Детский игровой фольклор
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Хрулёва Светлана Борисовна
        Детский игровой фольклор как средство развития речи у детей  дошкольного возраста.
         Дошкольное учреждение – первое и главное звено в системе народного образования. Овладение родным языком является одним из главных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство сензитивно к усвоению речи. Поэтому актуальной задачей в современном дошкольном учреждении является развитие речевой активности детей. Педагоги на своих занятиях используют разные формы, методы и приёмы для развития коммуникативной функции.
                               
В работе над четкостью дикции используются чистоговорки. Они заучиваются наизусть, но можно применять и такой прием, как отраженная речь.
Для более быстрого запоминания чистоговорок применяются зрительная опора, забавные рисунки.
Также используются такие жанры игрового детского фольклора, как считалки. пестушки (песенки, которыми сопровождается уход ребенка, используются при формировании у детей культурно-гигиенических навыков), потешки, заклички (обращения к явлениям природы), прибаутки, шутки, перевёртыши, докучные сказочки, загадки.
Рекомендуемый комплекс жанров детского фольклора активизирует речевую деятельность детей, развивает слуховое внимание, фонематическое восприятие, способствует развитию чёткой, интонационно выразительной речи, а также автоматизирует плохо проговариваемые детьми звуки.
                                       КРИЧАЛКИ
Песня воробья
Чио-чио,
Фью-фью-фью!
Чик-чирик,
Чью-чью-чью!
Песня иволги
Фить-пирю,
Спать пора!
Фить-пирю,
Спать пора!
Крик перепела
Турл-ва-ва,
Турл-ва-ва
Под полоть
Под полоть!
Песня коростеля
Кряхть! Кряхть!
Дёрг-Дёрг!
Драть-драть!
Здесь, здесь!
Тпруська! Тпруськ!
Песня соловья
Тимох-тимох,
Клёх, клёх!
Сурик-ко-ко!
Сурик-ко-ко!
                                                               СЧИТАЛКИ
Катилася торба
С высокого горба.
В этой торбе
Хлеб, соль, пшеница.
С кем ты хочешь поделиться?
Шла кукушка мимо сада,
Поклевала всю рассаду.
И кричала: ку-ку, мак,
Отжимай один кулак!
Трынцы-брынцы-бубенцы,
Раззвонились удальцы,
Диги, диги, диги, дон,
Выходи скорее вон!
                                                               ПРИБАУТКИ
Лунь
У нашего луня,
У милого друга,
Сорок кадушек
Солёных лягушек,
Сорок амбаров
Сухих тараканов,
Пятьдесят поросят-
Только ножки висят.
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснётся Васька-кот,
Разобьёт весь хоровод.
                                               ЗАКЛИЧКИ И ПРИГОВОРКИ
Солнышко, покажись,
Красное, снарядись!
Чтобы годот года
Давала нам погода:
Тёплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зелёного горошка.
Божья коровушка,
Полети на облышко,
Принеси нам с неба,
Чтобы было летом:
В огороде бобы,
В лесу ягоды, грибы,
В роднике водица,
Во поле пшеница.
Ветер-ветерецо,
Не дуй мне в лицо,
А дуй мне в спину,
Чтоб идти было в силу.
Ах ты,радуга-дуга,
Ты высока и туга!
Не дай дождичка,
Дай нам вёдрышко.
Чтобы деткам погулять, Чтоб телятам поскакать,
Нужно солнышко,
Колоколнышко.
                                  Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями.
Пальчиковая гимнастика, как известно,  способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психологических процессов, а также коммуникативности.
Умения перевоплощаться формируются у детей в диалоге при использовании ими перчаточных кукол (кукол бибабо, театра на рукавичках, пальчикового театра) При проведении такой работы осуществляется активизация словаря, закрепляется правильное произношение звуков в свободной речи, отрабатывается возможность произвольно менять темп речи. Высоту, силу и модуляцию голоса, использовать различные виды интонации для того, чтобы как можно более точно передать характер своего персонажа. Таким образом, дети постепенно готовятся к участию в театральных постановках.
Воспитание  театром способствует развитию эмоциональности, сопереживания, творческого воображения, коммуникации. Участие в театрализованной деятельности расширяет познавательные возможности, создает благоприятные условия для развития эстетического восприятия,
нравственного воспитания детей.
Занятия пальчиковым театром способствуют развитию тонких движений пальцев рук, что, в свою очередь, стимулирует речевое развитие детей.
На занятии взрослый рассказывает сказочную историю, а дети по ходу действия при помощи фигурок из пальчиков изображают ее участников: Цыпу, Щенка, Зайчика.
Необходимо помнить о самом главном. Эмоциональное подкрепление состояния успешности – важная составляющая методического подхода в коррекционной работе с любым ребёнком.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл заикание15.22 КБ

Предварительный просмотр:

Заикание у детей и его влияние на общее развитие

1. Заикание как одно из выраженных речевых расстройств известно с древних времен. Оно имеет относительно широкую распространенность и трудность в изучении. Распространение заикания зависит не только от многообразных этнологических факторов, но и от некоторых национальных черт, например, от особенностей темперамента, определяющих в известной мере такие характеристики языка как темп, ритм, расстановка пауз, интонация. В Европе число заикающихся уменьшается с запада на восток: у французов- 5,7 %, у немцев-2%, у русских-1,2%

Проблема заикания занимает умы уже не одно поколение людей. Отражением этого являются многочисленные теории, претендующие на объяснение его механизмов.

