ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ
методическая разработка на тему

Шелудько Наталья Сергеевна

Данный материал представлен для слушателей курсов повышения квалификации воспитателей Бугульминского муниципального района Республики Татарстан

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igrovaya_tehnologiya_nat_serg.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

 Шелудько Наталья Сергеевна,

старший воспитатель,

МБДОУ №36 «Улыбка», г.Бугульма


ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАЦИОНАЛЬНОЙ  КУЛЬТУРЕ

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой:    народные танцы, в которых дети черпают  нравы, обычаи и дух свободы творчества в   плясках, или устный  народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут  народные игры, в которые дети очень любят играть.

Игры  являются неотъемлемой частью  интернационального, художественного и  физического воспитания  детей разного возраста.

Опыт работы в детском саду по приобщению детей к русской народной культуре является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личность, его социализация. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком  опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности  имеет решающее значение в становлении основ личности.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания  и индивидуальности.

Актуальность данной темы очень велика на современном этапе развития нашего общества, т.к. в России возрождается идеология, т.е. духовность, мораль и нравственность, формируется новая идеология, идет пересмотр старых ценностей.

Время неумолимо требует пересмотра всего того, что сегодня не соответствует требованиям живительного процесса обновления. «Народ, который не знает своей культуры и истории — презрен и легкомыслен» Н.М.Карамзин.
    С  раннего возраста начинаем знакомить детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, это способствует развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и России, будут жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России.

Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи, осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности, а в этом конечно на наш взгляд поможет игра.

Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Концептуальные основы игровой технологии:

Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.

Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности - дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.
В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.

Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Её задачи:

Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:

- знания методики игровой деятельности;

- профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр;

- учёта возрастных и индивидуальных возможностей.

Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться
по виду деятельности, по характеру педагогического процесса,
по характеру игровой методики, по содержанию, по игровому оборудованию.  

Главный компонент игровой технологии - непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

Её значение:

- активизирует воспитанников;

- повышает познавательный интерес;

- вызывает эмоциональный подъём;

- способствует развитию творчества;

- максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;

- позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

 Список литературы:

1.Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2011
2.Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - №5.

4.Князева О.Л.,Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников. Издательство « Детство - пресс»,2004

5.Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка.: Школьная пресса,2005

6. Козлова С.А Социальное развитие дошкольника. Советы родителям М.: Школьная пресса ,2005

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационные технологии как средство приобщения дошкольников к Мордовской национальной культуре

Презентация на тему "Информационно-коммуникационные технологии как средство приобщения дошкольников к Мордовской национальной культуре"...

Буклет "Социо - игровая технология как средство развития дошкольника"

Социо - игровая технология как средство развития дошкольника...

Статья "Социо - игровая технология как средство развития дошкольника в условиях ФГОС ДО"

В статье подробно рассказано о правилах применения социо - игровой технологии в работе с дошкольниками, раскрыты формы и различные приёмы для социально-коммуникативного развития и успешного речевого р...

Мастер класс для воспитателей «Игровые технологии как средство обучения дошкольников грамоте»

Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи.   От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в ...

Здоровьесберегающие технологии, как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни

           В дошкольном возрасте происходит активное формирование трёх сторон здоровья: физического, психического и социального. В психо-социальном развитии детей ...

«Здоровьесберегающие технологии, как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»

Самообразование: «Здоровьесберегающие технологии, как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»...