«Русские народные праздники как средство приобщение дошкольников к национальной культуре и традициям».
методическая разработка (подготовительная группа)

Багина Наталья Ивановна

      Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, о котором мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. В нашем современном мире, во время развития высочайших  информационных  технологий люди всё реже вспоминают культуру  и традиции  наших  предков. Родители  практически не посещают музеи с детьми, предметы старины сохранились в единичных экземплярах.

    Современные люди больше заботятся о материальных благах и совсем забывают, об истории русской народной культуре,  традициях, духовной составляющей нашей жизни. Такие качества как доброта, милосердие, сострадание потеряли свою  само ценность. Осознание того, что именно нашим детям предстоит строить будущее страны, подтолкнуло начать работу по теме: «Русские народные праздники как средство приобщение дошкольников к национальной культуре и традициям».

Цель  работы: « Приобщение дошкольников к национальной культуре и традициям посредством русских народных праздников»

Задачи:

  • Знакомить детей с народными праздниками, обычаями, традициями,
  • Активизировать речь, расширять словарный запас детей.
  • Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре.
  • Воспитывать духовно-нравственные качества личности ребенка.

    Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного, духовно-нравственного человека. Знакомство детей с традициями, обычаями помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое.

    Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь, они согревают и украшают ее. И связаны эти незабываемые эмоции, как правило, с праздниками. Задумайтесь, какой праздник для Вас самый любимый. Большинство назовет Новый год или День рождения, и лишь единицы вспомнят о Рождестве или Пасхе.

   Народные праздники  духовно обогащают ребенка, расширяют его представление об истории и традициях русского народа, позволяют овладеть элементами праздничной культуры русского народа.

    Народный праздник является прекрасным средством для активизации речи дошкольников, ее коммуникативной функции, т.к. использование в празднике элементов фольклора как народной мудрости, активизируют словарный запас детей, позволяют услышать красоту родного языка.

   Система праздников создает духовную общность детей и взрослых, развиваются человеческие  чувства: любовь, доброта, взаимопомощь.

     В соответствии с потребностями, предпочтениями, интересами детей и педагогов, были отобраны темы и содержание праздников, которые помогли  выстроить годовой ритм работы группы.
     Это осенние, зимние, весенние и летние праздники,  такие  как «Осенние посиделки». На этом празднике,  дети не только участвовали  в сценариях, но и совместно с родителями делали поделки к выставкам «Дары осени». «Новый год за собой рождество ведет», дети ходили со звездой  по группам - славили Иисуса Христа, рассказывали стихи о Рождестве. «Коляда, Коляда отворяй ворота» дети  поздравляли детей другой группы колядкой и раздавали угощение.  На «Масленицу», зазывали весну, прощались с зимой. Праздник «Пасха», полностью был пропитан русскими песнями, танцами, была оформлена выставка  детских работ «Пасхальное яйцо». Вместе с детьми и родителями посетили дом социального  назначения, поздравляли с «Пасхой» и дарили пасхальные яйца. На летний праздник «Иван Купала»,  дети играли  в народные игры, учились плести венки из растений, участвовали в играх хороводах, танцевали с Водяным, Русалкой.

  Народные праздники всегда связаны с игрой: («Гори, гори, ясно», «Зажги солнышко»,  «Истопи печь», «Напеки блинчиков», «Катание Масленицы», «Выметаем зимушку «Крапивушка», «Русалочки», «Ручеек»,  «Водяной»,   «Сбей струей воды жемчужину», : «Золотые ворота»,  «Горелки», «Жмурки» и др).  Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию.  Большую радость  детям  доставляет ряженье в русские костюмы. Дети любят участвовать в играх-драматизациях, инсценировках знакомых сказок. Так, например, были показаны драматизации таких русских народных сказок: «Репка на новый лад» «Гуси - лебеди»«Теремок»«Заяц пляши-гуляй» «Мешок яблок»«Муха Цокотуха на осенней ярмарке».

    Музыкально - фольклорный материал направлен на то, чтобы помочь детям выразить свои чувства, переживания через песни, танцы, стихи, потешки, прибаутки. Сценарии праздников составлялись  так, чтобы каждый ребенок стал участником  праздника, чтобы у каждого была своя, пусть даже небольшая роль. Праздники пронизаны духовной мудростью нашего народа, они знакомят детей с народными традициями.

  Ни один  праздник не обходится, конечно же, без игры на русских музыкальных инструментах. Ребят  знакомили с народными инструментами, такими, как дудка, трещотка, гусли, балалайка. Для фольклорного ансамбля нам удалось сделать простейшие шумовые инструменты из подручного материала: ложки с бубенцами, полешки, погремушки и др. Знакомство с этими инструментами, исполнение под аккомпанемент песен, плясок способствует музыкальному развитию детей.

