Методическая разработка "ПЛАН РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
методическая разработка по обж по теме
Главная цель воспитательно-образовательной работы по пожарной безопасности – оградить детей от пожаров и научить их правилам безопасности. Использование разнообразных форм работы по пожарной безопасности с учетом возрастных особенностей детей позволяет формировать у дошкольников навыки правильного обращения с огнем и огнеопасными предметами, опыт безопасного поведения, умение применять полученные знания в реальной жизни, на практике.
Решение этой задачи возможно при изучении и выполнении перечня правильных действий и соблюдения требований, обеспечивающих безопасность детей дошкольного возраста. Воспитательно-образовательный процесс в ДОО состоит из трех видов деятельности:
-Регламентированная деятельность (специально организованные занятия, мероприятия).
-Совместная деятельность (детей и педагога, детей и родителей).
-Самостоятельная деятельность (игровая, художественно-продуктивная и др.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План по обучению детей правилам пожарной безопасности | 257.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Принят: Утверждено:
на педагогическом совете Заведующий МБДОУ д/с 16
протокол № ____ __________ И.Н. Ковалёва
от ________ 2018 приказ № ______
от __________ 2018
ПЛАН РАБОТЫ
ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ
ПРОТИВОПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 16 муниципального образования
Тимашевский район
на 2018-2019 учебный год
х. Беднягина
Пояснительная записка
Ребенок рождается значительно более беспомощным, чем детеныш животных. Врожденные безусловные рефлексы в условиях тщательного ухода за ребенком обеспечивают лишь выживание организма, но не развитие и совершенствование свойственных человеку форм поведения и чувства опасности, в том числе и опасности огня. Взрослый постепенно «вводит» ребенка в предметный мир, формирует его отношение к этому миру, прививает способность избегать действий, угрожающих здоровью и жизни. Прививать же ребенку элементарные нормы пожарной безопасности в быту следует уже с первых лет жизни. Ведь именно в дошкольном возрасте ребенок начинает общаться, принимать участие в игровой, учебной, трудовой, художественной, спортивной деятельности.
Любой из указанных видов деятельности может быть успешно использован для обучения правилам пожарной безопасности. Начинать целесообразно с чтения детской литературы, затем элементы пожарной безопасности вносятся в детские игры, во время которых следует постепенно перейти к обучению действиям на случай пожара соответственно возрасту ребенка, используя пожарную тематику на занятиях по рисованию или во время спортивных занятий.
Наиболее эффективна в этом плане игра, во время которой взрослые имеют огромные возможности для творческой инициативы и бесчисленное количество ее вариантов при внесении элементов пожарной безопасности. Для малолетних детей игра – это связь с жизнью, во время которой происходит ориентация ребенка в самых общих смыслах человеческой деятельности. Разнообразные по содержанию и форме игры с учетом опыта взрослых вводят ребенка в круг реальных жизненных явлений: знаний, умений и навыков, способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений.
Взрослый, создавая «картинки жизни», вначале подсказывает, а затем и подталкивает ребенка к действиям в определенной ситуации с учетом возраста. Например, мама не выключила утюг. Младшие дошкольники должны лишь подсказать взрослым об этом. Дети постарше уже могут сами выдернуть шнур утюга из розетки, если научить их, как правильно это сделать, за что можно браться руками и какую опасность может таить в себе это, казалось бы, безопасное приспособление на стене. Первые пять-шесть лет жизни ребенка являются наиболее продуктивными для получения и усвоения жизненно важной информации. Ребенок как бы неустанно адаптируется в этом мире. Невероятно быстрыми темпами у него идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, происходит овладение простейшими способами умственной деятельности, включающей усвоение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей. Этот возраст является наиболее оптимальным для привития первичных навыков и в отношении пожарной безопасности. Тем более, что в последнее время возникла острая необходимость для проведения систематической работы с детьми по предупреждению пожаров. Поэтому наибольшую эффективность эта работа даст в детских дошкольных учреждениях, где она должна проводиться планомерно и неразрывно с воспитательным процессом.
Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.
Задачи:
-формирование представлений об опасных человека ситуациях и способах поведения в них;
-приобщение к правилам безопасного поведения;
-передача детям знаний о правилах безопасности.
Проектирование воспитательно-образовательного пространства осуществляется с учетом следующих принципов:
-Принцип системности.
-Принцип возрастной адресованности.
-Принцип интеграции.
-Принцип ситуативности.
-Принцип взаимодействия с ребенком в условиях ДОО и семьи.
