Проект «Имена защитников города в названиях улиц»
проект (подготовительная группа) на тему

Грибанова Светлана Валерьевна

Много улиц есть на свете,

                                                                                                                                                             Знаменитых авеню.

  Только я, вы мне поверьте,

     Воронежские улицы люблю.

                                                                                                                                                             Все прекрасно, не иначе,

                                                                                                                                                             Здесь на родине моей.

Солнце дома светит ярче,

                                                                                                                                                              Небо синее, нежней.

     Творческий проект нашей группы «Имена защитников города в названиях улиц» был успешно реализован в период с 20   апреля по 8 май 2015 года. Глядя на наших ребят, можно с уверенностью сказать, что память о героях Великой Отечественной войны будет жить всегда в их сердцах. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_imena.docx54.06 КБ
Файл prilozhenie_7_ih_imenami_nazvany_ulitsy_nashego_goroda.pptx1.72 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                                                                             « Центр развития ребенка – детский сад № 117»                                                                                                                                                    г. Воронеж

Проект 

«Имена защитников города в названиях улиц»

                                                                   

                                                                 Выполнила: Грибанова Светлана Валерьевна

2015 г.

Тема проекта: «Имена защитников города в названиях улиц»

 Много улиц есть на свете,

                                                                                        Знаменитых авеню.

  Только я, вы мне поверьте,

     Воронежские улицы люблю.

                                                                                        Все прекрасно, не иначе,

                                                                                        Здесь на родине моей.

Солнце дома светит ярче,

                                                                                        Небо синее, нежней.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.  

Актуальность проекта:

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к родному городу, к родным и близким людям, гордость за исторические свершения своего народа. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. К сожалению, в настоящее время наблюдается утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Празднование 70-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне способствует объединению и сплочению нашего народа и предоставляет безграничные возможности для формирования у детей первоначальных представлений об истории нашей Родины, для развития чувства справедливости, призывает любить Родину и близких.

Цель проекта: знакомить детей с героями Великой Отечественной войны, в честь которых названы улицы города.                                  

Задачи:                                                                                                                                                                                                Образовательные:

  • познакомить детей с улицами Воронежа, названными в честь земляков-героев;
  • расширить знания детей о подвиге земляков в Великой Отечественной войне;
  • обогатить словарный запас детей следующими словами: боевой подвиг, долг перед Родиной, герой, память людская, фронт.
  • познакомить детей с различными источниками нахождения информации.

Развивающие:

  • развивать у дошкольников самостоятельность, коммуникативные качества, умение добывать знания;
  • создать предметное пространство для организации познавательно-исследовательской деятельности в рамках тематики проекта.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей любовь и уважение к героям, павшим за нашу Родину;
  • воспитывать у дошкольников чувства гордости и сопричастности к подвигу страны через поддержание интереса к истории своего города;
  • обогатить детско-родительские отношения опытом совместной деятельности через формирование представлений об улицах родного города.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.                                                                                                                                            

Время проведения проекта: с 20 апреля 2015 г. по 8 мая 2015 г.

Этапы реализации проекта.

1 этап – подготовительный:                                                                                                                                                                                      копилка детских идей,                                                                                                                                                                                                      сбор информации,                                                                                                                                                                                                                                 работа с методической литературой,                                                                                                                                                                             составление плана работы над проектом,                                                                                                                                                                       оформление информационного стенда для родителей с целью вовлечения их в образовательный процесс.

2 этап – практический: реализация проекта (проведение НОД, беседы о войне, организация СДВД, игры и др.)

3 этап – итоговый: подведение результатов (оформление фотовыставки «Наши Защитники» и «Экскурсии детей по улицам защитников города Воронежа», создание альбома «Стихи и песни о войне и победе», альбома «Имена защитников города в названиях улиц», возложение цветов к Памятнику Танкистам, музыкально – литературный праздник)

     

Продукты проектной деятельности:

  • Альбом «Пословицы о войне и мире»;
  • Альбом «Стихи и песни о войне и победе»;
  • Альбом «Воронеж в годы Великой Отечественной войны в фотографиях»;
  • Альбома «Имена защитников города в названиях улиц»;
  • Консультация для родителей «Книги о войне для дошкольников»;
  • Консультация для родителей «Как рассказать ребёнку о войне»;
  • Фотовыставка  «Наши Защитники»;  
  • Фотовыставка «Экскурсии детей по улицам защитников города Воронежа»;                                                                                                                                                        
  • Выставка рисунков  военной тематики;                                                                                                                                                            
  • Выставка поделок изготовленных детьми  для ветеранов и родителей к 9 мая – Дню  Победы;
  • Презентация фотовыставки «Экскурсии детей по улицам защитников города Воронежа»;
  • Презентация фотовыставки «Наши Защитники»                                                                               

