Статья "Полоролевое воспитание в контексте современной педагогической реальности"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Маругина Елена Егоровна

В статье рассказывается, что цель полоролевого воспитания - подготовить к жизни счастливого, эмоционально благополучного ребенка, адекватно осознающего и переживающего свои физические и психологические индивидуальные особенности – мужские или женские.Рассматриваются различные технологии полоролевого воспитания, которые можно использовать для работы с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polorolevoe_vospitanie_v_kontekste_sovremennoy.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Полоролевое воспитание в контексте современной

педагогической реальности»

   Полоролевое воспитание личности дошкольника – это социально и педагогически обусловленный процесс, в ходе которого дети овладевают полоролевым опытом на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, а также на основе самоопределения в культуре и социуме.

   Цель полоролевого воспитания - подготовить к жизни счастливого, эмоционально благополучного ребенка, адекватно осознающего и переживающего свои физические и психологические индивидуальные особенности – мужские или женские. Детство рассматривается нами как личностное пространство становления образа Я мальчика (девочки) и приобретения им (ею) полоролевого опыта; как пространство, где ребенок открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой). Открытие это происходит под воздействием внешнего мира с его культурными традициями, законами, правилами, обязанностями, под воздействием образцов поведения значимого взрослого как носителя половой роли, эталона отношений путем подражания и полоролевой идентификации.

   Детство, как личностное пространство жизни, позволяет ребенку открывать образ мальчика (девочки). Понимается этот образ как система представлений о самом себе, как ценностное отношение к себе как к человеку соответствующего пола, как способность к самопознанию и самореализации посредством диалога с другими людьми.

   Формирование образа Я – мальчика, девочки – ученые рассматривают как:

- процесс идентификации с родителями;

- условную связь между подражанием образцам мужского и женского поведения и их социальным подкреплением;

- организацию познания социального мира в ходе исполнения роли своего пола;

- процесс влияния социальных ожиданий общества, которые возникают в соответствии с конкретной социально-культурной матрицей и находят свое отражение в процессе воспитания.

   Полоролевой опыт личности существенно влияет на развитие полового сознания, отношения и поведения. Кроме того, опыт этот предполагает освоение, опредмечивание категорий «мужественность» и «женственность», обретение полоролевых ценностей и личностных смыслов.

   Задача воспитателя – выявить поле личного полоролевого опыта каждого ребенка, обратиться к волнующим его жизненным проблемам и создать такие условия, которые способствовали бы личностно значимому познанию окружающего мира. Однако сегодня наряду со взрослыми – родителями, педагогами – на ребенка оказывает влияние и средства массовой информации, которые показывают героев, чьё поведение несовместимо с традициями и ценностями общества. Поэтому сделать полоролевой выбор ребенку довольно сложно. Необходимы новые педагогические технологии, которые позволят скорректировать систему полоролевых отношений и обеспечат воспитание полоролевого поведения.

   Рассмотрим, какие технологии полоролевого воспитания для работы с детьми дошкольного возраста можно использовать.

Технологии, способствующие формированию представлений детей о различиях полов (физических, поведенческих и нравственно ценных)

В их число входят:

- Специально организованные проблемные ситуации

Педагог описывает возможную ситуацию, например: «Посмотрите, как красиво одета сегодня наша Танечка. Платье это сшила мама. Но у нее была помощница – Танечка. Я знаю многие из вас помогают маме. Пожалуйста, расскажите как вы это делаете. Можете привести примеры из книг? Кто из героев помогает родителям? (А. Варткинаян. «Помощницы»; П. Воронько, «Мальчик помогай»; Г. Люшин «Мастерица»; З. Александрова, «Сережа моет калоши»).

-Специально организованные виды деятельности

 Это этические индивидуальные и совместные беседы как с мальчиками, так и с девочками.

Темы бесед с мальчиками: «Мальчики защитники слабых (девочек, женщин, стариков)», «Мальчики – маленькие рыцари», «Мальчики – юные мастера», «Мальчики – будущие папы».

Темы бесед с девочками: «Девочки – маленькие хранительницы и утешительницы», «Девочки – маленькие принцессы», «Девочки – будущие мамы».

Темы совместных бесед: «Мальчик и девочка – такие разные и такие похожие», «Защита и сострадание – качества мужчины и женщины», «Внешние формы поведения мальчика и девочки», «Мальчики и девочки в совместной деятельности», «Мальчик и девочка – будущая семья».

- Моделирование жизненно значимых ситуаций

Каждая ситуация должна включать в себя проблему и ряд действий. Задача ребенка: определиться и руководствоваться ими в среде сверстников.

