Проектная деятельность в ДОУ как средство приобщения дошкольников к национальному фольклору.
проект (средняя группа) по теме
В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в ДОУ как средство приобщения дошкольников к национальному фольклору,традиционным русским праздникам.
Тип проекта: педагогический, творческий, долгосрочный
Возраст 4-5 лет
Участники проекта: воспитатели группы, дети, родители.
Актуальность проекта
В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.
Народная культура близка детям, доступна их пониманию. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типичность, красочность, декоративность. Это помогает формировать у детей эстетическое отношение к человеку, природе, искусству в целом.
Фольклорные произведения ярко выражают эмоциональный настрой, гуманны и человечны, направлены на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать ее содержательной.
В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т. д.) . Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун, рубель, прялка, самопрялка, коромысло и т. д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.
На мой взгляд, сущность моего опыта работы состоит в следующем: знание культуры собственного народа, умение понять, желания приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой для воспитания патриотических чувств у детей, если их знакомить с народной культурой с самого раннего детства.
Цель проекта: формирование у дошкольников патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях русского народа.
Задачи проекта:
Образовательные задачи:
• формировать представления о традиционных русских праздниках
• осваивать многовековое культурное наследие народа через хороводы, игры, экскурсии, семейные праздники, встречи с людьми старшего поколения.
Развивающие задачи:
• развивать познавательные интересы и творческие способности, стимулирование стремления знать как можно больше о русских традициях;
• создать пердметно - развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре;
• познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;
Воспитательные задачи:
• Воспитывать у ребёнка ценностное отношение к окружающему миру, любви и привязанности к своей Родине, семье, дому, детскому саду.
Этапы реализации проекта
I этап – теоретический.
1. Выявление темы, выбор участников проекта
2 .Определение целей и задач
3 .Сбор и анализ литературы по данному направлению, определение источников информации
4 .Разработка и определение критериев оценки результатов
5 .Планирование деятельности реализации долгосрочного проекта
I I этап - организационно - практический
Экскурсии ( к памятникам, и другим социально значимым объектам города) .
Игры. Беседы. Выставки. Просмотр презентаций. Рассматривание фотоальбомов, иллюстраций. Чтение художественной литературы. Открытые мероприятия (занятия, развлечения, конкурсные программы, праздники народного календаря). в течении года воспитатели, воспитанники, родители
3 этап
Заключительный этап
Проектный метод развил познавательный интерес к различным областям знаний у детей, сформировал навыки сотрудничества
Проведение НОД «Народные потешки», «Весёлая карусель» «Жили-были сказки»
Оформление стенда для родителей русские народные рецепты.
Проведение родительского собрания .
Направление деятельности по реализации проекта
Направление работы
Содержание деятельности:
Работа с детьми
• интегрированные комплексные занятия;
• театрализованные представления;
• выставки, конкурсы ;
• презентации
• праздники, развлечения;
Работа с родителями
• анкетирование;
• общие родительские собрания;
• групповые родительские собрания;
• консультации групповые, подгрупповые, индивидуальные;
• выставки;
• конкурсы, викторины, выставки;
• наглядная информация; праздники, развлечения
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ КРАТКОСРОЧНЫЕ И ДОЛГОСРОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
• Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи)
• Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
• Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
• Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
• Знание истории русского народного костюма, головных уборов.
• Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
• Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/06/picture-208370-1573054607.jpg)
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ
Интерес к прошлому, к своим корням, к истории, культуре, быту народа, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, есть общемировая тенденция. Только на осно...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/05/picture-680321-1444059336.jpg)
ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ
Данный материал представлен для слушателей курсов повышения квалификации воспитателей Бугульминского муниципального района Республики Татарстан...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/08/picture-1207109-1612790218.jpg)
«Русские народные праздники как средство приобщение дошкольников к национальной культуре и традициям».
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, о кот...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/21/picture-999224-1516531494.jpg)
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ
Интерес к прошлому, к своим корням, к истории, культуре, быту народа, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, есть общемировая тенденция. Только на основе ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/19/picture-1224874-1589873908.jpg)
Консультация для воспитателей «Народный праздник - как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям.»
Духовность надо воспитывать с самого раннего детства. В народе говорится: нет дерева без корней, дома - без фундамента. Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшест...
Проектная деятельность, как одно из средств приобщения дошкольников к физической культуре
В статье рассказывается о работе по проведению группового краткосрочного познавательно-игрового проекта в подготовительной к школе группе "Олимпийские надежды"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/07/picture-640973-1538927346.jpg)
Методическая разработка "Народная игра как средство приобщения дошкольников к национальной русской культуре"
Русские народные игры для детей носят педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают опреде...