"Развитие осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста"
статья по теме
Здоровье детей – богатство нации. Данный тезис является значимым в современном мире, так как состояние детского населения России вызывает большую тревогу общества. Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложено в детстве. Только 10% детей приходят в школу здоровыми. Среди детей 85 – 90% отстают в обучении не из-за лени или недоразвития, а вследствие состояния здоровья. Можно ли остановить процесс нездоровья детей, надеясь на медицину? Невозможно, так как в большинстве случае врачи имеют дело с уже заболевшими детьми. Поэтому в настоящее время в нашей стране , как и во многих других странах мира, стала развиваться валеология – наука о сохранении и формировании здоровья. Ее основной принцип – человек должен познать себя, научиться по-особому, бережно относиться к своему здоровью. Особенно это должен осознать ребенок. Ведь от этого во многом зависит его дальнейшая жизнь. А мы, взрослые, должны помочь ребенку познать себя и научить управлять своим организмом, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для воспитателей | 19.31 КБ |
Предварительный просмотр:
КОММУНИКАТИЧНЫЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Консультация для воспитателей.
Период детства - период активного формирования социально-психологических основ личности, приобщения к человеческой культуре, воспроизводство социального опыта. Усвоение ребенком норм общения, овладение навыками индивидуальной и коллективной работы.
Отечественной педагогикой и психологией признано, что сферой социального творчества ребенка, где закладываются основы его полноценного социального общения, является совместная игра с другими детьми.
Участие в совместных с другими детьми играх закладывает у ребенка основы для полноценного социального общения, умения понимать других людей и себя.
Игра - выверенный веками, народным опытом фактор социализации личности. Музыка тесно связана с моторно-мышечными и интонационно – речевыми ощущениями, и этим она особенно близка к игре. Следовательно, музыкально-игровая деятельность может быть педагогически направлена на развитие социальных качеств детей. Воспитатель может использовать игровой потенциал музыкальной деятельности для развития навыков общения между детьми в группе, воспитания у детей доброго отношения друг к другу.
В данном случае речь идет о коммуникативных играх. Музыкальные коммуникативные игры – это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей в межличностные отношения, развитие социальных навыков их поведения и создание условий для свободного и естественного проявления индивидуальных качеств ребенка. Музыка в этих играх используется как фактор, организующий игру во времени, ритме, эмоциональном настрое. Поэтому музыкальная коммуникативная игра – это синтез музыки с речью, движением, пространственными, тактильными, зрительными ощущениями.
Коммуникативные игры разнообразны по форме. Это может быть обычная сюжетно – ролевая игра с эпизодическим применением детьми музыкального репертуара, включение в общий сюжет песенок.
Коммуникативные игры классифицированы в соответствии с той функцией, которую они выполняют в развитии динамической стороны общения у детей:
- игры - пластические импровизации, развивающие творческое воображение и эмоционально выразительные движения («Репка», «Игра со стульчиками», «Бабочка и ветерок», «Волшебник и цветы», «Водоросли», «Бабочки и жуки»)
- игры – зеркала, пластические диалоги в парах, направленные на развитие навыков невербального общения «Море волнуется», «Зеркало», «Мышки на зарядке» , «Ткачи», «Король», «Позы», «Тряпичная кукла», «Водители машин»)
- тактильные игры, когда дети трогают друг друга, держатся за руки («Цепи кованные», «Гори ясно», «Горелки», «Волк и гуси», и т.п.)
- ритмо –интонационные игры с именами. Эти игры являются своеобразными тренингами, дающими возможность ребенку представить себя в различных ролях, «примерить» на себя эти роли, найти свой образ, стиль. В этих играх каждому ребенку уделяется внимание всех: представленный им образ тут же копируется всеми. Эти игры позволяют детям не только увидеть себя со стороны, но и ощутить свою значимость в коллективе. Кроме того, звучание собственного имени из уст окружающих вызывает положительные эмоции и настраивает на доброжелательные отношения с другими детьми. Громкое четкое произнесение своего имени помогает ребенку справиться с робостью, почувствовать свои силы и уверенность в себе.
К коммуникативным играм относится практически весь детский фольклор. Детский игровой фольклор можно рассматривать как уникальное средство социального развития ребенка, поскольку он учитывает возрастные психофизиологические особенности ребенка, его интересы и творческие возможности.
Коммуникативные игры ,это своеобразная школа по освоению навыков сотрудничества: здесь отрабатывается и умение действовать в рамках правил и способности эмоционально откликаться на состояние другого, «болеть» за партнера, формируются навыки взаимовыручки и чувство «локтя», а так же множество других качеств, необходимых ребенку для полноценного самоощущения в детском коллективе.
Совместная деятельность воспитателя и детей
Этот блок занятий предусматривает формирование самостоятельной двигательной деятельности дошкольников, обеспечивает возможность саморазвития личности. Дети осваивают умение действовать в группе сверстников, кооперироваться с ними, вступать в самостоятельные отношения. Для рациональной организации самостоятельной деятельности детей воспитатель должен продумать размещение в групповой комнате физкультурного инвентаря и спортивного оборудования. Предметная среда должна так же предоставлять детям возможность действовать индивидуально или совместно со сверстниками.