     Предметно – развивающая среда: 

  • Оформление уголка «Боевой славы»;
  • Оформление информационного уголка для родителей;
  • Дидактические игры с патриотическим содержанием;
  • Наглядно – дидактический  материал на тему Великой Отечественной войны;                                                              
  • Художественная литература – рассказы, стихи, пословицы и поговорки о войне, о победе, о военных, о мире;
  • Песни военных лет;
  • Различные материалы  для продуктивной деятельности детей;

     Средства реализации проекта:

  • Использование различных видов деятельности: познавательной, продуктивной, художественно – речевой, игровой;
  • Просвещение родителей и участие родителей в педагогическом проекте;
  • Организация развивающей среды;
  • Специально организованные занятия;
  • Посещение памятных мест города;
  • Посещение  Музея-диорамы;
  • Экскурсии по улицам, названными именами защитников города Воронеж

Работа с родителями  составление рассказов о родственниках, участников Великой Отечественной войны; участие в реализации проекта, организация экскурсии.

Ожидаемые результаты:

  • Для детей:
  • сформированность нравственно-патриотических чувств к истории города Воронежа в военное время;
  • развитость связной монологической и диалогической речи воспитанников;
  • словарный запас детей пополнится следующими словами: боевой подвиг, долг перед Родиной, герой, память людская, фронт;
  • дети запомнят названия улиц города, которые они посетили: Лидии Рябцевой, Николая Шендрикова, Валентина Куколкина, летчика Колесниченко, Героев Сибиряков, Проспект Патриотов, комсорга завода Электросигнал Геращенко А., генерала Лизюкова ;
  • в результате реализации проекта у детей сформируются интегративные качества: любознательность, эмоциональная отзывчивость, воспитанники овладеют знаниями о городе Воронеже, о земляках, прославившихся подвигами военных лет, вербальными и невербальными средствами общения и способами конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, правилами поведения в общественных местах.
  • Для педагогов:
  • на этапах реализации проекта педагоги разработают авторские беседы с детьми: «История нашего города во время войны», «Достопримечательности нашего города», «Наш земляк – сын полка Жорж Анатольевич Денисьев», «Памятные места нашего города», «Какие улицы названы в честь земляков-воронежцев?».
  • повышение педагогической компетентности и мотивации при организации воспитательно-образовательного процесса по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
  • Для родителей:
  • активное участие родителей в тематических праздниках и фотовыставках, проводимых в рамках реализации проекта;
  • оказание помощи в организации и проведении экскурсий и целевых прогулок.

Реализация проекта

Виды деятельности

Познавательная

Игровая

Продуктивная

Художественно - речевая

1 день

«Детям о Великой Отечественной войне».

Цель: дать детям представление

о том, что война была        освободительной, велась во имя мира, процветания и благополучия  нашей Родины.

Показ презентации «Расскажите детям о войне»

Сюжетно-ролевая игра: «Военные»

Дидактическая игра:                                   «Что в военном пакете?»

Подвижные игры:                           «Стенка-мишень»,                                        «Кто дальше?»

Участие в акции «Сирень Победы» (изготовление сирени техникой торцевания) для украшения музыкального зала к Празднику Победы»

Слушание музыки Ф. Шуберт «Военный марш»,

Ситуация общения  «Великая Отечественная война»

Рассматривание семейных фотографий прадедушек и прабабушек, воевавших на фронте или работавших в тылу во время войны.

Чтение рассказа С. Баруздина «За Родину!» из книги «Шел по улице солдат»

2 день

 «Города – герои».

Цель: познакомить с героическими подвигами жителей и защитников

городов-героев, с расположением этих городов на карте.

Показ презентации «Города – герои»

Сюжетно-ролевая игра: «Медсанбат»»

Подвижная игра:                    «Переправа через мост»

Дидактические игры:                              «О каком городе говорю»,    «Найди на карте город-герой».

Рисование «Это наша страна».

Слушание музыки Б. Мокроусов «Марш защитников Москвы»,

Чтение произведений                               С. П. Алексеева «Брестская крепость».

Рассматривание иллюстраций «Города-герои»

3 день

«Воронеж в годы Великой Отечественной войны».

Цель: формировать представление о вкладе  города  в приближение

победы.                                    

Сюжетно - ролевая игра: «Радисты»

Подвижная игра:                                        «Кто быстрее соберет»

Дидактическая игра: «Испорченный телефон»

Игры – экспериментирования:

«Секретное письмо»

Ручной труд «Поздравительная открытка для ветеранов» в технике «Изонить»

Слушание музыки А. Аренский «День Победы

Экскурсия в библиотеку имени С.Я. Маршака.

Рассматривание альбома «Воронеж в годы Великой Отечественной войны 

в фотографиях»

4 день

«Имена защитников города

в названиях улиц».

Цель: знакомить детей с героями Великой Отечественной войны, в честь которых названы улицы города.

Показ презентация «Имена защитников города в названиях улиц»

Сюжетно-ролевая игра: «Военный корабль»,

Русские народные игры                        « Перетягушки», « Крепость»

Тренировочные игры: «Парашютисты», «Капитаны»

Дидактическая игра:

 «Подбери картинку»

Подвижная игра на ориентировку в пространстве: «Пройди в указанном направлении».

Лепка «Военная техника»

Конструирование из деталей Лего-конструктора «Самолеты», «Корабли»

Рассказ воспитателя о присвоении имен героев, отличившихся в сражениях ВОВ, населенным пунктам, улицам и площадям, физико-географическим объектам, воинским частям, кораблям и судам.  

  Чтение рассказа С. Баруздина «Слава» из книги «Шел по улице солдат»                                              

Рассматривание альбома «Имена защитников города в названиях улиц»

5 день

«Никто не забыт, ничто не забыто».

Цель: послушать рассказы

детей и родителей  о родственниках, участвовавших в войне.

Показ презентации: «Наши Защитники»

Сюжетно-ролевая игра: «Моряки» (Подводная лодка)

Разучивание физминутки «Стойкий солдатик»

Этюд «Капитан»

Дидактическая игра: «Определи род войск по одежде»

Подвижная игра:                         «Передай пакет»                                

Аппликация «Голубь  - символ мира»

Рассматривание иллюстраций, посвященных ВОВ: - Подвиги солдат на фронте.

Чтение рассказа А. Митяева «Мешок овсянки».

Рассматривание  иллюстраций с изображением воинов, фотографий родственников воевавших в ВОВ.

6 день

«Памятники Воронежа,

посвящённые Великой

Отечественной войне».

Цель: расширять знания детей о памятниках защитникам города.

Показ презентации « Памятники защитникам города»

Сюжетно-ролевая игра: «Летчики»

Игра-соревнование «Чей парашют быстрее опустится на землю?»

Дидактическая игра:

«Кому поставлен памятник?»    

Подвижная игра на ориентировку в пространстве:

«Найди место, обозначенное на плане»                                                      

Конструирование в технике оригами: «Самолет»

Рассказ воспитателя о формах увековечения памяти воинов России: создание мемориальных музеев, установление памятников, обелисков, стел, установление на местах воинской славы мемориальных знаков.

Рассматривание набора открыток «Памятники Воронежа,

посвящённые Великой

Отечественной войне».

Чтение стихотворения                      Л. Куликова «Cын летчика»

7 день

«Мемориальные доски Воронежа».

Цель: показать детям фотографии

мемориальных досок  на ул. Героев Сибиряков  № 45 и 15.

Показ презентации: «Мемориальные доски Воронежа»

Сюжетно-ролевая игра: «Пограничники»

Дидактическая игра:     «Определи род войск».

Подвижная игра на ориентировку в пространстве: «Считай шаги»                                        

Аппликация:

 «Цветущая ветка яблони».

Знакомство с пословицами об армии, о подвигах, о славе, о русских воинах.

Чтение стихотворения                              З. Александровой «Дозор»

8 день

«Дети и война».

Цель: познакомить с вкладом детей в приближение Победы

(работа на заводах , на  полях, в госпиталях, непосредственное

участие в разведывательных и

боевых действиях)

Показ презентация «Дети герои»

Сюжетно-ролевая игра:

«Разведчики»

Разучивание физминутки «Самолет».

Настольно-печатная игра: «Лото» Цели: развивать память и внимание детей; закреплять знания о военной технике.

Дидактическая игра:                      «Что в военном пакете?»

Подвижная игра:                            «Перейди через болото»

Конструирование в технике оригами «Письмо-треугольник» Приглашение родителей на праздник «9 мая – День Победы»

 

Рассматривание иллюстраций, посвященных ВОВ: - Подвиги детей во время войны.

 

Развивающая образовательная ситуация «Война с немецко-фашистскими захватчиками». Цели: на примере подвигов героев школьников рассказать детям о войне с фашизмом; воспитывать чувство патриотизма, стремление быть похожими на таких героев.

Чтение рассказа П. Грабора «Сын полка» - о сыне полка Жорже Анатольевиче Денисьеве, нашем земляке и рассматривание фотографий в военное и наше время.

9 день

«Труд людей разных профессий  на  войне и в тылу».

Цель: дать представление о том, как люди разных профессий трудились во имя Победы.