Реализация задач по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста осуществляется воспитателями в различных видах детской деятельности (игровой, познавательной, речевой, художественно-эстетической, элементарно-трудовой, двигательной).
План работы по обучению детей правилам противопожарной безопасности разработан на основе методического пособия «Формирование основ безопасности у дошкольников» К.Ю.Белой; «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б. Стеркина. журналы: «Управление ДОО» 2009 № 2 (Обучение основам безопасности жизнедеятельности; Пожарная безопасность); 2004 № 3 (Безопасность детей и взрослых); «Воспитатель ДОО» 2010 № 7 (Организация работы в ДОУ по вопросам пожарной безопасности).
- Общая характеристика
В наше время неосторожное обращение детей с огнем – одна из причин пожаров. Возникновение пожаров из-за шалости детей, а в результате – их травмирование и даже гибель – проблема острая, требующая четких скоординированных действий взрослых. Тяга детей к огню, к игре со спичками общеизвестна. Об опасности этих игр дети знают, они различают «добрый» и «злой» огонь. Задача взрослых – помочь детям, начиная с дошкольного возраста, утвердиться в этих знаниях, предостеречь от беды и при этом в доступной для детей форме объяснить, что может произойти в том или ином случае.
Главная цель воспитательно-образовательной работы по пожарной безопасности – оградить детей от пожаров и научить их правилам безопасности. Использование разнообразных форм работы по пожарной безопасности с учетом возрастных особенностей детей позволяет формировать у дошкольников навыки правильного обращения с огнем и огнеопасными предметами, опыт безопасного поведения, умение применять полученные знания в реальной жизни, на практике.
Решение этой задачи возможно при изучении и выполнении перечня правильных действий и соблюдения требований, обеспечивающих безопасность детей дошкольного возраста. Воспитательно-образовательный процесс в ДОО состоит из трех видов деятельности:
-Регламентированная деятельность (специально организованные занятия, мероприятия).
-Совместная деятельность (детей и педагога, детей и родителей).
-Самостоятельная деятельность (игровая, художественно-продуктивная и др.).
При формировании и развитии умений и навыков безопасного поведения наиболее целесообразными являются следующие методы:
-Словесный (рассказ, рассказ-объяснение, беседа, чтение произведений, заучивание наизусть, пересказ произведения, убеждение).
-Практический (элементарные инсценировки, использование разных видов театра, игровая деятельность, упражнения, работа с карточками, личный пример, проведение досуговых мероприятий, художественно-продуктивная деятельность).
-Наглядный (показ иллюстраций, схемы, модели, алгоритмы, просмотр видеофильмов, оформление выставки, экскурсии).
-Игровой (игра, игры-упражнения, игры-драматизации, дидактические игры, театрализованные игры, подвижные игры, словесные игры, ролевые игры).
Задачи:
Обучающие:
Обучать дошкольников правилам безопасного поведения.
Развивающие:
Развивать и формировать познавательную деятельность, ориентированную на понимание опасности и безопасности.
Формировать понимание необходимости соблюдения правил пожарной безопасности, представление о труде пожарных.
Организовать систему мероприятий для просвещения семей воспитанников с правилами пожарной безопасности.
Воспитательные:
Воспитывать у детей навыки правильного и безопасного поведения.
Воспитывать у дошкольников сознательное отношение к выполнению правил пожарной безопасности.
Формировать личностные качества, дисциплинированность, выдержку, внимание.
- Содержание
возрастные особенности психического развития детей
№ п.п. | Возрастная группа | Особенности психического развития |
1 | Вторая младшая | Эмоции сильные легко переключаемые. До 3,5 лет – кризис «Я сам». Возраст конфликтный с взрослыми. Появляется игровое действие. Игра партнерская с взрослым или индивидуальная с игрушками. Общение ситуативно-деловое. Взрослый интересен как источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству. Сверстник малоинтересен. |
2 | Средняя | Эмоции более уравновешены. «Мирный» возраст и с взрослыми и с детьми. Появляются игровая ситуация и ролевой диалог. Игра коллективная со сверстниками. Общение внеситуативно - деловое (первые признаки). Взрослый интересен как источник информации. Сверстник интересен как партнер по сюжетной игре. |
3 | Старшая | Появляются устойчивые чувства и отношения к взрослым. Развернутый во времени игровой сюжет. Игра в стабильной игровой компании. Общение внеситуативно - личностное. Взрослый интересен как партнер по сугубо индивидуальному общению. Сверстник интересен как партнер по сюжетной игре. Высокая потребность в общении со сверстниками. |
4 | Подготовительная | Эмоциональная сфера стабильна. Формируется образ себя реального и потенциального. Развернутый во времени игровой сюжет. Игра в стабильной игровой компании. Общение внеситуативно-деловое. Взрослый интересен как источник информации. Сверстник интересен как партнер по сюжетной игре. Высокая потребность в общении со сверстниками. |
Формы организации
Деятельность | Группа | Форма организации |
Регламентированная деятельность: | Вторая младшая | Занятия подгрупповые и индивидуальные (тематические, сюжетно-ролевые, занятия-путешествия, традиционные, интегрированные, комплексные и т.д.). |
Средняя | Занятия подгрупповые и фронтальные проводятся в первую половину дня. (тематические, сюжетно-ролевые, занятия-путешествия, традиционные, интегрированные, комплексные и т.д.). Индивидуальные занятия проводятся в первую и во вторую половину дня. | |
Старшая | Занятия индивидуальные, подгрупповые и фронтальные проводятся в первую и во вторую половину дня. (тематические, сюжетно-ролевые, занятия-путешествия, традиционные, интегрированные, комплексные, занятия – КВН, занятия-викторины и т.д.). Тренинги. | |
Подготовительная | ||
Совместная деятельность: | Вторая младшая | -Беседы. -Чтение. -Слушание. -Подвижные игры. -Художественная деятельность. -Драматизация. -Дидактические игры. -Рассматривание иллюстраций, картин. -Экскурсии |
Средняя | -Беседы. -Экскурсии. -Чтение. -Слушание. -Подвижные игры. -Художественная деятельность. -Изобразительная деятельность. -Конструирование. -Дидактические игры. -Театрализация. -Рассматривание иллюстраций, картин. -Составление рассказов. | |
Старшая | -Беседы. -Экскурсии. -Чтение. -Слушание. -Подвижные игры. -Художественная деятельность. -Изобразительная деятельность. -Конструирование. -Дидактические игры. -Театрализация. -Рассматривание иллюстраций, картин. -Составление рассказов. -Досуги, развлечения. -Решение проблемных ситуаций | |
Подготовительная | ||
Самостоятельная деятельность: | Вторая младшая | -Рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, открыток |
Средняя | -Рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, открыток. -Декламирование стихов, пропевание песенок. -Дидактические игры. -Непродолжительные игровые действия. -Малосюжетные игры. -Конструирование. -Настольный театр. -Художественная деятельность. | |
Старшая | -Рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, открыток. -Декламирование стихов, пение песен. -Дидактические игры. -Совместные игровые действия. -Сюжетно-ролевые игры. -Конструирование. -Театрализация. -Художественная деятельность. | |
Подготовительная |
Формирование предметно-развивающей среды
Развитие, обновление и обогащение предметно-развивающей среды. Дидактическое обеспечение |
Вторая младшая |
|
Средняя, старшая, подготовительная группы |
- конспекты занятий, экскурсий, проектов. |
Содержание воспитательно-образовательной работы с детьми по пожарной безопасности
(формирование знаний по пожарной безопасности).
Младший дошкольный возраст (1 мл. гр., 2 мл. гр.)
Месяц | приемы обучения |
Сентябрь | Анализ знаний, умений и навыков воспитанников на основе наблюдений, бесед, участия в игровой деятельности. Разговоры с детьми о том, из-за чего происходит пожар (по иллюстрациям) Цель: выяснить у детей имеющиеся сведения о пожаре и его последствиях |
Октябрь | Внесение в группу иллюстраций, изображающих огонь и его последствия Цель:
|
Ноябрь | Рассматривание машины и обводки карандашом шаблона «Пожарная машина»
Опыт со свечой - показать, что свеча дает нам тепло, свет, но и может обжечь и от нее могут загореться предметы |
Декабрь | Чтение Потешка «Тили – бом! Тили – бом»» («Хрестоматия для дошкольников 2-4 года») Цель:
Разучивание попевки «Тили-бом» - учить детей петь Разговор с детьми «Скоро будет елка» Цель: рассказать детям , как можно украсить елку, чтобы не было дома пожара |
Январь | Знакомство детей с творчеством Ю.А.Васнецова Рассматривание «Картинка в книжке» («Тили-бом! Тили-бом», стихотворение С.Я.Маршака) Цель:
Театра на фланелеграфе Показать детям театр по потешке «Тили-бом! Тили-бом» Доставить радость |
Февраль | Прослушивание аудиозаписи Стихотворение С.Я. Маршака «Кошкин дом» Цель:
Просмотр мультфильма «Кошкин дом» -доставить детям радость Рисование По мотивам потешки «Тили-бом! Тили-бом» ( или стихотворения С.Я.Маршака «Кошкин дом» Цель:
|
Март | Обводки «Пожарная машина» Цель: учить детей пальцем обводить контуры машины Рассматривание иллюстрации «Пожар» -закрепить знания детей возможности возникновения пожара и его последствиях |
Апрель | Рассматривание предметных картин «Пожарная машина» Цель: учить выделять цвет, размер, рассказать о ее назначении Общение «Куда спешат машины?» Цель:
|
Май | Разговор с детьми «Вещи вокруг нас « (электробытовые приборы: утюг, плитка). Цель:
Итоговый анализ знаний, умений и навыков Цель: выявить у детей степень освоения задач, запланированных в образовательной программе ДОУ |
Июнь | Рассказ воспитателя по теме «Пожар» Цель:
|
Июль, август | Привлечение родителей к созданию РППС группы |
Средняя группа
Месяц | приемы обучения |
Сентябрь | Анализ знаний, умений и навыков детей, полученных в младшей группе: что такое пожар и из-за чего он может возникнуть, кто приходит к нам на помощь, что помогает потушить пожар ( с помощью иллюстративного материала) Внести изображение номера «01» Познакомить детей с его назначением |
Октябрь | Рассматривание сюжетной картины «Пожарная машина спешит на помощь» Цель:
Чтение стихотворения Мчится Огненной стрелой, Мчится вдаль Машина. И зальет Пожар любой Смелая дружина. Н.Гончаров Заучивание наизусть строчки «Пусть помнит каждый граждан пожарный номер «01» Дидактическая игра «Телефон»
|
Ноябрь | Драматизация «Кошкин дом» -развивать творческие способности детей -показать, что совместными действиями можно потушить пожар Внесение игрушки «Пожарная машина» -рассмотреть игрушку и уточнить ее назначение Лабиринт «Угадай, куда едет машина»
|
Декабрь | Дидактическая игра «Сложи машину и угадай, для чего она предназначена»
-Беседа на тему: «Что может испортить новогодний праздник?» (украшение ёлки свечами, электрическими гирляндами, ватой, свечками). Цель: закрепить знания об осторожном использовании бенгальских огней и петард, иллюминации - Чтение А.Иванов «Азбука безопасности»: «Неразлучные друзья у нарядной елки» Цель: закреплять правила пожарной безопасности |
Январь | Чтение стихотворения К.И.Чуковский «Путаница» («Хрестоматия для дошкольников» 2-4 года) Цель: -развивать у детей чувство юмора, любовь к художественном слову -закреплять знания об осторожном обращении со спичками Беседа «Спички в нашем доме» Цель:
Дидактическая игра «Почини машину»
|
Февраль | Дидактическая игра «Почему?» Цель: активизировать мышление, воспитывать любознательность и интерес к окружающему («Дошкольникам о технике» И.И.Кобитина издательство М. Просвещение», стр.47) Чтение Сказки «Соломинка, уголь и боб» («Хрестоматия для дошкольников» 2-4 года)
|
Март | Целевая прогулка к пожарной щиту ДОО
|
Апрель | Ситуация «Как бы ты поступил?»
Чтение Сказки «Три брата» («Хрестоматия для дошкольников» 2-4 года)
Сюжетно – ролевая игра «Семья» - упражнять детей в проигрывании ситуации «Пожар в доме» - изготовить и внести нагрудные знаки «Пожарная машина», атрибуты для имитации тушения пожара: шланг, ведро; элементы костюма пожарного: каска, нагрудный знак - продолжать учить ролевому диалогу |
Май | Подвижная игра «Вода и пламя»
Рассказ воспитателя «Пожар»
Рассматривание коллажа «От чего может произойти пожар» Анализ ЗУН Цель: выявить у детей степень освоения задач, запланированных в образовательной программе ДОО |
Июнь | Рассказ воспитателя «Костер в лесу»
|
Июль, август | Привлечение родителей к созданию РППС группы |
Старшая группа
Месяц | Тема совместной деятельности воспитателя и детей, цель Игры и приемы обучения |
Сентябрь | Анализ ЗУН Цель: выявить знания детей о правилах противопожарной безопасности, сформированные в средней группе Экскурсия к пожарному щиту ДОО
Чтение Г.Цыферова «Жил на свете слоненок» |
Октябрь | Беседа о работе пожарных
Совместная деятельность воспитателя с детьми «Пожароопасные предметы» Цель:
|
Ноябрь | Совместная деятельность воспитателя с детьми «Предметы, требующие осторожного обращения» Цель:
( «Безопасность» Н.Н.Авдеева ,О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина) Разучить с детьми речевки по пожарной безопасности Игровой тренинг «Вызови пожарных, милицию, скорую помощь» Цель:
Рисование «Опасные предметы» |
Декабрь | Беседа с детьми «Наш любимый Новый год» Цель: Закрепить навыки противопожарной безопасности при использовании бенгальских огней, петард, свечей, гирлянд Работа с загадками
сто сестричек живет в нем. И любая из сестер Может вспыхнуть, как костер ( спички)
У того пожар возможен. Дети помните о том, Что нельзя шутить…(с огнем) Составление рассказа «Как дети украшали елку»
- составлять рассказ, придерживаясь алгоритмов используя предложения сложной конструкции - создавать текст (повествование, описание и рассуждение)
Игра «Если что-то в доме загорелось» Цель: закрепить алгоритм действий при пожаре |
Январь | Совместная деятельность воспитателя с детьми «Пожарная служба» (конспект) Цель:
Чтение С.Я.Маршак «Пожар» - сформировать чувство опасности огня Заучивание пословиц и поговорок
Цель: учить детей понимать и объяснять смысл пословиц и поговорок Досуг «Как мы боремся с огнем» Конструктивно-модельная деятельность «Пожарная машина» (по схеме, рисунку) |
Февраль | Игровой тренинг «Вызови пожарных» Цель:
- назвать свое имя и фамилию - указать, что именно горит; - сообщить адрес горящего объекта Сюжетно-ролевая игра «Семья». Ситуация «Дети играли со спичками». Вызов пожарных по телефону. Цель: продолжать учить вести диалог Разучивание четверостишия Правило первое касается каждого, Правило это - самое главное! И на улице и в комнате Вы о нем ребята, помните! Спички не тронь, В спичках огонь |
Март | Дидактическая игра «Слушай внимательно» Цель: закрепление знаний о пожарной безопасности Воспитатель задает детям вопросы, а они должны ответить хором «Это я, это я, это все мои друзья!» -Кто ,услышав запах гари, Сообщает о пожаре? -Кто из Вас, заметив дым, Закричит: «Пожар! Горим!» - Кто из вас шалит с огнем Утром, вечером и днем? -Кто, почуяв газ в квартире, Позвонит по «ноль четыре»? -Кто от маленькой сестрички Незаметно спрячет спички? -Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том! Кто костров не разжигает И другим не разрешает? Дидактическая игра «Разложи по порядку» (работа с моделями- действия во время пожара ) Цель:
Чтение рассказа Д. Орловой «Как СТОбед хотел испугать волка, а сам чуть не сгорел» Вечер досуга «Вместе с СТОбедом потушим пожар» Цель:
воспитывать уважение к труду работников пожарной службы |
Апрель | Совместная деятельность воспитателя с детьми «А у нас в квартире газ» Цель: объяснить детям опасность неумелого и небрежного обращения с газовой плитой Краткое содержание занятия: Рассказ воспитателя о природном газе, который используется в плите, как топливо. С помощью газа варят и разогревают пищу. Стоит только открыто горелку, поднести к ней горящую спичку- и тут же вспыхнет огонь. Если делать это неумело, то легко обжечь руки. Огонь нельзя оставлять без присмотра. Опасно баловаться с краниками плиты и оставлять их повернутыми. В этом случае квартира наполнится ядовитым газом и человек может отравиться. Газ опасен тем, что взрывается при появлении открытого огня (спичка, горящая сигарета, искра). Если в квартире пахнет газом, немедленно проветрить помещение и сообщить об этом взрослым Ситуация «Что необходимо делать, если загорелась одежда» Цель: объяснить детям, как необходимо действовать в подобной ситуации 30 апреля – День пожарной охраны Поздравление сотрудников пожарной службы (разработка и изготовление письма). Создание книги «Что мы знаем о пожарной службе» и поздравительной открытки |
Май | Викторина «Что мы знаем о пожарной безопасности» Цель:
Составление творческого рассказа «Случай, который произошел с моей подругой (другом)» -учить составлять творческий рассказ с опорой на выбранную иллюстрацию -закреплять в рассказе правила действия в случае пожара Итоговый анализ ЗУН Цель: Выявить у детей степень освоения задач, запланированных в образовательной программе ДОО |
Июнь | Подвижная игра «Пожарные на учении» (Сборник игр) Цель:
Общение «Обращение с огнем на привале в лесу» Составление рассказа по серии картин «Пожар в лесу» - учить детей составлять рассказ описание -закреплять правила поведения в случае пожара в лесу Рисование «Пожар в лесу» -закрепление технических навыков рисования -развитие цветоощущения -формирование эмоционального отклика на ситуацию пожара |
Июль, август | Привлечение родителей к созданию РППС группы |
Подготовительная группа
Месяц | Тема совместной деятельности воспитателя и детей, цель Игры и приемы обучения |
Сентябрь | Анализ ЗУН Цель: выявить знания детей о правилах противопожарной безопасности, сформированные в старшей группе Экскурсия к пожарному щиту ДОО
Приглашение пожарного для встречи в детском саду по теме «Смелые люди пожарные»
Дидактическая игра «Лабиринт» Цель: Развивать зрительное внимание, закреплять знания детей о труде спасателей Мозаика «Пожарная машина» Разбор фразеологнизма «Спешить, как на пожар» |
Октябрь | Совместная деятельность воспитателя с детьми (конспект) «Осторожно - электроприборы» Цель: закрепить знания детей о бытовых электроприборах и правилах безопасности при пользовании ими Заучивание пословиц и поговорок
Дидактическая игра «Модельер» Цель: закреплять знания детьми профессиональной формы спасателей Рисование «Приключения спички – невелички»
( монотипия, пальцевая живопись, выдувание пузырей и др.) |
Ноябрь | Разучивание стихотворения Знают все: человек без огня Не живет ни единого дня! При огне как при солнце светло, При огне и зимою тепло. Посмотрите, ребята, вокруг: Нам огонь повседневный друг, Но когда мы небрежны с огнем, Он становится нашим врагом. Человеку друг огонь, Только зря его не тронь Совместная деятельность воспитателя с детьми «Огонь добрый и злой» (конспект) - познакомить детей с тем, как используется огонь человеком в добрых целях - закрепить знания о возникновении пожара, и чем он опасен для жизни Триз «Огонь добрый – огонь злой» - закрепить знания детей о пользе и вреде огня Чтение С.Я.Маршак «Рассказ о неизвестном герое» - познакомить детей с творчеством С.Я Маршака - воспитывать уважение к действиям людей в чрезвычайных ситуациях Рисование «Огонь добрый и злой» Цель: учить детей в рисунках передавать впечатления, полученные в совместной деятельности с воспитателем |
Декабрь | Игровая ситуация 1.«Случилась беда, позвони по телефону и расскажи».
Сам не справишься с пожаром, Это труд не для детей. Не теряя время даром, «01» звони скорей. Набирай умело, Чтоб не все сгорело 2. «Если ты обжегся» - закреплять правила первой помощи при ожогах Совместная деятельность воспитателя и детей «Новогодняя елка» (конспект) Цель:
Игра «Новый год» Цель: продолжать закреплять знания детей о соблюдении техники безопасности при установке новогодней елки дома и в детском саду. Вечер досуга «Новогодняя елка» (инсценировка) - закрепить знания детей о случаях на новогодней елке, которые могут омрачить праздник. - закрепить правила пожарной безопасности Составление коллажа «Безопасный Новый год» |
Январь | Придумывание сказки «Случай в Новогоднюю ночь» (издание книги с иллюстрациями) Составление рассказа по картинкам «Отчего возник пожар?» - учить детей составлять рассказ описание Дидактическая игра «Лото осторожностей» -закреплять правила противопожарной безопасности Заучивание пословиц и поговорок
Цель: учить детей понимать смысл пословиц и поговорок и уметь его объяснять Разучивание песни «Тревога» 1.Если вдруг произошла с тобой беда, Если появился сильный дым, Не теряйся и не бойся никогда- Набери телефон «01» Припев: И скажи скорей Адрес полный свой, Объясни смелей, Что стряслось с тобой. «Помогите, помогите, помощи жду! Помощи жду, помощи жду, Помощи жду!» И дождись, пока ты не услышишь В ответ: «Мы спешим к тебе на помощь, Жди нас, привет! Жди нас, привет! Жди нас, привет! Жди нас, привет!» КВН «Как стать настоящим пожарным» |
Февраль | Рассматривание плакатов по ППЖ -закреплять с детьми правила противопожарной безопасности Повторение с детьми: Сигналы тревоги Если с тобой что-то случилось, а ты один, ты можешь попросить помощи по телефону
01 – в пожарную службу 02 –в милицию 03 – в скорую медицинскую помощь 04 – в аварийную службу
Чтение Произведения Л.Н.Толстого «Пожарные собаки» -рассказать детям о борьбе с пожарами, о роли собак в спасении людей - повторить правила поведения на пожаре Ситуация «Пожар! Как действовать?» -закреплять правила поведения детей при пожаре Дидактическая игра – лото «Спасатели» Цель: закрепить знания детей о деятельности спасателей и орудиях их труда |
Март | Беседа «Пожар в доме» - обобщить знания детей о правилах поведения на пожаре Чтение Б.Житкова «Пожар» - познакомить детей с литературным произведением Создание плаката «Пожар» - учить детей создавать плакаты на предложенную тему, используя изобразительные и технические приемы рисования и аппликации -вызвать эмоциональный отклик на чрезвычайную ситуацию -закрепить знания детей о навыках безопасного поведения Ситуация «Как оказать помощь при пожаре?» |
Апрель | Досуг «Знает каждый гражданин – пожарный номер -01» (конспект) Цель:
- соблюдении правил пожарной безопасности и поведении во время тушения пожара - пожароопасных предметах - профессии пожарного и орудиях его труда
Театрализация «Страшная сказочка» -показать детям, как опасно небрежно обращаться с огнем 30 апреля – День пожарной охраны Поздравление сотрудников пожарной службы (разработка и подготовка письма). Создание газеты совместно с родителями «Из истории пожарной охраны» и поздравительной презентации «Наша служба и опасна и трудна» |
Май | Совместная деятельность воспитателя с детьми «Кто с огнем неосторожен – у того пожар возможен» (конспект) - обобщить знания детей о правилах пожарной безопасности Создание книг правил противопожарной безопасности с иллюстрациями, коллажами
Если случился пожар, жизни угрожает опасность, то надо поступать так:
Итоговый анализ знаний, умений и навыков воспитанников Цель: Выявить у детей степень освоения задач, запланированных в образовательной программе ДОО |
Июнь | Просмотр видеофильма «Дым в лесу» -закреплять правила поведения в лесу при разведении костра Книга высказываний детей с иллюстрациями «Опасная ситуация – пожар» Рассматривание плаката «Берегите лес от пожара» |
Июль, август | Привлечение родителей к созданию РППС группы |
- Планируемые результаты
№ п.п. | Возрастная группа | Должны знать, уметь, иметь представление |
1 | Вторая младшая | Знать: что такое хорошо и что такое плохо. Иметь представление о том, что потенциально опасными предметами (спички, газовая плита, печка, электрические розетки, включенные электроприборы), могут пользоваться только взрослые. |
2 | Средняя | Знать правила поведения, моральные нормы. Иметь представление о том, что потенциально опасными предметами (спички, газовая плита, печка, электрические розетки, включенные электроприборы), могут пользоваться только взрослые. |
3 | Старшая | Иметь представления об основах безопасного поведения (правила пожарной безопасности). Знать правила поведения, моральные нормы. Иметь представление о том, что потенциально опасными предметами (спички, газовая плита, печка, электрические розетки, включенные электроприборы), могут пользоваться только взрослые. Иметь представление о профессии пожарного, значимости его труда. Знать телефон вызова пожарных. |
4 | Подготовительная | Знать основы безопасного поведения (как правильно вести себя во время пожара, вовремя распознавать опасность, защищать себя и младших товарищей). Иметь представление о том, что потенциально опасными предметами (спички, газовая плита, печка, электрические розетки, включенные электроприборы), могут пользоваться только взрослые. Знать правила поведения дома, на улице, моральные нормы. Иметь представление о работе пожарных по охране жизни людей, о технике, помогающей людям тушить пожар. Знать телефон вызова пожарных. |
Лист корректировки
№ п/п дата | Основание | Мероприятия | Корректировка | Отметка о выполнении |
Литература
1. Практический журнал «Воспитатель ДОО» № 7 2010 (статья «Организация работы в ДОО по вопросам пожарной безопасности»).
2. Журнал «Методист ДОО» № 10 2012 (статья «Противопожарный режим»).
3. Е.Ф.Прилепко «Пожарная безопасность для дошкольников».
4. Т.Г.Хромцова «Воспитание безопасного поведения в быту».
5. Т.А.Шорыгина «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет».
6. Т.А.Шорыгина «Основы безопасности для детей 5-8 лет».
7. К.Нефедова «Бытовые электроприборы»
8. Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина «Безопасность» учебное пособие по основам жизнедеятельности для старшего дошкольного возраста (издательство Москва 1998г).
№ п.п. | Содержание работы/ исходящий документ | Возраст детей | Ответственные |
Сентябрь | |||
1 | Чтение стихотворения С. Маршака «Пожар» | 3-4 года | Воспитатели групп |
2 | Комплексное или интегрированное занятие «Огонь добрый, огонь злой» (Ребенок и окружающий мир и Рисование) | 3-4 года | Воспитатели групп |
3 | Экскурсии в пожарную часть (конспект экскурсии, фоторепортаж, интервью) | 5-7 лет | Старший воспитатель Е.В.Гутова Ответственный по ОТ и ТБ О.В.Коваленко |
4 | Комплексное или интегрированное занятие «Пожар» | 5-7 лет | Воспитатели групп |
Октябрь | |||
1 | Показ сказки по пожарной безопасности «Колобок на новый лад» | 3-4 года | Музыкальный руководитель Е.П.Лебедева |
2 | Проведение конкурса детских рисунков «Пожарная безопасность и всё, что связано с огнём» | 3-7 лет | Старший воспитатель Е.В.Гутова |
3 | Практическое занятие «Чтобы не было беды» (Создание специальных ситуаций на тему «Действия при пожаре») | 5-7 лет | Старший воспитатель Е.В.Гутова Ответственный по ОТ и ТБ воспитатель О.В.Коваленко |
Ноябрь | |||
1 | Беседа «Всем детям это нужно знать: опасно спичками играть!» | 3-7 лет | Воспитатели групп |
2 | |||
Декабрь | |||
1 | Показ сценки «Про пожарного» | Воспитатели групп | |
2 | Практическое занятие «Огонь- судья беспечности людей» | 5-7 лет | Воспитатели групп |
3 | Проведение игры по Пожарной безопасности «Да и нет» | Воспитатели групп. | |
Январь | |||
1 | Проведение викторины «Огонь – друг, огонь – враг!» | Старший воспитатель Е.В.Гутова Воспитатели групп | |
2 | Комплексное или интегрированное занятие «Труд пожарных» (Ребенок и окружающий мир и Рисование) | 5-7 лет | Воспитатели групп |
Февраль | |||
1 | Беседа «Огонёк и зайка» | Воспитатели групп | |
Март | |||
1 | Показ сказки по пожарной безопасности «Теремок» | 3-4 года | Воспитатели групп |
Апрель | |||
1 | Спортивное развлечение «Смелые пожарные», приуроченное к профессиональному празднику пожарных России (30 апреля) | 5-7 лет | Музыкальный руководитель Е.П.Лебедева Воспитатели группп |
Май | |||
1 | Показ мультимедийной презентации «Правила пожарной безопасности» | 5-7 лет | Старший воспитатель Е.В.Гутова |
2 | Занятие - проект «Осторожен будь в лесу!» (Ребенок и окружающий мир и Рисование) (оформление книжек, альбомов, журналы) | 5-7 лет | Воспитатели групп |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованное представление по обучению детей правилам пожарной безопасности
Театрализованное представление по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста в стихах...
Обучение детей правилам дорожной безопасности
Ребёнок 3-5 лет (а часто и старше) не может осознать опасности. Он не представляет автомобиль в качестве опасности, которая может нанести травму или лишить жизни, наоборот, с автомобилем у него с...
Учебно-игровое пособие по обучению детей правилам пожарной безопасности
Современная жизнь полна неожиданностей, порой неприятных и зачастую опасных, в одиночку с ними практически не справиться.Пожар – это реальная угроза причинения вреда жизни, здоровью и материальн...
Методическая рекомендация по обучению детей правилам дорожного движения в условиях детского сада
Методическая рекомендация помощь для воспитателей при организации системы работы в детском саду по подготовки правилом дорожного движения. Здесь даётся формы работы, педагогическая диагностика, инстру...
«Работа с родителями по обучению детей правилам Пожарной безопасности»
Выступление на методическом объединении с темой по работе с родителями правил пожарной безопасности....
Методические рекомендации по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности с обыгрыванием макетов: «Квартира», «Пожарный щит».
Методические рекомендации по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности с обыгрыванием макетов: «Квартира», «Пожарный щит»....
Мнемотехника при обучении детей правилам пожарной безопасности
При обучении детей правилам пожарной безопасности можно использовать метод "мнемотехника"...