Для развития самостоятельной двигательной активности поможет дидактический материал (рисунки, схемы, карточки), который можно поместить в «Уголок юного спортсмена», подборка иллюстраций о видах спорта, спортсменах. В группе необходимо иметь спортивную символику, атрибутику, спортивное инвентарь, нестандартное оборудование.
Планирование свободной деятельности предусматривает:
- Рассматривание иллюстраций о видах спорта, спортсменах.
- Рассматривание альбомов «Забочусь о своем здоровье»
- Создание условий для игр разной степени подвижности.
- Индивидуальную работу с детьми (как со слабыми, так и с сильными по уровню физической подготовленности).
- Работу с детьми, имеющими различные отклонения в состоянии здоровья.
- Предварительную работу до физкультурных занятий.
- Ознакомление дошкольников с подвижными и спортивными играми.
- Ознакомление с дидактическими играми «Спортивное домино», «Одень спортсмена для соревнований», «Угадай вид спорта», настольные игры «Футбол», «Хоккей».
- Рисунки на спортивную тематику.
- Изготовление атрибутов к подвижным играм.
- Рассказы, сказки, викторины, загадки на спортивную тематику.
- Разучивание спортивных стихов, песен, считалок.
- Шахматно-шашечный клуб.
- Подвижные игры и спортивные упражнения на прогулке.
- Проведение подвижных игр и упражнений в основных видах движений на прогулке повышает двигательную активность детей, способствует дальнейшему закреплению навыков, улучшению здоровья.Подготовка к проведению подвижных игр и упражнений на прогулке несложна. Выходя на прогулку, дети выносят нужный инвентарь: несколько мячей, скакалки, кубики, веревки и т.п. если требуется, дети вместе с воспитателем устанавливают на площадке гимнастические скамейки для проведения игр или игр – эстафет. В теплый период года игры и упражнения можно проводить как в начале прогулке, так и в конце. В холодный период – в конце прогулки, с тем, чтобы разгоряченные дети сразу уходили в помещение.
- Вначале проводится бессюжетная игра или эстафета. Она повторяется 3-4 раза. Воспитатель следит за точным выполнением правил: раньше времени не выбегать, сбил кеглю, вернись и поставь на место и т.д. Временно освобожденные после болезни дети привлекаются воспитателем в качестве помощников и судей.
- Затем детям предлагают выполнить уже знакомые упражнения в основных видах движений: прыжки в длину с места, ходьба с перешагиванием через предметы, метание и др. При необходимости нужно оказать помощь, сделать индивидуальные замечания.
Таким образом, дети изучают движение на физкультурном занятии в зале, закрепляют во время игр и упражнений на прогулке. Через некоторое время это движение выполняется во время эстафеты или игры. После того, как упражнение в основном движении повторено 3-4 раза, воспитатель организует подвижную игру. Сюжет игр подобран так, чтобы дети активно двигались: бегали, прыгали, метали.
Во время игр и проведения основных движений дети одеты в обычную одежду для прогулок, поэтому воспитатель должен следить, чтобы они не перегревались. При большой активности детей в игре можно несколько удлинить перерывы между повторениями, обсудив в это время действия детей и допущенные ими ошибки. В сырую и ветреную погоду нужно увеличить активность детей, выбрав для игры большую по размерам площадку, сокращая время между повторениями.
При организации двигательной деятельности на прогулке большое место отводится спортивным играм и упражнениям.
Обучение детей спортивным упражнениям и элементам спортивных игр в основном проводится воспитателем на физкультурных занятиях, организуемых на воздухе. Но для того, чтобы дети овладели навыками спортивных упражнений и научились играть в спортивные игры, необходимо повторять и закреплять их во время прогулок.
В зависимости от погодных условий, наличия спортивного инвентаря, степени овладения детьми той или иной спортивной игрой и упражнениями воспитатель распределяет виды упражнений на все дни недели. В одних случаях дети могут упражняться в нескольких видах игр, в других случаях на прогулке планируется только один вид спортивного упражнения. При этом дети могут играть только в присутствии воспитателя.
К участию в спортивных играх и упражнениях воспитатель вначале привлекает тех детей, которые недостаточно усвоили упражнения на физкультурных занятиях. В дальнейшем нужно стремиться к тому, чтобы активно действовали все. Дети должны овладеть не только элементами спортивных игр, но и знать их основные правила, название спортивного инвентаря, уметь ухаживать за ним. Обучение спортивным играм значительно ускоряется, если воспитатель сам принимает в них активное участие, руководит действиями детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста
Консультация для воспитателей...
Развитие осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста
здоровье дошкольников...
Консультация для родителей "Развитие осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста"
В данном материале раскрыта задача и приёмы работы с дошкольниками 5-го жизни в работе по формированию осознанного отношения к своему здоровью....
Развитие осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста
Консультация для воспитателей, о том как развивать у детей правильное отношение к своему здоровью....
Консультация для воспитателей "Развитие осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей "Развитие осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста"...
Консультация для воспитателей «Развитие осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста»
laquo;Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье –это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность з...
Консультация для воспитателей "Развитие осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста
Консультация для воспитателей "Развитие осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста...