Практическое занятие с элементами тренинга с педагогами
методическая разработка на тему

Белозерцева Татьяна Ивановна

"Эффективный стиль работы или реализация своего творческого потенциала"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие с педагогами17.05 КБ

Предварительный просмотр:

Практическое занятие с элементами тренинга с педагогами

Тема: "Эффективный стиль работы или реализация своего творческого потенциала"

Цель: Помочь педагогу  найти резервы для более эффективной работы или понять причины уже существующих профессиональных проблем (коррекция стиля работы)

Задачи:

1. Актуализация личностного ресурса

2. Снятие психо-эмоционального напряжения

3. Профилактика эмоционального выгорания

Необходимые материалы:

грецкие орехи, поднос,  цветные карточки, карандаши, ручки, мяч

План:

1. Игра-приветствие "Нетрадиционный способ приветствия"

2. Игра-активатор "Запрещенный день"

3. Мини-лекция. "Картинки о воспитании"

4. Упражнение "Грецкий орех"

5. Упражнение "Три цвета личности"

6. Упражнение "Кулачок"

7. Упражнение "Я учусь у тебя..."

8. Притча "Будут, когда доберусь"

Содержание:

Когда-то, остановив свой выбор на педагогической профессии, вы вступили в удивительную страну маленьких детей, тем самым согласившись окунуться надолго в необычный мир восхитительного детства. Но, возможно, осознали, что уже выросли и слегка позабыли особенности детского языка.

1. Игра-приветствие "Нетрадиционный способ приветствия"

Цель: создание в группе атмосферы доброжелательности

Участники группы, хаотично перемещаясь по  комнате и встречаясь друг с другом, здороваются предложенным способом: кивком головы, ладошками, коленками, пяточками, плечом, спинами и на разных языках, не повторяясь.

2. Игра-активатор "Запрещенный день"

Цель: активизировать участников занятия

Ведущий называет дни недели, а участники после каждого названного дня все вместе хлопают в ладоши 1 раз. "Среда", например, "запрещенный день", нужно быть внимательным и не хлопать тогда, когда ведущий называет данный день.

Ведущий начинает в медленном темпе и сначала называет дни недели по порядку, а потом начинает увеличивать темп и называть дни вперемешку.

3. Мини-лекция. "Картинки о воспитании"

Представьте себе губку. Это предмет, который очень хорошо впитывает в себя любую жидкость. Вольем синюю - получим синюю, вольем красную - получим красную. Вот также и дети "впитывают " в себя отношение к себе окружающих людей. Ну а о том, что воспитывают собственной личностью - знают все. Но свой личностный ресурс - надо прежде всего осмыслить самому себе.

Итак, знакомимся с наиболее яркими гранями своего потенциала и знакомим других.

4. Упражнение "Грецкий орех"

Необходимо: мешочек с грецкими орехами по числу участников.

Ведущий высыпает орехи в центре круга и просит каждого участника взять себе один орех. Некоторое время участникам предлагается внимательно рассматривать свой орех, изучать его структуру, особенности строения, постараться запомнить все его индивидуальные черточки.

Затем орехи складываются обратно  в мешочек, перемешиваются и снова высыпаются в центр круга. Задача каждого участника - найти свой орех.

Как правило свой узнается с 1  взгляда. После того, как все орехи нашли своих владельцев, ведущий приступает к обсуждению. Интересно узнать, кто как свой орех запомнил и какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти (запоминал его особенности или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный).

Резюме: На первый взгляд кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться внимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и люди: все  разные, запоминающиеся, у каждого свои черточки, "неровности", своя красота и привлекательность. Нужно только ее почувствовать.

5. Упражнение "Три цвета личности"

Каждый участник получает три небольших листочка разного цвета. Ведущий объясняет значение каждого цвета: голубой - "как все", розовый - "как некоторые", желтый - "как никто больше".

Участникам предлагается на листках соответствующего цвета сделать запись про себя, про собственные свойства и черты, при этом:

 - на листке "как все" должно быть записано качество реально присущее данному человеку и объединяющее его (по его мнению) со всеми другими участниками группы;

- на листке "как некоторые" - качество, свойство характера или особенность поведения ( стиля жизни и т.д), роднящее его с некоторыми, но не со всеми членами группы.

- на листке "как никто больше"- должно содержаться указание на уникальные черты данного участника, которые вообще не свойственны другим, либо значительно сильнее у участника выражены.

После заполнения листков всеми участниками группы ведущий просит всех взять в руки тот, на котором записаны черты "как все". Задача участников - в свободном режиме пообщаться со всеми членами группы, выяснив, действительно ли они обладают такой же особенностью. На общение дается 2-3 минуты, затем организуется общее обсуждение.

Таким же образом - листочки "как некоторые". Каждый должен убедиться в том, что в группе есть люди, обладающие подобными особенностями, с одной стороны, и что эти свойства присущи не всем - с другой. Если условия не выполнены, нужно написать другое качество и также подвергнуть его проверке.

С листочками "как никто больше" работа организуется в кругу: каждый участник озвучивает качество, которое он считает своим, неповторимым в данной группе.

Резюме: Упражнение проходит довольно лирично и искренне. Оно позволяет участникам увидеть себя как некоторое "единство непохожих": каждый может обрести поддержку и в тоже время подчеркнуть свою индивидуальность.

6. Упражнение "Кулачок"

Участники разбиваются на пары. один из них сжимает кулак. Задача второго - за 1 минуту сделать так, чтобы первый разжал кулак. Нельзя применять физическую силу. Затем участники меняются местами.

Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы:

- какими средствами вы пользовались, чтобы добиться своей цели (давление, мольбы, угрозы и т.д) ?

- что вас заставило разжать кулак, или он так и остался сжатый?

7. Упражнение "Я учусь у тебя..."

 Это завершающее упражнение, где участники бросают друг другу мяч  со словами: "Я учусь у тебя..." ( называется профессиональное или личностное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч прежде всего подтвердить высказанную мысль: "Да, у меня можно научиться ..." или "Да, я  могу научить ..." Затем он бросает мячик другому участнику.

8. Притча "Будут, когда доберусь"

В заключении я прочитаю вам притчу, которая и будет логическим завершением нашей встречи:

Мастера спросили, испытывал  он когда-нибудь разочарование оттого, что его усилия приносят меньше плодов, чем ему хотелось бы.

В ответ Мастер рассказал историю об улитке, которая начала взбираться по вишневому дереву холодным, ветреным днем запоздалой весны.

Воробьи на соседнем дереве от души потешались глядя на нее. Затем один из них подлетел к ней и спросил:

- Эй, ты, бестолочь, разве ты не видишь - на этом дереве нет вишен?

Не прерывая своего пути, малютка ответила:

- Будут, когда я туда доберусь ...

Резюме: Мы желаем вам, никогда не испытывать разочарование, от того, что плодов пока и не видно. Плоды обязательно будут. Надо только их вырастить в себе, как в райском саду, дать расцвести.

Использованные источники:

1. Журнал "Школьный психолог". Рудякова О. "Маленький волшебник". № 21, 2007.

2.Журнал "Школьный психолог" Битянова М. "Личность педагога как инструмент воспитания". № 17, 2005.

3. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. - под ред. Е. А. Левановой.- Спб.: Питер, 2006.

4. Шепелева Л.Н. Программы социально психологических тренингов.- Спб.: Питер, 2008.

5. Журнал "Школьный психолог". № 5, 2006. Цветкова С. Вопросы воспитания в картинках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект практического занятия с элементами тренинга « Дом, в котором мы живем»

Целью данного мероприятия является сплочение педагогического коллектива посредством построения эффективного командного взаимодействия....

Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ. Тема:«Позитив эмоций – основа здоровья педагога».

Педагог постоянно включен в разнообразные быстроменяющиеся социальные ситуации, на которые должен мобильно реагировать. При встрече с непредвиденными ситуациями, он должен думать, прежде всего, о том,...

Практическое занятие с элементами тренинга для родителей детей подготовительной группы «Влияние звука на психологическое здоровье детей»

«Самое прекрасное, что мы можем испытать – это ощущение тайны. Она источник всякого подлинного искусства и науки. Тот, кто никогда не испытывал этого чувства, кто не умеет остановиться и задуматься, о...

Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ "Счастливый педагог - здоровый педагог".

Занятие для педагогов ДОУ для повышения эмоционального состояния....

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»

Занятие направлено на профилактику эмоционального выгорания педагогов. Упражнения и техники, предложенные в занятии способствуют снятию напряжения (физического и эмоционального), сплочению коллектива,...

Практическое занятие с элементами тренинга для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Давайте чаще улыбаться!»

Цель: создание положительной доброжелательной атмосферы, развитие коммуникативных навыков и позитивных взаимоотношений в коллективе; обучение методам саморегуляции, снятие психофизтческого напряжения,...

Конспект практического занятия с элементами тренинга «Дом, в котором мы живем»

Конспект практического занятия с элементами тренинга«Дом, в котором мы живем»...