Модель поведения для мальчиков

А. Дети садятся за столы завтракать. Таня осталась без стула. Как ты будешь действовать? Уступишь свой стул? Скажешь воспитателю? Сядешь за стол, не замечая девочки?

Б. У Светы порвался пакет, конфеты рассыпались по полу. Как ты будешь действовать? Подберешь конфеты и отдашь их девочке? Попросишь угостить конфетами? Не обратишь внимания?

Модель поведения для девочек

А. В группу пришел новичок. Он грустит, ни с кем не играет. Как ты поступишь? Скажешь ему ласковое слово, улыбнешься? Принесешь интересную игрушку? Назовешь его «плаксой-ваксой»? Не обращая на него внимания, будешь играть с другими детьми?

Б. После обеда мама просит помочь убрать со стола. Как ты поступишь? С радостью согласишься? Скажешь, что сначала поиграешь, а потом все уберешь? Откажешься?

-Символические игры

1.  «Предмет-мужчина, предмет-женщина». 

Задание. Рассмотреть предмет (кувшин, карандаш, подушка, лампа), представить кем бы он стал, если его оживить (мужчиной или женщиной), и обыграть эти предметы, изображая их взаимодействие – словесно или жестами.

2.  «Мой любимый герой». 

Задание. Нарисовать образ любимого героя, реального или литературного; раскрыть словесно его суть; прикосновением волшебной палочки в того героя, кого нарисовал.

Примечание. Правила предусматривают символические действия и творческое взаимодействие с игроками; желательно вхождение в образ посредством мимики и пантомимы.

3.  «Сбор чемодана».

Задание. «Собрать в чемодан» те черты характера (овеществленные в знаках и символах), которые помогают мужчине и женщине в жизни, способствуют умению видеть и понимать другого.

- Дидактические игры

1)«Кто что носит». 

Цель: совершенствовать умения детей находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек. 

Материал: фланелеграф; фигурки мальчика и девочки, вырезанные из картона.

Задание. Разобраться, какая одежда нужна куклам – Тане и Сереже. 

Ход игры. Воспитатель по ошибке прикладывает юбку к фигуре мальчика или завязывает ему бант. Дети должны исправить ошибку и одеть кукол самостоятельно.

Дополнительное задание. Выбрать для кукол подходящие для них предметы или игрушки: девочке – скакалку, зонтик; мальчику – гимнастические кольца, удочку.

2) «Наши прически». 

Цель. Формировать представление о разновидностях причесок; развивать фантазию, воображение. 

Материал. Картинки, сюжетные и предметные; принадлежности для ухода за волосами: расчески, заколки, резинки, бантики, зеркало. 

Задание. Разобраться, на каких картинках изображен мальчик, на каких – девочка; отметить детали и особенности причесок: стрижка короткая, длинная. После обсуждения оборудовать салон красоты.

3) «Мама». 

Цель. Развивать представление об обязанностях мамы в семье и на работе;

Материал. Набор открыток с изображением букетов, сувениров, предметов; карточки с текстом «волшебных слов».

Ход игры. По предложению педагога дети сочиняют рассказ на тему «Моя мама дома и на работе» и описывают ее портрет; с помощью открыток разыгрывают ситуации: «Выбираем подарок для мамы (бабушки, сестры),

«Поищем и найдем волшебные слова для мамы». Игра заканчивается совместным определением того, кто самый внимательный: дочка, сын, внук; обсуждением, почему сделали именно такой выбор.

4) «Кем я хочу стать? Как буду работать?» 

Цель. Формировать умение делать выбор в соответствии с собственными интересами и способностями: осознавать значимость любой профессии.
Материал. Картинки, изображающие людей разных профессий.

Ход игры.  Беседа по темам: «Сколько профессий может освоить человек?» «Что определяет название профессии?», «Почему человек стремится овладеть профессией?», «Какая профессия самая лучшая? Почему?», «Кем я мечтаю быть? Чему я для этого должен научиться?».

-Игры-состязания, стимулирующие познавательную активность: «Назови смелую профессию», «Опиши словесно портрет мальчика (девочки)», «Кто передаст характер героя (героини) известного произведения?», «Кто составит небольшой рассказ о мальчике (девочке, маме, папе, бабушке, дедушке) по заданным словам (веселая, озорная, забавная, смешливая; герой, храбрец, победитель, рыцарь)»; сказать больше добрых, красивых слов маме, папе; назвать предметы, которые могут принадлежать только маме, папе; перечислить имена мальчиков (девочек).

Технологии, способствующие овладению способом мужского и

женского поведения.

