Семинар-практикум на тему: " Эффективное взаимодействие педагога с воспитанниками ДОУ"
методическая разработка

Важной составляющей современной образовательной среды для дошкольника является характер его взаимодействия со взрослыми и другими детьми, в процессе которого обеспечиваются развитие личности, передача моральных норм и ценностей. Характер взаимодействия во многом определяется тем, в каких условиях оно осуществляется, какие отношения складываются между участниками.

По требованию ФГОС ДОО позиция педагога в организации жизни детей – это партнёр – партнёр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7  общеразвивающего вида»

Семинар - практикум

«Эффективное взаимодействие педагога с воспитанниками ДОУ»

Подготовил:

 Педагог-психолог:

Н.М. Гимазутдинова

                                                        Ухта, 2019г.

Цель: Способствовать овладению педагогами методами эффективного взаимодействия с детьми в различных видах совместной деятельности в рамках реализации ФГОС ДО.

Задачи:

  • определить стратегии взаимодействия  воспитателей и воспитанников;
  • помочь педагогам в овладении понятием «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с воспитанниками»;
  • повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах общения и взаимодействия с воспитанниками.

Предполагаемый результат:  Формирование у педагогов внутренней готовности к построению личностно - ориентированного взаимодействия с детьми. Создание позитивной установки на общение с детьми.

 Как вы считаете, что является самым важным в общении с детьми. Одним из важных условий воспитания культуры общения является сотрудничество воспитателя с детьми. В технологии сотрудничества воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: «Не рядом и не над, а вместе!»

Игра «Паровозики»

Инструкция: «Паровозики» ездят по трое, стоя в затылок друг другу. У  второго и третьего глаза закрыты - это вагоны. Первый глаза не закрывает, чтобы иметь возможность управлять тройкой. Задача паровоза - проехать без аварий. По сигналу «стоп» движение останавливается, возможность стать главным вагоном предоставляется другому, потом третьему участнику.

Вопросы для обсуждения: Какие чувства вы испытывали во время этой игры? Какая позиция была самой комфортной, что было легче: руководить или когда тобой руководили? Смогли ли вы абсолютно довериться ведущему? От чего это зависело?

Идея: У каждого человека есть своя комфортная позиция - вести за собой или быть ведомым. Но, работая с детьми, мы обязаны нести за них ответственность всегда, и это единственно возможная позиция. От того, как мы это будем делать, во многом зависит, какими вырастут наши воспитанники.

Индивидуальный стиль деятельности — одна из важных характеристик процесса индивидуализации профессионального труда. Наличие своего стиля у профессионала свидетельствует, с одной стороны, о его приспособлении к объективно заданной структуре профессиональной деятельности, а с другой — о максимально возможном раскрытии своей индивидуальности.

Давайте подробнее остановимся на стилях воспитания по отношению к детям.

Современная система образования, предъявляет высокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогов, к проявлению их творческой индивидуальности.

У каждого из вас  есть свой индивидуальный стиль деятельности  и руководства.

Проблема «стилей руководства», «стилей общения» педагогов с детьми была впервые поставлена за рубежом в 30-е годы американским психологом  К. Левиным.

Предложенная им классификация стилей общения положена в основу работ американских  ученых Р. Липпита и К. Уайта, которые выделяют  три стиля профессионального общения: демократический, авторитарный и либеральный.

 Демократический стиль воспитания

Взрослые, декларирующие этот тип общения, уважительно относятся к детям, стараются наладить эмоциональный контакт, учитывают индивидуальные особенности. Не подавляя строгостью и наказанием, разъясняют конкретную ситуацию, убеждают почему, в силу каких причин необходимо выполнить то или иное требование. У таких взрослых в общении с детьми преобладают положительные оценки, жизнеутверждающий, оптимистический стиль. Они воспитывают организованность, дисциплинированность, не сковывая самостоятельности, не подавляя активности детей. Демократический стиль воспитания наиболее продуктивен в воспитании личности ребенка. У детей формируется чувство собственного достоинства. Права ребенка при этом не нарушаются.

