Роль игры-драматизации в дошкольном образовании
статья (средняя группа) по теме

Данная работа содержит теоретический и практический материал, в котором представлен опыт работы по теме: "Роль игры – драматизации в дошкольном образовании". Она включает в себя инсценировку сказки на новый лад "Три поросенка".

Область образования: социально коммуникативное. Речевое развитие. Безопасность. "Важные телефоны".

Актуальность проблемы

Пятый год жизни - период высокой речевой активности, интенсивного развития всех сторон жизни. Драматизация помогает ребенку легче и быстрее освоить материал, познать собственные возможности в перевоплощении. Драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл minchenok_nadezhda_ivanovna.docx445.34 КБ

Предварительный просмотр:

Минченок Надежда Ивановна

Воспитатель ГБДОО детский сад № 11 общеобразовательный Невского р-на

г. Санкт-Петербург

Роль игры-драматизации в дошкольном образовании

        Детский сад – это место, где ребенок находится большую часть времени, где он получает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Одна из целей образования, согласно федеральным государственным общеобразовательным стандартам, является воспитание любознательных, активных, физически развитых, эмоционально отзывчивых детей овладевших средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

        Для воспитания этих качеств используются различные методы, я применяю к этим методам метод «игра-драматизация». Драматизация способствует самовыражению ребенка, его самоутверждению в группе сверстников. Игра-драматизация развивает речь, эмоции и чувства, решает вопросы социализации детей,  коммуникативности, учит выходить из трудных ситуаций.

        Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, труд, воспитание. В игре развивается чувство коллективизма, воображения, целеустремленности, сообразительности, организованности.

        Для работы с детьми я разработала, апробировала инсценировки сказок на новый лад, направленные на развитие умения передовать свои чувства, впечатления словами, на владение своим голосом и телом. Игра драматизация – это импровизация на основе литературного текста с внесенными в него новыми изменениями, в которой ребенок принимает на себя роль персонажа и передает ее через слово, движение, действия. В игре-драматизации должна присутствовать импровизация. Под игрой-драматизацией понимается сюжетно-ролевая игра, которая проходит по законам театрального искусства. Педагог – организатор и участник драматизации. В сюжетно ролевой игре важен не результат, а процесс игры. В драматиизации так же важен процесс – процесс «оживление» сказки.

        Этапы игры-драматизациим включают в себя знакомство со сказкой, распределение ролей освоение сказки, репетиции сказки, показ сказки зрителям. Дети воспроизводят содержание сказок, поведение персонажей, изображают действующих лиц, ведут диалоги. Особенно яркую окраску приобретает драматизация, если изготовлены декорации, костюмы, маски.

        Характерное для игры-драматизации образное, яркое изображение социальной действительости, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии, побуждает их думать, анализировать сложные ситуации, делать выводы и обобщения, способствует совершенствованию умственного развития и совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи, развивается память, у ребенка улучшается диалогическая речь, грамматический строй.

        Содержание инсценировок имеет нравственную направленность. Это дружба, доброта, честность, смелость. Разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на детей как положительных, так и отрицательных образов, поскольку отрицательные осуждаются, то дети хотят подражать положительным персонажам.

        Художественная литература формирует чувство языка, художественный вкус, умение слышать выразительность речевой интонации. Я пользуюсь таким методом: читаю сказку, разбираю сказку с детьми, а потом через какое-то время, рассказываю эту сказку с различными интонациями голоса. Я заметила, что детям больше нравится рассказаная сказка, они с удовольствием слушают ее даже без показа картинок. В рассказе сказки я использую не только голосовую интонацию, но и мимику, и жесты, как бы проигрываю сказку. Дети сами представляют картину сказки и потому с удовольствием играют в инсценировке сказки.

        Творчеству детей способствует сотрудничество с родителями. Они помогают делать декорации, изготавливают костюмы, помогают учить текст.

Заключение

        Драматизиция поднимает детей на более высокую ступень развития, она обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию.

Ссылки на источники

1. Акулова, О. Театрализованные игры / О. Акулова. - Дошкольное воспитание, 2005.-№ 4, с.

24-32.

2. Антипина, А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду [текст] /А. Е. Антипина.- М.:

ТЦ Сфера, 2003. – с. 3-6

3. Гербова, В. Занятия по развитию речи в средней группе / В. Гербова. Дошкольное воспита-

ние. - 2000. - № 3. - с. 78-80.

4. Куцева Н. И. Роль игры-драматизации в речевом развитии детей / Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2013. – № 8.


СКАЗКА «ТРИ ПОРОСЕНКА»

На новый лад.

Задачи:

1. Познакомить с народной сказкой.

2. Развивать умение последовательно и выразительно пересказывать сказку.

3. Совершенствовать выразительное мастерство.

4. Закреплять умение общаться в ходе подготовки к драматизации сказки.

5. Развивать воображение и фантазию.

Предварительная работа.

Чтение сказки.

Беседа по содержанию сказки.

Составление сценария.

Распределение ролей.

Репетиция инсценировки.

