Организация развивающей среды группы раннего возраста.
статья (младшая группа) по теме

Семенова Светлана Васильевна

Окружающая среда рассматривается как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Переступив порог нашей группы, вы окажетесь в ярком, неповторимом мире детства, в котором созданы все условия для насыщенной и интересной жизни малыша. Теплая домашняя обстановка – основа развивающей среды нашей группы. Это создано специально, т.к. дети здесь находятся с 1,6 – 3 лет. Поэтому вы можете увидеть в нашей группе все разнообразие развивающих уголков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchaya_sreda.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация развивающей среды

группы раннего возраста.

Окружающая среда рассматривается как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Переступив порог нашей группы, вы окажетесь в ярком, неповторимом мире детства, в котором созданы все условия для насыщенной и интересной жизни малыша. Теплая домашняя обстановка – основа развивающей среды нашей группы. Это создано специально, т.к. дети здесь находятся с 1,6 – 3 лет. Поэтому вы можете увидеть в нашей группе все разнообразие развивающих уголков. В нашей группе представлены уголки:

  1. Доктор
  2. Семья
  3. Кухня
  4. Театрализация
  5. Изо
  6. Сенсорный уголок
  7. Уголок конструирования
  8. Музыкальный
  9. Физкультурный
  10. Для рассматривания книг и иллюстраций
  11. Магазин
  12. Парикмахерская

Для построения развивающей среды мы использовали:

  1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии, ориентирующей на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», которое, способствует установлению оптимального контакта с детьми.

На время адаптации, мы вносим детям:

  1. игровые действия с игрушкой,
  2. игры-забавы,
  3. игры с двигающей игрушкой,
  4. игры с персонажами театра,
  5. игры с водой и песком,
  6. разговариваем по телефону,
  7. используем погремушки,
  8. музыку,
  9. подвижные игры,
  10.  мыльные пузыри
  11. Говорящую детскую куклу
  12. Дидактические столы
  13. Берем детей на руки
  14. Чтение потешек (Ладушки, Сорока – Белобока)

Используем пространственную окружающею среду:

  1. В раздевальной комнате - развешиваем цветочки, шишки, бабочки, птички
  2. В спальной комнате – используем цветные звездочки
  3. В групповой комнате – воздушные шарики, погремушки.

После адаптации постепенно вносим:  

  1. сюжетно ролевые игры:
  1. Кукла пьет чай
  2. Кукла идет на прогулку
  3. Кукла заболела
  4. Кукла идет в магазин
  1. Вносим хороводные и подвижные игры.
  2. Используем сменяемость развивающей среды (по мере усвоения материала)

                      Плакаты:

  1. Домашние животные
  2. Фрукты
  3. Овощи
  4. Семья
  5. Доктор
  6. Зима
  7. Осень
  8. Весна
  9. Лето
  10. Как избежать неприятностей
  11. Правила поведения малышей за столом

Алгоритмы: Одежда, умывание

  1. Машины – каталки
  2. Велосипеды
  3. Надувные прыгающие игрушки (жираф, слон)
  4. Машину – палатку
  5. Бассейн (с мячами, с бабочками)

 Уголок экспериментирования: шишки, ягоды, каштаны, камушки, формочки, трубочки

Дидактический стол сменяемость игрушек 1 раз в месяц (пирамидки, вкладыши, матрешки, втыкалочки…)

Также используем сменяемость пространственную окружающею среду:

  1. По сезонам (листочки, солнце, дождик, облака, снежинки, елочки, шишки, веточки, птички)
  2. По цвету (воздушные шары)
  3. В раздевальной комнате – бабочки, цветочки, меняем на объемные игрушки
  4. В групповой комнате над столами фрукты.

2. . Принцип открытости - закрытости, т.е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию.: используем ширму.

Принцип 'половых и возрастных различий' как возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.

Используем:

  1. уголок Семья,
  2.  коляски,
  3. куклы – мальчик, девочка дидактическая игра: «Семья»
  4. Дидактическая игра одень на прогулку (мальчика, девочку)
  5. Уголок ряженные
  6. Книги
  7. Иллюстрации

. 4. Принцип стабильности - динамичности, предусматривающей создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, (уголок конструирования, уголок рисования, магазин, рассматривание книг)

Построение развивающей среды дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает  развитию личности, способностей, овладению разными способами деятельности.

