Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя
методическая разработка на тему
Наблюдение и анализ музыкального развития детей в дошкольных образовательных учреждениях указывают на недостатки процесса взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя, в том числе на его стихийность, нерегламентированность и неуправляемость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя | 117.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МАОУ Детский сад №79 «Гусельки»
Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя
Подготовила: Захарова Евгения Владимировна
Музыкальный руководитель
Практика работы современного детского сада показывает, что основные вопросы музыкально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника. Наблюдение и анализ музыкального развития детей в дошкольных образовательных учреждениях указывают на недостатки процесса взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя, в том числе на его стихийность, нерегламентированность и неуправляемость. Воспитатели, находясь в постоянном контакте с детьми, обычно малоактивны в осуществлении музыкального воспитания и обучения дошкольников. Использование музыки в быту детского сада, на занятиях по развитию речи, изобразительному искусству - большая редкость. Музыкальные занятия, проводимые два раза в неделю, и несколько праздничных утренников в течение года не могут удовлетворить потребность детей в музыке, музыкальном развитии.
Педагогическое взаимодействие между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо рассматривать как субъект-субъектные отношения, характеризующиеся единством цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие ребенка как главного объекта педагогических отношений.
Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя должно основываться на следующих принципах:
Принцип диалогизации. Связан с преобразованием «суперпозиции» музыкального руководителя и «субпозиции» воспитателя в вопросах музыкального развития дошкольников в личностно-равноправную позицию сотрудничающих субъектов.
Принцип индивидуализации. В его основе лежит использование каждым участником взаимодействия существенных преимуществ в выполнении определенных видов деятельности. Для реализации этого принципа каждый участник взаимодействия должен иметь прочные навыки музыкальной деятельности.
Музыкальный руководитель - это специалист, который имеет музыкальное образование, предполагающее наличие профессиональных и творческих умений, главные из которых - исполнительская и словесная интерпретация музыки (О.П. Радынова). Профессионализм музыкального руководителя немыслим без постоянного поддерживания уровня своего исполнительского мастерства и его совершенствования. Этот уровень во многом определяет степень восприятия детьми музыкальных произведений. Воспитатель должен уметь исполнять несложные детские песни, выполнять музыкально-ритмические движения, играть на детских музыкальных инструментах (металлофон, бубен, трещотка, дудочка, организовывать музыкально-дидактические игры. Музыкальный руководитель и воспитатель, дополняя усилия друг друга создают тот эффект, который возникает при кооперации труда.
Принцип проблематизации. Имеющий специальное образование музыкант не учит воспитателя - он актуализирует, стимулирует его музыкальные возможности. Чтобы реализовать принцип взаимодействия «воспитатель - музыкальный руководитель», необходимо понимание обеими сторонами такой важной функции педагогической деятельности воспитателя, как обеспечение целостности воспитательно-бразовательного процесса. Основанием для этого должна служить готовность воспитателя к музыкальному развитию дошкольников, воспринимаемая им как важный элемент его профессиональной готовности к воспитанию детей.
Предположим две ситуации. Руководитель работает вместе с воспитателем, имеющим твердые навыки элементарного музыкального исполнительства (пение детских песен, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах) и знающим наиболее известные музыкально-дидактические игры. В этой ситуации музыкальному руководителю нужно не учить воспитателя, а лишь актуализировать его музыкальный опыт, стимулировать его возможности, задать вектор его движения по музыкальному развитию детей.
А если музыкант-педагог выстраивает взаимодействие с воспитателем, не имеющим вышеперечисленных навыков? Понятно, что за короткое время, отведенное на консультации, невозможно научить воспитателя чисто интонировать мелодии детских песен, проводить музыкально-дидактические игры для развития музыкального слуха. Слабая музыкальная подготовка такого воспитателя является одной из причин того, что музыкальный руководитель, как правило, даже не консультирует своего коллегу и не проявляет заинтересованности в его присутствии на занятии. Большинство музыкантов-педагогов заявляют, что им «проще все сделать самим», а «воспитатель на занятии если и нужен, то только для поддержания дисциплины». Особо следует сказать о тех детских садах, где нет музыкального руководителя: воспитатели воспринимают подобное положение вещей как негативное, но в основном из-за «отсутствия у детей настоящих праздников, с музыкой».
Во взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя необходим обмен между ними инициативами, направленными на сопоставление их представлений и формирование общего смысла деятельности, что выражается в совместном планировании работы по музыкальному развитию детей. Это весьма важное обстоятельство, которое определяется следующим. Воспитатель, пребывая с детьми в постоянном контакте, учитывая мнение психолога, зная особенности семейного воспитания детей, может дать психолого-педагогическую характеристику каждому ребенку и группе в целом, выдвинуть общеразвивающие цели и задачи. Музыкальный руководитель как носитель специализированных знаний и способностей ставит специализированные цели.
Но мнению Н.Я. Михайленко, сочетание обтеразвивающих и специализированных целей может происходить двумя способами. Первый способ - сложение программ общеразвивающего и специализированного (Музыкального) типа на уровне организации педагогического процесса. В этом случае цели музыкального развития будут выступать как внешне дополнительные по отношению к общеразвивающим. Именно такой путь сейчас преобладает в дошкольном образовании. Но более эффективен другой способ - такое планирование, при котором специальные (музыкальные) цели развития включаются в общеразвивающую программу, пронизывают се, а средства их реализации одновременно служат и целям общего развития ребенка.
Так, например, задача формирования этических представлений на примерах музыкальной литературы (инструментальные произведения на тему природы, песни о родном крае, материнской ласке, дружбе) должна быть в программе нравственного воспитания дошкольников. Задача развития певческих, музыкально-ритмических навыков может быть включена в программу не только художественно-эстетического, но и физического воспитания, поскольку пение, по мнению врачей, лучшая дыхательная гимнастика, а выполнение музыкально-ритмических движений подразумевает воспитание физических качеств, выработку правильной осанки. Задачи развития внимания, восприятия, памяти, воображения, а также умения сравнивать, анализировать, обобщать в процессе музыкальной деятельности, безусловно, должны вписываться в программу умственного воспитания детей. Развитие творческих способностей в музыкально-художественной деятельности, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства - основа программы художественно-эстетического воспитания.
В результате осознания тесной взаимосвязи задач музыкального и общего развития ребенка появляется понимание взаимосвязи деятельности воспитателя и музыкального руководителя.
Еще одной формой непосредственного взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя является включение целостной программы в «блоки педагогического процесса» (по Н.Я. Михайленко), а также координация - распределение между собой обязанностей по воплощению этой программы, определение своих зон деятельности.
1. Блок специально организованного обучения в форме занятий
Музыкальное занятие - важная форма организации музыкальной деятельности дошкольников. Большинство музыкальных руководителей признаются: наиболее распространенными видами деятельности на занятии являются пение, музыкально-ритмические движения и инсценировки, т.е. те виды, которые могут впоследствии быть представлены на праздничном утреннике. А такие крайне необходимые для музыкального воспитания виды, как слушание-восприятие музыкальных произведений, музыкально-образовательная деятельность, приобщение к игре на инструментах, к сожалению, не всегда есть в детских садах. Это общеизвестно. Музыкальные руководители объясняют сложившуюся ситуацию тем, что музыкальным воспитанием занимаются только они, а значит, испытывают нехватку времени. При совместном планировании и распределении функций и зон деятельности педагогам необходимо уделять особое внимание ведущему виду музыкальной деятельности - слушанию-восприятию музыки.
2. Блок совместной деятельности педагогов с детьми
Работа в рамках этого блока исключает специально организованные занятия. Вовлекает детей в музыкальную деятельность воспитатель или музыкальный руководитель, активность детей может стать результатом подключения педагогов к уже возникшей деятельности, Блок совместной деятельности педагогов с детьми включает в себя разнообразные виды музыкальной деятельности: слушание музыкального произведения с дальнейшей беседой о нем, пение, музыкально-ритмические игры, приобщение к игре на музыкальных инструментах. Целесообразно строить совместную деятельность с «открытым окончанием», т.е. так, чтобы ребенок при желании мог продолжить ее самостоятельно. Например, начатая со взрослыми музыкальная игра может быть продолжена детьми, для чего необходимо создать предметную среду (музыкально-дидактические пособия, инструменты).
3. Блок свободной самостоятельной деятельности детей
Ребенок сам выбирает деятельность, отвечающую его склонностям и интересам, обеспечивающую возможности для саморазвития. В рамках этого блока развивается творческая активность детей в разных видах деятельности, в том числе в музыкальной. Задача воспитателя и музыкального руководителя - создать такую предметно-пространственную среду, которая обеспечивает ребенку выбор активности, соответствующей его интересам и имеющей развивающий характер. Это музыкальные инструменты, книги и альбомы, материалы для дидактических упражнений, позволяющие детям при желании продолжать то, что они делают на занятиях и в свободной совместной деятельности с педагогами. Педагоги должны предоставлять детям возможность действовать как вместе со сверстниками, так и индивидуально. В этом блоке музыкальный руководитель занимается в основном вопросами организации предметной среды. Воспитатель подключается к деятельности детей в случаях возникновения ситуаций, требующих его вмешательства.
На заключительном этапе профессионального взаимодействия проводится анализ деятельности, ее положительных моментов и недостатков, которые при следующем планировании принимаются во внимание.
На этом этапе педагогического взаимодействия можно использовать психологические семинары-тренинги (Л. Григорович, В. Петровский), творческие семинары-симпозиумы с анализом видеозаписи занятий (Н.Я. Михайленко, Е.П. Ухабина).
Предлагаем пример локальной модели педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ.
В основе модели - методические рекомендации Е.А. Дубровской «Ступеньки музыкального развития» для воспитателей, занимающихся музыкальным развитием детей 4-6 лет (средний дошкольный возраст) по программе «Из детства в отрочество».
Календарное время - сентябрь, октябрь.
I РАЗДЕЛ «СЛУШАНИЕ-ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ»
Программное содержание. Воспитывать отзывчивость на музыку разного характера, желание слушать ее, учить воспринимать чувства и настроения музыкального произведения, понимать, о чем (о ком) пьеса или песня, развивать целостное и дифференцированное восприятие через анализ средств музыкальной выразительности (музыкальная форма, мелодия, лад, ритмический рисунок).
Музыкальный репертуар | Блок педагогического процесса | Зона деятельности педагогов (музыкального руководителя и воспитателя) |
А. Гречанинов. «Колыбе-льная»; русская народная мелодия «Как у наших у ворот» | 1-й блок (музыкальное заня-тие) | Музыкальный руководитель - игра на фортепьяно |
П. Чайковйсий. «Марш деревянных солдатиков» | 1-й блок (музыкальное заня-тие) 2-й блок (беседа «Песня, танец, марш») | Музыкальный руководитель - игра на фортепьяно. Воспитатель - включение аудио-записи |
Е. Тиличеёва. «Солнышко и дождик»; П. Чайковский. «Осень» из цикла «Времена года» | 1-й блок (музыкальное занятие) | Музыкальный руководитель - исполнитель |
Слушание-восприятие музыкальных произведений, выполняющих сигнальные функции
Музыкальное произведение | Функция сигнала | Зона деятельности педагогов |
А. Вивальди. Концерт «Весна» из цикла «Времена года» И. Дунаевский. Марш из кинофильма «Веселые ребята» П. Чайковский. «Молит|ва» из цикла «Детский альбом» П. Чайковский. «Сладкая греза» из цикла «Детский альбом» С. Рахманинов. «Полька» В. Шаинский. «Вместе Весело шагать» П. Чайковский. «Баркарола» из цикла «Времена года» | Коммуникативная (встреча и приветствие детей) Организующая и физиологическая (зарядка) Мобилизационная (планирование на день) Мобилизационная (итог дня) Музыкальные паузы: Веселая минутка Спортивная минутка Минутка отдыха | Включение аудиозаписи воспитателем |
РАЗДЕЛ «ПЕНИЕ»
Программное содержание. Формировать умение петь напевно, ласково, подстраиваться к голосу взрослого, вместе начинать и заканчивать песню, четко произносить слова, чисто интонировать высокие звуки; учить петь естественным звуком, легко, непринужденно, в умеренном темпе, соблюдая ритмический рисунок, четко проговаривая слова; учить передавать эмоциональное настроение песни, чувствовать выразительные элементы музыкального языка.
Музыкальный репертуар | Блок педагогического процесса | Зона деятельности педагогов |
Упражнения на развитее слуха и голоса Е. Тиличеева. «Колыбельная»; русские народные песни «Гуси», «Качели», «Дождик», «Андрей-воробей» | 2-й блок (индивидуальная и подгрупповая работа) | Воспитатель, музыкальный руководитель - совместная деятельность |
Песни для разучиваниям Ю. Чичков. «Осень»; латышская народная песня «Петушок»;. Г. Эрнесакс. «Паровоз»; М. Красев. «Строим дом» | 1-й блок (музыкальное занятие) 2-й блок (пение на прогулке) 3-й блок (свободное исполнение детьми) | Музыкальный руководитель - исполнение Воспитатель - исполнение с детьми |
Песенное творчество
Программное содержание. Побуждать детей импровизировать интонацию плясовой, предлагать односложные ответы на музыкальные вопросы, развивать предпосылки творческих проявлений.
Музыкальный репертуар | Блок педагогического процесса | Зона деятельности педагогов |
Показать, как кукла пляшет, напевая плясовую мелодию-интонацию Сочинить колыбельную для куклы, используя терцовую интонацию «Как тебя зовут».- «Саша» «Саша, ты где?» - «Я здесь» | 2-й блок (игра-забава с кук- лой) 3-й блок (самостоятельное творчество детей) 2-й блок (игра-забава «Прятки») 3-й блок (самостоятельное творчество детей) | Воспитатель активизирует творческие проявления детей |
РАЗДЕЛ «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ»
Упражнения без музыки
Программное содержание. Учить координировать движения рук и ног при ходьбе, развивать мышцы ног, плечевого пояса, развивать кисти рук.
Музыкальней репертуар и задания | Блок педагогического процесса | Зона деятельности педагогов |
«Тик-так», «Пружинка», «Твердые и мягкие ножки», «Болтаем ножками», «Поднимать испускать плечи», «Сгибание кистей вниз и вверх» | 2-й блок (упражнения в группе, на прогулке) | Воспитатель работает над упражнениями |
Упражнений с музыкальным сопровождением
Программное содержание. Учить реагировать на начало и окончание звучания музыки, передавать выдвижении различный ее характер, учить самостоятельно ориентироваться в пространстве, развивать гибкость и пластику рук.
Музыкальней репертуар и задания | Блок педагогического процесса | Зона деятельности педагогов |
Э.Парлов. «Ходьба»; Т.Ломова. «Погуляем», «Шагаем, как физкультурники », литовская народная песня «Кто хочет побегать?»; Л.Банников. «Птички летают»; М.Саттулин. «Мячики прыгают»; Н. Потоловский. «Веселые мячики», «Скачут лошадки»; Н. Соколова. «Лошадка», «Веселые ладошки» | 1-й блок (музыкальное занятие или занятие по ритмике) | Музыкальный руководитель - исполнение на фортепьяно, воспитатель - работа над движениями |
РАЗДЕЛ «ПСИХОГИМНАСТИКА»
Программное содержание. Развивать память детей, учить преодолевать двигательный автоматизм, развивать выразительность жеста, учить выражать страдание, гнев, другие эмоций, отображать положительные и отрицательные черты характера.
Музыкальней репертуар и задания | Блок педагогического процесса | Зона деятельности педагогов |
«Запомни свою позу», «Флажок», «Тише-тише», «Ой, ой, живот болит», «Сердитый дедушка», «Таня-плакса», «Смелый заяц», «Робкий ребёнок» | 2-й блок (психогимнастика в группе, на прогулке) | Воспитатель - работа над программным содержанием |
РАЗДЕЛ «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ»
Программное содержание. Учить менять характер движений в соответствии с изменением характера музыки, выполнять движения в соответствии со словами потешки, передавать хлопками и притопами ритмический рисунок, динамические оттенки.
Музыкальный репертуар и задания | Блок педагогического процесса | Зона деятельности педагогов |
Е. Макшанцева. «Пальчики шагают»; русская народная песня «Огуречик, огуречик»; Т. Назарова-Метнер. «Топ и хлоп», «Веселые ладошки» | 1-й блок (музыкальное занятие или занятие по ритмике) | Музыкальный руководитель - исполнение на фортепьяно, воспитатель - работа над движениями |
РАЗДЕЛ «ТАНЦЫ, ПЛЯСКИ»
Программное содержание. Самостоятельно начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки, реагировать на смену частей музыкальной формы, упражнять в несложных плясовых движениях, учить передавать их выразительно и эмоционально.
Музыкальный репертуар и задания I | Блок педагогического процесса | Зона деятельности педагогов |
Е. Тиличеева. «Пальчики-ручки»; латышская народная музыка «Покажи ладошки» | 1-й блок (музыкальное занятие или занятие по ритмике) | Музыкальный руководитель - исполнение на фортепьяно, работа над движениями; воспитатель - работа над движениями |
Игровое и танцевальное творчество
Программное содержание. Побуждать детей выразительно передавать игровой образ, импровизировать танцевальные движения, составлять небольшие музыкальные композиции.
Музыкальный репертуар и задания | Блок педагогического процесса | Зона деятельности педагогов |
Л.Банников. «Птички летают»; Н.Потоловский. «Скачут лошадки»; А.Гречанинов. «Скачут лошадки» | 1-й блок (музыкальное занятие или занятие по ритмике) | Музыкальный руководитель - исполнение на фортепьяно, активизация творческих проявлений детей; воспитатель -активизация творческих проявлений детей |
РАЗДЕЛ «МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»
Программное содержание. Формировать звуковысотный слух, развивать восприятие октавы, септимы, формировать ритмическое восприятие и восприятие динамики звучания.
Музыкальный репертуар | Блок педагогического процесса | Зона деятельности педагогов |
Е. Тиличеева. «Птица и птенчики», «Качели», «Угадай матрешку», «Тихие и громкие звоночки» А. Гречанинов. «Музыкальнее листочки» | 2-й блок (игры в группе) 3-й блок (самостоятельная деятельность детей) 1-й блок (музыкальное занятие или занятие по ритмике) | Воспитатель организует и проводит музыкально-дидактические игры Музыкальный руководитель - исполнение на фортепьяно, работа над движениями; воспитатель - работа над движениями |
РАЗДЕЛ «ПРИОБЩЕНИЕ К ИГРЕ НА ИНСТРУМЕНТАХ»
Программное содержание. Ритмично звенеть погремушками, легко встряхивая одной кистью, играть поочередно (подгруппами) и в ансамбле.
Музыкальный репертуар | Блок педагогического процесса | Зона деятельности педагогов |
Русская народная песня «Как у наших у ворот»; М. Красев. «Полька» | 1-й блок (музыкальное занятие) 2-й блок (игра в группе) 3-й блок (самостоятельная деятельность детей) | Музыкальный руководитель - исполнение на фортепьяно; воспитатель - игра на погремушке Воспитатель - напевание мелодии или использование аудиозаписи любой плясовой песни |
Практика показывает, что готовность воспитателя к музыкальному развитию детей в ДОУ проявляется во всех формах организации музыкальной деятельности: воспитатели активны на музыкальных занятиях, проводят хороводы с пением на прогулке, музыкально-дидактические игры, используют музыкальные произведения на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим. Такая деятельность способствует развитию музыкальности детей, сближает воспитателя и ребенка, позволяет музыкальному руководителю сосредоточиться на исполнительском мастерстве в процессе развития у дошкольников музыкального восприятия. Все это возможно при успешности осуществления взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя.
Музыкальный руководитель Е.В.Захарова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Арт-студия «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»
Практические приёмы организации и проведения музыкально-дидактических игр для музыкально- творчески - способных детей....
Памятка для воспитателей «Пути эффективного взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя на музыкальных занятиях»
Памятка для воспитателей «Пути эффективного взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя на музыкальных занятиях»...
Консультация для воспитателей «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя при организации музыкальной деятельности в условия реализации ФГОС ДО».
Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя при организации музыкальной деятельности...
Сценарий мастер-класса «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»
Сценарий мастер-класса«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитиимузыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру» Здравствуй...
Консультация для воспитателей "Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на музыкальном занятии"
Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников....
Консультация для воспитателей «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на музыкальных занятиях. Правила профессионального поведения»
Консультация для воспитателей«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на музыкальных занятиях. Правила профессионального поведения»...
Консультация для воспитателей:"Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в решении задач музыкального воспитания и развития детей раннего дошкольного возраста. "
Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя – один из важных факторов в обучении и воспитании детей, от которого зависит успешность процесса не только музыкального, но ...