«Воспитание осознанного отношения к сохранению и укреплению здоровья у детей дошкольного возраста»
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Данная статья написана из опыта работы по формированию основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитание осознанного отношения к сохранению и укреплению здоровья у детей дошкольного возраста»
«Любая общепринятая норма
должна быть осознана и принята
маленьким ребёнком – только
тогда она станет действительным
регулятором его поведения»
Н.Н.Авдеева.
Здоровье человека – одно из главных ценностей жизни. Каждый ребёнок хочет быть сильным, добрым, энергичным. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте. Поэтому необходимо убедить детей заботиться о здоровье, не вредить своему организму. Важно побудить ребёнка задуматься о «работе» своего организма, почувствовать и лучше понять его сложное устройство, осознать значения правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены.
Воспитательно-оздоровительную работу с детьми дошкольного возраста мы начала с изучения детьми своего организма: как устроено тело человека. В доступной форме, используя иллюстративный материал, рассказывали об анатомии и физиологии человека, основных системах и органах (опорно-двигательной, мышечной, пищеварительной системах, органах чувств).
Малышам, например, предлагали показать, где находятся руки, ноги, голова, туловище. Рассказывали о том, для чего они нужны, как следует заботиться о них, беречь их.
Ах, зачем мне эти ручки?
Чтобы всё потрогать.
Ах, зачем мне эти ножки?
Чтобы бегать по дорожке.
Ах, зачем мне эти глазки?
Для того, чтоб видеть сказки.
Ну, а ротик, чтобы кушать.
Ушки – чтобы маму слушать.
С детьми старшего дошкольного возраста, беседуя о кровообращении, предлагали послушать, как бьётся сердце, объясняли, что оно сжимается и разжимается, работает, как насос, перегоняя кровь: «Когда мы устаём, нашему организму важно больше крови, биение сердца ускоряется; если же мы спокойны, то тратим намного меньше энергии, и сердце может отдохнуть, биться медленнее». Дети практически проверяли на себе, как работает сердце
После физических упражнений, в состоянии покоя, после сна.
Важно не только познакомить детей с организмом, но и сформировать умение чутко прислушиваться к нему, чтобы помогать ему ритмично
работать, вовремя реагировать на сигналы «хочу есть», «хочу спать», «нуждаюсь в свежем воздухе». Так во время проведения режимных моментов, обращали внимание детей на их самочувствие, внутренние ощущения, свидетельствующие, например, о чувстве голода, жажде, усталости. Знакомили детей со способами устранения дискомфорта: предлагали пообедать, попить воды, присесть отдохнуть и т. п. После этого дети рассказывали об изменении ощущений.
Одним из средств укрепления здоровья, является физическое воспитание.
По традиции использовали различные формы организации физической активности: утреннюю гимнастику, физ. минутки, физкультурные занятия и т.д. При проведении всех этих мероприятий формировали представления о полезности, целесообразности физической активности. Например, при проведении утренней гимнастики обращали внимание детей на значение того или иного упражнения для развития определённой группы мышц, для работы различных систем организма. Объясняли детям, что важнейшее значение для красоты тела и здоровья имеет осанка. Неправильная осанка делает человека не красивым, затрудняет работу сердца, лёгких. Проведение тренингов, где дети вставали в круг и намерено изображали плохую осанку: живот вперёд, спина сгорблена, ноги слегка согнуты в коленях, руки висят, как кисти, помогло убедить детей в важности желания следить за собственным телом.
Таким образом, наши воспитанники выступали не только «объектом» физических оздоровительных мероприятий, а активно осознанно участвовали в заботе о своём здоровье.
Забота о сохранении здоровья продиктована современной экологической ситуацией, ухудшением состояния здоровья детей. Необходимо формировать элементарные знания у детей дошкольного возраста и о том, что их здоровье зависит от здоровья окружающих людей. Это связано с не выполнением правил личной гигиены. Например, чихая или кашляя, человек разбрызгивает большое количество капелек слюны (до 40 тысяч), которые разлетаются на большое расстояние (более 32 метров).
Пользование носовым платком, мытьё рук, чистка зубов, причёсывание – правила гигиены, которые должны выступать не как требования взрослых, как правило самого ребёнка. Объясняя детям, для чего следует чистить зубы, рассказывали о мельчайших невидимых глазу микроорганизмах – микробах, которые являются возбудителями некоторых болезней. «Если в зубе образовалась дырочка (кариес) или пища попала в щель между зубами – это готовый «домик» для микробов. Вот почему необходимо чистить зубы утром и вечером.
Детям предлагали представить один типичный день жизни в детском саду. Просили назвать, сколько раз в день приходиться мыть руки детям. Когда «до», когда «после» определённых действий. Вместе с детьми разбирали проблемные ситуации на выполнение правил личной гигиены: как поступить,
если на улице, в транспорте, в общественном месте вдруг захочется пить, есть; как быть, если на улице угостили знакомые взрослые или дети конфетой.
В рамках обсуждения необходимости профилактики болезней познакомили детей с витаминами, их значением для жизни человека: «У того, кто ест фрукты и сырые овощи, как правило, хорошее самочувствие, чистая кожа, изящная фигура. Овощи и фрукты – главные поставщики витаминов. А конфеты, мороженое, особенно в больших количествах, вредны для здоровья.
Помни истину простую –
Лучше видит только тот,
Кто жуёт морковь сырую
Или сок морковный пьёт.
От простуды и ангины
Помогают апельсины,
Ну а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.
Беседуя с детьми о витаминах, предлагали детям назвать их любимые блюда и вместе анализировали, всегда ли они полезны. Вспоминали случаи из жизни детей, когда кто-то чувствовал себя плохо, после того, как съел большой кусок торта с кремом, холодное мороженое, немытое яблоко, копченую курицу.
Зачастую большинство дошкольников не могут объяснить причину своего недомогания, рассказать о том, что они чувствуют, переживают. Чтобы решить данную проблему, учили детей обращаться к взрослым при возникновении плохого самочувствия. Для этого организовывали специальные тренинги, в которых дети произносили слова характеризующие состояние больного (болит голова, стреляет в ухе и т.п.).
Итак, все используемые нами формы организации детской деятельности, методы и приёмы были доступны детям, так как учитывался возраст детей, а самое главное причинно – следственные связи, которые формировали осознанность в поведении детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста
Консультация для воспитателей...
"Развитие осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста"
Здоровье детей – богатство нации. Данный тезис является значимым в современном мире, так как состояние детского населения России вызывает большую тревогу общества. Согласно исследованиям специалистов,...
Развитие осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста
здоровье дошкольников...
Консультация для родителей "Развитие осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста"
В данном материале раскрыта задача и приёмы работы с дошкольниками 5-го жизни в работе по формированию осознанного отношения к своему здоровью....
О ВОСПИТАНИИ ОСОЗНАННОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Современный мир полон проблем, здоровье – главная ценность человека – стоит на первом месте. Ни новые медицинские технологии лечения людей, ни обеспеченность рынка фармакологическими...
Фестиваль дружбы народов как одна из форм воспитания толерантного отношения к представителям разных национальностей у детей дошкольного возраста.
Фестиваль дружбы народов как одна из форм воспитания толерантного отношения к представителям разных национальностей у детей дошкольного возраста.В настоящее время одной из острейших проблем является в...
Воспитание уважительного отношения к семье, обществу, государству у детей дошкольного возраста
Воспитание уважительного отношения к семье, обществу, государству у детей дошкольного возраста...