тренинговые занятия для родителей
материал (подготовительная группа) на тему
тренинговые занятия для родителей детей подготовительной к школе группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
treningovoe_zanyatie.docx | 28.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинговые занятия для родителей
Выполнил: Куцева Ирина Владимировна
Задачи
Развитие коммуникативных умений родителей.
Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком – будущим школьником.
Расширение возможностей понимания своего ребенка.
Развитие умения осмысливать свои поступки, взглянуть на себя со стороны.
Развитие умения думать о себе и ребенке в позитивном ключе.
План
- Упражнение «Имя-качество».
- Упражнение «Серьезный момент».
- Мини-лекция «Понятие готовности к школе».
- Тест «Готовы ли вы отдать ребенка в школу?».
- Игра-ассоциация «Школа».
- Игровое упражнение «Инструкция».
- Упражнение «100 способов похвалы».
- Упражнение «Школьное будущее моего ребенка».
- Творческая работа «Как мама и папа в школу ходили».
- Игра «Школьные объяснялки».
- Мини-лекция «Практические рекомендации родителям будущих первоклассников».
- Итог занятия. Обратная связь.
Оборудование
Мяч, счетные палочки, клей, фломастеры.
Карточка к игре «Инструкция».
Почетное свидетельство самого активного участника.
Лист ватмана для творческой работы «Как мама и папа в школу ходили»
«Что необходимо знать ребенку, поступающему в школу» (Приложение1).
Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?» (Приложение 2).
«Школьные объяснялки» (Приложение 3).
«Практические рекомендации родителям будущих первоклассников».
Содержание
- Упражнение «Имя-качество»
Здравствуйте, уважаемые родители! Давайте познакомимся поближе. (Все родители сидят в кругу). Каждый из вас сейчас по очереди называет свое имя и какое-то прилагательное (качество), которое начинается на первую букву имени (при затруднении – на вторую). Например, Ирина – инициативная (игривая, изобретательная, интеллектуальная, интересная). Второй участник повторяет за первым его имя и качество и называет свое имя и качество, третий называет имя и качество первого и второго, а потом свое и т.д.
- Упражнение серьезный момент
О том, что начало обучения ребенка в школе – один из самых серьезных моментов в его жизни, знают все. Но что значит «серьезный момент»? На этот вопрос я попрошу ответить вас.
Родители выполняют задание, передавая друг другу мяч.
Например: новый коллектив, новые знания, новая учительница, много новых впечатлений, новые обязанности, большие нагрузки.
- Мини-лекция «Понятие готовности к школе»
Как видите, большая часть родителей оценивает начало обучения в школе как переломный этап в социально-психологическом плане. Это действительно так. Новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль, иные условия. Но почему-то забывается, что школа – это большие физические и эмоциональные нагрузки. Изменяется вся жизнь – все подчиняется школе, школьным делам и заботам. Начало обучения очень напряженный период еще и потому, что школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, практически не связанных непосредственно с его предыдыщим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Трудно все: сам режим учебных занятий (с перерывами не «когда хочется», а через долгих 35-45 минут), и обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учительницы, трудно сидеть в определенной позе.
Итак, на ребенка в школе ложатся большие нагрузки (психологические, интеллектуальные, физические), за которые организм платит порой самой высокой ценой – здоровьем. У многих детей, особенно в первые недели или даже месяцы, возникают такие изменения в организме, которые позволяют говорить о «школьном шоке». Первоклассники пребывают в школе в состоянии информационного и эмоционального стресса. А мы, взрослые, к сожалению, не всегда видим и понимаем это. Вполне естественно встает вопрос: «Как подготовить ребенка к школьной жизни?».
Под готовностью к школьному обучению понимают тот уровень физического и психологического развития, при котором требования системного обучения в школе не приводят к нарушению здоровья и психического развития ребенка.
