Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя
методическая разработка на тему

Захарова Евгения Владимировна

Наблюдение и анализ музыкального развития детей в дошкольных образовательных учреждениях указывают на недостатки процесса взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя, в том числе на его стихийность, нерегламентированность и неуправляемость.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МАОУ Детский сад №79 «Гусельки»

Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя

Подготовила: Захарова Евгения Владимировна

Музыкальный руководитель

Практика работы современного детского сада показывает, что основные вопросы музыкально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника. Наблюдение и анализ музыкального развития детей в дошкольных образовательных учреждениях указывают на недостатки процесса взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя, в том числе на его стихийность, нерегламентированность и неуправляемость. Воспитатели, находясь в постоянном контакте с детьми, обычно малоактивны в осуществлении музыкального воспитания и обучения дошкольников. Использование музыки в быту детского сада, на занятиях по развитию речи, изобразительному искусству - большая редкость. Музыкальные занятия, проводимые два раза в неделю, и несколько праздничных утренников в течение года не могут удовлетворить потребность детей в музыке, музыкальном развитии.

       Педагогическое взаимодействие между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо рассматривать как субъект-субъектные отношения, характеризующиеся единством цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие ребенка как главного объекта педагогических отношений.

Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя должно основываться на следующих принципах:

Принцип диалогизации. Связан с преобразованием «суперпозиции» музыкального руководителя и «субпозиции» воспитателя в вопросах музыкального развития дошкольников  в личностно-равноправную позицию сотрудничающих субъектов.

Принцип индивидуализации. В его основе лежит использование каждым участником взаимодействия существенных преимуществ в выполнении определенных видов деятельности. Для реализации этого принципа каждый участник взаимодействия должен иметь прочные навыки музыкальной деятельности.

Музыкальный руководитель - это специалист, который имеет музыкальное образование, предполагающее наличие профессиональных и творческих умений, главные из которых - исполнительская и словесная интерпретация музыки (О.П. Радынова). Профессионализм музыкального руководителя немыслим без постоянного поддерживания уровня своего исполнительского мастерства и его совершенствования. Этот уровень во многом определяет степень восприятия детьми музыкальных произведений. Воспитатель должен уметь исполнять несложные детские песни, выполнять музыкально-ритмические движения, играть на детских музыкальных инструментах (металлофон, бубен, трещотка, дудочка, организовывать музыкально-дидактические игры. Музыкальный руководитель и воспитатель, дополняя усилия друг друга создают тот эффект, который возникает при кооперации труда.

Принцип проблематизации. Имеющий специальное образование музыкант не учит воспитателя - он актуализирует, стимулирует его музыкальные возможности. Чтобы реализовать принцип взаимодействия «воспитатель - музыкальный руководитель», необходимо понимание обеими сторонами такой важной функции педагогической деятельности воспитателя, как обеспечение целостности воспитательно-бразовательного процесса. Основанием для этого должна служить готовность воспитателя к музыкальному развитию дошкольников, воспринимаемая им как важный элемент его профессиональной готовности к воспитанию детей.

Предположим две ситуации. Руководитель работает вместе с воспитателем, имеющим твердые навыки элементарного музыкального исполнительства (пение детских песен, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах) и знающим наиболее известные музыкально-дидактические игры. В этой ситуации музыкальному руководителю нужно не учить воспитателя, а лишь актуализировать его музыкальный опыт, стимулировать его возможности, задать вектор его движения по музыкальному развитию детей.

А если музыкант-педагог выстраивает взаимодействие с воспитателем, не имеющим вышеперечисленных навыков? Понятно, что за короткое время, отведенное на консультации, невозможно научить воспитателя чисто интонировать мелодии детских песен, проводить музыкально-дидактические игры для развития музыкального слуха. Слабая музыкальная подготовка такого воспитателя является одной из причин того, что музыкальный руководитель, как правило, даже не консультирует своего коллегу и не проявляет заинтересованности в его присутствии на занятии. Большинство музыкантов-педагогов заявляют, что им «проще все сделать самим», а «воспитатель на занятии если и нужен, то только для поддержания дисциплины». Особо следует сказать о тех детских садах, где нет музыкального руководителя: воспитатели воспринимают подобное положение вещей как негативное, но в основном из-за «отсутствия у детей настоящих праздников, с музыкой».

