1.1 Информационно-аналитический отчет с обоснованием авторского подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с образовательной программой учреждения и требованиями ФГОС
материал
Информационно-аналитический отчет с обоснованием авторского подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с образовательной программой учреждения и требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.1.docx | 23.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно-аналитический отчет с обоснованием авторского подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с образовательной программой учреждения и требованиями ФГОС Лоховой Марии Андреевны, воспитателя начальной школы-детского сада п. Красная Горка.
Формирование общей культуры воспитанников, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром, самим собой, отмечено в ФГОС ДО, требует совершенствования развивающей предметно-пространственной среды в группах. В моей группе развивающая предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников, но и лежит в основе его самостоятельной деятельности, являясь своеобразной формой самообразования.
В группе создана обогащенная, развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая высокий уровень эмоционального, интеллектуального и творческого развития детей, а также условия для самостоятельного, активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной, конструктивной и т.д., и содержит разнообразные материалы для развивающих игр и занятий, которые подобраны на основе гармоничного рационального и логичного их соотношения.
Нормативно-правовой и организационной основой обновления и обогащения развивающей предметно-пространственной среды в моей группе является:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (с изменениями на 27 августа 2015 года)»;
- Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»);
- Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей».
В моей группе расположение мебели, игрового и другого оборудования – отвечает требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей и специфики работы на четвертом жизни. Руководствуясь, основными положениями и рекомендациями программы дошкольного образования «Детство», материалы для игр и занятий детей располагаются в разных функциональных пространствах – игровых центрах. Ведущая задача моей деятельности, в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед детьми весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование её отдельных элементов.
В нашем групповом помещении организованы все требуемые Программой центры.
Каждому ребенку представлена свобода в выборе средств, для применения творческих способностей, удовлетворения своих интересов и любознательности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.
РППС начинается с раздевалки, где мы встречаем наших детей. У каждого ребенка есть свой индивидуальный шкафчик, на котором наклеена картинка, которые дети хорошо знают. В группе ведется постоянная педагогическая работа с родителями, которая представлена разнообразным наглядным методическим материалом в информационных уголках для родителей.
Основными задачами для нас является: забота о здоровье, эмоциональное благополучие и всестороннее развитие каждого ребенка, а также создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными.
Группа оснащена как традиционными материалами, так и пособиями Лохой М.А. Материал подобран сбалансировано, сообразно педагогической ценности и предназначен для расширения, обобщения и систематизации опыта детей.
Среда в группе – это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное образование. В группе я использую не только горизонтальную плоскость (пол), но и вертикальные поверхности (стены). Ребенок в зависимости от его интереса может располагаться, сидя на стульях, на полу, стоя у магнитной доски с разнообразными конструкторами, материалами, макетами и пр.
Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности. Дети могут заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Тематические центры позволяют объединяться по общим интересам. Имеются подручные материалы (ленточки, банки, коробки разного размера и т. п.), которые используются для решения различных игровых ситуаций или как маркеры.
Игровой материал периодически меняется. Появляются новые предметы, схемы, мнемотаблицы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Выставляются наглядные пособия по текущей теме, дидактические игры, игрушки. Создаются временные выставки по различным темам. По сезонам года оформляются выставки из природного материала, календари, макеты и т. п., таким образом, развивающая среда группы является вариативной.
Год | Результаты анализа развития РППС в группе | Планируемые направления развития РППС | Результаты реализации запланированных направлений развития РППС |
2018 | РППС служит интересам и потребностям ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития ребенка, побуждает делать сознательный выбор, выдвигает и реализовывает собственные инициативы, принимает самостоятельные решения, развивает творческие способности, а также формирует личностные качества дошкольников и их жизненный опыт. В группе имеются необходимые средства обучения, материалы (расходные), игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую деятельность. В группе созданы центры развития детей по всем направлениям работы. Центр безопасности необходимо пополнить моделью действующего светофора. Дидактическое оснащение речевого центра в старшей группе точно соответствует содержанию программных задач для детей старшего дошкольного возраста, их индивидуальным и возрастным особенностям. Моя задача - выстроить развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта. РППС я старалась организовать так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. | В учебной зоне необходимо пополнить и обновить дидактические игры. Для речевого развития изготовить новые пособия и тематические альбомы. Центр уединения: обновить альбомы с семейными фотографиями воспитанников; пополнить различными дидактическими играми по изучению эмоциональных состояний. Центр сюжетно-ролевых игр: внести атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Ателье»; подобрать атрибуты для игры «Салон связи». Центр математических и логических игр: оформить занимательный и познавательный математический материал, дополнить разнообразными играми и пособиями. Внести учебные приборы: линейки, сантиметры; Центр творчества: необходимо внести образцы декоративного рисования, схемы, алгоритмы изображения человека, животных и т.д. Центр безопасности и ПДД: оснастить атрибутами к сюжетно-ролевым играм, для закрепления знаний ПДД: транспортные средства, светофор, схемы жестов регулировщика. | Учебную зону пополнили играми на развитие логического мышления, памяти, внимания. Приобретены дидактические игры, счётный материал. Оформили альбомы с демонстрационным материалом по математике: «Геометрические фигуры», «От 0 до 10». В результате повысился интерес детей к математике, у детей активно развиваются анализ, синтез, классификация, вариативное мышление, фантазия, воображение, творческие способности. В центр сюжетно - ролевых игр внесли журналы с выкройками и моделями. Пополнила модуль атрибутами для с/р игры «Салон связи». Пополнили центр изобразительной деятельности альбомами «Городецкая роспись», "Поэтапная лепка", "Поэтапное рисование". Приобрели трафареты и др. Приобрела книгу о символике города. В групповом пространстве обновила и пополнила элементы сюжетно-ролевых игр, в которых дети отражают полученные представления о профессиях; впечатления об окружающем мире, воссоздают социальные отношения, трудовые навыки. Изготовила игры-головоломки: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг». |
2019 | Создавая развивающую предметно-пространственную среду в группе раннего возраста, я опиралась на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. В группе созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом. Развивающая предметно-пространственная среда оборудована с учетом возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки. Так для детей второго и третьего года жизни имеется свободное пространство, где дети могут быть в активном движении – катание с горки, лазание. Детям предоставлена возможность играть игрушками – двигателями, широко предоставлены игры и материалы по сенсорному развитию, игры по развитию речи. На четвертом году жизни детям предоставлены уголки сюжетно-ролевых игр с яркими атрибутами. Все элементы среды связаны между собой по содержанию и художественному решению. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки обладают максимальным для разного возраста эффектом. Среда, окружающая детей в моей группе обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма. | Планировала: внести новые атрибуты для сюжетно- ролевых игр. Центр конструирования пополнить конструкторами Лего большими, крупной мозаикой В зону двигательной активности приобрести: коврики- массажеры, атрибуты для гимнастики; изготовить шапочки для подвижных игр, составить картотеку дыхательной и пальчиковой гимнастик. В центр познавательного развития добавить развивающие игры: «Ферма», "Собери зайку", "Домашние животные", "Одень мишек (маму, папу, сына", лото «Животные», игры-вкладыши, игры с прищепками. В уголок книги подобрать книги с произведениями русского фольклора и красивыми иллюстрациями. Изготовить игры для развития речевого дыхания: -Листочки -Бабочки -Шарики для поддувания. Пополнить центр творчества трафаретами по теме «Транспорт», «Животные», «Птицы». | Приобрела новые атрибуты для сюжетно- ролевых игр: «Парикмахерская», «Больница» «Семья», крупная мозаика, конструкторы Лего, коврики - массажеры. Добавила атрибуты для гимнастики ( листочки, мелкие мячики, флажки, ленточки на колечках), шапочки для подвижных игр. В уголок развивающих игр добавила игры: "Одень мишек", "Собери зайку", «Ферма», лото «Животные», игры с прищепками. Внесла в уголок книги сказки с красивыми крупными иллюстрациями по возрасту детей. Составила картотеки дыхательной и пальчиковой гимнастик. Изготовила игры для речевого дыхания. Центр творчества пополнила трафаретами для рисования. |
2020 | Главным условием освоения детьми образовательной программы является предметно-развивающая среда, которая согласно требованиям ФГОС должна соответствовать содержанию пяти образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие. Я создавала и продолжаю создавать предметно – развивающую среду группы безопасной, вариативной, мобильной, здоровьесберегающей. При создании среды я опиралась на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. В группе имеется игровой центр для девочек и игровой центр для мальчиков. Пособия для девочек по своей форме и содержанию привлекательные дли них. Например, домик для Барби, оборудование для кухни, парикмахерской и т.д. В развивающей среде для мальчиков преобладают яркие современные машинки и разнообразные конструкторы. С учетом всех основных направлений развития детей в моей группе были созданы следующие развивающие центры: - центр физического развития; - центр для сюжетно-ролевых игр («Больница», «Магазин», «Дом»); различные виды театров (социально-коммуникативное развитие); игротека развивающих игр с логико-математическим содержанием, строительно-конструктивные игры, - центр изобразительного искусства, где размещаются материалы и оборудование для детского творчества; музыкальный центр (художественно-эстетическое развитие); -центр книги, игротека речевых игр, наборы предметных и сюжетных картинок (речевое развитие). | В учебной зоне пополнить и обновить дидактические игры. Пополнить сектор изобразительной деятельности недостающими альбомами, трафаретами и материалами для нетрадиционного рисования, обновить карандаши и фломастеры, а также восковые мелки. Для речевого развития изготовить новые пособия и тематические альбомы. Центр ПДД дополнить игровыми материалами, дидактическими играми, настольными играми, атрибутами для сюжетно - ролевых игр и макетом дороги. | В групповом пространстве обновила и пополнила элементы сюжетно – ролевых игр, в которых дети отражают полученные представления о профессиях и окружающем мире. Игровые центры пополнила атрибутами, подобранными с учетом возрастных особенностей и гендерной принадлежности детей, отражающих различные сюжеты. Подвижный модуль позволяет изменять сюжет игры, например, чемоданчик из игры «Больница» можно взять и перенести, организовав игру в любом месте группы. Совершенствую РППС с учетом современных требований, мобильности и эргономичности пространства. Пополнила игровое оборудование для мальчиков: машины, набор военной техники, инструменты. Разные виды транспорта: спецтехника, строительная, грузовая, легковые машинки. Машинки разного цвета и размера. Пополнила игровое оборудование для девочек – коляски, куклы, комната с игрушечной мебелью, набор парикмахера и др. |
2021 | РППС я старалась организовать так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. РППС служит интересам и потребностям ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития ребенка, побуждает делать сознательный выбор, выдвигает и реализовывает собственные инициативы, принимает самостоятельные решения, развивает творческие способности, а также формирует личностные качества до-школьников и их жизненный опыт. В группе имеются необходимые средства обучения (технические), материалы (расходные), игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую деятельность. В группе созданы центры развития детей по всем направлениям. | Обновлено содержание центра физического развития. Для него были приобретены: кегли, шары суджоку, дартс, а также настольно-спортивная "Баскетбол". В центр по развитию речи были изготовлены различные игры. Для театрального уголка был приобретен пальчиковый театр, состоящий из трёх сказок. Центр творчества обновили новыми фломастерами, карандашами. восковыми мелками, трафаретами. | Центр физического развития: обеспечить необходимым оборудованием (большие и маленькие мячи, набивные мешочки, кегли, кольцеброс, мешочки с песком), создать условия для закаливания. В центр сюжетно – ролевых игр: приобрести атрибуты для игры: чайный сервиз, пирожные. Центр строительных игр: пополнить конструкторами с разнообразными способами крепления деталей. Центр изобразительной деятельности: пополнить наглядность о народных художественных промыслах, иллюстраторах детских книг. Пополнить материалы для свободной изодеятельности детей. Трафареты, штампы, раскраски по темам. Центр книги и речевого развития: поместить книги, знакомые детям, с небольшим количеством текста и крупными красочными иллюстрациями. |
Муниципальное общеобразовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – детский сад п. Красная Горка реализует основную общеобразовательную программу муниципального дошкольного образования «Детство».
Таким образом, развивающая предметно – пространственная среда второй младшей группы спроектирована в соответствии с образовательной программой, реализуемой в ОУ (созданы условия реализации образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие).
РППС оборудована с учетом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста. Все элементы среды связаны между собой по содержанию и художественному решению. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Предметно-развивающая среда группы отвечает интересам и потребностям детей, способствует всестороннему развитию, обеспечивает их эмоциональное благополучие. Все пространство РППС группы безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности и представлено центрами активности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС.
Методические материалы для заведующих и старших воспитателей о создании развивающей предметно - пространственной среды с целью повышения качества образовательных услуг, построения эф...
Инновационный подход к организации развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Организация РППС в ДОУ...
Презентация "Современные подходы к организации развивающей предметно- пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС".
Презентация...
Современные подходы к организации развивающей предметно- пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС.
Презентация...
Современные подходы к организации развивающей предметно- пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС.
Презентация...