Подготовка реквизитов и декораций.

Показ инсценировки для зрителей.

Реквизиты сказки.

Два нарисованных на ватмане домика из соломы, из веток.

Нарисованный огонь, коробок спичек (пустой).

Номера телефонов 01, 02, 03.

Одежда полицейского (пистолет, наручники).

Одежда пожарного (ведро, шланг).

Одежда врача (чемоданчик, бинт, вата).

Декорации сказки.

Домик третьего поросенка, деревья.

Действующие лица.

Первый поросенок.

Второй поросенок.

Третий поросенок.

Волк.

Полицейский.

Пожарные (два).

Врач скорой помощи.

Ведущий – воспитатель.

Ход инсценировки (содержание).

Ведущий – жили 3 поросенка, у каждого поросенка был свой домик. У первого поросенка из соломы, у второго – из веточек, у третьего поросенка крепкий дом из дерева. Поросята жили весело (пляшут и поют).

А в лесу жил волк, услышал он песню поросят и захотел их съесть (волк выглядывает из-за зановеса). Подкрался волк к поросятам, кинулся на них (поросята разбежались по домикам). Волк погнался за первым поросенком.

Волк – (стучится) Открывай, немедленно!

Первый поросенок – Нет, не открою!

Волк – Ну, смотри! (угрожающе, дует на домик, домик падает).

Ведущий – Первый поросенок бежит ко второму поросенку, волк за ним.

Волк – Вот, здорово! Сразу двух поросят съем! (стучит) Открывайте, сейчас же!

Поросята – Нет-нет, не откроем! (дрожат).

Волк – Ну, ладно!

Ведущий – Начинает волк дуть на домик (волк дует), домик не разваливается, тогда волк поджигает домик (волк чиркает спичкой, потом ставит огонь к домику).

Домик горит, поросята выбегают, один из поросят ранен, они бегут к третьему поросенку, волк гонится за ними. Поросята закрываются в домике третьего поросенка.

Волк – Отлично! Съем сразу трех поросят! (стучится) Открывайте, слышите?! А ни то я ваш дом в щепки разнесу (поросята дрожат, раненый – плачет).

Третий поросенок – (набирает номер 02) Алло, полиция? Приезжайте, здесь нам волк угрожает! (набирает номер 01) Алло, пожарные? Приезжайте, дом поросенка горит! (набирает 03) Алло, скорая помощь? Приезжайте, поросенок ранен!

Ведущий – Первыми приехали полиция и пожарные (пожарные тушат домик, огонь кладут на пол, уходят за занавес).

Полицейский – Лапы вверх! Лицом к стене! (волк поднимает руки, поворачивается к стене, полицейский надевает наручники и уводит волка за занавес).

Ведущий – Потом приехала скорая помощь (врач смазывает лапку поросенка, забинтовыввает).

Врач – Поправляйтесь, не болейте (уходит за занавес).

Третий поросенок – Вот, какие важные телефоны (показывает номер телефона 01 - пожарные)

Первый поросенок – 02 – полиция (показывает номер телефона).

Второй поросенок – 03 – скорая помощь (показывает номер телефона).

Поросята (вместе) – Эти номера телефонов от беды вас спасут.

Ведущий – Вот и закончилась сказка, волка посадили в клетку, а поросята живут все вместе (поросята танцуют и поют). А наши артисты с вами прощаются, (все участники строятся в ряд и кланяются).

Конец.


Фото инсценировки.

E:\Дет. сад\Летние фотки\отобранные\DSCF0891.JPGE:\Дет. сад\Летние фотки\отобранные\DSCF0895.JPG

              E:\Дет. сад\Летние фотки\отобранные\DSCF0897.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль руководителя в организации дошкольного образования

В сообщении раскрывается опыт работы я управления и развития ДОУ. Сформулирована концепция управленческой деятельности....

"Творческие игры и развитие творчества в играх-драматизациях у детей дошкольного возраста"

Творческие игры имеют важнейшее значение для всестороннего развития личности, выступают связующем звеном в отношении к познаваемому. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности у ребен...

Сценарий развлечения в форме игры-драматизации "Теремок" (младший дошкольный возраст)

Развлечение может использоваться по теме недели "В гостях у сказки".Применяется совместная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции образовательных обпастей....

Роль игры-драматизации русской народной сказки «Теремок»

Цель игры драматизации:-приобщать детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры.- продолжать знакомить детей с литературным жанром- сказка, помочь запомнить персонажей, последователь...

Роль игры-драматизации в развитии детей дошкольного возраста

Роль игры-драматизации в развитии детей дошкольного возраста...

Роль игры-драматизации в дошкольном возрасте

Роль игры-драматизации в дошкольном возрастеДетский сад для детей -это прежде всего общение с друзьями, это игры, это большая дружная Семья. Это атмосфера Радости и Счастья. Детский сад-это Детст...

Консультация "Роль игры-драматизации в развитии речевой активности детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Роль игры-драматизации в развитии речевой активности детей дошкольного возраста"...