Экологический познавательно – информационно - исследовательский проект «Путешествие в страну «ЭкологиЯ»
проект (младшая группа) на тему
Экологический познавательно – информационно - исследовательский проект «Путешествие в страну «ЭкологиЯ» направлен на формирование экологического самосознания, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного города, края.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Кемеровская область Юргинский городской округ
Управление образованием Администрации города Юрги
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №18 «Теремок»
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ «ЭКОЛОГИЯ»
(проект)
Авторы составители:
Викторова Ирина Владимировна,
воспитатель, высшая кв. категория
2015
Рекомендовано
Педагогическим советом
МБДОУ «ЦРР ДС № 18 «Теремок»
«28» мая 2015 год
Автор - составитель:
Викторова И.В., воспитатель, высшая квалификационная категория
Экологический познавательно – информационно - исследовательский проект «Путешествие в страну «ЭкологиЯ» направлен на формирование экологического самосознания, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного города, края.
Экологическая культура является составляющей здоровья в целом и здоровьесберегающего сопровождения МБДОУ «ЦРР ДС №18 «Теремок», а также мотивацией для родителей и детей в данном направлении. Участие в экологических акциях, озеленении, работа по природоохранным проектам – уникальная возможность для детей и родителей (законных представителей) проявить себя, принести пользу окружающей природе родного города (края).
Паспорт
проекта «Путешествие в страну «ЭкологиЯ»»
Вид проекта:
Экологический познавательно – информационно - исследовательский, групповой.
Продолжительность:
Долгосрочный проект (сроки реализации 01.06.2015- 01.06.2016).
Участники:
- воспитатели и воспитанники II-ой младшей группы «Солнышко», музыкальный руководитель, педагоги ДО, родители детей (законные представители).
Образовательная область:
познавательная, социально – коммуникативная, речевая.
Актуальность:
экологически-грамотное отношение к природе и к объектам (живой и неживой природы) ближайшего окружения.
Цели проекта:
- создание благоприятных условий на закреплённом за группой участке МБДОУ «ЦРР ДС № 18 «Теремок» для экологического воспитания детей.
Задачи проекта:
- сформировать знания детей о деревьях (берёза, ель, рябина, тополь, сосна), воспитание любви к природе.
Предполагаемый результат:
- умение детей вести себя экологически правильно в природе.
Предварительная работа:
- наблюдения, сбор природного и информационного материала, беседы, чтения художественной литературы, рассматривание иллюстраций и картин известных художников, презентации «Экология и Мы».
Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта:
привлечение музыкального руководителя, педагога ДО по ИЗО деятельности.
Работа с родителями:
консультация, анкетирование.
Продукт проектной деятельности:
- выставка поделок из природного материала (родители + дети), выставка рисунков «Моё любимое дерево», путешествие с детьми по экологической тропинке, презентация проекта.
Описание проекта
Постановка проблемы
У детей данного возраста (3 – 4 лет) слишком маленький жизненный опыт и знания о природе, представления об объектах ближайшего окружения, природных явлениях.
Воспитанники второй младшей группы не знакомы с происхождением тех или иных природных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: «Зачем и куда улетают птицы?», «Зачем опадает листва? », «Куда прячутся насекомые?», «Почему вянут цветы?». Они очень любознательны и хотят все знать, поэтому мы решили провести углубленную работу по развитию познавательного интереса и ознакомлению детей с природой через информационно – познавательно - творческую деятельность.
Актуальность проекта «Путешествие в страну «ЭкологиЯ» в том, что педагоги Центра развития ребёнка считаем, что заложить любовь к Родине, к родному сибирскому краю, к природе родного города, к окружающим людям можно только в младшем дошкольном возрасте.
Так как этот возраст очень благоприятный для развития познавательного интереса к изучению окружающего мира.
Мы считает, что чем старше дети, тем сложнее научить и сформировать их мировоззрение, изменить представления и взгляды «маленького человека» на окружающее необычайно сложно.
Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое самосознание маленькой личности.
Большинство современных детей редко общается с природой, а как известно экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
В любом городе можно найти интересные для наблюдений объекты живой и не живой природы: солнце, облака, дождь, снег, цветы, деревья, кустарники, травы, насекомые, животные (дикие и домашние), птицы и многое другое.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки:
- учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательный интерес и способности.
Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к проектно - исследовательской деятельности, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Вид проекта:
познавательно - информационно - исследовательский.
Цель проекта:- создание благоприятных условий на закреплённом участке и территории МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 18 «Теремок» для экологического воспитания детей.
Задачи:- развивать у детей экологические представления о растениях в природе, выделять характерные признаки; - формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках; - познакомить с разными объектами живой и не живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром; - сделать общение ребенка с природой безопасным (как для ребенка и самой природы); - формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе родного города (края).
Участники проекта:- воспитатели группы, воспитанники (3-4 лет) 2 младшей группы, родители (законные представители), музыкальный руководитель, педагог ДО по ИЗО деятельности.
Предполагаемые результаты:
Разносторонние знания детей:
- названия деревьев и кустарников (берёза, тополь, сосна, ель, рябина, сирень), цветов (одуванчик, ромашка, анютины глазки) и их характерных особенностей;
- название птиц (ворона, воробей, голубь);
- название животных (диких – волк, заяц, лиса, медведь; домашних – кошка, собака, хомячок, черепаха).
Бережное отношение детей к природе.
Развитие познавательного интереса у детей к объектам живой и не живой природы и природным явлениям (листопад, лёд, сосульки, лужи, снегопад).
Этапы создания и оформления участка дошкольного учреждения:
- детальное обследование территории участка, ДОУ и выделение наиболее интересных объектов для наблюдения;
- составление карт - схемы экологических тропинок с нанесением маршрута и всех ее объектов;
- выбор вместе с детьми хозяина тропы – сказочного персонажа (наиболее любимого для детей персонажа);
- составление паспорта всех «точек» экологических тропинок в стране «ЭкологиЯ»;
- составление методических рекомендаций по работе с детьми на каждой точке «Путешествия по стране «ЭкологиЯ».
Путешествие по экологической тропинке в страну «ЭкологиЯ»
Блок «Деревья, кустарники»
Обращается внимание на то, что деревья – есть лиственные, хвойные растения. Особое внимание уделяется стволу дерева, его необычной окраске коры, форме и цвету листа (у ёлки иголки…).
Рассказать о пользе деревьев для окружающих людей.
Точка «Дерево...(рябина)»
Обращается внимание на окраску ствола дерева, размер и форму листьев, плоды, семена и способ размножения.
Точка «Дерево...(сосна)»
Обращается внимание на то, что сосна – хвойное растение.
Особое внимание уделяется иголкам, шишкам (цвету, форме, размеру), семенам и способу размножения.
Точка «Дерево...(береза)»
Обращается внимание на окраску ствола дерева, размер листьев, семена, способ размножения.
Точка «Дерево...(ель)»
Обращается внимание на то, что ель – хвойное растение.
Особое внимание уделяется иголкам, шишкам (цвету, форме, размеру), семенам и способу размножения.
Сравнить ель и сосну, найти сходство и отличия.
Точка «Дерево...(тополь)»
Обращается внимание на окраску ствола дерева, размер листьев, семена, способ размножения.
Сравнить лист тополя с берёзовым, рябиновыми листьями.
Точка «Кустарник...(сирень)»
Обращается внимание на то, что сирень – это кустарник.
Особое внимание уделяется тому, как цветет сирень, рассмотреть цветок сирени (форму листа и цветка, лепестка).
Обращается внимание на окраску веток и форму, размер ствола кустарника, размер листьев, семена, способ размножения.
