Система работы по выявлению и профилактике раннего семейного неблагополучия
статья на тему
В данной работе представлена система работы по выявлению и профилактике раннего семейного неблагополучия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_vystuplenie_i.v.docx | 37.86 КБ |
Предварительный просмотр:
«Система работы по выявлению и профилактике раннего семейного неблагополучия»
(СЛАЙД 1) В нашей стране в современных условиях резко обострились экономические проблемы. Резко возросло число малообеспеченных семей, семей с отрицательным психологическим климатом, неблагоприятной эмоциональной атмосферой. Ставшие весьма распространенными случаи жестокого обращения с детьми, отчуждения между детьми и родителями, разрыва связей между ними крайне отрицательно повлияли на социальное благополучие многих детей, их нравственное, психическое и физическое здоровье.
Ослабление воспитательной функции семьи влечет за собой неблагополучное детство. В связи с таким положением появился термин "семьи, находящиеся в социально – опасном положении" и «семья в трудной жизненной ситуации».
Дети не всегда способны успешно преодолеть стрессовые ситуации, поэтому перед всем педагогическим коллективом дошкольного учреждения встаёт вопрос о том, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совладать с негативными эмоциональными переживаниями. Хорошо, если в детском саду в этот момент рядом с ребенком окажется чуткий педагог, который познакомит его со всем спектром чувств, тогда истинное "Я" ребенка может быть сохранено. В противном случае, ребенок будет вынужден расти и взрослеть, играя чужие роли. В силу своих возрастных особенностей дети оказываются особенно восприимчивыми к негативным социальным воздействиям в семье.
Технологическая основа организации работы с семьями «категории группы риска» предполагает определение наиболее актуальных социальных проблем в данной области. Определить семейное неблагополучие позволяет ряд следующих факторов социального риска в семье (СЛАЙД 2):
- социально-экономические (чрезмерная занятость родителей, низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия);
- медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);
- социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями);
- социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);
- психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);
- криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).
Названные причины часто сочетаются друг с другом.
(СЛАЙД 3) Деятельность нашего дошкольного образовательного учреждения по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и раннему выявлению семейного неблагополучия, профилактике негативных явлений в детской среде, организации работы с родителями по вопросам правовой ответственности и воспитания несовершеннолетних руководствуется следующей нормативно-правовой базой:
Документы международного уровня:
- Конвенция о правах ребёнка;
- Декларация прав ребёнка.
Документы Федерального уровня:
- Семейный кодекс
- Закон «Об образовании» в РФ
-Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»№ 120-ФЗ от 24.06.1999.
- Административный кодекс РФ
- «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025года»
Документы регионального уровня:
- Закон «Об образовании» в Кировской области
- «Стратегия развития воспитания в Кировской области на период до 2025года»
- «Национальная стратегия действий в интересах детей в Кировской области»
(СЛАЙД 4) Особую актуальность для нас имеют Документы муниципального уровня в частности:
- «Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению и пресечению фактов насилия и жестокого обращения с несовершеннолетними, а также противоправных деяний против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних на территории муниципального образования Малмыжский муниципальный район Кировской области»
Документы локального уровня:
- Постановления Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Малмыжского района;
- Приказы Управления Образования;
- Устав МКДОУ детского сада «Малышок»;
- Образовательная программа МКДОУ детского сада «Малышок»;
- Приказы ДОУ по данному направлению работы;
На учете в КДН и ЗП (комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав) Малмыжского района и на внутреннем учете в нашем д/с была 1 семья (была, потому что мальчик из этой семьи пошел уже в 1 класс в школу) и один мальчик у нас находится в приемной семье. Мальчик не простой, у него проблемы с поведением. С момента поступления его в д\с, мы наблюдали за ним, за его взаимоотношениями в приемной семье. Не раз были дома. Обобщив информацию, мы поставили эту семью на внутренний учет в д\с. Оба ребенка находились на особом контроле у педагогов, поскольку основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми; по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия. Ежедневно воспитателями проводились осмотры детей, беседа с ними и его родителями. Педагоги постоянно наблюдают за процессом взаимоотношений этих детей со сверстниками, за взаимоотношениями родителей с мальчиками, способами их общения. В течение года проводились рейды с целью обследования условий проживания этих детей, проведения бесед и консультаций по вопросам воспитания, обучения и содержания детей (беседы: «Роль отца в воспитании детей», «Ценность детства», «Здоровый образ жизни», консультация: «Организация вечернего досуга детей»). По итогам этих рейдов мы составляем АКТы проверки условий жизни подопечного.
В ДОУ разработано положение о постановке на внутрисадовский учет и снятии с учета семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Имеется план индивидуальной работы с этими семьями. На каждую семью имеется представление на постановку на учет и заведена учетная карта семьи.
В нашем детском саду сложились достаточно устойчивые формы работы с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Но в связи со сложившейся ситуацией мы расширили рамки взаимодействия с родителями, особенно с семьями находящимися в социально опасном положении. В первую очередь работа детского сада с семьей должна быть профилактическая. Профилактика предполагает в первую очередь работу со здоровыми семьями, во вторую, раннее выявление семей и детей нуждающихся в помощи.
Работу с родителями по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и раннему выявлению семейного неблагополучия, проводим в системе и во взаимосвязи с КДН и комплексным центром социального обслуживания населения. И начинаем ее в начале учебного года с мониторингового исследования семей. Перед началом такого мониторинга выявляем мотивационную готовность педагогического коллектива к участию в нем.
Обработка данных показала, что все педагоги владеют знаниями, умениям и навыками по работе с семьей. Однако для более результативной работы были проведены консультации для воспитателей по знакомству с последними разработками в области взаимодействия ДОУ и семьи (СЛАЙД 5), а также тренинг «Психологическая готовность педагога к работе с неблагополучными семьями».
На начало учебного года в ДОУ, среди родителей проводим анкетирование. По итогам анкетирования составляется социальный паспорт ДОУ. По данным социального паспорта МКДОУ можно проследить динамику критериев, характеризующих родителей по различным направлениям: (СЛАЙД 6)
• Возрастной состав родителей. В нашем детском саду больше родителей в возрасте старше 30 лет.
• (СЛАЙД 7) Уровень образования родителей. Образовательный уровень родителей таков:
с высшим образованием – 24 человека,
среднее специальное - 52 родителя,
среднее – 8 человек,
неполное среднее –1 человек.
(СЛАЙД 8) Состав семьи. Семья по составу делится на полные и неполные семьи: из 57 семей неполные 7 семей, среди них: одинокие матери – 1 ребенок; дети, воспитывающиеся с отчимом 2 ребенка; приемные – 1 ребенок.
На основании анализа анкет составляется план работы на учебный год, целью которого является: организация работы по профилактике раннего семейного неблагополучия и безнадзорности несовершеннолетних в семье.
Задачи:
Выявлять и устранять причины и условия, способствующие раннему семейному неблагополучию и безнадзорности несовершеннолетних в семье.
Обеспечивать защиту прав и законных интересов несовершеннолетних.
Проводить социально-профилактические мероприятия по оказанию помощи семьям в решении возникших проблем.
Показать и рассказать о нем.
(СЛАЙД 9) Традиционной формой работы с родителями являются родительские собрания. В прошлом учебном году провели два общих родительских собрания, на которых рассматривались такие вопросы: «Сотрудничество детского сада и семьи в рамках трудового воспитания» и «Безопасность и ребенок». На групповых родительских собраниях обсуждались следующие темы: «Адаптация детей в детском саду», «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста», «Роль семьи в речевом развитии детей», «Готовность ребенка к школе». В своей работе используем такую форму работы с родителями, как «День открытых дверей».
Систематически в детском саду проводятся консультации для родителей по вопросам родительской оплаты, безопасности детей дома, ПДД, пожарной безопасности.
(СЛАЙД 10) Оформляются информационные стенды, папки-передвижки, памятки для родителей: «Я ребенок, я имею право», «Безопасные шаги на пути к безопасной дороге», «Правила поведения на остановке маршрутного транспорта», «Обучение детей наблюдательности на улице», (СЛАЙД 11) буклеты – «Почему свой ребенок становится чужим?», «Безопасность ребенка дома», «Правила для родителей», «Если ваш ребенок тревожный» и др.
Проводились индивидуальные и групповые консультации для родителей «Жестокое обращение с детьми. Что это такое?», «Ребенок имеет право…», «Режим дня дома», «Ребенок за компьютером», «Педагогическая культура родителей», «Дети разводов», «В семью пришла беда», «Будущий мужчина».
(СЛАЙД 12,13) Ни один праздник у нас не обходится без родителей. В этом году у нас прошли такие мероприятия с привлечением мам и пап: «Юбилей детского сада», «День защитника Отечества», «Мамин праздник», «День Победы».
Много призовых мест мы заняли и на районных праздниках: (СЛАЙД 14) велошоу «Добрая дорога детства», (СЛАЙД 15) «В гостях у сказки», (СЛАЙД 16) «Солнечные лучики». Во всех этих мероприятиях нам оказывают неоценимую помощь родители воспитанников.
(СЛАЙД 17) Дважды команда из нашего детского сада участвовала в районном спортивном конкурсе «Папа, мама, я – здоровая семья», организованном отделом молодежи. На слайде вы видите как раз была привлечена неполная семья.
(СЛАЙД 18) С помощью родителей было организовано наше участие в межрегиональном празднике «Ярмарка Казанская – 2015».
(СЛАЙД 19) В рамках конкурса «Красивая школа – 2015» с помощью родителей мы создали альбом «Профессия моих родителей», в котором дети с гордостью рассказывали, кем работают их папы и мамы.
(СЛАЙД 2) С воспитанниками проводились занятия в тренинговом режиме «Секреты вежливости», «Как дети могут заботиться о взрослых», «Как жить дружно, без ссор», «Умей увидеть тех, кому нужна помощь», «Все работы хороши, выбирай на вкус» направленные на успешную социализацию детей.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «КВЕСТ – ПУТЕШЕСТВИЕ»
Сейчас я хочу немного рассказать о новой форме работы с родителями.
Таким образом, в результате проведенной нами работы, родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками жизни детского сада, помощниками воспитателей. Опыт работы показал: позиция родителей как основных воспитателей своего ребенка стала более гибкой. Повысилась их психолого – педагогическая компетентность в вопросах детско – родительских отношений. Это в свою очередь заставило родителей взглянуть на свои отношения в семье с другой стороны, постараться укрепить их, больше внимания уделять детям.
План работы МКДОУ детский сад «Малышок»
по профилактике раннего семейного неблагополучия и
безнадзорности несовершеннолетних
на 2015-2016 учебный год
№ | Мероприятие | Срок | Ответственные |
Организационно-управленческая деятельность | |||
1. | Издание приказа о назначении ответственных за профилактическую работу (пожарную, дорожную безопасность, раннего семейного неблагополучия и безнадзорности несовершеннолетних) | Сентябрь | Заведующий |
2. | Ведение банка данных на семьи, находящиеся на разных формах профилактического учёта | Сентябрь | Ст. воспитатель Воспитатели |
3. | Создание социального паспорта ДОУ | Октябрь | Заведующий Ст. воспитатель |
4. | Разработка и утверждение комплексного плана работы | Сентябрь | Заведующий Ст. воспитатель |
5. | Участие в проведении «Дня защиты детей!» | Май | Ст. воспитатель Воспитатели Муз. рук |
6. | Подготовка отчётности по итогам профилактической деятельности ДОУ | Май | |
Работа с педагогическим коллективом | |||
1. | Ежедневный осмотр детей и беседа с детьми и родителями из неблагополучных семей | Ежедневно | Воспитатели |
2. | Наблюдения воспитателей за взаимоотношениями родителей с детьми, способы их общения | Постоянно | Воспитатели |
3. | Консультации для педагогов: «Работа воспитателей с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми» | Сентябрь | Ст. воспитатель |
4. | Семинар-практикум «Право ребенка на защиту от всех форм жестокого обращения» (Конвенция о защите прав ребенка – ознакомление с Нормативно-правовыми документами по защите прав детства). | Ноябрь | Ст. воспитатель |
6. | Педсовет «Обеспечение психолого – педагогической поддержки и повышения компетентности родителей в условиях реализации ФГОС ДО» | Январь | Ст. воспитатель |
8. | Анализ работы ДОУ по профилактике раннего семейного неблагополучия и безнадзорности несовершеннолетних за учебный год | Июнь | Заведующий Ст. воспитатель |
Работа с родителями | |||
1. | Посещение семей в рамках проведения профилактических мероприятий и рейдов | 2 раза в год | Заведующий Ст. воспитатель |
2. | Оформление информационных стендов, папок-передвижек, информационных листков, памяток для родителей «Права ребенка», «ПДД», «Пожарная безопасность», «Безопасность ребенка» и др. | В течение года | Ст.воспитатель, воспитатели |
3. | Анкетирование и тестирование родителей, раскрывающие основные взгляды родителей на семейное воспитание. | Сентябрь | Воспитатели |
4. | Индивидуальные и групповые консультации для родителей: «Жестокое обращение с детьми: «Что это такое?», «Ребенок имеет право….» | Октябрь | Ст.воспитатель, воспитатели |
5. | Проведение праздников «День матери», «День Защитника Отечества» | Ноябрь Февраль | Воспитатели Муз.рук |
6. | Общее родительское собрание «Особенности семейного воспитания, условия и пути повышения педагогической культуры семьи» | Октябрь | Заведующий Ст. воспитатель |
7. | Групповые родительские собрания: «Охрана прав, достоинств и интересов ребёнка в семье» | Воспитатели | |
8. | День открытых дверей для родителей | Январь | Заведующий Ст. воспитатель Воспитатели |
9. | Проведение праздника «День защитника Отечества» | Февраль | Воспитатели Муз.рук |
10. | Консультации для родителей по вопросам здоровьесбережения детей | Март | Воспитатели |
Работа с воспитанниками | |||
1. | Наблюдения за процессом взаимоотношений детей из неблагополучных семей со сверстниками. | Постоянно | Воспитатели |
2. | Участие в велошоу «Добрая дорога детства» | Сентябрь | Ст. воспитатель Воспитатели Муз.рук |
3. | Тематическое занятие «Электричество! Опасно!» | Октябрь | Воспитатели |
4. | «День матери» | Ноябрь | Воспитатели Муз.рук |
5. | Занятие для детей старшего дошкольного возраста «Как поступить правильно» | Декабрь | Воспитатели |
6. | Подготовка к районному конкурсу «Солнечные лучики» | Май | Воспитатели Муз.рук |
7. | День защиты детей | Июнь | Воспитатели Муз.рук |
Взаимодействие с субъектами системы профилактики и социальными партнёрами | |||
1. | Сотрудничество с органами опеки и попечительства, ПДН ОВД и др. по вопросам защиты прав детства | В течение года | Заведующий Ст. воспитатель |
2. | Совместная деятельность с администрацией МКОУ СОШ с. Калинино по передаче необходимой информации о неблагополучных семьях МКДОУ детский сад «Малышокв целях социально-педагогического сопровождения | Апрель-май | Заведующий Завуч школы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГОС ДО. Система работы по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста
Представлена собственная система работы по выявлению и развитию предпосылок одаренности у дошкольников, применение инновационных педагогических техник и технологий в работе с одарёнными де...
Система работы по выявлению и поддержке одарённых детей.
Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности....
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Материал раскрывает систему работы специалистов ДОУ по выявлению и развитию одаренности у детей дошкольного возраста...
Реализация ФГОС ДО. Система работы по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста
Раннее выявление, поддержка и развитие предпосылок одарённости у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации составляет одно из перспективных направлений развити...
Районный семинар педагогов-психологов. Доклад по теме: «Опыт работы по выявлению и профилактике раннего отклоняющегося поведения у детей»
Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений, особое место занимают проблемы, свя...
Система работы по выявлению и сопровождению талантливых и одаренных детей
дошкольный возраст...
"Опыт работы службы сопровождения МАДОУ «Едэйко» по раннему выявлению и своевременной реабилитации семейного неблагополучия. Своевременность обмена информацией между субъектами профилактики».
работа специалистов ППк МАДОУ во взаимодействии со всеми субъектами профилактики по защите прав и интересов ребенка, наиболее эффективна при условии:раннего выявления проблемы;своевременного информиро...