“Актуальность полоролевого воспитания детей в современное время”
статья на тему
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались, чтобы посвятить время изучению весьма актуальной проблемы современной науки, психологии и педагогики – вопросу гендерного воспитания и обучения в условиях ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_gender_aktualnost.docx | 19.2 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №28»
Тема:
“Актуальность полоролевого
воспитания детей в современное время”
Выполнил: зам.заведующего по ВМР
Н.В. Сулейманова
Март 2014
Приветствие.
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались, чтобы посвятить время изучению весьма актуальной проблемы современной науки, психологии и педагогики – вопросу гендерного воспитания и обучения в условиях ДОУ.
Надеюсь, что встреча будет не только информационно насыщенной, но и интересной, доступной, а главное – познавательной и продуктивной - то есть мы все с вами сможем привнести что-то новое, разумное, полезное в свою педагогическую практику работы с детьми.
“Актуальность полоролевого воспитания детей в современное время”
В настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. Педагоги испытывают трудности в просвещении родителей по вопросам воспитания детей разного пола. Это связано с современными тенденциями в статусе семьи, осложняющими полоролевую социализацию детей (рост материального равенства мужа и жены, от чёткого разделения семейных ролей к взаимозаменяемости хозяйственно-педагогических функций родителей, уменьшение авторитета отца и т. д.) В результате этого, содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек.
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола. К сожалению, в самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики подвергаются исключительно женскому влиянию: дома – мама или бабушка (как правило, а в детском саду в течение длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении – женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. А женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут, только по одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления.
Кроме того, педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении со взрослыми и детьми. Поэтому, при общении с мальчиками, многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы, выносливости. В результате этого, совсем не мужественные, а скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики систематически подвергаются со стороны воспитателей травмирующему их воздействию. Так, например, когда на занятии воспитатель обращается с вопросом к детям, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т. д. Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. В результате всего этого, в глазах воспитателя девочки часто выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков на фоне этого формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях. В связи с этим, первоочередной задачей является осуществление дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, как при общении с ними, так и при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях и в повседневной жизни.
При обучении детей важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.
При оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации, поделки, конструкции и т. п.) необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, для них очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей, сверстников. Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т. п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что, добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны воспитателя.
Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон. Взрослые не всегда правильно понимают потребность мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают. Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям – женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение.
При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские.
Важной неотъемлемой частью работы воспитателей в ДОУ по гендерному воспитанию является вовлечение в эту работу родителей, и самое главное - мужчин!
По мнению ученых, наиболее благоприятным возрастным периодом для начала этой работы является четвертый год жизни.
Если в ситуацию не вмешаться, убеждены исследователи, в будущем просто некому будет строить семьи и рожать детей. Ведь, несмотря на то, что ежегодно «наверх» подаются сведения о количестве мальчиков и девочек, эти данные в учебно-воспитательном процессе практически не задействуются, и ведется практически «бесполое» воспитание.
Мальчики лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, девочкам не хватает нежности, скромности, терпения, стремления к мирному разрешению конфликтов. И в результате большинство женщин ради карьеры жертвуют семьей, мужчина же в семье перестает быть лидером и свои обязанности перекладывает на жену.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пространственно – предметная социокультурная среда полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста.
принципы построения пространственно - предметной среды полоролевого воспитания....
Семинар для педагогов "Полоролевое воспитание детей"
Семинар для педагогов по особенностям воспитания мальчиков и девочек,...
"Полоролевое воспитание в контексте современной педагогической реальности".
Полоролевое воспитание - составная часть полового. В результате его осуществления ребенок-дошкольник должен в значительной мере овладеть культурой взаимоотношения полов, в основе которой - доброта, вз...
“Актуальность полоролевого воспитания детей в современное время”
В настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. Педагоги испытывают трудности в просвещении родителей по вопросам воспитания детей р...
Статья "Полоролевое воспитание в контексте современной педагогической реальности"
В статье рассказывается, что цель полоролевого воспитания - подготовить к жизни счастливого, эмоционально благополучного ребенка, адекватно осознающего и переживающего свои физические и психологически...
Актуальность патриотического воспитания дошкольников в современном обществе
Актуальность патриотического воспитания дошкольников кратко своими словамиДошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших соци...
"Необходимость и актуальность правового воспитания детей дошкольного возраста в современном обществе."
Консультация для родителей и педагогов по правовому воспитанию дошкольников....