«Царство удивительных пеньков»
Здесь предоставляется возможность для психологической разгрузки детей и организацию, проведение дидактических и подвижных игр на свежем воздухе.
Блок «Цветы»
Точка «Цветок...(одуванчик)»
Рассмотреть цветок (форма листочка и цветочка, цвет). Обращается внимание на окраску, форму, размер листьев, семена, способ размножения.
Точка «Цветок...(ромашка)»
Рассмотреть цветок (форма листочка и цветочка, цвет). Обращается внимание на окраску, форму, размер листьев, семена, способ размножения.
Точка «Цветок...(анютины глазки)»
Рассмотреть цветок (форма листочка и цветочка, цвет). Обращается внимание на окраску, форму, размер листьев, семена, способ размножения.
Наблюдение и рассматривание
«Зеленая планета» или уголок природы в группе.
Объектом для наблюдения являются комнатные растения (бальзамин (султанский или огонёк), колеус (крапивка), фикус (каучуковое дерево), бегония (цветущая), амариллис, пеларгония зональная (герань цветущая и душистая) уголка природы в группе. Наблюдения и уход за комнатными растениями.
«Огород на подоконнике»
Посадка, посев новых растений воспитателем с детьми, полив, уход, наблюдения.
Продукты проекта:
Фотографии природных объектов (фото альбомы «Путешествие в страну ЭкологиЯ»), выставки художественного творчества (рисунки, поделок).
Карта - схемы экологических тропинок, дидактические экологические игры, комнатные цветы, деревья, кустарники и цветы на участке и территории дошкольного образовательного учреждения.
Этапы проекта: Проект, включает, три основных этапа: 1-ый - подготовительный: - постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями. 2-й - основной познавательно - исследовательский: - поиск ответов на поставленные вопросы разными способами; составление экологических троп с изучением природных объектов живой и не живой природы;3-й – обобщающий (заключительный): - обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний.
Предварительная работа:
- подбор иллюстративного материала по теме;
- подбор литературы по теме;
- подбор дидактических игр по экологии;
- оформление уголка природы «Зелёная планета» в группе;
- создание и оформление экологических тропинок (карт-схем);
- наблюдения «Окно в природу» на прогулке.
Сотрудничество с семьёй:
Анкетирование родителей по теме «ЭкологиЯ».
Консультация «Экологическое воспитание детей в семье»
Совместная творческая деятельность «родители + ребёнок» из природного и бросового материала.
Взаимодействие со специалистами:
- разучивание хоровода «Березка»
Приложение
План реализации
познавательно - информационно – исследовательского проекта
«Путешествие в страну «ЭкологиЯ»
Виды деятельности | Сроки | Цель | Форма регистрации результата |
1 | 2 | 3 | 4 |
Прогулка «Окно в природу», «Деревья» | Июнь 2015 | Формирование знаний о деревьях, умения различать деревья по их характерным признакам | Конспект образовательной деятельности; рисунки детей, аппликация. |
«Правила поведения на участке д/сада во время прогулки» | По плану | Повышение уровня экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста. | Конспект |
Изобразительная деятельность: рисование на тему “Желтый одуванчик” | Июнь 2015 | Создание творческого продукта изобразительной деятельности | Выставка детского художественного творчества |
Разучивание стихотворения «У задумчивой березки», | По плану | Чтение наизусть стихов, формирование любви к природе | |
Экскурсии по территории ДОУ «Окно в природу». | Июнь Июль Август 2015 | Воспитание интереса и бережного отношения к природе | Конспект образовательной деятельности, поделки детей |
«Насекомые - польза и вред» | По плану | Воспитание интереса и бережного отношения к природе | Наблюдение |
Собрание коллекции природного материала | Июль Август Сентябрь 2015 | Формирование желания изучать объекты живой природы | Семейные коллекции природного материала |
ННОД «Комнатные растения» | Сентябрь 2015 | Формирование навыков по уходу за растениями | Конспект образовательной деятельности, рисунки. |
Изобразительная деятельность: рисование на тему “Деревья нашего детского сада” | Сентябрь 2015 | Создание творческого продукта изобразительной деятельности | Выставка художественного творчества |