Показ презентация «Женщины в годы Великой Отечественной войны»

Сюжетно-ролевая игра: «Партизаны идут на разведку»

 

Игра «Собери танк, самолет, машину из спичек» Цели: развивать логическое мышление, сообразительность.

Дидактическая игра:                            «Что нужно солдату?»,

Подвижная игра: «Саперы»

Изготовление детьми военной техники: танка, бронетранспортера из бросового материала ( спичечных коробков, крышки от пластиковой бутылки, пуговиц, ватной палочки и т.п.)

Рассматривание иллюстраций, посвященных ВОВ: - Жизнь людей в тылу.

Рассказ воспитателя о партизанах.

Чтение А. Иванова «Как Андрейка на фронт бегал»

10 день

«Символы Победы –

ордена, медали и знамёна».

Цель: познакомить с боевыми наградами воинов во время

войны, со знаменем Победы, водруженным над Рейхстагом.

Показ презентация «Награды Великой Отечественной войны»

Сюжетно-ролевая игра:                            «Боевая пехота»

Дидактическая игра:                   «Ордена войны»

Подвижная игра:                           «Точно в цель»

Лепка «Ордена и медали»

Прослушивание диска «Письма

с фронта» в исполнении артистов московских театров.

 

Чтение стихотворения А. Твардовский «Рассказ танкиста»

Рассказ воспитателя на тему «День Победы»

Рассматривание  плаката «Родина-мать зовет» (И. Тоидзе)

11 день

«Повяжи, если помнишь!»

Цель: познакомить детей с историей возникновения

георгиевской ленточки,

воспитывать интерес к

историческому прошлому своей Родины, желание выразить благодарность победителям.

Сюжетно-ролевая игра: «Морская пехота»

Дидактическая игра:                   «Воину-солдату своё оружие»

Подвижная игра:                           «Полоса препятствий»                              

Рисование «Георгиевская ленточка»

Развивающая образовательная ситуация «Морская пехота» Цели: познакомить детей с особенностями службы морских пехотинцев; развивать связную речь, воображение.

Слушание песни «Мир нужен всем»(сл. С.Богомазова, муз. В. Мурадели)

Чтение стихотворения                               М. Исаковский «Навек

запомни»

12 день

«Детям о войне средствами художественной литературы и видеоматериалов»

Цель: знакомить детей с Великой Отечественной войной через чтение художественной литературы и просмотр видеофильмов.

Показ презентации: «Художники о Великой Отечественной войне»

Сюжетно-ролевая игра «Танкисты»

Дидактическая игра:                     «Назови пословицу»

Подвижная игра:                                «След в след»                        

Лепка барельеф «Вечный огонь»

Рассматривание плаката «Родина- мать зовет» (И. Тоидзе)

Развивающая образовательная ситуация «Танковое сражение»

Чтение  К. Симонов  «Сын артиллериста»

13 день

Праздник «День Победы». Встреча детей с Николаем Семеновичем Редькиным участником Великой Отечественной войны и заместителем председателя Воронежской городской Думы Александром Провоторовым.

Показ презентации: «Наша Армия»

Сюжетно-ролевая игра:                      «На учениях».

Подвижная игра:                                «Меткий стрелок»                            Цели: упражнять в метании, развивать ловкость.

Дидактическая игра:

«Чья форма»

Рисование палочкой на песке военной техники (танки, самолеты, корабли)

Чтения стихотворений, посвященных Дню Победы. Цель: Подготовить детей к празднику «День Победы», воспитывать уважение к героям ВОВ, чувство гордости за народ, победивший врага.

Исполнение военных песен:          «В землянке»  сл. А.А. Сурков, муз. К.Я. Листов,                                                                                                     

«Эх, дороги» сл. Л.Ошанин, муз. А.Новиков,                                                                                                                          

«В лесу прифронтовом» сл. М. Исаковский, муз. М. Блантера                         М. Блантер,                                                                                                                                                                                                             
«Катюша» сл.М. Исаковский, муз. М. Блантер,

 «Последний бой» сл. и муз. М. Ножкин,

«Алеша» сл. К. Ваншенкин, муз. Э. Колмановский

                                                                                                                     

14 день

Возложение цветов к памятнику погибшим воинам -  землякам.      Цель: прививать детям желание чтить память о погибших воинах -  земляках, возлагая цветы к памятнику; воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.

Сюжетно-ролевая игра: «Зарница» Цели: закрепить знания детей о родах войск российской армии.

Дидактическая игра: «Защитники Отечества»

Подвижная игра:                                          «Кто дальше бросит гранату?»

Рисование «Праздничный салют»

Рассказ воспитателя о значении салюта.

 

Чтение  отрывка из стихотворения С. Баруздина «Салют».

Слушание песни «День Победы» сл. В. Харитонов, муз. Д. Тухманов

Заключение.
     Творческий проект нашей группы «Имена защитников города в названиях улиц» был успешно реализован в период с 20   апреля по 8 май 2015 года. Глядя на наших ребят, можно с уверенностью сказать, что память о героях Великой Отечественной войны будет жить всегда в их сердцах. 
    Хочется верить, что наши дети навсегда запомнят День Победы. Пройдут годы, они сами станут родителями и будут водить своих детей на экскурсии в музеи, мемориальные комплексы, к памятникам, погибших солдат, братским могилам и вечному огню, на парады и рассказывать своим детям о Великой Отечественной войне, о героическом подвиге русского народа.
     В ходе проведенных мероприятий, посвященных дню Победы, дети научились ориентироваться в истории нашей страны. Получили представление о значении Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. У них сформировались понятия: ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия; сформировалось уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла, чувство любви к Родине, чувство гордости за наш народ и его боевые заслуги, за свою Родину, уважение к защитникам нашего города, именами которых были названы улицы нашего города, ветеранам Великой Отечественной войны.
    Данный проект был положительно оценен родителями, педагогами ДОУ, ветеранами и детьми.

Список литературы:                                                                                                                                                                                 1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (старшая и подготовительная группа) - Москва: ЦГЛ, 2005

2. Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. - Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2010;

3. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание  дошкольников. - Москва. Творческий центр Сфера, 2009.

                                      


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Центр развития ребенка – детский сад № 117» г. Воронеж ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Имена защитников города в названиях улиц» Выполнила: Грибанова Светлана Валерьевна

Слайд 2

Цель: Знакомить детей с героями Великой Отечественной войны, в честь которых названы улицы города.

Слайд 3

27 улиц Воронежа, названных именами местных жителей-героев войны

Слайд 4

Мой город Я не могу себе представить Мой город - раненый, больной, Трамвай, идущий от Заставы, Застигнутый в пути войной. Театра скорбные колонны, И груды щебня позади, И толпы женщин утомленных, С детьми, прижатыми к груди... Воронеж! Город белых улиц, Окраин пышные сады, Вот тополя его, сутулясь, Окутались в огонь и дым... Он плыл рекою голубою, Он солнцем огненным сверкал И отражал меня с тобою В озерах уличных зеркал... Теперь там мертвые колонны, Глазницы черные домов, Но, взорванный и опаленный, Он нашу заслужил любовь - За то, что встал могучей силой, Врагов под пеплом погребя, Еще обширней и красивей, Воронеж, выстроим тебя! Автор: Ольга Кожухова, 1945 г.

Слайд 5

Улицы Воронежа и его герои. В этом году в России отмечают 70 -ю годовщину окончания Великой Отечественной войны. 9 мая в Воронеже, как и в других городах, пройдут праздничные шествия, массовые гуляния и салют в память о тех, кто защищал свою страну. Перед праздником мы узнали, в честь каких героев войны названы улицы города, и выяснили, что 27 из них носят имена именно воронежцев.

Слайд 6

Иван Артамонов Герой Советского Союза , старший лейтенант, командир батальона 25-го гвардейского стрелкового полка 6-й гвардейской стрелковой дивизии. Родился в семье крестьянина в селе Староживотинное Рамонского района. До призыва в армию жил в Воронеже. После учительских курсов работал учителем в Отрожке (ныне школа № 36). В 1943 году во главе подразделения первым переправился через Десну, где вместе с партизанами построил переправу. Его батальон успешно форсировал Днепр и удержал захваченный плацдарм. Во время тяжёлого боя Артамонов был тяжело ранен, после чего скончался в госпитале.

Слайд 7

Василий Богачёв Капитан, командир батальона 10-й танковой бригады. Родился в крестьянской семье в селе Русская Гвоздёвка Рамонского района. Работал сварщиком на Механическом заводе, а по вечерам учился при партийной школе. Во время Великой Отечественной войны капитан Богачёв совершил один из первых в истории Великой Отечественной войны одиночный танковый таран. В декабре 1941 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Слайд 8

Николай Бурденко Генерал-полковник медицинской службы, первый президент Академии медицинских наук. В 1918 году переехал в Воронеж, где стал одним из инициаторов создания Воронежского университета. Принимал активное участие в организации военных госпиталей Красной Армии. Организовал курсы для студентов и врачей по военно-полевой хирургии и создал школу для среднего медицинского персонала — медицинских сестёр. В годы Великой Отечественной войны — Главный хирург Красной Армии.

Слайд 9

Михаил Вайцеховский Полковник, командир Воронежского добровольческого коммунистического полка 1-й гвардейской стрелковой дивизии. Перед войной жил с семьёй в Больничном переулке в Воронеже и руководил строительной конторой металлоконструкций. В конце февраля 1942 года Вайцеховский возглавил атаку 1-го батальона у села Лески. Был тяжело ранен разорвавшейся немецкой миной и умер в госпитале. Но его полк поднялся в атаку и освободил село от захватчиков .

Слайд 10

Андрей Витрук Герой Советского Союза, генерал-майор авиации. В 1934 году окончил Борисоглебскую военную школу лётчиков, а в 1941 году — Военно-воздушную академию, после чего попал на фронт. Был командиром штурмового авиационного полка и дивизии, лётчики которой отличились в ходе Острогожско-Россошанской , Белгородско -Харьковской, Киевской, Ясско-Кишинёвской, Белградской операций. После войны Витрук командовал авиационной дивизией.

Слайд 11

Алексей Геращенко Политрук роты. Родился и вырос в Воронеже. Сначала работал в депо станции «Отрожка», затем на строительстве завода « Электросигнал ». Потом стал работать на самом заводе слесарем и секретарем комсомольского бюро. До войны был начальником цеха. В первые дни объявления начала боевых действий ушёл на фронт, где стал политруком. Погиб 9 марта 1942 года во время сражения под Смоленском.

Слайд 12

Екатерина Зеленко Заместитель командира эскадрильи бомбардировочного авиаполка. В Воронеже окончила авиационный техникум и аэроклуб. Совершила 40 боевых вылетов, участвовала в 12 воздушных боях. Командовала группой, уничтожившей 45 танков и 20 автомобилей. Во время атаки немцев сбила один самолёт, а когда у неё закончился боезапас, тараном уничтожила второй, но при этом погибла сама. Единственная женщина, совершившая воздушный таран .

Слайд 13

Яков Крейзер Генерал армии. Родился в Воронеже в семье мелкого торговца. В начале Великой Отечественной войны был полковником, командиром 1-й Московской мотострелковой дивизии. За подвиг на Березине у города Борисова ему присвоено звание Героя Советского Союза — первому из воронежцев в годы Великой Отечественной войны. Командовал 3-й, 22-й гвардейской и 51-й армиями, в в послевоенные годы — войсками ряда военных округов, работал в аппарате Министерства обороны.

Слайд 14

Семен Кривошеин Герой Советского Союза, генерал-лейтенант танковых войск. Родился в Воронеже в семье ремесленника. В 19 лет вступил в ряды Красной армии в стрелковый полк Воронежской губернии. В 1944 году Кривошеин был назначен командиром 1-го механизированного корпуса и принял участие в Проскуровско -Черновицкой, Белорусской, Висло- Одерской и Берлинской наступательных операциях. Особенно отличился при форсировании реки Щара , освобождении Слонима, Бреста и Берлина.

Слайд 15

Валентин Куколкин Разведчик батальона народного ополчения. Родился и жил в Воронеже на улице Мало-Московской. Работал мотористом на Воронежском механическом заводе, параллельно являлся внештатным заведующим военного отдела Ворошиловского райкома ВЛКСМ. В составе сводного отряда ополченцев участвовал в боях за Чижовку . Группа Куколкина штурмом взяла четыре дома, но в конце сражения его тяжело раняли . Посмертно награжден орденом.

Слайд 16

Даниил Куцыгин Секретарь Ворошиловского РК ВКП(б) Воронежа, комиссар батальона народного ополчения, старший политрук. Участвовал в обороне железнодорожных мостов у Отрожки, особенно проявил себя в боях за Чижовку . Накануне одного из наступлений командира взвода ранило, Куцыгин взял руководство на себя и повёл бойцов вперёд. Его ополченцы ворвались в полуразрушенный дом и заняли его, а сам Куцыгин был убит снайпером. Посмертно награжден орденом красного Знамени.

Слайд 17

Емельян Лишенко Старший лейтенант, командир батальона. На фронт попал в составе Воронежского добровольческого полка. Играл в полковом оркестре и был командиром разведывательной роты. В конце воины командовал батальоном гвардейской механизированной бригады, которая дошла до Венгрии. Погиб в 1945 году там же. Оказавшись в окружении, вызвал на себя огонь артиллерии.

Слайд 18

Константин Массалитинов Композитор, народный артист СССР. Родился в Воронеже, окончил Воронежский музыкальный техникум по классам фортепиано и хорового дирижирования . На параде в 1941 году в Воронеже руководил оркестром из 300 человек. В начале Великой Отечественной войны ушёл на фронт в составе 303-й стрелковой дивизии. Участвовал во многих сражениях, в том числе под Смоленском. После ранения вернулся на реабилитацию в Воронеж.

Слайд 19

Иван Меркулов Младший сержант, наводчик ручного пулемета 312-го стрелкового полка стрелковой дивизии. Родился в селе Старая Ведуга Семилукского района. Работал в Воронеже на авиазаводе. Получив ранение, вернулся в родное село и оказался в оккупации. Ему удалось установить связь с партизанами и доставлять им продукты и оружие. На фронте с апреля 1943 года. В бою за Холм закрыл телом амбразуру пулемётного дзота и погиб. Посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Слайд 20

Ревекка Мухина Работала врачом в поликлинике в Воронеже, во время войны активно помогала солдатам и обычным горожанам. Когда фашисты ворвались в город, добровольно взяла на себя заботу о раненых, которые укрывались в школе № 29 (сейчас № 12) на улице 20-летия Октября. В тайне от немцев переправляла выздоравливающих на левый берег, чтобы они не стали пленниками. Была расстреляна немцами 10 августа 1942 года.

Слайд 21

Алексей Небольсин Лейтенант, командир звена 145-го истребительного авиационного полка. Родился в селе Горенские Выселки Верхнехавского района. Жил в Воронеже, учился в семилетке и школе фабрично-заводского ученичества, работал слесарем на авиазаводе. В 1940 году окончил Борисоглебскую школу военных летчиков. Погиб 10 июля 1941 года, направив горящий самолёт на скопление автоцистерн противника под Мурманском. Посмертно награждён орденом Красного Знамени.

Слайд 22

Митрофан Неделин Герой Советского Союза. Маршал. Родился в городе Борисоглебск Воронежской области. Происходил из дворянского рода Неделиных . Начал службу в Красной Армии ещё до войны. Был заместителем начальника и начальником артиллерии армии на Южном и Северно-Кавказском фронтах, заместителем командующего артиллерией Северно-Кавказского фронта и командиром артиллерийского корпуса.

Слайд 23

Сергей Новиков Сержант, командир отделения автоматчиков 550-го стрелкового полка стрелковой дивизии. Родился в селе Петровка Усманского района. Переехал в Воронеж, где окончил семь классов школы и школу фабрично-заводского ученичества. Командовал отделением автоматчиков. В критический момент боя на улицах Мелитополя Новиков заменил собой раненого командира взвода, после чего, руководя подразделением, отразил 18 немецких контратак. Был тяжело ранен в бою и скончался в 1943 году.

Слайд 24

Георгий Одинцов Маршал артиллерии. Родился в Воронеже. В Великую Отечественную войну вступил в должности командира артиллерийского полка. Воевал на Северном и Ленинградском фронтах, был одним из организаторов обороны Ленинграда. Под его командованием артиллерия фронта и Балтийского флота вела успешную контрбатарейную борьбу с осадной артиллерией немцев. Возглавлял артиллерию 54-й армии, затем фронта. После войны работал в аппарате Министерства обороны.

Слайд 25

Семён Перевёрткин Герой Советского Союза, генерал-полковник. Родился в в крестьянской семье в городе Анна. Окончил там начальную школу и начал работать. В Красной Армии с апреля 1921 года, на Великой Отечественной войне — с 1941 года. На заключительном этапе войны командовал 79-м стрелковым корпусом, воины которого отличились при штурме Берлина. В послевоенные годы работал первым заместителем министра внутренних дел СССР.

Слайд 26

Василий Путилин Родился в селе Приозёрное Усманского уезда в крестьянской семье. С 1941 года работал аппаратчиком на Воронежском заводе синтетического каучука имени Кирова. В 1942 году вступил в ряды Красной Армии. Особо отличился в Черниговско-Припятской операции Битвы за Днепр. В 1943 году при прорыве вражеской обороны у села Клинцы Путилин первым поднялся в атаку и своим примером увлёк за собой взвод, обеспечив продвижение батальона.

Слайд 27

Лидия Рябцева Красноармеец, наводчица установки 4-го зенитно-пулеметного полка 3-й дивизии ПВО. Родилась в Воронеже. После окончания семилетней школы работала разметчицей на заводе имени Коминтерна, была комсоргом цеха и параллельно училась в вечерней школе. Добровольно пошла на фронт. В 1942 году сбила самолет противника и подбила второй. Погибла от прямого попадания бомбы в установку. Посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени. Похоронена в братской могиле № 19 (СХИ).

Слайд 28

Андрей Санников Воронежский пионер. Подобрав на поле боя оружие, занял позицию у Вогрэсовской дамбы и открыл огонь по фашистам. Погиб 8 июля 1942 года. В его честь назван переулок Андрюши Санникова . Похоронен в братской могиле № 1 ( Чижовский плацдарм).

Слайд 29

Анна Скоробогатько Боец народного ополчения в Воронеже. Окончила алексеевскую среднюю школу, после чего поступила в Воронежский зооветеринарный институт. Во время Великой отечественной войны добровольно вступила в Воронежский истребительный батальон, где работала санинструктором. Во время сражений на Чижовском плацдарме была смертельно ранена, когда спасала жизнь комиссара истребительного батальона Лаврова . Погибла 17 сентября 1942 года. Похоронена в братской могиле № 1 ( Чижовский плацдарм). Посмертно награждена орденом Красной Звезды.

Слайд 30

Константин Стрелюк Разведчик партизанского соединения. Родился и вырос в Воронеже, жил на улице Володарского и учился в школе №1 (сейчас №11). В начале войны был бойцом истребительного батальона. В 1942 окончил разведшколу в Ельце и стал партизаном. Отличился во многих боях. Награждён орденом Отечественной войны I степени. Погиб в Карпатах во время боя с немецко-фашистскими захватчиками.

Слайд 31

Константин Феоктистов Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР. Родился в Воронеже в семье служащего. Во время Великой Отечественной войны бросил учёбу и ушёл на фронт. Вступил в истребительный отряд, затем стал разведчиком. Пробирался в кварталы Воронежа, занятые фашистами, доставляя сведения о противнике. В тылу врага попал в плен к эсэсовцем, был тяжело ранен, но выжил. После госпиталя и окончания войны продолжил обучение и стал космонавтом.

Слайд 32

Николай Шендриков Младший лейтенант, командир взвода 53-й гвардейской танковой бригады. Родился в селе Меловатке Семилукского района в крестьянской семье. Окончил 7 классов, потом работал слесарем на Воронежском авиационном заводе имени Калинина. Начал службу в Советской Армии с 1941 года. На боевом счету Шендрикова 14 уничтоженных танков, 7 орудий и 12 станковых пулемётов противника. Погиб при штурме Берлина. Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно.

Слайд 33

В названиях улиц Воронежа навечно прописаны 76 героев Великой Отечественной войны — от рядового солдата до прославленного полководца. В названиях еще 50 улиц увековечен коллективный подвиг воинских формирований, воинов различных родов войск и специальностей, отражены памятные события военных лет. Памятники воинской славы, мемориальные доски и уличные таблички, дополняя друг друга, рассказывают нам о том, как Воронеж бился с врагом, как советские люди одержали победу над фашизмом .

Слайд 34

25 января 1943 года центр области- Воронеж- был взят штурмом. А в феврале вся область была очищена от немецко-фашистских захватчиков . С 5 июля 1942 года, на улицах города развернулись бои, продолжавшиеся беспрерывно до 25 января 1943года. Фашисты так и не смогли овладеть Воронежем полностью. В руках советских войск осталась левобережная часть города . 212 дней и ночей сражался родной Воронеж. Советские войска показывали образцы мужества и героизма. Священна память о тех днях - братские могилы, монументы защитникам города, наз­вания улиц и мемориальные доски, экспонаты музеев.

Слайд 35

13 уроженцев Воронежа стали Героями Советского Союза, трое – полными кавалерами ордена Славы. Сам город Воронеж награжден орденами Отечественной войны 1-й степени (1975) и орденом Ленина (1986 ). Звание «Город воинской славы» – своё заслуженное, долгожданное, почётное, – Воронеж получил 16 февраля 2008 года . Воронеж помнит своих солдат и свою героическую судьбу. И вечно будет гордиться своим подвигом… Город - строек, город - исполин! В небо поднялся из пепла и руин. В буднях рабочих ночью и днем- Вместе с ним живем и растем. В чем же стойкость города –солдата? В чем победный счет его труда? В Родине, что в жизни нашей свято, В партии, что впереди всегда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Имяна героев ВОВ в названиях улиц, бульваров, проспектов района Хорошево-Мневники"

В материале рассказывается о героях ВОВ, в честь которых получили свои названия улицы,проспекты и бульвары района Хорошево-Мневники. Среди них Г.К. Жуков, Д.М. Карбышев, Н.Э. Берзарин и многие другие....

Презентация «Имена героев ВОВ в названиях улиц г. Энгельса»

Презентация к 9 мая для детей подготовительной к школе группе....

Тема проекта: «Имена защитников города в названиях улиц»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к родному городу, к родным и ...

Проект «Имена известных людей в названиях улиц города Калининград»

Проект«Имена известных  людей в названиях улиц города Калининград»...

Патриотический проект "Имена известных людей в названиях улиц города Калининград"

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к родному городу, к родным и ...