ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА
методическая разработка (младшая группа) на тему

Клышникова Тамара Николаевна

Существует концепция развивающей среды, в которой рассматриваются подходы к ее построению с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка (В. А. Петровский).  Это отражено в принципах построения развивающей среды в ДОУ: дистанции, позиции при взаимодействии; активности, самостоятельности, творчества; стабильности-динамичности; комплексирования и гибкого зонирования; эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; открытости – закрытости; учета половых и возрастных различий детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchaya_sreda_dlya_detey_2-h_let.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ                                          В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА

        

Дошкольное образовательное учреждение – это естественное жизненное пространство детей. Поэтому важной задачей на сегодняшний день становится осмысление особенностей развивающей среды, которая через свое содержание и свойства влияет на всестороннее развитие ребенка.

        Существует концепция развивающей среды, в которой рассматриваются подходы к ее построению с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка (В. А. Петровский).  Это отражено в принципах построения развивающей среды в ДОУ: дистанции, позиции при взаимодействии; активности, самостоятельности, творчества; стабильности-динамичности; комплексирования и гибкого зонирования; эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; открытости – закрытости; учета половых и возрастных различий детей.

        В теории представлена концепция, которая основывается на деятельностно-возрастном системном подходе и опирается на современные представления о предметном характере деятельности (С.Л. Новоселова). В основе этих рекомендаций – анализ сущности предметной деятельности, ее особенностей и значения для психического и личностного развития ребенка. Оснащение воспитательно-образовательного процесса ДОУ формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности.

        Обе концепции взаимодополняют друг друга. В одной ярче представлен целевой аспект, а в другой – содержательный. Развивающая среда строится с целью предоставления детям как можно больше возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности. Каждая деятельность служит удовлетворению каких-либо потребностей.

При отборе материала большое значение имеет его познавательная ценность. Наиболее целесообразный путь интеллектуального развития детей раннего возраста – это расширение опыта действий с игрушками, предметами быта, простейшими орудиями, сопровождаемых речью, так как первые подлинные обобщения предметов по их назначению, функциям и т.д. возникают у детей сначала практически, в действиях с ними, а затем закрепляются в слове.

Развивающая среда, построенная на основе личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых должна предоставлять каждому ребенку равные стартовые возможности, в рамках которых осуществляется систематическое развитие его личности. Однако равные возможности не значит одинаковые. Развивающая среда с начала ее создания должна быть вариативной, многофункциональной, адаптационной и доступной для каждого ребенка.

Подбор материалов, особенности его размещения должен носить научно-обоснованный характер, учитывать психологические особенности развития детей раннего возраста, а также возрастные закономерности изменения видов деятельности.

При создании среды развития необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности детей, которые находятся в этой среде: антропометрических, физиологических и психологических особенностей.

Р.Б. Стеркина отмечает, что развивающая среда в ДОУ с точки зрения психолого-педагогических требований должна отвечать заботе о его эмоциональном благополучии и создавать условия для его развития, обязательно строиться с учетом возможностей ребенка общаться не только с детьми единого возраста, но и в разновозрастных сообществах, не только с педагогом, который его ведет, но и с другими взрослыми (поваром, сторожем, родителями и др.). Личность развивается полноценно только тогда, когда есть весь спектр общения с людьми разного возраста, представителями разных профессий, семьи.

На основании рассмотренных концепций, мы советуем учесть ряд требований: в среде  должны быть отражены разные виды деятельности, содержание которых представлено с учетом особенностей развития детей в данном возрасте. Тематика должна быть разнообразной,  весь комплекс представлен в каждой возрастной группе с многообразием игрового и дидактического материалов. В групповом помещении могут быть представлены не только традиционные, но новые компоненты. Среда обеспечивает комфортность, функциональную надежность и безопасность.

 Цель данных рекомендаций – задать общие ориентиры для подбора материалов и оборудования, учитывающие общие закономерности развития детей раннего возраста и обеспечивающие целостный образовательный процесс.

        Второй  год жизни

        Предметная деятельность - ведущая для детей второго года жизни.   Малышу уже хорошо знакомы его личные вещи, предметы быта, необходимые для удовлетворения жизненных потребностей, и другие объекты ближайшего окружения.

        В процессе общения со взрослыми развивается сюжетно-отобразительная игра, в которой ребенок отражает заинтересовавшие его действия взрослых и сверстников, а также поведение животных. Рационально использовать игрушку в педагогическом процессе детского сада воспитателю поможет классификация С.Л. Новоселовой по видам игр. Особую роль в этом возрасте играют сюжетно-образные игрушки, предназначенные для самостоятельных творческих игр. К ним относятся куклы, фигурки людей и животных, предметы игрового обихода, театральные, празднично-карнавальные и технические игрушки. Благодаря играм с ними дети учатся действовать в воображаемой ситуации, проявляют максимум самостоятельности и социальную активность.

        Куклы. Фигурки людей и животных

В период 1 год – 1 год 6 месяцев детям необходимы условно-образные игрушки. Для самостоятельной игры хороши куклы и игрушки-животные, сделанные из мягких материалов, лучше из ткани разного цвета и разной фактуры. Они могут быть объемными и плоскими. Наиболее удобны для детей такого возраста игрушки размером от 15 до 30 см. Неудобны для малышей куклы с жесткими ногами и руками, которых нельзя завернуть в пеленку, посадить на стул, положить. Желательно, чтобы в распоряжении детей были разные игрушки одного названия: малыши могут сравнивать их, обобщать, совершать с ними игровые действия.

        В этом возрасте детям нужны плавающие игрушки (рыбки, утята), куклы-голыши для игр с водой, фигурки кукол и животных их пластмассы, резины, дерева размером 10 – 15 см для игр с песком, водой, строительным материалом.

        С 1 года 6 месяцев малышам необходимы разнообразные сюжетно-образные игрушки, различные по степени обобщенности образа: условно-образные, реалистические, игрушки-заместители. Нужна кукла более подвижная, детализированная (с пальчиками на руках и ногах и т.п.) – от этого она становится похожей на человека. Ее можно посадить, повести по полу, уложить на кровать. Для сюжетных игр необходимы куклы из мягких пластмасс, а лучше – из ткани, с нарисованными крупными глазами, волосами в виде лепного парика или короткой стрижки, в простой неснимающейся одежде, размером от 10 до 35 см.

        По мере обогащения опыта ребенка увеличивается количество предлагаемых ему игрушек-животных: это могут быть мишка, ежик, зайчик, игрушечные насекомые – жук, бабочка.

         Для того чтобы поднять игру на более высокий уровень, важно наряду с образными игрушками вводить игрушки-заместители. Отсутствие их тормозит не только развитие игры, но и мышления и речи ребенка.  Например, изображая глажение белья, ребенок может взять не только утюг-игрушку, но и кирпичик из строительного материала. Заместителями игрушек могут быть деревянные или пластмассовые кружочки, колечки диаметром 3 – 5 см, легкие безопасные бруски, дощечки разной формы и размеров, полоски картона, заменяющие некоторые предметы, любимые детьми лакомства – конфеты, яблоки и др. Побуждая детей к использованию игровых материалов, заменяющих хорошо знакомые им предметы, постарайтесь создать ситуацию, в которой малыш окажется перед необходимостью обозначать предметы-заместители и действия с ними словами, что будет способствовать активному развитию речи.

        Предметы игрового обихода.

         Малышам в 1 год – 1 год 6месяцев необходимы игрушки, изображающие знакомые предметы быта. Игрушечная мебель должна быть удобна для усаживания, укладывания кукол, игрушечных животных. Это стол, стул, кроватка, полка или шкаф для посуды, разнообразные тарелки, чашки, ложки, кастрюли. Игрушечная посуда и мебель по размеру близки к настоящей детской мебели и посуде, но они должны быть более легкими. Для хранения игрушечного постельного белья можно использовать сундучок с безопасной крышкой.  Рекомендуется готовая крупногабаритная мебель для игры с куклами, разнообразные предметы быта, соответствующие росту ребенка и размеру его руки. Игрушки могут быть изготовлены из древесины (мебель), ткани (костюмы), пластмассы (посуда, корзины, ведра и т.п.). Может использоваться поэлементно (например, куб вместо табурета) или в комплекте, а также с дополнительными игровыми атрибутами.

        В период 1 год 6 месяцев – 2 года игрушки, изображающие предметы быта, также становятся более разнообразными, поскольку ребенок знакомится с использованием многих новых вещей по их назначению (кухонная плита, умывальник, доска для глажения, дополнительная посуда – чайник, чашки с блюдцами, кастрюли). Постельные принадлежности для игры в этом возрасте – не только простынки, но и матрац, подушка, одеяло. Добавляются новые виды технических игрушек: автобус, трамвай, заводные машины. А поскольку дети становятся более ловкими, им можно предложить для игры машины с сиденьями, лошадок с седлами, санки.

        Театральные игрушки. Для показов – инсценировок необходимо иметь одну - две куклы в красочной одежде (они могут быть заводными), а также несколько персонажей кукольного театра (кошка, петушок, собачка). Рекомендуются куклы-персонажи театра бибабо (кошка, собачка), выполненные из ткани, соразмерные руке взрослого. Наборы игрушек среднего размера, изображающих знакомых героев сказок для настольного (объемного или плоскостного) театра, могут быть изготовлены из тонкой фанеры, резины, пластмассы или пластизолей.

        Празднично-карнавальные игрушки необходимы для участия в праздничных утренниках и развлечениях – карнавальные шапочки (зайчиков, птичек, котят, медвежат, цыплят и др.); для праздничного оформления группы и участка – надувные пленочные шары (мячи), забавные образные фигурки, флажки и гирлянды среднего и крупного размера. Материалом для них могут служить бумага, пленка, легкие ткани и нетканые материалы.

        Готовые елочные украшения для этой группы отбираются из небьющихся легких материалов: разноцветные, мелкого размера шары, колокольчики, морковки и т.д.

        Технические игрушки (отображающие простейшие орудия труда, бытовую технику, различные механизмы, виды транспорта) предназначены для ознакомления детей с современной техникой в процессе разнообразных творческих игр.

 В период 1 год – 1 год 6 месяцев для совершенствования ходьбы, двигательных умений детей, а также развития игры им нужны устойчивые кукольные коляски, машины с кузовом, легковые машины средних размеров, заводные машины, тележки, каталки.

        Для развития орудийных действий рекомендуются лопатки, совочки, формочки для игр с песком, водой и снегом. Они сделаны из пластмассы и древесины, мелкого и среднего размера.

        Транспортные игрушки – крупные, изготовленные из древесины или пластических масс, озвученные и подвижные, с механическими устройствами – должны иметь обобщенный условный характер. Основное требование к ним – безопасность и прочность. Транспортные игрушки должны оправдывать свое назначение: в них (на них) можно кого-то и что-то перевозить.

        Большинство дидактических игрушек предназначено для умственного развития детей. К ним относятся собственно дидактические игрушки, дидактические игры (игровые наборы) с правилами, конструкторы и строительные наборы (игрушки-головоломки). 

   В  процессе практических действий с предметами происходит интенсивное накопление чувственного (сенсорного) опыта, умение подбирать (соотносить, группировать, сортировать) игрушки по сходству и различию. Для этого подбираются игрушки (матрешки, пирамидки, кольца, цветные колпачки, втулки, шарики и т.п.), отличающиеся различными признаками и свойствами: цветом, формой, величиной, упругостью, тяжестью, расположением в пространстве, соотношением частей и т.п.

        Используются различные подвески (круглой или цилиндрической формы), имеющие углубления или выпуклые детали (погремушки, гантели, булавы), игрушки-вкладыши (кубы, конусы, цилиндры). Они изготовлены из древесины, пластмассы, резины, имеют яркую расцветку. Рекомендуются игрушки с подвижными деталями, звуковыми и цветовыми эффектами, иногда представленные в наборах, формируемых по цвету, величине, форме.

        Начиная со второго года жизни для расширения представлений и статических, динамических свойствах предметов, обобщения этих свойств, обозначения их словом нужны различные игрушки с пристегивающимися (пришнуровывающимися, прилипающими и т.п.) деталями.

        Полуторагодовалому малышу можно дать пирамидку из трех видов разных по размеру колец (два больших, два поменьше, два маленьких), а затем – из пяти уменьшающихся по величине колец. Очень удобна для первых игр пирамидка с конусообразным стержнем. На такой стержень (в отличие от палочки цилиндрической формы) ребенок не сможет надеть сначала маленькое кольцо: у него маленькое отверстие, и оно не пройдет до конца стержня. Так само игрушка направляет и контролирует правильность действий ребенка. По такому же принципу сделаны мудрые народные игрушки-вкладыши: нарядные матрешки, бочата, яйца, коробки, корзинки и т.д.        К концу второго года жизни количество вкладышей увеличивается до трех.

