РОЛЬ ПОЭТИЧЕСКОГО СЛОВА И МУЗЫКИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПРИЯТИИ РОДНОЙ ПРИРОДЫ ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
статья по теме
РОЛЬ ПОЭТИЧЕСКОГО СЛОВА И МУЗЫКИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПРИЯТИИ РОДНОЙ ПРИРОДЫ ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
В последние годы личностно-ориентированный подход становится всё более актуальным. Актуальность такого подхода объясняется тем, что динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.04 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
С. А. Корманова, учитель-логопед,
ГБДОУ детский сад № 23 компенсирующего вида Невского района, г. Санкт-Петербург.
РОЛЬ ПОЭТИЧЕСКОГО СЛОВА И МУЗЫКИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПРИЯТИИ РОДНОЙ ПРИРОДЫ ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования [10].
В последние годы личностно-ориентированный подход становится всё более актуальным. Актуальность такого подхода объясняется тем, что динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.
Именно в дошкольном возрасте начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с миром людей, природы, предметным миром. Процесс познания у дошкольника происходит эмоционально-практическим путём. С детства научившись понимать природу, ценить её красоту и разнообразие, узнавать её в поэтическом описании, ребёнок и в более старшем возрасте будет испытывать на себе её благотворное влияние [4]. Характеризуя особенности восприятия детьми стихов о природе, исследователи отмечают, что они воспринимаются труднее, чем стихи о каком-то событии или факте. Объясняется это отсутствием в пейзажной лирике описания героев, развития событий, которые привлекают внимание и интерес дошкольника. Трудности восприятия стихов о природе обусловлены ещё и тем, что у городских детей мало знаний о явлениях природы и её образах, поэтому они не могут активно привлекать свой чувственный опыт. Известный психолог Л.С. Выготский писал: «Восприятие-это целостное отражение в коре головного мозга предметов и ситуаций, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств». Восприятие - не просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность[3]. Оно является первым этапом мыслительного процесса. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Только через выражение эмоций музыка может передавать «мысли и образы» или «картину природы».
Поскольку мы говорим об эмоциональном восприятии детей, обращаемся к чувственному опыту ребёнка, возникает необходимость активно привлекать музыку. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Восприятие музыки - ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку - это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки [5]. Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Поэзия и музыка, а также изобразительная деятельность самого ребёнка, помогают закрепить и углубить пока элементарные, но очень нужные знания о родной природе.
Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков. Всем известно, что заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь [6]. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание; овладение орфоэпией. С этой же целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений [2].
При заучивании стихов детьми важно учитывать их особенности на разных возрастных этапах. Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где есть конкретность образа, динамика действия. В старших группах дети запоминают значительно большие по объему стихи с эпитетами и метафорами формируется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявлять инициативу и самостоятельность.
Кроме психо-возрастного критерия подбора поэтических произведений важно учитывать и психо-эмоциональный критерий. Чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать не только возрасту, но и темпераменту ребенка. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным - размеренные, плавные. Молчаливым детям тоже можно предложить ритмичные стихи, потешки, песенки (так они смогут выплеснуть стесняющую их энергию). Застенчивым будет приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица. Внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха. Пока дети только учатся учить стихи можно помочь им именно таким «эмоциональным» подбором. Ведь ребенку необходимо понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе»[7].
Заучивание стихов включает в себя два связанных между собой процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведение, то есть чтение стихотворения наизусть. Воспроизведение поэтического текста зависит от того, насколько глубоко и полно ребенок поймет произведение, прочувствует его. Подготовить ребенка к восприятию стихотворения, прочитать стихи так, чтобы дети их почувствовали и поняли, помогает музыка.
Музыкальный фон, который слушает ребёнок, зрительный ряд, который он наблюдает одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить.
Ребёнку с тяжёлым недоразвитием речи трудно запомнить стихотворение, тем более, если это стихотворение о природе. При запоминании стихотворения необходим видеоряд, элементы мнемотехники [1]. Можно предъявить готовую мнемотаблицу, но когда видеоряд появляется в момент первого прослушивания детьми произведения, запоминание происходит легче и быстрее.
Как показывает опыт, при систематичности и последовательности проводимой работы по эмоционально-эстетическому восприятию родной природы, дети успешно справляются с поставленными перед ними задачами. Поэтические образы природы сохраняются в памяти детей, а выработанное к ним отношение способствует воспитанию лучших человеческих чувств: любви к родному краю, к природе, к Родине.
Список литературы
- Алябьева Е. А. Как научить ребёнка запоминать стихи. Методические рекомендации. - М.:ТЦ Сфера, 2010. - 42 с.
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М.: Изд-во Владос, 2002.
- Выготский Л. С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
- Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. - М.: Просвещение, 1993.
- Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки. - М.: Смысл, 2001.
- Лалаева Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Ростов н/Д: “Феникс”, СПб: “Союз”, 2004. – 224 с.
- Медведева Е. А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. – М.: ACADEMIA, 2002.
- Развитие опосредованной памяти при заучивании стихов с помощью зрительных опор / М.Н. Бакаева// Логопед. - 2011. - № 7. – 120с.
- Шаховская С. Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия // С. Н. Шаховская; под ред. Л. Б. Халиловой – М.: Экономика, 1997. – С. 240 – 250.
- Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. – М.:2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль специальных символов Т. А. Ткаченко при подготовке к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи"
Статья рассказывает о системе зрительных и жестовых символов, применяемой на занятиях по формированию фонетической стороны речи...
Статья: "Роль нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
В статье представлены этапы обучения детей рисованию нетрадиционными техниками по технологии Е.Н. Лебедевой...
Статья " Изучение родственных слов при работе с детьми с общим недоразвитием речи"
В статье отражены затруднения, возникающие при усвоении лексических значений у детей с ОНР. Последовательность работы над однокоренными словами у детей с ОНР....
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Статья на тему: "Логопедическая работа по развитию восприятия текста у дошкольников с общим недоразвитием речи....
Изучение родственных слов при работе с детьми с общим недоразвитием речи.
Одним из самых распространенных речевых нарушений является общее недоразвитие речи. Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р. Е. Левиной и коллективом научных с...
Развитие фонематического восприятия(слуха) у детей с общим недоразвитием речи старшего и подготовительного возраста.
Проведённые мною исследования показали необходимость осуществления логопедической работы по преодолению недоразвития фонематического восприятия, построенной с учетом индивидуально-типологи...
Развитие музыкального восприятия детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с помощью нестандартного оборудования
Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки– задача сложная. Но ещё сложнее осуществлять музыкальное образование детей, имеющих речевые нарушения, принимая во внимание характерн...