    В группе был оформлен книжный уголок, где, каждый день помещались различные загадки, скороговорки, чистоговорки, потешки для разучивания детям. А разучивание с детьми считалок, прибауток, скороговорок делают процесс игры более интересным и содержательным.

    Вся система работы по приобщению детей к национальной  культуре была бы неэффективной без тесного взаимодействия с семьей. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они изготавливали  атрибуты, костюмы, украшали  группу к праздникам, изготавливали поделки совместно с детьми для выставок: «Дары осени», «Рождественские чудеса», «Пасхальное яйцо», готовили угощение для детей, а также активно участвовали в проведении самих праздников: играли, пели, водили хороводы. 
    Совместное участие в народных праздниках помогает нам объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием, способствует единению педагогов, родителей и детей, что формирует положительное отношение друг к другу. Мы доносим до сознания родителей, что они являются носителями великой русской культуры, что необходимо воспитывать детей в семье в национальных традициях в ходе бесед, консультаций, родительских собраний, с помощью наглядной агитации на темы: «Роль народных праздников в развитии современного ребенка», «Добрые традиции в наших семьях», «Народные игры – средство воспитания национального характера»

     Таким образом. Дети принимают осмысленное и активное участие в подготовке и проведении народных праздников, знают их названия, традиции, обычаи, любят и умеют играть в русские народные игры, используют в активной речи русский фольклор и т.п. Но, главное, у детей формируются эмоционально-окрашенные чувства причастности к духовному наследию прошлого, что позволяет им ощутить связь времен, духовную поддержку и жизненную опору. 
 Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Русские народные праздники как средство приобщение дошкольников к национальной культуре и традициям».

      Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, о котором мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. В нашем современном мире, во время развития высочайших  информационных  технологий люди всё реже вспоминают культуру  и традиции  наших  предков. Родители  практически не посещают музеи с детьми, предметы старины сохранились в единичных экземплярах.

    Современные люди больше заботятся о материальных благах и совсем забывают, об истории русской народной культуре,  традициях, духовной составляющей нашей жизни. Такие качества как доброта, милосердие, сострадание потеряли свою  само ценность. Осознание того, что именно нашим детям предстоит строить будущее страны, подтолкнуло начать работу по теме: «Русские народные праздники как средство приобщение дошкольников к национальной культуре и традициям».

Цель  работы: « Приобщение дошкольников к национальной культуре и традициям посредством русских народных праздников»

Задачи:

  • Знакомить детей с народными праздниками, обычаями, традициями,
  • Активизировать речь, расширять словарный запас детей.
  • Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре.
  • Воспитывать духовно-нравственные качества личности ребенка.

    Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного, духовно-нравственного человека. Знакомство детей с традициями, обычаями помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое.

    Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь, они согревают и украшают ее. И связаны эти незабываемые эмоции, как правило, с праздниками. Задумайтесь, какой праздник для Вас самый любимый. Большинство назовет Новый год или День рождения, и лишь единицы вспомнят о Рождестве или Пасхе.

   Народные праздники  духовно обогащают ребенка, расширяют его представление об истории и традициях русского народа, позволяют овладеть элементами праздничной культуры русского народа.

    Народный праздник является прекрасным средством для активизации речи дошкольников, ее коммуникативной функции, т.к. использование в празднике элементов фольклора как народной мудрости, активизируют словарный запас детей, позволяют услышать красоту родного языка.

   Система праздников создает духовную общность детей и взрослых, развиваются человеческие  чувства: любовь, доброта, взаимопомощь.

     В соответствии с потребностями, предпочтениями, интересами детей и педагогов, были отобраны темы и содержание праздников, которые помогли  выстроить годовой ритм работы группы.
    Это осенние, зимние, весенние и летние праздники,  такие  как
 «Осенние посиделки». На этом празднике,  дети не только участвовали  в сценариях, но и совместно с родителями делали поделки к выставкам «Дары осени». «Новый год за собой рождество ведет», дети ходили со звездой  по группам - славили Иисуса Христа, рассказывали стихи о Рождестве. «Коляда, Коляда отворяй ворота» дети  поздравляли детей другой группы колядкой и раздавали угощение.  На «Масленицу», зазывали весну, прощались с зимой. Праздник «Пасха», полностью был пропитан русскими песнями, танцами, была оформлена выставка  детских работ «Пасхальное яйцо». Вместе с детьми и родителями посетили дом социального  назначения, поздравляли с «Пасхой» и дарили пасхальные яйца. На летний праздник «Иван Купала»,  дети играли  в народные игры, учились плести венки из растений, участвовали в играх хороводах, танцевали с Водяным, Русалкой.