        Дидактические игры (игровые атрибуты) с правилами предъявляют определенные  требования к уровню развития восприятия, внимания, памяти, мышления, речи ребенка и вместе с тем создают условия для дальнейшего совершенствования этих психических процессов.         Преимущественно это полиграфические игрушки, предназначенные для игр на столе, - наборы, состоящие из игрового поля, мелких карточек.  В этом возрасте детям нужны деревянные кубики с понятными им изображениями. Поворачивая кубик, ребенок встречается с новой картинкой, называет знакомый предмет. К концу второго года жизни малышам предлагают первые настольно-печатные игры типа разрезных картинок (соединяя две части, ребенок получает целую картинку, изображающую хорошо известный предмет: мячик, ведерко, морковку и др.).

        Конструкторы и наборы строительных материалов способствуют интеллектуальному развитию ребенка, формированию способностей к техническому творчеству. Используют тематические и универсальные конструкторы. Это сборно-разборные игрушки, состоящие из небольшого количества деталей одного - двух типов. С их помощью дети осваивают разные способы соединения частей: наложения, составления, сочленения (если детали имеют крепежное устройство). Игровые строительные элементы должны быть легкими, устойчивыми и соразмерными руке ребенка.

        Игры – головоломки   предназначены для развития образного и логического мышления, координации мысли и действия в процессе достижения результата. Это        игрушки, действия с которыми требуют известной сообразительности (например, самостоятельное обнаружение маленькой матрешки внутри большой или извлечение кубика из коробки с прорезью в форме квадрата).

        Музыкальные игрушки способствуют развитию у детей музыкальных способностей, проявляющихся в умении сосредоточиться при восприятии отдельных музыкальны звуков, различать их высоту, тембровую окраску, длительность, силу (динамику) звучания; в желании слушать и узнавать знакомые мелодии песен, танцев, эмоционально откликаться на мелодию, ритм, самим импровизировать простейшие мелодии. Детям второго года жизни        нужны  барабаны, бубны, треугольники, колокольчики, бубенчики, кларнет, металлофон, музыкальные органчики, шкатулки-шарманки. Эти игрушки должны иметь чистое, приятное, мелодичное звучание, разнообразное по высоте и тембровой окраске, и привлекать детей своим внешним видом.

        Игрушки – забавы должны вызывать у детей любопытство, радость, развивать чувство юмора и любознательность. Использовать их следует осторожно, с учетом возраста ребенка, его настроения. Игрушка, вызывающая восторг у старшего дошкольника, может испугать малыша, стать причиной нервного срыва. Детям второго года жизни нужны несложные игрушки. Помимо неваляшки предлагаются традиционные (народные) игрушки – дергунчики типа клюющих кур, кузнецов, а также каталки на веревочке (щенок, веселая сороконожка с шевелящимися конечностями и т.п.).

        Игрушки для детей раннего возраста должны быть готовыми к использованию.

        Уже со второго года жизни малыша картинки начинают играть большую роль в его развитии, в расширении кругозора, обогащении речи.  Наборы простых, но ярких картинок с четким изображением (человек, животное, дерево, дом и т.д.). Содержание детских книжек должно быть доступно, понятно ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей среды группы раннего возраста.

Окружающая среда рассматривается как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Переступив порог нашей группы, вы окаже...

Буклет "Предметно - развивающая среда группы раннего возраста"

Буклет "Предметно - развивающая среда группы раннего возраста"...

Презентация "Предметно-развивающая среда группы раннего возраста"

Описание предметно-развивающей среды ясельной группы в фотографиях с коментариями...

Творческая разработка "Формирование познавательных интересов дошкольников посредством развивающей предметно-пространственной среды группы раннего возраста ДОО"

Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деяте...

Развивающая предметно- пространственная среда группы раннего возраста

ull;Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды в МКДОУ. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарт...

Организация предметно- развивающей среды группы раннего возраста в соответствии с ФГОС и ООПДО.

Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды на сегодняшний день стоит особо  актуально.Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольног...

Организация предметной среды групп для детей раннего возраста

Правильно организованная преметно-пространственная среда для детей раннего возраста несет в себе огромные возможности педагогического воздействия на ребенка - она воспитывает и развивает его....