Настольные дидактические игры: «Времена года», «Растения и животные», «Круглый год» | По плану | Формирование представлений детей об окружающем мире, развитие социально - коммуникативных навыков и умений. | Картотека с описанием игр Фоторепортаж |
Подвижные игры: «Кто больше соберет», «Ножки, ножки», «Найди свой домик», «Ежик», «Мы с друзьями». | По плану | Закрепление знаний о лесных обитателях | Картотека с описанием игр Фоторепортаж |
Домашнее задание для детей и родителей – изготовление поделок из природного материала | Сентябрь октябрь 2015 | Содействие сотрудничеству детей и взрослых | Творческая выставка поделок из природного материала |
«Путешествие по экологической тропинке» | По плану | Повышение уровня экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста. | Конспект образовательной деятельности |
Дидактические игры по экологии | По плану | Закрепление знаний об окружающем мире. | Описание игр |
Беседы: | По плану | Закрепление знаний об окружающем мире. | Конспекты |
«Идем на экскурсию (пешая экскурсия)» | По плану | Закрепление знаний об окружающем мире. | Конспекты |
«Осторожно: грибы и растения на участке д/с» | 2 неделя | ||
«Эта стройная сосна», «Грибы искать не просто», «Одуванчик». | В течение месяца | Чтение наизусть стихов, формирование любви к природе | Художественное слово |
Результат:
На территории ДОУ создана экологическая тропинка.
Это "экологическое пространство" позволяет проводить с дошкольниками разнообразную информационно – познавательную, эколого-педагогическую деятельность.
На всей территории ДОУ расположены цветники - учреждение для маленьких детей должно быть действительно цветущим садом. В цветниках представлены различные неприхотливые однолетние и многолетние цветущие и не цветущие растения:
цветы - нарциссы, ромашки, васильки, анютины глазки, папоротник, настурция, незабудки, лилии (разных видов), ирисы, петуньи, вьюны, календула, ландыш, пион, колокольчики садовые, фиалки лесные;
деревья – берёза, тополь, ель, сосна, рябина;
кустарники - и многое другое).
В результате реализации проекта:
Повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста.
Вывод:
Таким образом, создание эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, наблюдения в природе, экскурсии по экологической тропинке. Это позволяет, не покидая территории детского сада, познакомить детей с родной природой, научить бережно к ней относиться, учить ценить ее красоту и помогать ей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно - исследовательский проект Путешествие в страну воды"
Проект разработан для детей средней группы...
Познавательно - исследовательский проект "Путешествие по странам"
Одним из перспективных и эффективных методов в образовательной деятельности детских садов, в наши дни является метод проектирования. Основываясь на личностно- ориентированный подход к обучению и воспи...
Познавательно-исследовательский проект «Путешествие по странам»
Одним из перспективных и эффективных методов в образовательной деятельности детских садов, в наши дни является метод проектирования. Основываясь на личностно- ориентированный подход к обучению и воспи...
Познавательно-исследовательский проект «Путешествие по странам»
Познавательно-исследовательский проект«Путешествие по странам»Одним из перспективных и эффективных методов в образовательной деятельности детских садов, в наши дни является метод проектиро...
Исследовательский проект "Путешествие в страну Лимонадию"
Познавательно исследовательский проект, средней продолжительности с целью расширения у детей представления о полезных свойствах лимона через экспериментальную деятельность....
Исследовательский проект "Путешествие в страну правил дорожного движения"
Проект "Путешествие в страну правил дорожного движения" старшая группа....
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА «Путешествие в страну «Игрушек» по стихотворениям А.Барто».
В данном файле можно ознакомится с данными проекта "Путешествие в страну "Игрушек" по стихотворениям А.Барто."...