Организация развивающей среды

 на  уч.год.

 Сентябрь: 

Переоборудование развивающей среды группы в соответствии с возрастом детей. Оформить раздевалки (новая информация для родителей). Оформление уголка природы: Осень. Дополнить дидактическую игру: овощи – фрукты. Оформление спальни (покрасить звездочки). Внести сказку «Курочка Ряба». Дополнить музыкальный уголок (кассеты).Внести (погремушки, сюрпризные моменты)

Октябрь: Дополнить дидактическую игру Одежда. Дополнить уголок экспериментирования (шишки, плоды каштана, бусы из ягод). Обновить и дополнить уголок ряженные. Внести красный цвет (подвесные воздушные шарики). Внести сказку «Репка». Оформление газеты Малыши – крепыши.

Ноябрь: 

Дополнить и обновить уголок Семья. Внести желтый цвет (воздушные шарики) Внести сказку «Теремок». Внести велосипед, машину.

Декабрь:

 Оформление уголка природы Зима: (снежинки, елка, шишки, снегирь). Внести синий цвет. Пополнить атрибутами уголок Парикмахерская. Оформить газету «Мы на прогулке». Внести сказку «Колобок».

Январь: 

Внести уголок «Магазин» (оформление уголка: весы, продукты, касса, витрина). Внести сказку «Три медведя». Донести уголок животные со звуком подражания. Внести шарики зеленого цвета, пастельное белье в уголок семья.

Февраль: 

Дооснастить уголок Транспорт (вертолет, самолет, поезд, корабль, книги). Внести сказки «Маша и медведь».

Март:

Оформление уголка Весна (птицы, солнце, тучка) В раздевальной комнате поменять подвесное пространство. Дооснастить уголок Доктор (внести машину «Скорая помощь», куклу-врач). Рисунки детей «Поздравляем мамочку». Внесение сказки «Семеро козлят». Внести бассейн.

Апрель:

 Создание условий в уголке природы для посадки растений (лук, растения, рыбок. Внести палатку-машина.

Май: 

Подготовка к летнему оздоровительному периоду. Обновление и изготовление выносного оборудования и инвентаря. Оформление уголка «Лето».

Работа с родителями:

  1. Сбор информации о семьях вновь поступающих детей (анкета). Собеседование, индивидуальные консультации. Оформление родительского уголка.

Папки передвижки:

«Адаптация в д/саду»

«Как быстрее привыкнуть к д/саду»

Рекомендации родителям (как вести себя при разговоре с детьми)

«Что делать если ребенок плачет при расставание с родителями».

Родительское собрание на тему: Знакомство с обучающим процессом, оздоровительный мир.

  1. Индивидуальные беседы с родителями вновь поступивших детей, консультации по адаптации. Утепление окон.

Папки передвижки:

«Упрямство»

«Капризуля»

«Вместе весело шагать в д/сад и из д/сада».

Газета по спортивной тематике  «Малыши крепыши»

Анкета по физ. воспитанию.

  1. Индивидуальные беседы (консультации)

Папки передвижки:

«Странная привычка»

«Вместе весело шагать в ванну»

«Закаливание, носовое дыхание».

  1. Книга «Новый год»

Поздравление родителей с Новым годом.

Папки передвижки:

«Вместе весело шагать в магазин».

«Вместе весело шагать в гости».

«Правильный выбор обуви»

        «Плоскостопие»

  1. Папки передвижки:

«Уход за стопами»

«Формирование правильной осанки»

    Совместная деятельность с ребенком.( родители делают совместную  

     работу с ребенком.)

Газета: « Мы играем целый день. Нам играть совсем не лень».

  1. Папки передвижки:

«Гиперактивные дети»

«Играем пальчиками – развиваем речь»

Поздравления папам с праздником.

Рисунки детей для пап.

Библиотечка с пальчиками играми.

  1. Поздравления мамам. Рисунки детей к праздникам. Игры занятия со строительным материалом. (Выставка работ, картотеки). Книга « Я сам» Открытое занятие по физическому  воспитанию
  2. Выставка книг « Чем можно занять ребенка в свободное время: по рисованию, лепке, игры с водой и песком.  Папки передвижки: Игры на кухне.

Анкета для родителей (о детском садике)

  1. Папки передвижки: Вода, вода… кругом вода (игры с водой)

       Все мы вышли из песочницы (игры с песком)

Картотеки

  1. Хороводные игры:
  1. Ходит Вова
  2. Заводи хоровод
  3. Еле-еле; еле-еле
  4. Хоровод
  5. Все захлопали в ладоши
  6. Каравай
  7. Крепко за руки возьмитесь

Цель: Обучать детей простейшим движениям. Умению сочетать свои действия с текстом.

  1. Как избежать неприятностей – Игровой дидактический материал по основам безопасности жизнедеятельности. Цель: Игровой дидактический материал учит ребенка беречь свою жизнь и здоровье, избегая опасных ситуаций, которые могут встретиться дома, на улице, на воде, в лесу, на дороге.
  2. «Малыши-крепыши» - игровой дидактический материал физкультура: закаливание, здоровый образ жизни.

Цель: Учит детей, как вести здоровый  и подвижный образ жизни. Обращает внимание детей на то, что надо заниматься физкультурой, закаляться, правильно и вовремя питаться, формировать хорошую осанку и соблюдать режим дня.

  1. Игра с куклами
  1. Мама купает ребенка
  2. Кукла едет в гости
  3. Кормление куклы
  4. Завяжи шарф кукле
  5. Оденем Катю на прогулку
  6. Кукла спит
  7. Покормим Катю

Цель: Расширять активный словарь, приучать ребенка самостоятельно достигать несложной цели. Развивать внимательности и наблюдательности. Формировать зрительное восприятие картины и понимания сюжета. Развивать моторику пальцев. Научить детей простейшим действиям с сюжетными игрушками. Формировать представления о времени года и временные отношения день-гулять, играть, кушать: ночь-спать. Воспитать культуру поведения.

  1.  «Доктор Айболит»

 Цель: Познакомить с новыми стихотворениями, помочь понять содержание, воспитывать сочувствие и заботливое отношение к «Больному»

  1. Игры с пластиковыми пробками:
  1. Змейка
  2. Самолет
  3. Паровозик
  4. Елочка
  5. Бабочка

Цель: Развитие мелкой моторики пальцев рук, творческой фантазии малыша, расширять словарный запас.

  1. Игры со счетными палочками:
  1. Квадрат
  2. Треугольник
  3. Елочка
  4. Солнышко
  5. Ежик

Цель: Дальнейшее совершенствование мелкой моторики пальцев рук, развитие зрительного внимания.

  1. Папки передвижки:
  1. Вместе весело шагать… в детский сад
  2. Вместе весело шагать… из  детского сада
  3. Вместе весело шагать… в магазин
  4. Вместе весело шагать… в гости
  5. Вместе весело шагать… домой

Цель: Привлечь внимание родителей к способам организации условий для формирования у детей познавательных интересов, в кругу семьи. Показать родителям, как взаимодействуя с ребенком и используя обыкновенные бытовые предметы, можно развивать память, мышление, воображение, восприятие, уверенность и многое другое.

Используемая литература:

1. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении.

В.А. Петровский, А.М. Кларина Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова.

2. Маленькими шагами в большой мир знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Предметно - развивающая среда группы раннего возраста"

Буклет "Предметно - развивающая среда группы раннего возраста"...

Презентация "Предметно-развивающая среда группы раннего возраста"

Описание предметно-развивающей среды ясельной группы в фотографиях с коментариями...

Предметно-развивающая среда группы раннего возраста « Ладушки»

Очень важным периодом в жизни ребенка является ранний возраст, в котором во многом определяется будущее маленького человека: его характер, склонности, способности, отношение к окру...

Организация предметно- развивающей среды группы раннего возраста в соответствии с ФГОС и ООПДО.

Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды на сегодняшний день стоит особо  актуально.Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольног...

Модель центра предметно-развивающей среды группы раннего возраста

Краткое описание центров предметно-развивающей среды в группах пребывания детей раннего возраста...

Презентация предметно развивающей среды группы раннего возраста «НЕПОСЕДЫ»

Презентация предметно развивающей среды группы раннего возраста           «НЕПОСЕДЫ»...

Предметно-развивающая среда группы раннего возраста

Предметно-развивающая среда группы раннего возраста....