"Технология портфолио как средство привлечения родителей к сотрудничеству" (есть презентация и видео)
консультация по теме
Данный материал отражает современные формы сотрудничества воспитателя с родителями в детском саду. Может быть использован как консультация для педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_zaika.docx | 28.46 КБ |
mo_zaika.pptx | 2.36 МБ |
Предварительный просмотр:
ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА КАК СРЕДСТВО ПРИВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К СОТРУДНИЧЕСТВУ.
Слайд № 1
Аннотация: Данный материал отражает современные формы сотрудничества воспитателя с родителями в детском саду. Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Поэтому нам, педагогам, необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересней и важней повседневных дел родителей. Стало необходимо совершенствовать нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников с целью формирования активной педагогической позиции родителей.
Слайд № 2
Актуальность. Взаимодействие с родителями - это сложная и важная часть деятельности педагога. Основные трудности возникают при реализации сотрудничества детского сада и семьи при использовании только традиционных методов и форм работы с семьей. В то время, как необходимо иное решение задач сотрудничества воспитателей и родителей. Преобладающая часть родителей не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми.
Слайд № 3
Уже традиционными стали такие виды организованной деятельности, как день открытых дверей, родительские собрания, консультации, беседы. Сегодня, когда родители зачастую испытывают трудности в общении с собственным ребенком, его воспитании, нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники. Эффективнее использовать формы, на которых знания формируются в процессе экспериментальной деятельности, сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребенка.
Целью новых форм взаимодействия является - реконструкция, оптимизация и гармонизация детско-родительских взаимоотношений.
Для повышения педагогической компетентности родителей и вовлечения их в образовательный процесс разработаны новые технологии, изучение и внедрение которых позволило определить оптимальную систему деятельности с родителями, позволяющую решить целый комплекс педагогических задач:
- осуществлять педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания;
- формировать позитивный эмоциональный контакт между родителями и педагогами, внутри родительского коллектива, между родителями и детьми;
- реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и в детском саду, согласовывая действия по преодолению трудностей;
- транслировать лучший опыт семейного воспитания;
- повышать авторитет педагога в глазах родителей.
Для решения поставленных задач используются современные подходы в организации взаимодействия.
Слайд № 4
Введенное относительно недавно понятие «портфолио ребенка» заняло прочные позиции в нашей образовательной системе. У каждого школьника портфолио давно уже есть, а теперь все чаще аналогичную книгу достижений предлагается завести и родителям дошкольников.
Слайд № 5
Конечно, многие родители по собственной инициативе ведут журнал развития своего малыша. К примеру, фиксировать успехи грудничка в специальном детском фотоальбоме - это уже практически традиция, которую многие родители продолжают и после достижения их чадом годовалого возраста. Однако этот домашний отчет о развитии ребенка предназначается, как правило, только для домашнего пользования: забавные высказывания, смешные рисунки, необычные фотографии, результаты детских шалостей – это всё самое сокровенное, а потому не рассчитано на широкий круг посвященных.
Слайд № 6
Одним словом, перед портфолио дошкольника и его домашним аналогом (если таковой имеется) стоят совершенно разные задачи. Зачем нужно портфолио дошкольника? В отличие от домашнего альбомчика, который делается для того, чтобы было что вспомнить, когда ребенок подрастет, портфолио дошкольника преследует совсем иные цели. Портфолио нужно для того, чтобы посторонний человек (воспитатель, психолог) смог составить представление о ребенке, его семье и атмосфере, в которой воспитывается маленький человечек. От того, насколько правильно будет составлено портфолио, зависит подход, который изберут люди, занимающиеся воспитанием и развитием ребенка в ДОУ.
Портфолио дошкольника – это прежде всего первый шаг в открытии своего Я, открытий большого мира через призму детского восприятия. В живом общении с близкими для него взрослыми ребенок учится по-новому смотреть на мир семьи, детского сада, родного города, страны.
Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.
Слайд № 7
Принципы работы:
Первый принцип — единство всех сфер духовной жизнедеятельности ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной, коммуникативной. Необходимо осторожно развивать сознание и личность ребенка, поскольку именно сознание и Я должны держать в равновесии все атрибуты души: познание, чувство и волю.
Второй принцип — это совместная деятельность и общение взрослого и ребенка как движущая сила развития. Общение при организации данной работы должно быть целенаправленным, последовательным, разумным и ненавязчивым. Оно должно быть средством воспитания и развития не только ребенка, но и взрослого и дарить огромную радость обоим. Основой такого общения становится взаимный поиск пути друг к другу и к контакту с внешним миром, который опирается не на нотации, замечания, нравоучения, а на совместное переживание минут радости, огорчений, открытий. Особая атмосфера такого взаимодействия позволяет раскрыть и развить потенциальные возможности маленького человека, его скрытые творческие силы и лучшие человеческие качества.
Слайд № 8
Этапы работы над портфолио дошкольника:
1 этап. Постановочный.
Приступая к реализации технологии портфолио, необходимо определить цель его создания, можно разработать «Положение о портфолио дошкольника», где будут определены функциональные обязанности участников образовательного процесса.
В одних дошкольных учреждениях портфолио составляют под руководством воспитателя, и хранится он в группе, в других — под руководством специалистов дошкольных учреждений (педагогов по изодеятельности, педагогов-психологов, воспитателей по театрализованной деятельности и др.), в третьих, портфолио составляется родителями и детьми, хранится в основном дома.
2 этап. Поисковый
2.1. Сбор информации.
Как показала практика, оформление портфолио различно, особенно индивидуальны портфолио, составляемые с родителями. Папы и мамы, увлеченные идеей портфолио, не только по-иному видят своего ребенка, восхищаясь и радуясь его успехам, но и открывают новые таланты у себя. Так появляются электронные портфолио, стихотворные подписи к фотографиям, рисунки и пр.
Внедряя портфолио в деятельность дошкольного учреждения, педагог должен предложить варианты разделов и рубрик, продумать возможное их содержание. В ходе работы могут появиться новые рубрики, предлагаемые детьми или взрослыми на основе интересных событий или проявлений ребенка. В период сбора информации необходимо консультирование всех участников.
2.2. Индивидуальная работа с детьми.
Работа с портфолио может проводиться как индивидуально, так и с подгруппой. В последнем случае дети имеют возможность обменяться мнениями, обсудить материалы друг друга, выслушать предложения, поделиться своими успехами.
При работе с портфолио педагогу необходимо грамотно и правильно строить беседу, продумать вопросы к ребенку при работе с каждой страничкой.
Слайд № 9
2.3. Взаимодействие с родителями.
Очень важно сделать родителей своими союзниками в этом непростом деле. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.
Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.
Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.
Слайд № 10
2.4. Консультации с педагогами.
Еще один немаловажный момент: в данной работе особенно важна взаимосвязь в деятельности специалистов ДОУ.
Педагог-психолог помогает педагогам и родителям в организации индивидуального подхода к ребенку.
Социальный педагог помогает в организации индивидуальной работы с семьей, а также следит за межличностными отношениями ребенка в группе детей через проведение социометрического обследования, что позволяет проследить развитие коммуникативных и организаторских способностей детей, а также вовремя заметить проблемы ребенка в общении.
Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре помогают в создании условий для развития детского творчества в физической, музыкальной, театральной деятельности.
Педагоги дополнительного образования дают родителям советы по созданию условий в семье для проявления творческой активности в разных видах деятельности, а также по организации семейного досуга как средства сближения интересов взрослых и детей. Для детей в ДОУ организуются разные виды творческих конкурсов, спортивных соревнований, в которых они могут оценить себя и своих товарищей.
Однако взаимосвязь специалистов возможна только при четком понимании каждым своей роли в формировании портфолио. Основными проблемами внедрения технологии «Портфолио» являются: в первую очередь неготовность участников образовательного процесса к работе с портфолио, неподготовленность воспитателей, как моральная, так и профессиональная к координации деятельности по введению и оформлению портфолио дошкольника. Поэтому на протяжении сбора информации необходима консультативная поддержка педагогам.
Слайд № 11
3 этап. Заключительный.
Наблюдения, осуществляемые взрослыми, должны быть не навязчивыми, не назойливыми, а заинтересованными в раскрытии творческого потенциала малыша. Умению наблюдать необходимо, учиться как родителям, так и педагогам. С этой целью проводятся с родителями семинары-практикумы, беседы, индивидуальные разговоры. Родители лучше узнают психологические особенности детей дошкольного возраста, раскрывают особенности интересов и склонностей своих детей.
Портфолио можно разделить на несколько видов.
Электронный портфолио - это ещё новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов. Но не все педагоги и родители владеют компьютерной программой Power Point, и не в каждом учреждении, особенно в группе есть компьютер.
Портфолио – раскраска - ребенок может сам раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять еще и информацией.
Портфолио традиционное - в виде папки. Печатное портфолио одно из самых широко используемых.
Портфолио имеет свою структуру, каждый раздел имеет название.
Слайд № 12
Рассмотрим подробнее структуру, а именно разделы:
- «Познакомьтесь со мной» - последовательно вклеиваются фотографии. Содержится информация о времени и месте рождения ребенка, о значении имени ребенка, небольшой рассказ - сочинение родителей, персональная информация ребенка (знак зодиака, гороскопы, талисман и др.).
- «Я расту!» - включает динамику роста, указывается, на сколько сантиметров вырос ребенок за год, чему научился за прошедший год.
- «Моя семья» - включаются краткие рассказы о членах семьи, генеалогическое древо, рисунок «Моя семья».
- «Мир вокруг нас» - содержит фотографии ребенка, на которых он изображен в разных видах деятельности, на занятиях.
- «Скоро в школу» - помещаются образцы творчества ребенка.
- «Награда для героя» - помещаются грамоты, благодарности.
- «Я так думаю» - раздел содержит интервью, взятые у детей (о здоровье, школе, труде…)
Оформление портфолио различно, так как они составляются добровольно и по желанию. Папы и мамы, увлеченные идеей портфолио, не только по-иному видят своего ребенка, восхищаются и радуются его успехам, но и открывают новые таланты. Страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, все было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы. Рекомендуется выполнять портфолио в виде папки с файлами, это позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новыми материалами. Внедряя портфолио в деятельность дошкольного учреждения, родителям предлагаются варианты разделов, возможное их содержание.
Все эти разделы заполняются постепенно в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. Даже за один год ведения такой папки почти у всех детей накапливается достаточно большой материал, касающийся их жизни.
Работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребёнка. Это своеобразный отчёт определённого жизненного пути ребенка.
Слайд № 13
Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи — уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, отмечается, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.
Целесообразно провести цикл родительских собраний и консультаций на тему:
- «Для чего нужен портфолио?»;
- «Как правильно его составить?».
Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Самое главное, что работа с родителями дает положительные результаты:
- расширяется представление родителей о необходимости ведения портфолио детей дошкольного возраста;
- в процессе бесед с воспитателями у родителей повышается коммуникативная компетентность;
- при решении сложных педагогических ситуаций проявляются толерантные отношения между родителями.
Необходимо систематически советовать родителям, как правильно вести и дополнять разделы в портфолио. Совместная работа педагогического коллектива и семьи по данному вопросу помогает взрослым и детям стать ближе, учит прислушиваться друг к другу и понимать друг друга. А когда достигается единство действий семьи и дошкольного учреждения, у ребёнка формируются нравственные понятия и представления о жизни. Именно тогда воспитательный процесс будет проходить с наименьшими трудностями, а ребёнок будет легче воспринимать окружающий его мир через портфолио.
Слайд № 14
Портфолио дошкольника — это своеобразный маршрут его развития. Это возможность лучше понять ребенка, это способ взаимодействия педагогов между собой, педагогов и родителей. При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку. Это подарок ему и его родителям. Это воспоминания о счастливых детских годах.
Слайд № 15
И в завершении хочется напомнить, так что же такое портфолио. Портфолио - это собственность ребёнка. Его любимая книга, которую воспитанник сам создавал вместе с родителями, воспитателями. В ней он выразил, свои интересы, желания, мечты. Портфолио дошкольника может стать не только предметом его гордости, но и инструментом самопознания, важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии "ребенок - родители". А работа над его составлением - интереснейшим духовным взаимообогащением. Заняв свое достойное место в семейном архиве, портфолио подарит много нежных воспоминаний и доставит не меньше удовольствия, чем семейный фотоальбом или видеотека.
Слайд № 16
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Основные задачи взаимодействия ДОУ и семьи - установление партнерских отношений, объединение усилий для развития и воспитания детей, повышение психолого-педагогической культуры родителей. Важнейшей задачей модернизации российской системы образования является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает знание особенностей каждого ребенка, его интересы, способности, уровень развития. Применение технологии «Портфолио» в образовании направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса, позволяет проследить индивидуальный прогресс ребенка.
Цель: Собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития дошкольника, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей.
Создавать портфолио необходимо добровольно, нельзя настаивать на обязательном участии всех воспитанников и родителей ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ НАД ПОРТФОЛИО Отсутствие строгих требований к оформлению, главное, чтобы папка нравилась ребёнку Участие ребёнка в оформлении папки и отборе материала обязательно . Важно не допустить « соревновательност и ». Каждый ребёнок уникален, и портфолио призвано подчеркнуть это Важна систематичность работы с портфолио
Этапы реализации проекта III этап. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ I этап. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ II этап. ОСНОВНОЙ
Проблема: Н е все родители готовы стать союзниками в этом непростом деле , что вызвано недостаточным информированием, в некоторых случаях даже отсутствием каких-либо представлений о работе с портфолио . Между пониманием целей портфолио, осознанием целесообразности его введения и готовностью и умением родителей реализовать эти цели в совместной работе с ДОУ
III этап. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ Результативность В ходе внедрения технологии «Портфолио» могут быть получены следующие результаты: разработаны: диагностический инструментарий для работы с семьями воспитанников (анкеты, опросники), консультации, папки-передвижки, рекомендации для родителей, памятки, сценарии родительских собраний, конкурсов, подобрана картотека «Портфолио». созданы: условия для взаимодействия родителей и детей, которые способствуют укреплению детско-родительских взаимоотношений; механизм эффективного сотрудничества ДОУ и родителей, направленный на саморазвитие семьи, способствующий повышению родительской культуры, заинтересованности родителей в результатах развития ребенка и совместной деятельности с ДОУ, укреплению взаимодействия с семьей воспитанника
Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений ребёнка в разнообразных видах деятельности , копилка его успехов, копилка его положительных эмоций , возможность ещё раз пережить приятные моменты своей жизни
Главный результат работы над портфолио Это создание для каждого ребёнка ситуации успеха. Важно показать, что он успешен и его успехи, р езультаты его деятельности важны для окружающих его людей – р одителей, педагогов, детей.
Copyright Заика Е.А. © 2015 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Технология портфолио как средство эффективного взаимодействия МБДОУ и родителей»
Методическая разработка.Проект....
Доклад на педагогическом совете, по теме:"Технология «Портфолио» как нетрадиционное средство эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и родителей»
По портфолио дошкольника я с портфолио сына-дошкольника заняла 1 место....
«Технология портфолио как средство воспитания патриотических чувств у детей в условиях ДОУ и семьи» (из опыта работы)
Полноценная личность не может быть воспитана без формирования гражданских качеств. В детском саду воспитание патриотических чувств начинается с воспитания любви к малой Родине – месту, где ...
Презентация на тему: "Технология портфолио дошкольника как средство развития личности ребенка"
Презентация к выступлению на конференции...
Речь к презентации : "Технология портфолио дошкольника как средство развития личности ребенка"
Сопроводительная речь к презентации...
«Технология «Портфолио» как средство эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и родителей»
2022 Раздел портфолио "Древо семьи"...
Технология портфолио как средство развития успешности дошкольника
Технология портфолио - один из способов поддержки детской инициативы, направленный на повышение качества образовательного процесса, т. к. она нацелена на достижение положительных результатов деятельно...