Существует медицинский аспект заикания. Профессор Беккерель, удостоенный даже специальной премии Французской академии наук за свой труд, о заикании считал, что оно вызывается чрезмерно быстрым выдохом заикающегося.

Н.И. Жинкин с физиологических позиций анализа работы глотки находит, что феномен заикания может быть определен как нарушение непрерывности в отборе звуковых элементов при становлении разнометричного алгоритма слов, как нарушение авторегулировки в управлении речедвижениями на уровне слога. Развивая эту точку зрения, И. Ю. Абелева отмечает, что заикание есть нарушение у говорящего и коммуникативного намерения, и программы речи, и принципиального умения говорить нормально. В целом Н. И. Жинкин считает, что в основе заикания лежит какой-то общий невроз, лишь наиболее отчетливо проявляющийся в речи.

К. И. Поварнин рассматривал заикание с позиций патофизиологии и медицины, выделяет в нем фазы. Первая - собственно возникновение заикания, когда под влиянием сверхсильного раздражителя поступают функциональные расстройства моторной функции коры. Для первой фазы характерен «срыв» высшей нервной деятельности и нервно - соматические реакции на это, прерывающие цель условных реакций моторного динамического стереотипа речи. Для второй фазы характерно преобладание психогенных моментов .

С конца XIX в. определеннее становиться мнение, что заикание- это по существу сложное психофизическое расстройство. В основе этого расстройства , по мнению ряда авторов, лежат прежде всего нарушения физиологического характера, а психологические недостатки носят вторичный характер ( А. Гуцман, А. Куссмауль, И. А. Сипорский).

Многие исследователи наоборот указывали , что первичным являются психологические особенности, а физиологические проявления при заикании - это лишь следствие этих психических недостатков (X. Лагузен, Р. Кож, Г. Каменна).

М. И. Пайкин, рассматривал механизм и сущность заикания в раннем детском возрасте, видел в нем «патологический сочетательный рефлекс, воспитываемый окружающей средой на основе ранних речевых автоматизмов». К ранним речевым автоматизмам он относил характерное для периода первоначального голосообразования и лепета ребенка, повторение одних и тех же или сходных звуков и слоговых структур.

Р. М. Боскис относит заикание к речевому недоразвитию детей, называет его заболеванием, «в основе которого лежат речевые затруднения, связанные с оформлением более или менее сложных высказываний, требующих для своего выражения фразы». Речевые затруднения, по ее мнению, могут вызываться задержками развития речи (косноизычие, аграмматизмы, недостаточный запас слов, патологическое развитие произношения: межзубная речь, тахилалия, ринолалия), переходом на другой язык, случаями патологического развития личности с недоразвитием эмоционально - волевой сферы, необходимостью выразить сложную мысль и прочее.

P. E. Левина, рассматривая заикание как речевое недоразвитие, видит сущность его в преимущественном нарушении коммуникативной функции речи. Изучение грамматического развития, состояния активной и пассивной речи, условий, при которых заикание усиливается или ослабевает. Речевые затруднения зависят от различных условий: с одной стороны, от типа первой системы, и, с другой, от разговорной среды, от общего и речевого режима.

Причина заикания. Заикание возникает в результате факторов (раздражителей), непосредственно производящих специфическое нарушение в нервной системе и психике ребенка при наличии особо благоприятствующих условий («почвы»).

а)        Невротическая отающенность родителей (нервные и другие болезни, ослабляющие или дезорганирующие функции центральной нервной системы: сифилис, алкоголизм, интопацирующие нервную систему плода).

б)        Невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи детей, недержание мочи, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность, всякого рода подергивания в мускулатуре).

                         в)        Эмоциональная напряженность, неустойчивость и дезорганизация - база для заикания. Предполагающей причиной заикания может послужить и скрытая психическая цинмленность ребенка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детские капризы и что с ними делать? Руководство по управлению детскими капризами (что делать и как предотвратить детские истерики?)

      Уважаемые мамы и папы! Капризы из ничего не возникают.На самом деле все они имеют конкретную почву, вполне обосно­ванную причину, которые просто-напросто вами н...

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад «Наш ребёнок поступает в детский сад!» Адаптация ребёнка к детскому саду.

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад«Наш ребёнок поступает в детский сад!»Адаптация ребёнка к детскому саду. - Добрый день, уважаемые родители!- Тема...

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Вариативная программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Детская безопасность на дорогах» в МБДОУ «Детский сад № 15 «Теремок» г.Медногорска»

В образовательной программе «Детская безопасность на дороге» раскрывается система организации работы по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге и прави...

Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению Примерной номенклатуры дел детских дошкольных учреждений

Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению П...