- Игры-занятия с куклами

Задание. Накормить куклу Таню, одеть куклу Таню на прогулку, помочь ей принять гостей, вылечить куклу.

- Подвижные игры

«Утка и утята»

 Цель. Создать атмосферу общности, воспитывать чувства сопереживания, ответственности; развивать у девочек способность и желание заботиться о малышах. 

Материал. Покрывало. 

Действующие лица. Мама утка, маленькие утята (четверо, пятеро детей), коршун (воспитатель). 

Ход игры. Мама утка с утятами греются на солнышке, купаются в пруду, ищут червячков на полянке…неожиданно налетает коршун и пытается похитить утят. Задача мамы-утки – уберечь своих деток, собрав их вместе, защитить от опасности с помощью покрывала. Если эта задача решается, коршун, покружившись угрожающе еще некоторое время, улетает. Теперь мама-утка вновь выпускает своих детей из укрытия, чтобы они могли вновь резвиться на полянке.

- Схемы – действия

Схемы-действия отражают культурные эталоны поведения, способствуют усвоению правил мужского и женского поведения.

- Сюжетно-ролевые игры

Цель. Овладеть полоролевым репертуаром, способами мужского и женского поведения в семье: «Дочки – матери», «У нас гости», «Идем в кукольный театр», «Переезжаем на новую квартиру».

- Моделирование ситуаций

Я и моя семья. Дети поочередно берут на себя роли членов семьи и

свою собственную; проектируют возможную социальную

ситуацию (дома или на улице) и способ поведения.

-Прогнозирование ситуаций

Его суть представить свои действия в предлагаемой неприятной действительности. Основная задача, к которой педагог подводит детей: прежде чем что-то сделать, следует остановиться, подумать: кто ты, мальчик или девочка? Как должен повести себя мальчик (девочка), чтобы избежать неприятностей? Примеры ситуаций: 1. Алеша и Дима, играя, не поделили машину. Что может произойти, если никто из них не хочет уступить? Как решить конфликт по-мужски? 2. Мама просит Свету убрать игрушки за собой и положить их на место. Что будет если Света выполнит Мамину просьбу? А если откажется?

Модель поведения для мальчиков:

1.  Ты едешь в трамвае, сидишь у окна. Входит женщина. Ты уступаешь ей место? Продолжаешь сидеть и смотреть в окно? Взбираешься на колени Мамы?

2.  Большие мальчики обижают девочку. Она плачет. Ты проходишь мимо? Зовешь старшего брата или маму? Сам заступаешься за девочку?

Модель поведения для девочек:

1.  Дети вышли на прогулку. У Алеши неправильно застегнуто пальто. Шапка съехала на бок. Ты помогаешь Алеше привести себя в порядок? Жалуешься воспитателю на небрежный вид мальчика? Не замечаешь непорядок в одежде Алеши?

2.  Мама заболела. Ты будешь заботится о ней? Или продолжишь играть как ни в чем не бывало? Станешь капризничать?

 Технологии, развивающие нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек.

-Совместная трудовая деятельность

Получив задание, дети в зависимости от пола распределяют трудовые обязанности, цель которых – получить положительный результат.

Стирка кукольной одежды: мальчики носят воду, девочки стирают; мальчики относят чистое белье, девочки развешивают; уборка в природном уголке: мальчики приносят горшки с цветами в умывальную комнату, девочки протирают листья, орошают их водой; мальчики расставляют цветы по местам, меняют воду в аквариуме, девочки чистят клетки животных.              - Символические игры

«Кто живет в твоем сердце?»

Задание. Получив карточки – символы, схематически изображающие понятия «доброта», «красота», «честность», «смелость», «сила», отобрать те, которые обозначают ценности, определяющие и направляющие поведение мальчика и девочки. В качестве символа можно воспользоваться изображением мишки, выполняющего различные действия.

-Метод диалога с самим собойсодержание которого – реальные проблемы: «Мне грустно, потому что…», «Мне радостно, и я…», «Если бы я был(а) мальчиком (девочкой), то…», «Мне бывает страшно, когда…», «Больше всего я люблю…», «Когда вырасту, я…»и т. д.

Технологии, способствующие воспитанию женственности и мужественности, самосовершенствованию женской (мужской) индивидуальности

-Состязательные игры

1.  «Рыцарский турнир».

 Ход игры. Турнир проводят мальчики-рыцари, соревнуясь в ловкости, сноровке (попадание в цель, бег с препятствиями, прохождение по лабиринту), силе (перетягивание каната, армреслинг), смекалке, галантности, остроумии. Подведение итогов и награждение победителей проводят девочки.