Во взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя необходим обмен между ними инициативами, направленными на сопоставление их представлений и формирование общего смысла деятельности, что выражается в совместном планировании работы по музыкальному развитию детей. Это весьма важное обстоятельство, которое определяется следующим. Воспитатель, пребывая с детьми в постоянном контакте, учитывая мнение психолога, зная особенности семейного воспитания детей, может дать психолого-педагогическую характеристику каждому ребенку и группе в целом, выдвинуть общеразвивающие цели и задачи. Музыкальный руководитель как носитель специализированных знаний и способностей ставит специализированные цели.

Но мнению Н.Я. Михайленко, сочетание обтеразвивающих и специализированных целей может происходить двумя способами. Первый способ - сложение программ общеразвивающего и специализированного (Музыкального) типа на уровне организации педагогического процесса. В этом случае цели музыкального развития будут выступать как внешне дополнительные по отношению к общеразвивающим. Именно такой путь сейчас преобладает в дошкольном образовании. Но более эффективен другой способ - такое планирование, при котором специальные (музыкальные) цели развития включаются в общеразвивающую программу, пронизывают се, а средства их реализации одновременно служат и целям общего развития ребенка.

Так, например, задача формирования этических представлений на примерах музыкальной литературы (инструментальные произведения на тему природы, песни о родном крае, материнской ласке, дружбе) должна быть в программе нравственного воспитания дошкольников. Задача развития певческих, музыкально-ритмических навыков может быть включена в программу не только художественно-эстетического, но и физического воспитания, поскольку пение, по мнению врачей, лучшая дыхательная гимнастика, а выполнение музыкально-ритмических движений подразумевает воспитание физических качеств, выработку правильной осанки. Задачи развития внимания, восприятия, памяти, воображения, а также умения сравнивать, анализировать, обобщать в процессе музыкальной деятельности, безусловно, должны вписываться в программу умственного воспитания детей. Развитие творческих способностей в музыкально-художественной деятельности, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства - основа программы художественно-эстетического воспитания.

В результате осознания тесной взаимосвязи задач музыкального и общего развития ребенка появляется понимание взаимосвязи деятельности воспитателя и музыкального руководителя.

Еще одной формой непосредственного взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя является включение целостной программы в «блоки педагогического процесса» (по Н.Я. Михайленко), а также координация - распределение между собой обязанностей по воплощению этой программы, определение своих зон деятельности.

1. Блок специально организованного обучения в форме занятий

       Музыкальное занятие - важная форма организации музыкальной деятельности дошкольников. Большинство музыкальных руководителей признаются: наиболее распространенными видами деятельности на занятии являются пение, музыкально-ритмические движения и инсценировки, т.е. те виды, которые могут впоследствии быть представлены на праздничном утреннике. А такие крайне необходимые для музыкального воспитания виды, как слушание-восприятие музыкальных произведений, музыкально-образовательная деятельность, приобщение к игре на инструментах, к сожалению, не всегда есть в детских садах. Это общеизвестно. Музыкальные руководители объясняют сложившуюся ситуацию тем, что музыкальным воспитанием занимаются только они, а значит, испытывают нехватку времени. При совместном планировании и распределении функций и зон деятельности педагогам необходимо уделять особое внимание ведущему виду музыкальной деятельности - слушанию-восприятию музыки.

2. Блок совместной деятельности педагогов с детьми

           Работа в рамках этого блока исключает специально организованные занятия. Вовлекает детей в музыкальную деятельность воспитатель или музыкальный руководитель, активность детей может стать результатом подключения педагогов к уже возникшей деятельности, Блок совместной деятельности педагогов с детьми включает в себя разнообразные виды музыкальной деятельности: слушание музыкального произведения с дальнейшей беседой о нем, пение, музыкально-ритмические игры, приобщение к игре на музыкальных инструментах. Целесообразно строить совместную деятельность с «открытым окончанием», т.е. так, чтобы ребенок при желании мог продолжить ее самостоятельно. Например, начатая со взрослыми музыкальная игра может быть продолжена детьми, для чего необходимо создать предметную среду (музыкально-дидактические пособия, инструменты).

3. Блок свободной самостоятельной деятельности детей

             Ребенок сам выбирает деятельность, отвечающую его склонностям и интересам, обеспечивающую возможности для саморазвития. В рамках этого блока развивается творческая активность детей в разных видах деятельности, в том числе в музыкальной. Задача воспитателя и музыкального руководителя - создать такую предметно-пространственную среду, которая обеспечивает ребенку выбор активности, соответствующей его интересам и имеющей развивающий характер. Это музыкальные инструменты, книги и альбомы, материалы для дидактических упражнений, позволяющие детям при желании продолжать то, что они делают на занятиях и в свободной совместной деятельности с педагогами. Педагоги должны предоставлять детям возможность действовать как вместе со сверстниками, так и индивидуально. В этом блоке музыкальный руководитель занимается в основном вопросами организации предметной среды. Воспитатель подключается к деятельности детей в случаях возникновения ситуаций, требующих его вмешательства.

На заключительном этапе профессионального взаимодействия проводится анализ деятельности, ее положительных моментов и недостатков, которые при следующем планировании принимаются во внимание.

На этом этапе педагогического взаимодействия можно использовать психологические семинары-тренинги (Л. Григорович, В. Петровский), творческие семинары-симпозиумы с анализом видеозаписи занятий (Н.Я. Михайленко, Е.П. Ухабина).

Предлагаем пример локальной модели педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ.

В основе модели - методические рекомендации Е.А. Дубровской «Ступеньки музыкального развития» для воспитателей, занимающихся музыкальным развитием детей 4-6 лет (средний дошкольный возраст) по программе «Из детства в отрочество».

             Календарное время - сентябрь, октябрь.

I    РАЗДЕЛ «СЛУШАНИЕ-ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ»

Программное содержание. Воспитывать отзывчивость на музыку разного характера, желание слушать ее, учить воспринимать чувства и настроения музыкального произведения, понимать, о чем (о ком) пьеса или песня, развивать целостное и дифференцированное восприятие через анализ средств музыкальной выразительности (музыкальная форма, мелодия, лад, ритмический рисунок).

Музыкальный репертуар

Блок педагогического процесса

Зона деятельности педагогов (музыкального руководителя и воспитателя)

А. Гречанинов. «Колыбе-льная»; русская народная мелодия «Как у наших у ворот»

1-й блок (музыкальное заня-тие)

Музыкальный руководитель - игра на фортепьяно

П. Чайковйсий. «Марш деревянных солдатиков»

1-й блок (музыкальное заня-тие)

2-й блок (беседа «Песня, танец, марш»)

Музыкальный руководитель - игра на фортепьяно.

Воспитатель - включение аудио-записи

Е. Тиличеёва. «Солнышко и дождик»; П. Чайковский. «Осень» из цикла «Времена года»

1-й блок (музыкальное занятие)

Музыкальный руководитель - исполнитель

Слушание-восприятие музыкальных произведений, выполняющих сигнальные функции

Музыкальное произведение

Функция сигнала

Зона деятельности педагогов

А. Вивальди. Концерт «Весна» из цикла «Времена года»

И. Дунаевский. Марш из кинофильма «Веселые ребята» П. Чайковский. «Молит|ва» из цикла «Детский альбом»      

П. Чайковский. «Сладкая греза» из цикла «Детский альбом»

С. Рахманинов. «Полька»

В. Шаинский. «Вместе Весело шагать»

П. Чайковский. «Баркарола» из цикла «Времена года»

Коммуникативная (встреча и приветствие детей) Организующая и физиологическая (зарядка) Мобилизационная (планирование на день) Мобилизационная (итог дня)

Музыкальные паузы:

Веселая минутка

Спортивная минутка

Минутка отдыха

Включение аудиозаписи воспитателем

РАЗДЕЛ «ПЕНИЕ»

Программное содержание. Формировать умение петь напевно, ласково, подстраиваться к голосу взрослого, вместе начинать и заканчивать песню, четко произносить слова, чисто интонировать высокие звуки; учить петь естественным звуком, легко, непринужденно, в умеренном темпе, соблюдая ритмический рисунок, четко проговаривая слова; учить передавать эмоциональное настроение песни, чувствовать выразительные элементы музыкального языка.

 Музыкальный репертуар

Блок педагогического процесса

Зона деятельности педагогов

Упражнения на развитее слуха и голоса                        Е. Тиличеева. «Колыбельная»; русские народные песни «Гуси», «Качели», «Дождик», «Андрей-воробей»                  

2-й блок (индивидуальная и подгрупповая работа)

Воспитатель, музыкальный руководитель - совместная деятельность

Песни для разучиваниям    Ю. Чичков. «Осень»; латышская народная песня «Петушок»;.

Г. Эрнесакс. «Паровоз»;

М. Красев. «Строим дом»

1-й блок (музыкальное занятие) 2-й блок (пение на прогулке)

3-й блок (свободное исполнение детьми)

Музыкальный руководитель - исполнение

Воспитатель - исполнение с детьми

Песенное творчество

Программное содержание. Побуждать детей импровизировать интонацию плясовой, предлагать односложные ответы на музыкальные вопросы, развивать предпосылки творческих проявлений.

Музыкальный репертуар

Блок педагогического процесса

Зона деятельности педагогов

Показать, как кукла пляшет, напевая плясовую мелодию-интонацию

Сочинить колыбельную для куклы,

используя терцовую интонацию

«Как тебя зовут».- «Саша» «Саша, ты где?» - «Я здесь»

2-й блок (игра-забава с кук-

лой)

3-й блок (самостоятельное творчество детей)

2-й блок (игра-забава «Прятки»)

3-й блок (самостоятельное творчество детей)

Воспитатель активизирует творческие проявления детей

РАЗДЕЛ «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ»

 Упражнения без музыки

       Программное содержание. Учить координировать движения рук и ног при ходьбе, развивать мышцы ног, плечевого пояса, развивать кисти рук.

Музыкальней репертуар и задания

Блок педагогического процесса

Зона деятельности педагогов

«Тик-так», «Пружинка», «Твердые и мягкие ножки», «Болтаем ножками»,    «Поднимать испускать плечи»,

«Сгибание кистей вниз и вверх»

2-й блок (упражнения в группе, на прогулке)

Воспитатель работает над упражнениями

Упражнений с музыкальным сопровождением

Программное содержание. Учить реагировать на начало и окончание звучания музыки, передавать выдвижении различный ее характер, учить самостоятельно ориентироваться в пространстве, развивать гибкость и пластику рук.

Музыкальней репертуар и задания

Блок педагогического процесса

Зона деятельности педагогов

Э.Парлов. «Ходьба»; Т.Ломова. «Погуляем», «Шагаем, как физкультурники », литовская народная песня «Кто хочет побегать?»; Л.Банников. «Птички летают»; М.Саттулин. «Мячики прыгают»;

Н. Потоловский. «Веселые мячики», «Скачут лошадки»; Н. Соколова. «Лошадка», «Веселые ладошки»

1-й блок (музыкальное занятие или занятие по ритмике)

Музыкальный руководитель - исполнение на фортепьяно, воспитатель - работа над движениями

                     РАЗДЕЛ «ПСИХОГИМНАСТИКА»

Программное содержание. Развивать память детей, учить преодолевать двигательный автоматизм, развивать выразительность жеста, учить выражать страдание, гнев, другие эмоций, отображать положительные и отрицательные черты характера.

Музыкальней репертуар и задания

Блок педагогического процесса

Зона деятельности педагогов

«Запомни свою позу», «Флажок», «Тише-тише», «Ой, ой, живот болит», «Сердитый дедушка», «Таня-плакса», «Смелый заяц»,

«Робкий ребёнок»

2-й блок (психогимнастика в группе, на прогулке)

Воспитатель - работа над программным содержанием

         РАЗДЕЛ «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ»

            Программное содержание. Учить менять характер движений в соответствии с изменением характера музыки, выполнять движения в соответствии со словами потешки, передавать хлопками и притопами ритмический рисунок, динамические оттенки.

Музыкальный репертуар и задания

Блок педагогического процесса

Зона деятельности педагогов

Е. Макшанцева. «Пальчики шагают»; русская народная песня «Огуречик, огуречик»; Т. Назарова-Метнер. «Топ и хлоп», «Веселые ладошки»

1-й блок (музыкальное занятие или занятие по ритмике)

Музыкальный руководитель - исполнение на фортепьяно, воспитатель - работа над движениями

                                            РАЗДЕЛ «ТАНЦЫ, ПЛЯСКИ»

Программное содержание. Самостоятельно начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки, реагировать на смену частей музыкальной формы, упражнять в несложных плясовых движениях, учить передавать их выразительно и эмоционально.

Музыкальный репертуар и задания         I

Блок педагогического процесса

Зона деятельности педагогов

Е. Тиличеева. «Пальчики-ручки»; латышская народная музыка «Покажи ладошки»

1-й блок (музыкальное занятие или занятие по ритмике)

Музыкальный руководитель - исполнение на фортепьяно, работа над движениями; воспитатель - работа над движениями

Игровое и танцевальное творчество

Программное содержание. Побуждать детей выразительно передавать игровой образ, импровизировать танцевальные движения, составлять небольшие музыкальные композиции.

Музыкальный репертуар и задания

Блок педагогического процесса

Зона деятельности педагогов

Л.Банников. «Птички летают»; Н.Потоловский. «Скачут лошадки»; А.Гречанинов. «Скачут лошадки»

1-й блок (музыкальное занятие или занятие по ритмике)

Музыкальный руководитель - исполнение на фортепьяно, активизация творческих проявлений детей; воспитатель -активизация творческих проявлений детей

РАЗДЕЛ «МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»

Программное содержание. Формировать звуковысотный слух, развивать восприятие октавы, септимы, формировать ритмическое восприятие и восприятие динамики звучания.

Музыкальный репертуар

Блок педагогического процесса

Зона деятельности педагогов

Е. Тиличеева. «Птица и птенчики», «Качели», «Угадай матрешку», «Тихие и громкие звоночки» А. Гречанинов. «Музыкальнее листочки»

2-й блок (игры в группе)

3-й блок (самостоятельная деятельность детей)

1-й блок (музыкальное занятие или занятие по ритмике)

Воспитатель организует и проводит музыкально-дидактические игры Музыкальный руководитель - исполнение на фортепьяно, работа над движениями; воспитатель - работа над движениями

       РАЗДЕЛ  «ПРИОБЩЕНИЕ К ИГРЕ НА ИНСТРУМЕНТАХ»

Программное содержание. Ритмично звенеть погремушками, легко встряхивая одной кистью, играть поочередно (подгруппами) и в ансамбле.

Музыкальный репертуар

Блок педагогического процесса

Зона деятельности педагогов

Русская народная песня «Как у наших у ворот»; М. Красев. «Полька»

1-й блок (музыкальное занятие)

2-й блок (игра в группе)

3-й блок (самостоятельная деятельность детей)

Музыкальный руководитель - исполнение на фортепьяно; воспитатель - игра на погремушке Воспитатель - напевание мелодии или использование аудиозаписи любой плясовой песни

Практика показывает, что готовность воспитателя к музыкальному развитию детей в ДОУ проявляется во всех формах организации музыкальной деятельности: воспитатели активны на музыкальных занятиях, проводят хороводы с пением на прогулке, музыкально-дидактические игры, используют музыкальные произведения на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим. Такая деятельность способствует развитию музыкальности детей, сближает воспитателя и ребенка, позволяет музыкальному руководителю сосредоточиться на исполнительском мастерстве в процессе развития у дошкольников музыкального восприятия. Все это возможно при успешности осуществления взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя.

Музыкальный руководитель                                                        Е.В.Захарова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арт-студия «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»

Практические приёмы организации и проведения музыкально-дидактических игр для   музыкально- творчески -  способных детей....

Памятка для воспитателей «Пути эффективного взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя на музыкальных занятиях»

Памятка для воспитателей «Пути эффективного взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя  на музыкальных занятиях»...

Сценарий мастер-класса «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»

Сценарий мастер-класса«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитиимузыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»   Здравствуй...

Консультация для воспитателей "Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на музыкальном занятии"

Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников....

Консультация для воспитателей «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на музыкальных занятиях. Правила профессионального поведения»

Консультация для воспитателей«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на музыкальных занятиях. Правила профессионального поведения»...

Консультация для воспитателей:"Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в решении задач музыкального воспитания и развития детей раннего дошкольного возраста. "

Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя – один из важных факторов в обучении и воспитании детей, от которого зависит успешность процесса не только музыкального, но ...