Консультация для педагогов Тема: «Организация предметно-развивающей среды по речевому развитию дошкольников в ДОУ»
консультация (подготовительная группа)
Предметно – развивающая среда – это система материальных объектов
деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его
духовного и физического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 6 муниципального образования
Усть-Лабинский район
Консультация для педагогов
Тема: «Организация предметно-развивающей среды по речевому развитию дошкольников в ДОУ»
Воспитатель:
Курмилёва Л.Н.
Предметно – развивающая среда – это система материальных объектов
деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его
духовного и физического развития.
Обогащенная среда - это единство социальных и предметных средств
обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Роль предметно – развивающей среды в коммуникативном развитии ребенка.
Одним из условий для полноценного речевого развития детей является обеспечение развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ.
Творческое развитие ребенка дошкольного возраста успешно формируется в условиях предметно – развивающей среды, которая обеспечивает разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка.
В дошкольной педагогике под развивающей средой понимается естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В этой среде
возможно включение в активную познавательно– творческую деятельность детей группы.
Требования к предметно-развивающей речевой среде:
Насыщенность среды соответственно возрастным особенностям;
Трансформируемость пространства;
Полифункциональность материалов;
Вариативность среды;
Доступность среды (помещений, игр, материалов, пособий,
обеспечивающих все основные виды деятельности);
Безопасность
Организация развивающей среды в ДОУ с учётом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
В качестве основных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждении можно выделить следующие:
1. Речь педагога.
2. Методы и приемы, направленные на развитие речи детей.
3. Специальное оборудование для каждой возрастной группы
Одной из самых важных составляющих речевой развивающей среды является грамотная речь педагога, так – как педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует культуру речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания, т. е. оказывает огромное влияние на все стороны речи. Речь педагога имеет обучающую и воспитательную
направленность. Качества речи педагога: правильность, точность,
логичность, чистота, выразительность.
«В пустых стенах ребенок не заговорит…» - заметила в свое время Е. И. Тихеева.
Насыщая групповое пространство, педагоги заботятся в первую
очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои
важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками.
Группы должны быть оснащены
современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно–речевого развития детей.
Рекомендуемое наполнение в уголках по развитию речи
На развитие речевого дыхания: султанчики, вертушки, игрушки на
поддувание, снежинки, листики, легкие мячики из ваты и т.д.
На формирование фонетического восприятия и слуха: шумовые
инструменты, детские музыкальные инструменты, картинки для
определения звучащих инструментов и т.д.
Дидактические игры для активизации словаря;
Пособия для развития связной речи: серии сюжетных картинок,
разные виды театра, литературные уголки;
На развитие мелкой моторики: массажные валики, мячики, прищепки, пуговки, бусы, разные виды застёжек, шнуровки, мозаики и т.д.
Наполнение речевой развивающей среды определяется приоритетной линией речевого развития детей каждого возраста.
Речевая развивающая среда первой младшей группы
- грамотная, педагогически целесообразная речь педагога;
методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец, сопряжённая речь и др.);
- методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (рассказы, чтение);
- самостоятельное рассматривание картинок, игрушек, книжек и др. (на развитие инициативной речи).
Речевая развивающая среда второй младшей группы
- грамотная, педагогически целесообразная речь педагога;
методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности);
- методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (беседы, рассказы, чтение); организация деятельности детей с целью -стимулирования самостоятельного рассматривания книг, картинок,
игрушек, предметов для развития инициативной речи, обобщения и уточнения представлений детей об окружающем.
Речевая развивающая среда средней группы
- грамотная речь педагога;
- методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения: удовлетворение потребности в получении и обсуждении информации, формирование навыков общения со сверстниками, знакомство с формулами речевого этикета;
- методы и приемы, направленные на формирование умения слушать и слышать: выслушивание детей, уточнение ответов, подсказ, рассказы воспитателя с акцентом на стимулирование познавательного интереса;
- активное использование приемов формирования навыков общения со сверстниками;
- организация деятельности по рассматриванию, изучению наборов открыток, картинок, фотографий и др. для развития объяснительной речи.
Речевая развивающая среда старшей и подготовительной групп
- грамотная речь педагога;
- методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений;
- умений грамотного отстаивания своей точки зрения);
- методы и приёмы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей;
- трансформация высказываний в связные рассказы; побуждать к
пересказу, запись и повторение рассказов; уточнения, обобщения);
-организация восприятия с последующим обсуждением).
Создание условий для каждого ребенка с целью стимулирования
детского словотворчества и повышения качества детских
речевых высказываний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/18/picture-736731-1453103779.jpg)
Консультация для педагогов ДОУ "Построение предметно-развивающей эстетической среды"
Театрализованный центр - центр сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность по...
Консультация для педагогов на тему: «Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников»
Для того чтобы успешно существовать в социуме, человеку необходим важнейший навык — умение общаться с другими людьми. Часть информации при общении человек передает собеседнику при п...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/17/picture-710970-1447785725.jpg)
Консультация для педагогов тема: «Организация предметно-развивающей среды в группе, способствующей сенсорно-математическому развитию дошкольников»
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так да...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/30/picture-1317564-1711808494.jpg)
Педагогический проект на тему «Организация развивающей предметно – пространственной среды по речевому развитию в подготовительной к школе группе в контексте с ФГОС».
Педагогический проектна тему«Организация развивающей предметно – пространственной среды по речевому развитию в подготовительной к школе группе в контексте с ФГОС»....
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/14/picture-475598-1615729931.jpg)
Консультация для воспитателей Организация предметно-развивающей среды по речевому развитию дошкольников в ДОУ
Одним из условий для полноценного речевого развития детей является обеспечение развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ....
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/03/picture-1431028-1680508125.jpg)
Консультация для педагогов «Роль дидактических игр в познавательном и речевом развитии дошкольников».
Консультация для педагогов «Роль дидактических игр в познавательном и речевом развитии дошкольников».Подготовила: старший воспитатель Курбанова А.В Одна из важных задач современного д...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/23/picture-1516876-1711168980.jpg)
Консультация для педагогов «Теоретические аспекты влияния мелкой моторики на речевое развитие дошкольников»
Консультация для педагогов «Теоретические аспекты влияния мелкой моторики на речевое развитие дошкольников»...