2.  «Маленькая хозяйка».

 Девочки соревнуются в кулинарных способностях (приготовление бутербродов, салатов), знании кулинарных рецептов, умении сервировать стол, принимать гостей.

-Коммуникативные методы

1.  «Новое имя».

По заданию педагога дети дают характеристику каждому в группе, начиная с первой буквы имени, например: Наташа – нежная, надежная, неунывающая; Саша – смелый, сильный, стойкий; Таня – травинка (тоненькая, хрупкая, нежная); Вася – василек (глазки голубые, как у василька); Ксюша – кошечка (ходит тихо-тихо, совсем не слышно, как кошечка); Саша – солнышко (добрый, радостный)

2.  Инсценировки по сюжетам произведений.

Раскрыть поступки героев, проявивших мужественность, женственность («Морозко», «Рукодельница и Ленивица», «Крошечка-Хаврошечка», «Аленький цветочек», «Айболит», «Свинопас»).

Технологии, обуславливающие формирование представлений у мальчиков и девочек о народной культуре и народных традициях воспитания.

-Экскурсия в краеведческий музей

Цель. Знакомить с историей предков, их жизненным укладом, одеждой, ролью мужчины и женщины в семье и обществе, символами, знаками, предметами мужского и женского мира, особенностями воспитания мальчиков и девочек; воспитывать интерес к истории родного края, к своей малой родине, чувство гордости за своих предков.

-Диалогово–игровые методы

1.  «Беседа с героем сказки». 

Цель. Развивать дружеские взаимоотношения между мальчиками и девочками; обучать умению действовать в соответствии с ролью.

2.  «Главные слова». 

Цель. Находить в сказке главные, значимые слова, раскрывающие полоролевые ценности.

Материал. Иллюстрации к знакомым сказкам.

Ход игры. По предложению педагога дети вычленяют в сказке слова, раскрывающие нравственный смысл поступков героев. Это могут быть волшебные слова, сказочные приговоры. Так, основные слова в сказке «Морозко», сказанные падчерицей: «Тепло, Морозушко, тепло, батюшка!». Отсюда понятно: вовсе не случайно, что ее терпение, доброта, трудолюбие, мягкость вознаграждаются.

-Игры – состязания

Задание. Назвать пословицы, раскрывающие мужские и женские качества характера; назвать пословицы о семье, почитании родителей, любви к детям; душевно спеть колыбельную песню; назвать сказки, в которых действуют добрые, заботливые, трудолюбивые, сильные, находчивые герои; нарисовать старинный праздничный наряд мужчины (женщины); назвать старинные предметы быта.

-Русские народные игры

1.  «В хороводе были мы».

Цель. Формировать умение овладевать нормами межполового общения. Действие разворачивается внутри хоровода, а героями становятся мальчик и девочка, выбранные по жребию. По окончании песни:

В хороводе были мы.

Ай-люли, были мы.

Увидали парочку.

Постой, пара, поклонись,

Ай-люли, поклонись.

Хороводу покажись – выбирается новая пара.

(По материалам кандидата педагогических наук, доцента Н. Татаринцевой.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание в контексте наследия А.С. Макаренко. Формируем характер с ранних лет.

Главным институтом воспитания является семья, в которой родители должны стать основными источниками и носителями всех прогрессивных сторон духовной и материальной жизни. Привлечение родителей и ...

"Полоролевое воспитание в контексте современной педагогической реальности".

Полоролевое воспитание - составная часть полового. В результате его осуществления ребенок-дошкольник должен в значительной мере овладеть культурой взаимоотношения полов, в основе которой - доброта, вз...

«Эстетическое воспитание в контексте ознакомления с детской литературой» Памятка для педагогов

Пвмятка для педагогов "Эстетическое воспитание в контексте ознакомления с детской литературой"...

«Значение игровой деятельности в воспитаний детей дошкольного воспитания в контексте в ФГОС ДО.»

У ребенка есть страсть к игре и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой игрой всю его жизнь. (А.С.Макаренко) Игра – это не только имитация жизни, это ещ...

Доклад на тему: «Поликультурное воспитание в контексте воспитания патриотических чувств, толерантности и уважительного отношения к этнокультурному наследию разных народов.»

Стандарт дошкольного образования требует от педагога глубокой работы по воспитанию у детей патриотизма. Решая задачи нравственно - патриотического воспитании, каждый педагог должен строить работ...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме «Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания в контексте ФГОС дошкольного образования".

Тема самообразования: «Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания в контексте ФГОС дошкольного образования".  Цели повышения...