Что же стоит за определением готовности ребенка к школе? Достаточно очевидный факт: современная школа может эффективно обучать не всех детей, а только тех, которые обладают вполне определенными характеристиками, несмотря на то сто обучаться способны все дети. Школа предъявляет вполне определенные требования: ребенок должен быть готов учиться.
Что же необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу? (Приложение 1).
- Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?»
Мы выяснили, чем должен обладать будущий первоклассник. Но к школьной жизни должны быть готовы и его родители.
Родители заполняют анкету (Приложение 2).
- Игра-ассоциация «Школа»
Итак, к школьной жизни должны быть психологически готовы не только дети, но и родители. Ведь от отношения родителей к школе напрямую зависят особенности школьной адаптации ребенка. Давайте поиграем. Подумайте, с каким словом у вас ассоциируется слово «школа»? Например, учеба. Следующий участник должен дать свою ассоциацию на слово «учеба» и т.д. (Упражнение выполняется по кругу, участники передают мяч друг другу).
После выполнения упражнения анализируются представленные ассоциации. Делается вывод: получена многообразная политра ощущений, связанных с представлениями о школе. Они определяются опытом школьного обучения родителей.
- Игровое упражнение «Инструкция»
Хорошо, если ребенок в первый трудный год учебы будет ощущать вашу поддержку. «Давай еще раз попробуй; еще чуть-чуть постараешься, и будет намного лучше». Ваша вера в успех, спокойное ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями. Одной из этих трудностей может стать выполнение домашних заданий. И как важно найти правильные точные слова, чтобы объяснить первокласснику непонятную задачу или правило по русскому языку? Данное упражнение поможет осознать это.
Из группы выбирается ведущий. Ему дается лист с заранее нарисованными фигурами. Задача ведущего – в течение одной минуты дать четкие словесные характеристики фигуры, в результате каждый участник должен воспроизвести описанную фигуру с листа ведущего. Затем ведущий просит всех участников поднять листы с выполненным заданием и, пройдя по кругу, сверяет их с эталоном. После выполнения упражнения участники обсуждают, точно ли ими была выполнена инструкция ведущего. Далее группа выявляет причины неточного выполнения задания и совместно формулирует точную инструкцию.
- Упражнение «100 способов похвалы»
Психологически родители должны быть готовы не только к трудностям, но и к успехам ребенка. Часто, хваля ребенка, взрослые словно боятся, что он зазнается или разленится, и добавляют ложку дегтя в бочку меда: «Хорошо, ты порадовал меня! Если бы еще так же радовал меня по математике…» Но даже хваля ребенка за выполнение какого-либо задания, взрослые часто используют небольшой запас слов. Для начала давайте каждый скажет слова похвалы.
Родители высказывают свои варианты. Далее психолог предлагает вниманию участников тренинга разнообразные способы похвалы.
- Упражнение «Школьное будущее моего ребенка»
Главный совет, который могут дать психологи родителям будущих первоклассников, любите своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его индивидуальность, будьте внимательными к его жизни, к его настроению, желаниям. Я предлагаю вашему вниманию следующие упражнение, которое поможет приоткрыть завесу школьного будущего вашего ребенка. Я зачитаю несколько незаконченных предложений, которые вам необходимо завершить. Основное условие – заканчивать предложение необходимо сразу, долго не задумываясь. Здесь нет правильных или неправильных ответов, потому что любой из них позволит вам еще раз глубже взглянуть на отношения с ребенком и осознать свою роль в его жизни.
- Я всегда мечтал(а), чтобы в школе мой ребенок…
- Когда ребенок оказывается не на высоте, я…
- Когда моего ребенка хвалят, я…
- Когда ребенок пойдет в первый класс…
- Когда он получит двойку или замечание, я…
- Я думаю, что в школе мой сын (дочь)…
Теперь перечитайте каждое предложение еще раз и задумайтесь, совпадают ли
ваши предположения с возможностями вашего ребенка, какое значение именно для вас имеют различные аспекты школьной жизни ребенка и какие ожидания вы связываете с его поступлением в школу.
- Творческая работа «Как мама и папа в школу ходили»
Поступление в первый класс – важное событие в жизни ребенка. И в этот период он особо нуждается в вашей помощи и поддержки. Давайте приготовим сюрприз для будущих первоклашек: оформим стенгазету, а ребята среди множества фотографий смогут отыскать знакомое лицо мамы или папы, познакомиться со школьной жизнью родителей.
Родители приклеивают фотографии из своего школьного прошлого, предварительно отсканированные или отксерокопированные; подписывают их.
10. Игра «Школьные объяснялки»
Уважаемые родители, наверняка, вернувшись из школы, малыш захочет вам многое рассказать. Но поймете ли вы его – вот вопрос! Ваши дети отвечали на вопросы о школе. Эти ответы я вам зачитаю. Ваша задача – назвать объясняемое детьми понятие (Приложение 3).
11. Мини-лекция «Практические рекомендации родителям будущих первоклассников»
Итак, уважаемые родители! Совсем скоро настанет этот торжественный и волнующий день – 1 сентября! Что ждет ребенка? Как все сложится? Вы волнуетесь, и это нормально и естественно. Но ваша родительская тревога не должна перерастать в школьную тревожность самого ребенка. Пусть он идет в школу с уверенностью в том, что ему нравится учиться, что он много умеет, а всему остальному он обязательно научится, а вы ему в этом поможете! И будьте готовы к тому, что не все у ребенка будет получаться сразу. Да, это грустно, обидно, когда у самого близкого и любимого человечка не все складывается. Но это не повод для очередной ссоры. Скорее, это повод еще больше сблизится с ребенком и оказать ему поддержку!
Педагог знакомит родителей с «Практическими рекомендациями родителям будущих первоклассников»
Я надеюсь, эти рекомендации помогут вам сделать учебу в школе для детей и для вас интересной и приятной! Желаю вам и вашим детям доброго пути по Стране знаний! Успехов вам и детям!
12. Итог занятия. Обратная связь
Родителям раздаются бланки для обратной связи, где участники тренинга отвечают на вопросы:
- Чем полезно именно для вас было занятие?
- Что нового о себе и своем ребенке вы узнали?
- Ваши пожелания на следующую встречу.
Затем следует награждение самого активного участника, для его определения во время всего занятия выдаются жетоны (счетные палочки). Победитель определяется простым подсчетом общего количества, и ему вручается «Почетное свидетельство».
Приложение 1.
Что необходимо знать и уметь вашему ребенку, поступающему в школу
- Свое имя, отчество и фамилию.
- Свой возраст (желательно дату рождения).
- Свой домашний адрес.
- Свой город (село) и его главные достопримечательности.
- Страну, в которой живет.
- Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
- Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
- Домашних и диких животных и их детенышей.
- Транспорт наземный, водный воздушный.
- Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
- Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
- Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
- Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая сторона, верх – низ и т.д.)
- Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке.
- Знакомить и называть 6 – 9 предметов, картинок, слов.
- Определять количество и последовательность звуков в словах типа: мак, дом, суп, дубы, сани, зубы, осы.
- Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).
- Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
- Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10.
- Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 мин).
- Уметь устанавливать социальные контакты.
- Иметь адекватную самооценку.
- Контролировать свои эмоции.
- Подчинять личные интересы общественным.
Приложение 2.
Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу
- Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
- Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.
- На мой взгляд, четыре урока – непомерная нагрузка для маленького ребенка.
- Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
- Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница – его собственная мама.
- Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.
- Мне кажется, что дети в этом возрасте не способны дружить.
- Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
- Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
- Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.
- Начальная школа, по-моему, редко способна научить чему-либо ребенка.
- Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
- Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
- Боюсь, что учительница не имеет возможности точно оценить успехи каждого ребенка.
- Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе!»
Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1/ | 2/ | 3/ | 4/ | 5/ |
6/ | 7/ | 8/ | 9/ | 10/ |
11/ | 12/ | 13/ | 14/ | 15/ |
Всего |
А теперь подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова общая сумма. Если общий показатель принимает значение:
до 4 баллов – это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября – по крайней мере, Вы сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;
5 – 10 баллов – лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;
10 баллов и больше – было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.
А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика:
1 – необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику;
2 – нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми;
3 – предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями;
4 – есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры;
5 – ребенок слишком привязан к матери, может быть, стоит отдать его в малочисленный класс или вообще отложить школу на год.
Приложение 3.
Школьные объяснялки
- К кому в школе обращаются (к учителю)
- Хорошо, но бывает – плохо.
- Ласково, вежливо.
- На «вы» и по имени-отчеству.
- Чтобы это получилось на уроке (привлечь к себе внимание), нужно:
- Сделать что-то хорошее.
- Подтолкнуть соседа.
- Спросить тихо, а не кричать с места.
- Поднять руку и быть умным учеником.
- Что это? (Урок)
- Когда делаешь в школе и задают домой.
- Где учатся, сколько считать, сколько равняется, «плюс» или «минус».
- Дети занимаются, что им учительница говорит.
- Там, где учитель тебя учит.
- Это (перемена) нужно, чтобы:
- Был на второй день урок.
- Дети могли уйти домой, а потом возвратиться.
- Переменять урок.
- Чтобы есть, и отдыхать от уроков.
- Приготовиться к следующему уроку, сходить в туалет и размяться.
- Что это такое? (Оценка)
- Когда ставят номера.
- За всю школу отмечают: кому «кол», кому «два».
- Учительница ставит то, что они заслужили.
- Если сделал хорошо, тебе «5», а если плохо – «2».
- Этот предмет необходим каждому ученику (дневник)
- Где достают тетради, учебники, ручки.
- Тетрадь, в которой нужно писать прописные буквы.
- Там пишут разные мероприятия и рассказывают рассказы.
- Тетрадка, где все уже написано.
- Где пишут уроки, что задает учитель, записывают оценки.
- Что это? (Каникулы)
- Когда можно получить машину и права за хорошую учебу.
- Вообще дома сидишь.
- Школа не работает и люди отдыхают.
- Дети не ходят в школу и уезжают отдыхать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинговое занятие для родителей "Я сам или Мой ребёнок - УЖЕ САМ"
Тренинговое занятие для родителей на тему самостоятельности....
Тренинговое занятие взаимодействия родителей и детей "Мы понимаем друг друга"
Повышение психологической компетентностиродителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми....
Тренинговое занятие для родителей "Умеете ли Вы общаться с вашим ребёнком?"
Тренинговое занятие для родителей «Умеете ли вы общаться с вашим ребёнком?» Цель: дать родителям возможность поделиться друг с другом опытом воспитания своих детей.Задачи игры: устано...
Тренинговое занятие для родителей будущих первоклассников «В школу с радостью» с использованием ИКТ
Задачи: Развитие коммуникативных умений родителей. Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком — будущим школьником. Расширение возможностей понимания своего ребенка. Развитие уме...
Тренинговое занятие для родителей будущих первоклассников «В школу с радостью» с использованием ИКТ
Задачи:Развитие коммуникативных умений родителей.Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком — будущим школьником.Расширение возможностей понимания своего ребенка.Развитие умения осмысливать сво...
Конспект тренингового занятия с родителями на тему: "Психологическая подготовка ребенка к школе"
Данное занятие может быть полезно педагогам-психологам детских садов и дополнительного образования. Рассчитано на родителей воспитанников старшего дошкольного возраста с целью опти...
Тренинговое занятие для родителей вновь поступивших детей
Отправляя ребенка впервые в детский сад, родители с волнением и тревогой задаются вопросом: "Как там мой малыш?". Адаптация к условиям детского сада всегда стресс для ребенка и его родителей. В ходе т...