримечательности посёлка Дергачи».
Цель: Закрепить полученные знания о достопримечательностях посёлка Дергачи.
Ход игры:
Можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Распечатать в двух экземплярах (одни оставим для примера, а вторые разрезаем на части) предлагаемые картинки, на которых находятся изображения достопримечательностей посёлка Дергачи. Ребенку предлагается цельная картинка с достопримечательностью и разрезная. Он должен, опираясь на цельное изображение, составить такое же из разрезных частей. После того, как ребёнок соберёт картинку, он должен рассказать, что за достопримечательность там изображена.
"Угадай, какое это насекомое?"
Цель: Обобщение знаний детей о насекомых.
Ход игры:
Воспитатель называете несколько слов, описывающих то или иное насекомое. Задача ребенка: угадать о ком идет речь. Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа. Например, полезное, полосатое, больно жалит, добывает мед (пчела); жужжащая, назойливая (муха).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...
Материалы проекта Моя малая Родина Презентация Моя малая Родина
Презентация Моя малая Родина...
Познавательно-исследовательский проект "Моя малая Родина"
Создание условий раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников,ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих самопознанию и саморазв...
Моя педагогическая находка "Технология макетирования в познавательно- исследовательской деятельности при изучении малой Родины"
Моя педагогическая находка...
Конспект образовательной деятельности на тему: «Моя Родина» к инновационному проекту «Моя малая Родина»
Цель: Продолжить работу по формированию нравственно-патриотических чувств детей младшего дошкольного возраста через приобщение их к истории родного города.Задачи:Образовательные задачи:Продолжать форм...
Проект "Моя малая Родина-Дергачи
Проект со старшими дошкольниками. Воспитание патриотических чувств, любви к своей малой Родине....
Проект «Моя малая Родина» (подготовительная группа) краткосрочный, групповой, познавательно-исследовательский, творческий
Цель проекта:- расширение знания детей о родном городе;- приобщение к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям;- воспитания любви, уважения и привязанности к св...