Педагогический совет " Патриотическое воспитание в современном обществе"
методическая разработка по теме
ЗАДАЧИ:
-ФОРМИРОВАНИЕ У ПЕДАГОГОВ ПОНИМАРИЯ АКТУАЛЬНОСТИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ НАЧАЛ У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_sovetno2-_patrioticheskoe_ivospitanie.docx | 94.47 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 30 « Аленушка»
г. Волжского Волгоградской области
(МБДОУ д/с общеразвивающего вида № 30)
Педагогический совет №2
"Патриотическое воспитание в современном обществе"
"Патриотическое воспитание в современном обществе"
Задачи:
-формирование у педагогов понимания актуальности работы по развитию патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе;
-создание условий для самообразования педагогов в данном направлении; -активизация деятельности педагогов при проведении педагогических мероприятий.
Предварительная работа:
- анкетирование по теме "Готовность педагогов к патриотическому воспитанию";
- проведение открытых мероприятий;
- проведение смотра – конкурса « Уголок патриотического воспитания»;
План педагогического воспитания:
1. « Актуальность вопроса, проблемы патриотического воспитания в современном обществе» -выступление ст. воспитателя
2.Доклад « Патриотическое воспитание в дошкольном возрасте» - выступление воспитателя- эколога Марченко О.А.
3. Доклад « Роль семьи в воспитании патриотизма»- выступление Рыбаковой И.Ю.
4. Презентация программы Е.С. Евдокимовой « Воспитание маленького волжанина»
5. «Анализ тематического контроля по реализации программы» - выступление ст. воспитателя Спициной Т.В.
6. Доклад « Роль русских народных игр в патриотическом воспитании дошкольников», презентация подвижных игр на физкультурных и музыкальных занятиях» - вступление Распоповой Т.Ю.
7. Презентация дидактических игр по патриотическому воспитанию- выступление Рыбаковой И.Ю.
8. Доклад « Патриотическое воспитание младших дошкольников», презентация открытого занятия « Семья» во 2 мл. группе – выступление Смирновой Т.А.
9. Проект решения педагогического совета.
Ход педсовета:
1. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Ценностные установки, провозглашенные в Конституции РФ и национальной доктрине образования: права и свобода человека, любовь к Отечеству, равноправие народов, незыблемость демократической основы России, бережное отношение к историко-культурному наследию народов, разностороннее развитие детей, - служат базовыми ориентирами при определении целей патриотического воспитания. Стратегия развития образования на период до 2025 г. предусматривает в том числе государственный заказ на (цитата) "высоко нравственного патриота своей Родины". В настоящее время большое значение приобретают поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов к организации этой деятельности с подрастающим поколением. Переосмысливаются ценностные установки, ориентиры, по-иному раскрывается смысл таких понятий, как "патриотизм", "гражданин", "патриот".
Хотелось бы узнать, как вы понимаете эти определения: Что такое патриотизм? Какого человека можно назвать патриотом? Гражданин? Сл. №
Каковы ваши ориентиры в патриотическом воспитании, насколько вы готовы поднимать данную проблему. Для этого предлагаю вашему вниманию презентацию по результатам анкетирования "Готовность педагогов к патриотическому воспитанию". Найти ответы на эти сложные вопросы непросто. Какие проблемы в данной сфере по вашему мнению в настоящее время наиболее актуальны?
Низкая мотивация к ЗОЖ, обособленность граждан, отсутствие коллективистских качеств, ценностного отношения к окружающему миру, труду других, компьютеризация всех сфер жизни - отсюда безликость, бесчувственность отношений, поступков, результатов деятельности, давление негатива в СМИ, со стороны взрослого общества на подрастающее поколение, малая доступность возможностей духовного обогащения людей (платные услуги музеев, театров, выставок и т. д.).
Вы совершенно правы. Обобщая все это, можно сказать, что задача педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле, воспитывать любовь и уважение к родному дому, улице, городу, чувство гордости за достижения страны, уважение армии; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. Ведь все это и составляет истоки патриотизма, который зарождается в познании, а формируется в процессе систематического и целенаправленного воспитания.
2. Практическая работа
Педагогам предлагается нарисовать образ Родины
Анализ рисунков.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что во поле
Под ветром, склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца. М. Матусовский.
3. часть.
Выступления педагогов.
1. Доклад « Патриотическое воспитание в дошкольном возрасте» - выступление воспитателя- эколога Марченко О.А.
2. Доклад « Роль семьи в воспитании патриотизма»- выступление Рыбаковой И.Ю.
3. Презентация программы Е.С. Евдокимовой « Воспитание маленького волжанина»
4. «Анализ тематического контроля по реализации программы» - выступление ст. воспитателя Спициной Т.В.
5. Доклад « Роль русских народных игр в патриотическом воспитании дошкольников», презентация подвижных игр на физкультурных и музыкальных занятиях» - вступление Распоповой Т.Ю.
6. Презентация дидактических игр по патриотическому воспитанию- выступление Рыбаковой И.Ю.
7. Доклад « Патриотическое воспитание младших дошкольников», презентация открытого занятия « Семья» во 2 мл. группе – выступление Смирновой Т.А.
4. часть
Проект решения педагогического совета
В этом направлении проведена большая работа. Годовая задача остается на следующий год. Педагогическим коллективом было решено:
1. Доработать планы всем педагогам.
2. Дополнить развивающую среду – группам № 2. № 1.
3.Скоординировать работу с родителями, используя нетрадиционные методы.
Приложение 1
Приложение2
ПРОГРАММА ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
Организация работы по патриотическому воспитанию в детском саду
Сроки: с 18 марта по 22 марта 2013 г.
Исполнители: Л.И. Балабина, Т.В. Спицина.
Задачи
- Дать оценку работе педагогического коллектива по патриотическому воспитанию дошкольников в условиях детского сала.
- Изучить документацию педагогических работников детского сада по планированию и реализации вопросов патриотического воспитания дошкольников.
4. Обобщить систему работы и определить перспективы деятельности педагогического коллектива по патриотическому воспитанию детей в ДОУ.
Вопросы, подлежащие проверке
1. Организация развивающей предметной среды в группе:
- наличие игрового и развивающего оборудования, способствующего формированию нравственно- патриотических чувств и представлений;
- наличие дидактических игр и пособий, направленных на патриотическое воспитание;
- педагогическая целесообразность и возрастное соответствие представленных пособий и игр.
2. Работа воспитателей по формированию начал нравственной культуры:
- интегрированные занятия;
- беседы с подгруппой детей;
- открытые мероприятия.
-индивидуальные беседы с детьми, специально организованные игры, игровые ситуации;
3. Проверка документации педагогических работников:
- отражение в календарных планах мероприятий по нравственно- патриотическому воспитанию детей;
- планирование индивидуальной работы с детьми по формированию культуры поведения, воспитанию гуманного отношения к природе и окружающему миру;
- планирование закрепления морально-этических и социальных знаний и умений в играх, трудовых поручениях и других режимных моментах;
- планирование работы с родителями (индивидуальные и групповые консультации, беседы).
4. Работа с родителями:
- наличие консультаций, памяток и других методических материалов для работы с родителями по данной тематике;
- оформление в «Уголке для родителей»;
- наличие выставок специальной литературы «В помощь родителям».
Основные формы и методы контроля
- Наблюдения за организацией воспитательно-образовательного процесса (посещение занятий, контроль режимных моментов).
- Проверка документации. Анализ календарных планов воспитателей.
3. Беседы с детьми, педагогами и родителями.
4.Наблюдение за поведением детей во время совместных игр, на прогулках.
5.Проверка имеющихся пособий и методических материалов
по данному разделу программы.
6.Работа с родителями. Консультации, оформление наглядной агитации, наличие памяток для родителей, выставка литературы по данной тематике и др.
Приложение 3
Итоги смотра- конкурса Уголков патриотического воспитания.
1. Младший возраст
Цель – ознакомление с ближайшим окружением.
В уголке имеется следующий материал: семейный фотоальбом группы « Моя семья». Дидактические игры: « Профессии», « Хорошо - плохо».
Тематические картинки « Мой детский сад»; иллюстрации « Труд детей и взрослых в природе».
Художественная литература по фольклору: потешки, русские народные сказки, песенки. Предметы народного декоративно- прикладного искусства- матрешки.
Рекомендации.
Приобрести: тематические папки, изображающих членов семьи в отдельности,
« Девочки» и « Мальчики», « Эмоции», « Правила поведения в общественных местах»;
Макет «Сельский дворик»;
Дополнить предметы народного искусства.
2. Средний возраст
Направление - моя семья, мой детский сад, мой город, его достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской культуры.
В уголке имеются: иллюстрации, подбор открыток г. Волжского, Волгограда.
Предметы народного декоративно- прикладного искусства: матрешки, работа по дереву, вышивки.
Художественная литература по фольклору: сказки, песенки, пословицы, поговорки.
Элементы государственной символики, элементы областной и муниципальной символики. Материал для ознакомления с защитниками Отечества (подбор иллюстраций)
Рекомендации
Приобрести
Макет « Комната-горница», « Крестьянское подворье»
Дополнить предметы старины, русские игрушки, дидактические игры.
3. Старший возраст
Направление- краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю.
В уголке имеется весь необходимый материал по патриотическому воспитанию, соответствующий программе и данному возрасту.
Вывод:
По результатам смотра- конкурса уголков патриотического воспитания определен победитель конкурса группа № 3.
Педагогов Скащенкову Т.И. и Рыбакову И.Ю. наградить почетной грамотой , активных родителей, принявших участие в оформлении уголка отметить на родительском собрании.
Группам № 2 и № 1 доработать материал .
Сроки до 30 мая.
Приложение 4
Справка по результатам тематического контроля
« Организация работы по патриотическому воспитанию дошкольников в детском саду».
1. Размещение предметной игровой среды в группах отвечает концепции построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования. Принципы построения развивающей среды соответствуют личностно- ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком.
Игровая среда построена с учетом возрастных различий детей. Предусмотрено игровое « зонирование», которое в то же время не разобщает играющие группировки, а способствует их взаимодействию. В группе № 3 – педагоги (Скащенкова О.В. и Рыбакова И.Ю.) с участием педагога по изодеятельности Резниковой О.В. изготовлены макеты « Русская изба» и
« Казачья усадьба». Макеты используются на занятиях и в свободной деятельности. Детям наглядно представляют историю быта русского народа, Нижнего Поволжья.
В группах представлены дидактические игры по патриотическому воспитанию ( группа № 3 воспитатели Скащенкова Т.И. и Рыбакова И.Ю.).
В каждой группе организован « патриотический уголок», где подобраны материалы:
-фотографии г. Волжского, Волгограда, достопримечательности Волгоградской области;
В группе № 3 педагогами Рыбаковой И,Ю. и Скащенковой Т.И. подобран методический материал по нравственно- патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста:
- альбомы «Россия- Родина моя», « Моя родина- Россия», «Семья», « Ромашка»,
« Березка», « День матери»,» 23 февраля», « Сталинград», « 9 Мая», « Праздники на Руси», « Пасха», « Рождество», « Хлеб- всему голова»
2. В период октябрь- март были проведены открытые интегрированные занятия, способствующие формированию и воспитанию у детей дошкольного возраста патриотических чувств:
-« Россия - Родины моя» отв. Скащенкова Т.И. Занятие прошло в интересной форме, используя инновационные технологии (ИКТ). На занятии педагог познакомила детей с «неофициальными символами России», вызвала интерес к русскому народному творчеству, декоративно- прикладному искусству;
- «Семейные обычаи на Руси» отв. Резникова О.В.. Педагогом проведена большая работа по духовно- нравственному воспитанию дошкольников. На занятии дети познакомились с обрядами старины, с основами познавательно-ценностного отношения в семье. Педагог использовала различные технологии: здоровьесберегающие, ТРИЗ, нетрадиционные техники лепки из соленого теста.
На занятии дети расширили словарный запас речи, совершенствовали грамматический строй речи.
-«Волгоград- Сталинград»- отв. Лопырева О.К.. На занятии педагог уточнила знания детей о городе- герое - Волгограде. Познакомила с историческими событиями, происходившими в нашем городе в годы ВОВ. Используя мультимедийную установку, детям были представлены фотографии военных событий, все трудности и беды того времени;
- « Сталинградская битва»- отв. Марченко О.А. ,используя мультимедийную установку, для детей была представлена презентация « Сталинградской битвы»;
- « Моя семья» отв. Смирнова Т.А., в процессе занятия детям младшей группы прививались любовь и уважение к старшим (мамам, папам, бабушкам, дедушкам). Педагог дала понятие целостности семьи, взаимоуважения между членами семьи;
- Праздник « 2 февраля» отв. Распопова Т.Ю. и педагоги. Нужно отметить хорошую организацию и проведение мероприятия. Яркие выступления детей и гостей праздника оставили незабываемые впечатления всем участникам праздника.
Приглашенные гости выразили благодарность детскому саду на страницах газеты « Городские вести»;
- Праздник « 23 февраля»- отв.Распопова Т.Ю. и педагоги. Традиционный праздник с участием пап в ДОУ. Дети с большим интересом показывали свою ловкость и мастерство в соревнованиях с папами.
-Праздник « 8 Марта»- отв. Распопова Т.Ю. и педагоги. Праздничный концерт проходит с участием мам и бабушек. Дети гордились талантами своих бабушек и мам.
-Праздник « Масленица» отв. Распопова Т.Ю. и педагоги. Ценность праздника- знакомство с традициями русского народа, его культурой, обычаям. Дети познакомились с народными играми, хороводами, закличками, сказочными героями народного праздника « Масленица»;
Все проведенные мероприятия носили большую воспитательную ценность. Привлечение родителей к участию в праздничных мероприятиях « 8 Марта» и «23 февраля» имело большое воспитательное значение в формировании любви и уважения к близким людям, к природе, к Родине.
Большая работа по патриотическому воспитанию проведена не только с детьми, но и с педагогами:
-консультации:
* «Нравственно- патриотическое воспитание старших дошкольников» отв. Рыбакова И.Ю.;
* «Воспитание любви к природе родного края» отв. Марченко О.А.;
*«Патриотические чувства, как компонент нравственного воспитания дошкольников» отв. Скащенкова Т.И.;
* «Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ» отв. Резникова О.В.
Работу по патриотическому воспитанию педагоги отразили в проектной деятельности. Проекты были представлены на методических совещаниях и городском метод. объединении:
- «Слава армии любимой», « Волгоград - город-герой» отв. Рыбакова И.Ю.
- «Пасха - светлый праздник Христова Воскресения», « Развитие художественного творчества и эстетического восприятия окружающего мира средствами нетрадиционных техник изобразительной деятельности у дошкольников» отв. Резникова О.В.,
- « Если скажут слово « Родина», « Хлеб - всему голова» отв. Скащенкова Т.И.
- « Православные праздники на Руси»- ТВ группа педагогов Скащенкова Т.И. и Резникова О.В.
Педагогами Скащенковой Т.И. и Резниковой О.В. был обобщен опыт работы по духовно- нравственному воспитанию на городском методическом объединении, что является началом основ патриотического воспитании дошкольников.
Большое значение имеет работа педагогов с родителями по патриотическому воспитанию. Педагоги группы № 3 изготовили консультации по теме: « Как праздновали Рождество на Руси», « Как праздновали Пасху на Руси».
Стало традицией проводить в детском саду выставки поделок из бросового материала:
- « Военная техника», « Накормим наших птиц», «Новогодний сувенир - Снеговик». Свое мастерство показали мамы, бабушки, старшие сестренки в конкурсе поделок « Золотые руки наших мам».
Привлекая родителей к участию в совместных конкурсах с детьми, мы приобщаем их к решению данной проблемы, так как воспитание чувства патриотизма - это общая проблема.
Воспитателями подготовительной группы (Скащенкова Т.И., Рыбакова И.Ю., Резникова О.В.) было организованно родительское собрание по теме:
« Приобщение родителей к семейным традициям». Резникова О.В. провела мастер-класс « Кукла- оберег». Родителей познакомили с миром народных кукол, обрядами, что способствовали развитию творческого начала, воображения, фантазии на основе ознакомления с традициями своего народа. Знакомили родителей, как через игру выражать свои чувства. Родители приобрели навыки работы с различным материалом. Куклы- обереги - целая философия, мудрость, веками накопленная и передающаяся из поколения в поколение нашим народом.
Родительское собрание носило не только творческий, но и воспитательный характер. Тесное сотрудничество педагогов, родителей и детей подняли тему материнства и детства, любви к семейному очагу, родному дому, Родине.
Духовно- нравственное воспитание является неотъемлемой частью патриотического воспитания. Невозможно воспитать патриота, не привив любви к ближнему окружению.
3. Проверка документации педагогических работников показала, что необходимо доработать перспективные планы, календарно- тематическое планирование, обратив особое внимание на программу Е.С. Евдокимовой « Воспитание маленького волжанина»: спланировать работу с родителями, используя нетрадиционные методы.
Вывод:
По результатам тематического контроля можно сделать следующие выводы:
- работа ведется целенаправленно, систематично. Грубых нарушений не выявлено.
-Лучший опыт нравственно- патриотического воспитания детей дошкольного возраста был выявлен в подготовительной группе (Резникова О.В., Скащенкова Т.И., Рыбакова И.Ю.) Здесь более целенаправленно ведется работа по патриотическому воспитанию.
Рекомендации
1. На заключительном педагогическом совете обобщить опыт работы педагогам: Рыбаковой И.Ю., Марченко О.А..по патриотическому воспитанию.
2. Педагогам группы № 1 - Смирновой Т.А., Евдокимовой Я.О. более активно принимать участие в методической деятельности.
3. Всем педагогам привести в соответствие календарное и перспективное планирование, документацию по работе с родителями, методические разработки по патриотическому воспитанию.
4. При анализе работы за 2013-2014 уч. год. каждому педагогу проанализировать проделанную работу по данному направлению и наметить перспективы дальнейшей деятельности с детьми и родителями на следующий учебный год. Задачу патриотического воспитания дошкольников признать долговременной и ежегодно планировать работу в этом направлении.
Выступление
« Роль семьи в воспитании патриотизма в дошкольном возрасте»
Семья — один из древнейших институтов, переживающий целые эпохи. Долговечность семьи заключается в том, что именно она позволяет человеку во все времена чувствовать себя уверенно в обществе. Она, словно источник, питает более широкие и высшие сферы жизни человека — чувство Родины и патриотизм. О важности семьи в патриотическом воспитании говорили многие выдающиеся философы.
«Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре родной страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и этических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте — самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
Наследовать — значит делать своим, осваивать наследие — то, что было создано, приобретено, накоплено предыдущими поколениями. Культурное наследие народа — огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазаривать, не размельчить, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его
в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании».