 Авторитарный стиль воспитания

Авторитарные взрослые добиваются от детей слепого и беспрекословного подчинения, исключают любое объяснение, аргументацию, злоупотребляют отрицательными оценками. Уровень требований и контроль за поведением детей сверхвысокие. При таком типе воспитания строгость и наказание - основные педагогические средства. В итоге формируется ущербный ребенок. Общие черты детей при таком воспитании - заниженная самооценка, неуверенность в себе.

 Либеральный тип воспитания (его еще называют попустительским)

Либеральные взрослые почти не контролируют действия детей, все позволяют, не предъявляют порой даже элементарных требований, за исключением, быть может, тех случаев, когда возникает угроза жизни ребенка, физической травмы. Внешне привлекательное, на самом деле такое отношение свидетельствует о равнодушии к жизни ребенка. Такой тип воспитания формирует в ребенке вседозволенность и безразличие к другому человеку. Ребенок привыкает не задумываться над чувствами других, потому что сам обделен вниманием.

Детские впечатления влияют на взрослого человека и движут его поведением. Стиль взаимодействия со взрослым непроизвольно «записывается» в психике ребенка. Это происходит бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит этот стиль как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения.

Своё выступление хочется закончить словами Антона Сергеевича Макаренко. «Я убежден,    что хорошо сказанное детям деловое, крепкое слово имеет громадное значение, и, может быть, у нас так много еще ошибок в организационных формах потому, что мы еще и говорить с ребятами по-настоящему не умеем. А нужно уметь сказать так, чтобы в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность. Этому нужно учиться».(Результаты анкетирования «Стиль педагогического общения»)

Какие же ошибки   в общение воспитателя с воспитанниками , нельзя совершать.      

1.Существует  золотое  правило – оценивать следует исключительно совершенные действия, но никак не личность воспитанника. Ребёнок, совершивший что-то нехорошее, должен узнать о том, что его поступок осуждают. Но ни один педагог не имеет право вешать на ребенка «клеймо».

2.Фразы типа «Петя – плохой мальчик!» находятся под категорическим запретом, потому что могут стать первым шагом на пути к большим комплексам, негативизму и ответной агрессии.  

 Задание для педагогов: смягчить данные высказывания

Женя – ябеда

Коля – трус

Клава – жадина

Петя – сопливый

Толя – хилый

Игорь – лентяй

Оля – выскочка

Дима – толстый

Лёва – нытик

Аня – глупая

 Как вы считаете, что является одним из важных моментов общения с детьми?

 ( умение владеть своим голосом.) Предлагаю вам проверить, насколько  это  умение   развито у вас.

Упражнение для педагогов. «Зайку бросила хозяйка… » (цель: развитие умения педагогов управлять своим голосом) .

Произнесение текста:

1. Шёпотом..

2. Волнообразно.

3. Как будто вы страшно замёрзли.

4.. Как будто у вас во рту горячая картошка.

5.Как маленькая девочка.

Существуют такие понятия, как «чарма» - мягкий, успокаивающий голос, который не включает в себя психологическую защиту и «императив» - жесткий, властный, подавляющий тон. . Вы понимаете, что эффективность в общении приносит «чарма», поэтому нам с вами необходимо овладевать именно этим видом голоса.

Какие же ещё существуют способы эффективного общения:

 Это вербальные  (Активное слушание: ситуация и слова ребенка, чувства ребенка

фраза взрослого (повторение слов ребенка).

 Невербальные (отражение, жесты, мимика).

    Прежде чем воспитывать в детях какие - либо качества, требовать от них социальных норм поведения, необходимо, чтобы это было в вас самих.

Все вы знаете, что наше отношение к себе и окружающим выражается в чувствах, характере, темпераменте и интересах. Небольшой графический тест поможет выявить наиболее яркие черты вашей личности.

Для того чтобы определить свой тип личности, нарисуйте человека, используя геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник и круг. Основное условие: используемых фигур должно быть десять.  

- Все вы знаете, что наше отношение к себе и окружающим выражается в чувствах, характере, темпераменте и интересах. Небольшой графический тест поможет выявить наиболее яркие черты вашей личности.

