Познавательно-исследовательский проект: «Моя малая Родина – Дергачи».
проект (подготовительная группа)

Коблова Ирина Николаевна

Проект по патриотическому воспитанию старших дошкольников к своей малой Родине. Знакомство с природой , достопримечательностями, историей родного края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ детский сад «Алёнушка».

Познавательно-исследовательский проект:

«Моя малая Родина – Дергачи».

Автор:

Коблова Ирина Николаевна

р. п. Дергачи 2023г.

        

        Паспорт педагогического проекта.

Наименование проекта

«Моя малая Родина - Дергачи»

Адресация проекта

Дети подготовительной группы

Актуальность проекта

Воспитание любви и уважения к родному краю является важнейшей составляющей нравственно - патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего посёлка, надо его знать. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек.

Проблемная ситуация

Большое значение, для

познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным посёлком, с историей родного края, его

достопримечательностями и природой.

Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном посёлке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Среди наиболее значимых проблем, стоящих перед образованием, на

современном этапе, выступает

проблема становления ценностного

отношения к малой Родине,

воспитания основ патриотизма

у детей дошкольного возраста. Особенно важна она в период дошкольного детства,

в котором складываются

первоосновы для дальнейшего

развития нравственных чувств ребенка, в том числе ценностного отношения к малой Родине. Суть формирования представлений о малой Родине в дошкольном

учреждении, состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников чувства любви и уважения к родному дому и семье, к родной природе, к истории и культуре малой Родины, созданной трудами родных и близких ребенку людей.

Цель проекта

Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного  края, его достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к  малой Родине

Задачи проекта

Задачи для детей:

Образовательные:

-вызывать у детей чувство восторга красоты своей  малой Родины;

-формировать бережное отношение к природе и всему живому;

-познакомить детей с символами малой Родины - Дергачи (герб, флаг);

Воспитательные:

 -воспитывать любовь и привязанность к своей семье, дому, улице, посёлку.

Развивающие:

-развивать интерес к традициям и обычаям  своей семьи,  праздникам и народным промыслам.

Задачи для родителей:

-дать представление родителям о значимости нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста;

-способствовать созданию активной позиции родителей в совместной деятельности с детьми.

Задачи для педагогов

- организовать консультацию для родителей  «Нравственно-патриотическое воспитание детей в семье».

- провести беседу с детьми и рассказать о символике Дергачёвского района.

- организовать и провести дидактическую игру «Насекомые и рептилии родного края».

- организовать просмотр видеоролика «Дергачи», прослушивание песни Резниченко «Дергачи»; экскурсии в мечеть, храм Михаила Архангела; организовать целевые прогулки по улицам посёлка и достопримечательностям Дергачей - организовать и поучаствовать в групповом выходе с детьми в парк.

- оформить макет террариума «Насекомые и рептилии».

- подготовить презентацию «Мой край родной – Дергачи».

Участники проекта

Дети старшей группы, родители, педагоги.

Практическая значимость

Создание выставки детского творчества «Природа родного края», макета террариума «Насекомые и рептилии малой Родины – Дергачи» позволит детям освоить и осмыслить полученные знания, расширить кругозор и представления об окружающем мире.

Проблемные вопросы

Что воспитанники знают о своём родном посёлке? Что хотят узнать нового о своей малой Родине?

Сроки реализации

Краткосрочный – 4 недели, с 1 по 31 октября.

Вид проекта

Познавательно - исследовательский.

Продукт проекта

Макет террариума «Насекомые и рептилии»

Ресурсы проекта

Человеческие: родители, дети, воспитатели.

Информационное обеспечение: интернет, мультимедийная презентация «Мой край родной Дергачи».

Материально-техническое обеспечение: камера сотового телефона; компьютер; музыкальная колонка; бумага, карандаши, краски, цветная бумага, картон, листы А4, набор игрушек (насекомые, рептилии), иллюстрации насекомых, природный материал, клей.

Особенности проекта

1. Несоблюдение сроков реализации проекта

2. Погодные условия

3. Проблема привлечения родительской общественности.

Практическая значимость

Дети освоили и осмыслили полученные знания, расширили кругозор и представления об окружающем мире, достопримечательностях родного посёлка.

Итоги проекта

Выставка детского творчества «Природа родного края». Макет террариума «Насекомые и рептилии малой Родины – Дергачи».

Подготовительный этап

1. Сбор информации, работа с методической литературой.

2. Определение цели, задач, исходя из интересов и потребностей детей, содержания проекта и ожидаемых результатов.

3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

4. Разработка паспорта проекта.

Основной этап

Деятельность детей

Деятельность родителей

Деятельность педагогов

Беседуют с родителями о природе родного края.

Беседуют с воспитателями о достопримечательностях родного посёлка Дергачи;

Беседуют с воспитателем о насекомых и рептилиях.

Просматривают

Видеоролик «Моя Родина – Дергачи», прослушивают  песню О. Резниченко «Дергачи»;.

Участвуют в дидактической игре «Насекомые и рептилии».

Участвуют в групповом выходе с  педагогами ДОУ в парк, мечеть, храм Михаила Архангела

Художественное творчество: рисуют рисунки про  природу родного края, лепка и рисование насекомых и рептилий.

Составляют рассказ и рассказывают о впечатлениях, о походе в парк, мечеть, храм Михаила Архангела, достопримечательностям посёлка на занятии по развитию речи. Подготавливают место для выставки вместе с воспитателями.

Участвуют в консультации для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей в семье».

Беседуют с детьми и рассказывают, какие о природе родного края.

 Участвуют в оформлении макета «Насекомые и рептилии родного края». Подготавливают место для выставки вместе с детьми.

Организует и проводит консультацию для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей в семье».

Беседуют с детьми и рассказывают о достопримечательностях Дергачей.

Организуют и проводят дидактическую игру «Насекомые и рептилии родного края».

Организуют просмотр видеоролика про Дергачи, прослушивание песни О. Резниченко «Дергачи

Организуют и проводят занятие по развитию речи используя технологию: «Путешествие по реке времени».

Организует и участвует в групповом выходе с детьми в парк, мечеть, храм Михаила Архангела, достопримечательностям и улицам посёлка.

Оформляют макет террариума «Насекомые и рептилии родного края».

Готовят  выставку детского творчества «Природа родного края».

Заключительный этап

1. Дидактическая игра «Насекомые и рептилии родного края».

2. Выставка детского творчества «Природа родного края».

3. Макет террариума «Насекомые и рептилии малой Родины – Дергачи»

Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в прошлое родного края».

Задачи:

1. Продолжать знакомить с понятиями прошлое и настоящее.

2.Расширять знания о военных профессиях, о тяжелой службе солдат, защищавших нашу Родину.

3.Развивать способности к исследовательскому типу мышления.

4.Развивать творческие способности, конструктивные возможности детей.

5.Воспитывать чувство гордости за героев войны, свой посёлок, уважение к подвигам ветеранов земляков.

Воспитатель: Я предлагаю совершить путешествие по нашей малой Родине и оконуться в ее прошлое. И отправиться по реке времени.

Воспитатель: Я принесла вам фотографию Героя Советского Союза, нашего земляка Кардашенко Юрия Борисовича и предлагаю поместить фото на «Реку времени». Что мы можем сделать, чтобы увидеть, как выглядели наши города в прошлом.

Дети: посмотреть фотографии, прочитать и т. д.

Воспитатель: Давайте посмотрим, как выглядели наши города в прошлом и сейчас. (На фото города сейчас и в прошлом, размещают на панно).

Воспитатель: А ветераны какими были раньше?

Дети: Молодыми. (Фото Кардашенко -  молодой).

Воспитатель: Конечно! Они защищали нашу родину. Служили в различных видах войск. Какие военные профессии вы знаете?

Дети: Военный летчик, танкист, солдат.

Воспитатель: Служба у солдат всегда была очень тяжелая. Они доблестно сражались в боях с врагами, делали укрепления, чинили оружие. А кто же руководил солдатами в бою?

Дети: Командир.

Воспитатель: Правильно, солдатами руководил командир. Давайте мы с вами поиграем в игру «Слушай мою команду!» (Цель: развитие произвольного внимания, преодоление двигательного автоматизма, развитие коммуникативных навыков, отработка социальных ролей, приобщение к подвижным играм.. Движения  можно подсказать: маршировать, «летать на самолете», бросать гранату, перепрыгнуть через ров в лесу, спрятаться и т. д.).

Представим, что мы все солдаты, а я ваш командир. Я буду отдавать приказы, а вы будете их исполнять.

Воспитатель: Ну что устали немножко? Давайте присядем, отдохнем. Вот так и солдаты очень уставали. Отдыхали они очень мало. Как вы думаете, что они делали во время отдыха?

Дети: Ответы.

Воспитатель: А еще солдаты очень скучали по дому и по своим родным. Вот сейчас если вы соскучились по своим близким, что вы делаете?

Дети: Звоним по телефону, используем компьютер, идем в гости.

Воспитатель: А во время войны никаких телефонов не было, уехать было никуда нельзя – командир не отпустит. Что делали солдаты?

Дети: Писали письма.

Воспитатель: Солдаты во время отдыха писали письма домой. Но письма были не такие как сегодня. (Показ письма-треугольника). Какая форма у этого письма?

Дети: Треугольная. 

Воспитатель: Видите письмо без конверта, как вы думаете, почему?

Дети: Были тяжелые времена, найти конверт было трудно.

Воспитатель: Солдаты придумали складывать письма треугольником и отправлять домой. Писали солдаты на чем придется: на листах из тетрадей, на простых белых листах, бланках. А во время войны письма доставлялись по адресатам самыми разными способами: их везли на военных машинах, отправляли самолетами ночью, передавали из рук в руки. Письма, пришедшие с фронта, берегли, ведь это были вести от родного человека. Давайте и мы с вами попробуем сложить такое письмо.

Складывают письмо-треугольник, используя показ воспитателя.

Воспитатель: Украсим наши письма, как открытку для ветерана. Давайте отправимся к нашему панно и поместим на него картинки, которые мы заранее приготовили. Чтобы мы увидели, если бы оказались в тех временах, когда ветеран был молодым солдатом? Куда мы поместим солдата? А дедушку-ветерана? «Катюшу» и танк? Открытку? Вечный огонь? Письмо-треугольник? Цветы? Памятник? Голубь? Как видите таким образом можно познакомить с историей письма-треугольника.

Заключение:

Я показала вам технологию,

Так подходящую к нашим условиям,

В ней все понятно, и все логично

Она развивает детей отлично.

Целевые прогулки.

Прогулка по улицам родного посёлка

Цель: Уточнить и расширить представления детей о том, что находится на улицах посёлках. Пробуждать у детей интерес к родному посёлку.

Ход:  На прогулке наблюдаем за изменениями в природе.  Посёлок нарядился в разноцветную листву.  Рассказываю детям, что сейчас все люди трудятся, готовятся к зиме.  Отмечаем, какие строения нам знакомы: магазин, самое красивое здание – это клуб, лето мы приходили сюда, на просмотр мультфильмов.                              

   Обращаю внимание детей, что все, что они видят, сделали люди: построили здания, посадили деревья и цветы. Закрепляем на прогулке название деревьев. Учу детей беречь и любить окружающую их природу и труд других людей.

Прогулка к автодороге

  Цель: Расширять представление детей о том, что машины помощники людей.  Закрепить знание о грузовом и легковом транспорте. Уточнить знание правил уличного движения.

Ход:  Ребята, сегодня мы пойдём на прогулку к автодороге.  Для начала мы должны вспомнить правила пешехода. -  Как мы пойдём по дороге, по какой стороне?  - По обочине навстречу транспорту, по левой стороне.

Вот мы с вами и пришли к центральной дороге, по этой дороге каждый день проезжает различный транспорт в г. Саратов, на элеватор, на птицефабрику. При наблюдении отмечаем, легковой транспорт перевозит людей, автобус пассажиров, грузовой транспорт  - это КамАЗы,  ЗИЛ  перевозят различные грузы.                                                                                                                                       – Ребята, обратите внимание на территорию элеватора, заезжает машина. Как вы думаете , что они везут?  Правильно – зерно, урожай этого года.  А вот трактор везёт солому, корм для домашних животных.

Экскурсия в храм Михаила Архангела в Дергачах.

Цель: Познакомить детей с достопримечательностью малой Родины  –храмом Михаила Архангела.
Ход: В 1904 году был построен храм во имя Святого Михаила Архангела, и освещен в 1909 году. Наш храм назван в честь Архангела Михаила. А знаете ли вы, кто такой Михаил Архангел?   Архангел Михаил – вождь Небесных Сил, на иконах его изображают в грозном и воинственном виде: на голове шлем, в руке – меч или копье. Под ногами – пораженный им дракон. С кем же воюет этот отважный предводитель? Мы знаем, что весь ангельский мир, созданный еще до сотворения человека и всего видимого мира, был наделен великими совершенствами и дарами. Ангелы, подобно людям, имели свободную волю. Они могли злоупотребить этой свободной волей и впасть в грех. Это и произошло с одним из верховных ангелов – Денницей, который открыл в себе источник зла и гордости и восстал против своего Творца. Духовный мир поколебался и часть ангелов последовала за Денницей. В этот момент из ангельской среды выступил Архангел Михаил и произнес: «Никто как Бог!», – обращаясь с этим призывом ко всем ангелам. Этими словами он показал, что признает только одного Единого Бога, Творца и Властителя всей вселенной. Борьба была трудной, потому что Денница был наделен великими совершенствами. Но силы добра победили, и Денница был свергнут с неба со всеми своими последователями..

Дидактические игры.

«Разрезные картинки: Достопримечательности посёлка Дергачи».

Цель: Закрепить полученные знания о достопримечательностях посёлка Дергачи.

Ход игры:

 Можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Распечатать в двух экземплярах (одни оставим для примера, а вторые разрезаем на части) предлагаемые картинки, на которых находятся изображения достопримечательностей посёлка Дергачи. Ребенку предлагается цельная картинка с достопримечательностью и разрезная. Он должен, опираясь на цельное изображение, составить такое же из разрезных частей. После того, как ребёнок соберёт картинку, он должен рассказать, что за достопримечательность там изображена.

"Угадай, какое это насекомое?"

Цель: Обобщение знаний детей о насекомых.

Ход игры:

Воспитатель  называете несколько слов, описывающих то или иное насекомое. Задача ребенка: угадать о ком идет речь. Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа. Например, полезное, полосатое, больно жалит, добывает мед (пчела); жужжащая, назойливая (муха).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

Познавательно-исследовательский проект "Моя малая Родина"

Создание условий раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников,ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих самопознанию и саморазв...

Конспект образовательной деятельности на тему: «Моя Родина» к инновационному проекту «Моя малая Родина»

Цель: Продолжить работу по формированию нравственно-патриотических чувств детей младшего дошкольного возраста через приобщение их к истории родного города.Задачи:Образовательные задачи:Продолжать форм...

Проект "Моя малая Родина-Дергачи

Проект со старшими дошкольниками. Воспитание патриотических чувств, любви к своей малой Родине....

Проект «Моя малая Родина» (подготовительная группа) краткосрочный, групповой, познавательно-исследовательский, творческий

Цель проекта:- расширение знания детей о родном городе;- приобщение к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям;- воспитания любви, уважения и привязанности к св...