  Народные праздники всегда связаны с игрой: («Гори, гори, ясно», «Зажги солнышко»,  «Истопи печь», «Напеки блинчиков», «Катание Масленицы», «Выметаем зимушку «Крапивушка», «Русалочки», «Ручеек»,  «Водяной»,   «Сбей струей воды жемчужину», : «Золотые ворота»,  «Горелки», «Жмурки» и др).  Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию.  Большую радость  детям  доставляет ряженье в русские костюмы. Дети любят участвовать в играх-драматизациях, инсценировках знакомых сказок. Так, например, были показаны драматизации таких русских народных сказок: «Репка на новый лад» «Гуси - лебеди»«Теремок»«Заяц пляши-гуляй» «Мешок яблок»«Муха Цокотуха на осенней ярмарке».

    Музыкально - фольклорный материал направлен на то, чтобы помочь детям выразить свои чувства, переживания через песни, танцы, стихи, потешки, прибаутки. Сценарии праздников составлялись  так, чтобы каждый ребенок стал участником  праздника, чтобы у каждого была своя, пусть даже небольшая роль. Праздники пронизаны духовной мудростью нашего народа, они знакомят детей с народными традициями.

  Ни один  праздник не обходится, конечно же, без игры на русских музыкальных инструментах. Ребят  знакомили с народными инструментами, такими, как дудка, трещотка, гусли, балалайка. Для фольклорного ансамбля нам удалось сделать простейшие шумовые инструменты из подручного материала: ложки с бубенцами, полешки, погремушки и др. Знакомство с этими инструментами, исполнение под аккомпанемент песен, плясок способствует музыкальному развитию детей.

    В группе был оформлен книжный уголок, где, каждый день помещались различные загадки, скороговорки, чистоговорки, потешки для разучивания детям. А разучивание с детьми считалок, прибауток, скороговорок делают процесс игры более интересным и содержательным.

    Вся система работы по приобщению детей к национальной  культуре была бы неэффективной без тесного взаимодействия с семьей. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они изготавливали  атрибуты, костюмы, украшали  группу к праздникам, изготавливали поделки совместно с детьми для выставок: «Дары осени», «Рождественские чудеса», «Пасхальное яйцо», готовили угощение для детей, а также активно участвовали в проведении самих праздников: играли, пели, водили хороводы. 
   Совместное участие в народных праздниках помогает нам объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием, способствует единению педагогов, родителей и детей, что формирует положительное отношение друг к другу. Мы доносим до сознания родителей, что они являются носителями великой русской культуры, что необходимо воспитывать детей в семье в национальных традициях в ходе бесед, консультаций, родительских собраний, с помощью наглядной агитации на темы: «Роль народных праздников в развитии современного ребенка», «Добрые традиции в наших семьях», «Народные игры – средство воспитания национального характера»

     Таким образом. Дети принимают осмысленное и активное участие в подготовке и проведении народных праздников, знают их названия, традиции, обычаи, любят и умеют играть в русские народные игры, используют в активной речи русский фольклор и т.п. Но, главное, у детей формируются эмоционально-окрашенные чувства причастности к духовному наследию прошлого, что позволяет им ощутить связь времен, духовную поддержку и жизненную опору. 
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ

Интерес к прошлому, к своим корням, к исто­рии, культуре, быту народа, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого об­щества, есть обще­мировая тенденция. Только на осно...

Консультация "Русские народные праздники, как средство приобщения детей к национальной культуре и традициям"

Консультация из опыта работы "Русские народные праздники. как средство приобщения детей к национальной культуре"...

Консультации для воспитателей: "НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК - КАК СРЕДСТВО ПРЕОБЩЕНИЯ РЕБЁНКА К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ."

Народная культура - одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей....

Консультация для воспитателей по теме: «Русские народные игры как средство приобщения ребенка к национальной культуре и традициям русского народа».

Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребенка. В народных играх много юмора, соревнователь...

Статья "Русский народный танец как средство приобщения детей к национальной культуре"

В статье рассматривается влияние русского народного танца на приобщение детей  к русской национальной культуре.  Как  же при помощи танца раскрыть богатую русскую культуру....

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ

Интерес к прошлому, к своим корням, к истории, культуре, быту народа, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, есть общемировая тенденция. Только на основе ...

Консультация для воспитателей «Народный праздник - как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям.»

Духовность надо воспитывать с самого раннего детства. В народе говорится: нет дерева без корней, дома - без фундамента. Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшест...