«Синдром эмоционального выгорания»
учебно-методический материал на тему
Семинар-тренинг "Синдром эмоционального выгорания педагогов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-trening.docx | 217.96 КБ |
Предварительный просмотр:
«Синдром эмоционального выгорания педагогов»
Цель:
- Анализ содержания понятия «эмоциональное выгорание»;
Задачи:
- Дать оценку степени выраженности СЭВ у педагогов ДОУ (анализ анкет педагогов);
- Синдром эмоционального выгорания;
• Познакомить со способами саморегуляции психоэмоционального состояния;
• Познакомить с упражнениями по профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания в педагогической среде;
Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня у нас с вами семинар-тренинг «Синдром эмоционального выгорания»
Но прежде чем мы начнем наш семинар, мы проведем небольшую разминку.
Упражнение «У КОГО... ТОТ ДОЛЖЕН...»
Участники сидят в кругу. Тренер зачитывает по очереди короткие фразы по списку, каждая из которых начинается с «У КОГО… ТОТ ДОЛЖЕН…»
СПИСОК:
- голубые глаза, - подмигнуть
- есть кошка, - громко сказать «мяу»
- хорошо позавтракал, - погладить живот
- родился летом, - возьмет за руку соседа
- любит собак, - трижды пролает
- сочинил когда-нибудь хоть один стих, - поменяется местами с кем-нибудь
- запускал воздушного змея, - укажет в небо
- любит зиму, - подпрыгнет
- занимается спортом, - расставит руки
- поет в ванной, - пропоет букву «о»
- любит ходить пешком, - присядет два раза
- считает себя веселым человеком, - состроит рожу
- в чьем имени пять букв, - выкрикнет свое имя наоборот
- В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное «выгорание».
Профессиональное выгорание – это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе. Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие признаки:
В области Чувства появляется усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным.
Возникают Мысли: о несправедливости действий в отношении себя, не заслуженности своего положения в обществе, недостаточной оцененности окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве.
В области Действия возникает критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.
• энтузиазм в работе;
• пропадает блеск в глазах;
• нарастает негативизм и усталость.
Бывает так, когда талантливый педагог становится профнепригодным по этой причине. Иногда такие люди меняют профессию. При «выгорании» происходит психоэнергетическая опустошенность» человека.
С основными аспектами профессионального выгорания вас познакомит (выступление с презентацией воспитателя).
Кстати, средний возраст нашего педколлектива – 35-45 лет.
Наша профессия – также подвержена эмоциональному выгоранию.
- Высокая интенсивность и эмоциональная загруженность.
- Высокая ответственность за здоровье и жизнь детей, результат работы.
- Повышенные требования со стороны общественности к личности педагога.
- Непредсказуемость ситуаций профессионального взаимодействия.
- Необходимость контроля собственного эмоционального состояния в рабочее время.
- Творческий характер труда.
Что же нужно делать, чтобы не возникало эмоциональное выгорание?
(выступление воспитателя)
Саморегуляция
Каждый день нашей жизни наполнен массой приятных и неприятных событий, которые вызывают у нас эмоции разной степени интенсивности: от еле ощутимых до бурных и трудно поддающихся контролю. Все мы знаем, что наше тело использует определенные механизмы, чтобы поддерживать постоянство своей внутренней среды. Так же и психика стремится восстанавливать равновесие.
Саморегуляция действует и на уровне организма, и на уровне психики, это системный процесс, обеспечивающий адекватную условиям изменчивость, пластичность жизнедеятельности человека.
Психическаясаморегуляция - это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Природа человека такова, что он стремится к комфорту, к устранению неприятных ощущений, не задумываясь об этом. Это - естественные способы регуляции, которые включаются сами собой, спонтанно, помимо сознания человека, поэтому иногда их еще называют неосознаваемыми. Наверняка и вы интуитивно используете многие из них.
Это:
- смех, улыбка, юмор;
- размышления о хорошем, приятном;
- различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
- наблюдение за пейзажем за окном;
- рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;
- мысленное обращение к высшим силам (Богу,Вселенной, великой идее);
- «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
- вдыхание свежего воздуха;
- чтение стихов;
- высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так;
- танцы;
- музыка;
- вкусная еда;
- баня;
- массаж;
- сон и т.д.
А специалисты, занимающиеся проблемами регуляции эмоциональных состояний, нервно-психической напряженности, для управления ими используют специальные приемы сознательно. Именно их и называют методами саморегуляции, или способами самовоздействия, подчеркивая в них активное участие человека.
Необходимо отметить, что отсутствие или недостаточная сформированность деятельности саморегуляции усиливает власть актуальных потребностей и связанных с неуспехом в их реализации эмоций, способствует фиксации отрицательного эмоционального состояния, упрочивает телесные сдвиги. Т.е. это источник стойких соматических изменений. Невозможность эффективной саморегуляции может актуализировать защитные автоматизмы из прошлого опыта. Создается замкнутый круг: неуспех в реализации актуальной деятельности - отрицательные эмоции - защитные автоматизмы - хронизация эмоций - соматические сдвиги - усиление эмоции - упрочение соматических проявлений.
Вероятность возникновения этого круга увеличивается в критических ситуациях, требующих повышения активности в области саморегуляции.
Поэтому важно:
- разобраться, какими естественными механизмами снятия напряжения и разрядки, повышения тонуса вы владеете;
- осознать их;
- перейти от спонтанного применения естественных способов регуляции к сознательному в целях управления своим состоянием;
- освоить способы саморегуляции, или самовоздействия.
Все это и составляет суть саморегуляции.
Итак, саморегуляция может осуществляться с помощью четырех основных средств, используемых по отдельности или в различных сочетаниях:
1. Способы, связанные с управлением дыханием;
2. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением;
3. Способы, связанные с управлением мысленными образами;
4. Способы, связанные со словесным воздействием.
В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:
- эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
- эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);
- эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).
Вот примеры упражнений, которые можно проделать для овладения саморегуляцией:
♣ Попробуйте задать себе вопросы:
Что помогает вам поднять настроение, переключиться?
Что я могу использовать из вышеперечисленного?
Мысленно, а лучше на бумаге, составьте перечень этих способов.
Подумайте, какие из них вы можете использовать сознательно, когда чувствуете напряженность или усталость.
♣ Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.
На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна);
- на следующие четыре счета проводится задержка дыхания;
- затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6;
- снова задержка перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4.
Уже через 3-5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.
♣ «Ритм»
Попробуйте задать ритм всему организму с помощью монотонных ритмичных движений:
- движения большими пальцами рук в «полузамке»;
- перебирание бусинок на ваших бусах;
- перебирание четок;
- пройдите по кабинету (коридору) несколько раз, делая на два шага вдох, и на пять шагов - выдох.
Как экономно расходовать свои энергетические ресурсы в работе
с людьми (рецепты В. В. Бойко) (выступление педагога)
• Жить с девизом «В целом все хорошо, все, что делается, – делается к лучшему». Неудовлетворительные обстоятельства на работе воспринимать как временное явление и пытаться изменить их к лучшему.
• Энергию недовольства направлять на дела, способствующие позитивным переменам, а не злословию и обидам.
• Замечать достижения в своей работе и чаще хвалить себя за них. Замечать свои успехи в отношениях с другими и радоваться достигнутым результатам. В выполняемой работе усматривать прежде всегосоциальный, гуманный, престижный смысл, а не конкретные и малоприятные функциональные обязанности.
• Находить источники вдохновения в каждом осуществляемом замысле. Тратить время и энергию на осмысление целей и средств их достижения, а не на исправление непродуманных действий и ошибок.
• Организовать свою работу так, чтобы исключить ненужные и раздражающие обращения окружающих.
• Просьбы, советы, требования, обращенные к кому–либо, следует произносить достаточно громко и отчетливо, предварительно убедившись, что партнер в состоянии их воспринять.
• Не «пережевывать» в уме случившиеся конфликты или допущенные ошибки. Осознать причину, сделать выводы, найти выход, но не прокручивать в сознании. Если возникла проблема или назрел конфликт, решать своевременно, обдуманно и спокойно.
• Не вспоминать на работе о неприятностях личной жизни и не обсуждать их с коллегами.
• Дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны, быть с ними открытыми, искренними и естественными.
• Мягко и незаметно ограничивать общение с теми, кто неприятен, оставаясь с ними приветливыми и внимательными.
• Использовать техники снижения эмоционального напряжения.
Упражнение «Имя – профессиональное качество».
Цель: создание положительной атмосферы в группе, поднятие самооценки участников тренинга, акцентирование внимания на ценности каждого члена группы.
Педагоги, передавая мяч по кругу, называют свои имена и какое – либо профессиональное качество, начинающееся на первую букву имени.
Упражнение "Лестница".
Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности.
Всем участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением лестницы и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день. По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы:
- Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?
- Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?
- Есть ли внутренние противоречия по этому поводу?
- Что мешает Вам находиться наверху?
Коллаж «Привычки счастливого человека»
Педагоги в группах составляют коллаж, используя фразы и картинки из старых газет и журналов. Звучит спокойная музыка.
Участникам тренинга раздаются листы бумаги, они делятся на на 2 команды 1 команде предлагается написать ,нарисовать виды деятельности, которые приносят им удовольствие на работе, 2 команде предлагается написать ,нарисовать виды деятельности, которые приносят им удовольствие вне работы.
Обобщающее выступление старшего воспитателя.
Мы много сегодня говорили о СЭВ, почему возникает это состояние, и как можно самому себе помочь.
А закончить нашу с вами встречу я хочу притчей.
“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая? ” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать такую атмосферу, в которой вы будете чувствовать себя комфортно. Ведь вы сами на 100% ответственны за все события в своей жизни.
Запомните пять простыхприемов антистрессовой защиты:
1. Отвлекайтесь:
•Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе.
•Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет.
•Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь.
•Обращайте внимание на мельчайшие детали.
2. Снижайте значимость событий:
• Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то как вы к этому относитесь.
• Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа:
•"не очень-то и хотелось", "главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе", и т.;
•"нечего себя накручивать", "хватит драматизировать";
3. Действуйте:
Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.
Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом:
•наведите порядок дома или на рабочем месте;
•устройте прогулку или быструю ходьбу;
•пробегитесь;
•побейте мяч или подушку и т. п.
4. Творите:
Любая творческая работа может исцелять от переживаний:
•рисуйте;
•танцуйте;
•пойте;
•лепите;
•шейте;
•конструируйте и т. п.
5. Выражайте эмоции:
Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно!
Учитесь показывать эмоции, "выплескивать" их без вреда для окружающих.
Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического),
Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.
•изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса;
•мните, рвите бумагу;
•кидайте предметы в мишень на стене;
Решение семинара-тренинга:
- Организовывать выезд на природу (посезонно, 4 раза в год).
- Чаепитие в кабинете старшего воспитателя, просмотр фильма, не связанного с политикой и работой, слушание музыки – 1 раз в месяц).
Желаю дальнейших творческих успехов! Здоровья! Радости!
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Синдром эмоционального выгорания
Данный материал можно использовать для консультативной и психопрофилактической работы с педагогами ДОУ. Лекционная часть содержит минимум необходимой информации о сущности СЭВ и его профилактике. Прак...
Консультация синдром эмоционального выгорания
Цель: - Ознакомление присутствующих с понятием профессионального выгорания, причинами возникновения, способами профилактики, освоение методов и приемов помощи колле...
Буклет к консультации синдром эмоционального выгорания
Этот материал поможет педагогам в любую минуту найти для себя способ преодоления стресса....
Синдром эмоционального выгорания
Ежедневная работа, иногда без перерывов и выходных, осложненная эмоциональными напряженными контактами ведет к жизни в состоянии постоянного стресса, накопление его последствий приводит к нарушению зд...
Синдром эмоционального выгорания у педагогов
Синдром эмоционального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, психологов, врачей, социальных работников, журналистов, - всех, чья деятельность невозмо...
Синдром эмоционального выгорания педагогов
Статья содержит теоретический и практический материал по работе с педагогами по профилактике синдрома эмоционального выгорания на различных уровнях....
Памятка для педагогов «СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СЭС» И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА
Памятка для педагогов " Синдром Эмоционального выгорания СЭС и его профилактика Эмоциональное выгорание - на слуху. Это исчезновение энергии, желания и "огонька" в отношении к д...