Для того чтобы определить свой тип личности, нарисуйте человека, используя геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник и круг. Основное условие: используемых фигур должно быть десять. После того как рисунок выполнен, подсчитывается количество используемых треугольников, прямоугольников и кругов.

 Интерпретация теста

Нарушение условий задания, то есть использование фигур меньше или больше десяти, означает тревожность, озабоченность чем-то. Отсутствие треугольников – нежелание доминировать над другими. Отсутствие кругов – слабо развита способность к сопереживании. Отсутствие квадратов (прямоугольников) – неконструктивное поведение.

Если в рисунке преобладают:

  • Треугольники – это означает склонность к организаторской деятельности, доминированию, стремление к успеху, быстрота, решительность, активность;
  • Круги – человек легко устанавливает поверхностные контакты, он возбудимый, истощаемый, мягкий, чувствительный тип;
  • Квадраты (прямоугольники) – интровертированный тип, последователен в принятии решений, склонен к техническим видам деятельности.

По количеству треугольников определяют преобладающий тип личности.

  1. Тип руководителя (количество треугольников от шести и выше).

Это люди с высоким уровнем притязаний, стремлением к доминированию и хорошими коммуникативными способностями. У них сильная нервная система. Они разбираются в людях, умело классифицируют и перерабатывают информацию. Чем больше треугольников, тем большая степень авторитарности.

  1. Ответственный профессионал (пять треугольников).

Обладает организаторскими способностями, до мелочей продумывает свою деятельность, неконфликтен, с хорошей интуицией, проявляет высокую требовательность к себе и другим, часто работает за пределами своих возможностей, склонен к заболеваниям психосоматического характера.

  1. Нереализованный гений (четыре треугольника).

Тревожно-мнительный тип. Отличается разнообразием интересов и талантов. Возможны трудности адаптации, проявляет склонность к индивидуальной работе, нерешительность, неуверенность в себе, ранимость. Ему свойственны сомнения в своих силах и возможностях, не смотря на то, что у него получается все, за что берется.

  1. Тип ученого (три треугольника)

Легко абстрагируется от реальности, рационален, объективен. Свойственна спонтанность и противоречивость поведения и деятельности. Продуктивен в условиях жесткой регламентации. Хорошо переключается с одного вида деятельности на другой. Психологическая защита по типу рационализация.

  1. Интуитивный тип (два треугольника).

Отличается чувствительностью и истощаемостью нервной системы. Ему свойственны стремление к приукрашиванию, эстетизации действительности, интерес к искусству и человеку. Он легко вживается в различные социальные роли и тонко чувствует все новое и необычное, отзывчив, не выносит посягательств на свою свободу.

  1. Художественный тип (один треугольник)

Изобретатель, конструктор, художник. Эмоционален и одержим оригинальными идеями. Самооценка неустойчива, демонстративность в поступках, обладает богатым воображением. Так же как интуитивный тип, часто живет по своим законам, не приемлет контроля со стороны, предпочитает самоконтроль.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на семинар – практикум «Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов, детей и родителей»

        Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия....

Семинар-практикум Эффективное взаимодействие педагога с воспитанниками ДОУ

Профессиональная деятельность педагога дошкольного учреждения связана с постоянным общением с широким кругом людей: родителями, коллегами, администрацией, воспитанниками. Компетентность в общении одна...

Эффективное взаимодействие педагога с воспитанниками ДОУ

Семинар-практикум«Эффективное взаимодействие педагога с воспитанниками ДОУ»...

Презентация «Эффективное взаимодействие педагога с воспитанниками ДОУ»

—Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в роли партнера, а не руководителя, поддерживая и ра...

Презентация к семинару-практикуму "Современные подходы к организации взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ"

Презентация к семинару-практикуму "Современные подходы к организации взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ" может быть полезна педагогам ДОУ для повышения профессиональной компетентн...

Семинар-практикум «Формирование семейных ценностей через взаимодействие с семьями воспитанников»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное   учреждениедетский сад «Солнышко»   Семинар-практикум«Формирование семейных ценностей черезвзаимодействие...