Ребёнок в позиции субъекта
консультация по теме
Субъектная позиция в деятельности является системообразующим компонентом целостного развития дошкольника и его личностной готовности к школьному обучению. Предлагаемая памятка для воспитателей раскрывает суть педагогической технологии, помогающей ребёнку освоить позицию субъекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rebyonok_v_pozitsii_subekta.doc | 194.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Басюк Наталия Юрьевна,
старший воспитатель высшей квалификационной категории,
МБДОУ «Детский сад № 44» г. Иваново
Памятка для воспитателей
Освоение ребёнком позиции субъекта
Освоение ребенком позиции субъекта требует специальной педагогической технологии, суть которой в развертывании перед ребенком палитры разнообразной детской деятельности. Субъектная позиция в деятельности является системообразующим компонентом целостного развития дошкольника и личностной готовности к школьному обучению.
Качествами, характеризующими ребёнка как субъекта
детской деятельности, являются:
- способность к самостоятельному целеполаганию и мотивации деятельности
- умение мобильно оперировать известными способами осуществления деятельности
- умение осуществлять деятельность в изменённых условиях
- умение выходить за пределы заданной ситуации
- умение осуществлять творческое варьирование в деятельности
- умение прогнозировать результаты своей деятельности
Проявления ребёнка как субъекта деятельности связаны:
- с самостоятельностью и творчеством при выборе содержания деятельности и средств её реализации;
- с процессами эмоционально-положительной направленности в общении и стремлении к сотрудничеству в детском обществе.
Освоение субъектной позиции проявляется через:
- мотив, обеспечивающий потребность pe6eнка включиться в деятельность;
- цель, в которой прогнозируется результат деятельности;
- содержание, которое представлено в виде знаний, впечатлений, переживаний и желаний ребенка;
- средства, позволяющие реализовать замысел;
- результат, в качестве которого выступают речевая форма, поделки детей, новый способ решения задачи, игры, осознанное поведение и др.
Составляющие педагогической технологии построения субъект-субъектного взаимодействия педагога с детьми
1. Построение педагогического процесса на основе педагогической диагностики (воспитатель диагностирует реальный уровень развития ребенка, находит пути помощи ребенку в его развитии).
2. Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода, при котором воспитатель дифференцирует группу на подгруппы, объединяющие детей с общей ситуацией развития, и конструирует педагогическое воздействие в подгруппах путем создания дозированных по содержанию, объему, сложности, физическим, эмоциональным и психическим нагрузкам заданий и образовательных ситуаций. В старших и подготовительных группах конструирование педагогического процесса требует дифференциации его содержания в зависимости от половых интересов и склонностей детей.
3. Творческое конструирование воспитателем разнообразных образовательных ситуаций (игровых, практических, театрализованных и т.д.), позволяющих воспитывать гуманное отношение к живому, развивать любознательность, познавательные, сенсорные, речевые, творческие способности. Наполнение повседневной жизни группы интересными делами, проблемами, идеями, включение каждого ребенка в содержательную деятельность, способствующую реализации детских интересов и жизненной активности.
4. Нахождение способа педагогического воздействия для того, чтобы поставить ребенка в позицию активного субъекта детской деятельности (использование игровых ситуаций, требующих оказания помощи персонажу; использование дидактических игр, моделирования; использование в старшем дошкольном возрасте занятий по интересам, которые не являются обязательными, а предполагают объединение взрослых и детей на основе свободного детского выбора, строятся по законам творческой деятельности, сотрудничества, сотворчества).
5. Создание комфортных условий, исключающих «дидактический синдром», заорганизованность, излишнюю регламентацию, при этом важны атмосфера доверия, сотрудничества, сопереживания, гуманистическая система взаимодействия взрослых и детей во взаимоувлекательной деятельности (этим обусловлен отказ от традиционных занятий по образцу, ориентированных на репродуктивную детскую деятельность, формирование навыков).
6. Предоставление ребенку свободы выбора, приобретение индивидуального стиля деятельности (для этого используются методика обобщенных способов создания поделок из разных материалов, а также опорные схемы, модели, пооперационные карты, простейшие чертежи, детям предоставляется широкий выбор материалов, инструментов).
7. Сотрудничество педагогов с родителями (создание общей установки на совместное решение задач воспитания; разработка общей стратегии сотрудничества; реализация единого согласованного индивидуального подхода к ребенку с целью максимального развития его личностного потенциала).
8. Организация развивающей среды, которая способствует развитию самостоятельности и творчества, обеспечивает полноценное и своевременное развитие ребенка, побуждает детей к деятельности. Среда должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся! Развивающая среда в группе должна соответствовать ряду показателей, по которым воспитатель может оценить степень ее влияния на детей (включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность; низкий уровень шума в группе; низкая конфликтность между детьми; выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей; положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость).
9. Интеграция образовательного содержания программы.
Создание современной развивающей среды обеспечивает целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности.
Значимые для воспитателя принципы построения развивающей среды:
* Принцип уважения к мнению ребенка. Конечно, развивающую среду проектирует и создает воспитатель, но он обязательно расспросит родителей о предпочтениях и интересах ребенка, а в старшем дошкольном возрасте привлечет детей к построению развивающей среды группы.
* Принцип опережающего характера содержания образования. Каждому воспитателю известно, что в группе всегда есть несколько детей, которые опережают в развитии своих сверстников. Чтобы не “тормозить” их дальнейшее продвижение, 10-15% материала подбирается более сложного, ориентированного на детей следующей возрастной группы.
* Принцип динамичности-статичности среды. Примерно 1 раз в 2 месяца развивающая среда должна претерпевать изменения, иначе она перестанет стимулировать развитие ребенка и даже будет его “тормозить”.
* Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в организации развивающей среды группы. Этот принцип дает возможность дарить детям маленькие праздники и приключения каждый день. Ведь зачастую даже название той или иной игры вызывает желание в нее играть. Необычные уголки и центры будят воображение ребенка, побуждают к активной деятельности. Поэтому модель развивающей среды группы может содержать, например, такие занимательные названия центров активности, как “Чистюлькин балаганчик”, “Мастерская тетушки Швабры”, “Лаборатория Знайки”, “Поликлиника Неболейки”, мини-стадион “Растишка”, “Полка умных книг”, “Книжкина лечебница”, “Мини-маркет “Вкуснятинка”, арт-салон “Это я умею!”.
Методы, обеспечивающие эффективное взаимодействие ребёнка
с развивающей средой:
- Образовательные развивающие ситуации.
- Предметы, атрибуты, пособия, побуждающие детей к активной деятельности как самостоятельной, так и совместной со взрослыми и детьми (карты, схемы, алгоритмы, необычные предметы, сюрпризные коробки и т.д.).
- Активное участие детей в создании развивающей среды (проведение фотосессий, использование детских работ в оформление интерьера группы, участие в изготовлении игр и игрушек).
Ребенок развивается, когда взрослый вступает с ним в отношения сотрудничества. Причём очень важно дозировать это вмешательство, чтобы оно было достаточным, но не избыточным, а для этого необходимо понимать принципиальное различие между подсказкой и помощью: «Подсказка разрушает процесс, если она замещает мысль ребенка. А если наталкивает его на мысль, то это помощь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательные ситуации, направленные на развитие у дошкольников познавательной активности в двигательной деятельности и формировании позиции субъекта здоровья сбережения.
Данные образовательные ситуации помогут воспитателям разнообразить двигательную активность , наполнить её познавательным материалом....
«Особенности проявления ребёнком субъектной позиции в логико-математической деятельности».
В данной статье представлены результаты исследования особенностей проявления субъектной позиции в логико-математической деятельности детьми старшего дошкольного возраста....
эссе «Ребёнок как субъект и объект воспитания и обучения».
«Искусство воспитания имеет ту одну особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знак...
Создание условий для формирования у ребенка позиции субъекта деятельности, культуры труда
Цель: Создать условия для повышения профессиональной компентетности педагогов ДОУ для развития субъективной позиции ребенк...
Ребёнок - дошкольник как субъект педагогического процесса.
Всеми нами любимый Макаренко сказал, что нет плохих учеников, есть плохие учителя. И это правильно. Рождаясь беспомощным младенцем и постепенно вырастая, человек становиться личностью лишь в процессе ...
«Формирование позиции субъекта деятельности в процессе сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста».
Формирование позиции субъекта деятельности в процессе сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста»....
Образовательные ситуации, направленные на развитие познавательной активности в двигательной деятельности и формировании позиции субъекта здоровья сбережения.
Игровые ситуации для детей разных возрастных групп, которые позволят быстро развивать у детей умение использовать знания о здоровом образе жизни для своего здоровья, умение высказывать свое мнени...