Культуру и ее ценности Н.К. Рерих называл древом, питающим творчество человека. Он видел назначение культуры в сохранении основ образования, называл ее священным оплотом человечества, мечтал о том, что культура войдет в каждодневный обиход хижины и
дворца: «Культура есть почитание света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоуханье, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Если соберем все определения культуры, мы найдем синтез действенного блага, очаг процветания и созидательной красоты ».
Культура — живая нить, которая связывает поколения, объединяет настоящее, прошлое и будущее. Обращение к исторической памяти народа, его культурным ценностям позволяет сформировать у детей представления о нравственных нормах. Б.М. Бим-Бад отмечал, что у человека есть две матушки: матушка природа и матушка история. Чем выше и совершеннее культура, которой овладел индивид, тем большей свободой он обладает.
Выступление
«Патриотическое воспитание в дошкольном возрасте»
Чтобы понять, что такое Родина, надо расстаться с ней на некоторое время. В разлуке появляется тоска по дому, родителям, друзьям. Родина — это березка у двора, скамья, где тебе объяснялись в любви; дом, куда ты приезжаешь, когда тебе плохо. Родина — добрые руки мамы, школа, где ты учился 10 лет с товарищами; кусты сирени, цветущие в мае, и пение соловьев. Родина там, где тебя любят и ждут.
У каждого человека понятие «родина» свое, но общее то, что это место, где ты родился и живешь. Человек, знающий и любящий свою Родину, не способен ее предать.
Как вы думаете, в чем заключается суть патриотического воспитания в дошкольном возрасте?
Давайте выстроим логическую цепочку в словах, которые я прочту: Родина, народ, человек, семья, род. (Человек, семья, род, народ, Родина.)
У каждого человека можно воспитать патриотические чувства?
(Ученые установили, что у людей есть ген патриотизма. Те люди, у кого он отсутствует, при определенных обстоятельствах могут стать предателями.) Система образования призвана обеспечить:
— историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традиции и культуре других народов;
—формирование культуры мира и межличностных отношений.
За последние годы в нашей жизни произошли значительные изменения. Канули в прошлое многие праздники, но появились новые, которые до сих пор не можем воспринимай, как национальные. Кумиры, которым поклонялись десятки лет, свергнуты с пьедестала.
«Вообще-то патриотизм всегда будет в моде, потому что «патриотизм» в переводе с латинского — это любовь к родине.»
Для нас, педагогов, работающих с дошкольниками, вопрос содержания знаний, которые могли бы способствовать воспитанию' любви к Родине, всегда важен и актуален. Как вы думаете, на каком материале можно воспитывать патриотов? (Ответы.)
Патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, которые усваиваются ребенком на протяжении всего детства.
Поэтому естественным требованием к содержанию патриотического воспитания дошкольников является включение в него культурно-исторического, духовно-нравственного и других компонентов, знание истории и традиций нашей страны. Мы знаем, что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда. В детские годы формируются основные качества человека, поэтому важно с раннего возраста зародить интерес к истории России. А первые воспитатели ребенка — родители, поэтому все надо начинать с семьи.
Выступление
« Роль русских народных игр в патриотическом воспитании дошкольников»
«А игры не будет, что ж тогда останется?» Л.Н.Толстой «Детство» «... через детей последующих поколений детские игры снова и снова повторяются, снова оживляются в памяти живущих поколений и снова молодеют...» Е.А.Покровский.
Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Русские народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои. Желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость вырабатывало стремление к победе.
Передовые представители культуры призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит, оригинальность самовыражения того или иного народа. В нашей стране повсеместно и неуклонно происходит возрождение древней культуры, развиваются и совершенствуются национальные традиции в искусстве и литературе, содержащие в себе богатейшие фольклорные пласты, куда относится и русская народная игра. Она является неотъемлемой частью
интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.
По содержанию все народные игры лаконичны; выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулирует переход детского, организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана одной из ведущей деятельностью дошкольников.
Все свои жизненные переживания дети отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ ( «У медведя во бору», «Мыши», «Горшки», «Заря-Заряница», «У бабушки Тамары» и т.д.) Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в играх зачины, диалоги, непосредственно характеризующие персонажей, требуют активной умственной деятельности.
В играх, не имеющих сюжета и построенных на отдельных игровых занятиях, так же много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т.е.мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату ( «Ловишка»).
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют поведение детей, их взаимоотношение содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце и только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить». Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи («один за всех и все за одного»-цыплята),ответственности, смелости, находчивости(наседка).
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть и эстетическое значение. Составляют ценнейший неповторимый игровой фольклор. Так, например, зачины, которые являются игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на (объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил. Этому способствует ритмичность, напевность или характерное скандирование считалок, предшествующих игре:
1. Скоро с неба прилетит Синий-синий-синий кит. Если веришь, то сиди, А не веришь - выходи!
2.Я куплю себе дуду
И по улице пойду,
Громче, дудочка, дуди:
Мы играем, ты води.
З.Шла кукушка, мимо сети,
А за нею малы дети,
Кукушата просят.пить,
Выходи - тебе водить,
• Помимо считалок, существуют и жеребьевки, которые также создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры. Они применяются в тех случаях, когда необходимо поделиться на команды. Например, игроки путем считалки выбирают 2 ребят, а они, договорившись, кто из них как будет называться, встают и образуют воротца (игра «Солнце и Месяц»).
Остальные играющие пробегают в эти воротца друг за другом. Последнего ворота задерживают: игроки опускают руки и тихо спрашивают:
К кому пойдешь, к солнцу или к месяцу?
Играющий встает позади того, кого выбрал.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь школьников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Взрослый, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к ее содержанию. Он следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоциональное настроение и взаимоотношение играющих, приучает ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть, играть.
Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу.
Итак, русские народные игры в комплексе с другими, воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Выступление
« Патриотическое воспитание младших дошкольников»
слайд
Детство - ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной
%
край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов - лучший период для формирования любви к малой родине.
Слайд Цель:
Воспитание любви и уважения к семье - неотъемлемой части малой родины,
родным и близким людям;
ознакомление детей с ближайшим окружением: детским садом, домом,
людьми.
Слайд Задачи:
Воспитание любви и уважения к семье - неотъемлемой части малой родины,
родным и близким людям;
ознакомление детей с ближайшим окружением: детским садом, домом,
людьми.
Слайд
Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях.
Слайд
Образовательная деятельность:
знакомим с понятием семья. Дети учатся называть членов семьи; узнают, что в семье заботятся и любят друг друга.
Слайд
Дидактические игры.
1. Цель: соотносить действия людей с их профессией.
2. Цель. Формировать у детей представления о хорошем и плохом поступке, поведении, умение правильно оценивать себя и других. Учить видеть положительные и отрицательные качества.
Слайд.
Одним из главных условий патриотического воспитания является приобщение к труду.
Цель: Воспитывать бережное отношение к природе
Развивать трудолюбие, формировать нравственно - волевые качества.
Слайд.
Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Слайд.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Слайд.
Взаимодействие с родителями.
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большуюпомощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм
Слайд
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
материалы к педсовету: сообщение, деловая игра...
Педагогический совет "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
Систематизация знаний педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию....
Сообщение на педагогическом совете «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа» (из опыта работы)
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, ...
Педагогический совет « «Патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»»
Цель:- Обобщить знания педагогов о теоретических основах патриотического воспитания детей дошкольного возраста, этапах, формах и методах работы; способствовать творческому поиску;- повышение профессио...
Значимость патриотического воспитания в современном обществе
В материале представлена значимость патриотического воспитания в условиях современности и представлено информационное обеспечение работы по данному направлению в конкретном учреждении. Материал был по...
Доклад на педагогическом совете "Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС"
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС - актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом....
Доклад к педагогическому совету "Патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях в ДОУ"
Патриотизм - это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу....