Организация освоения дошкольниками культурно – гигиенических и трудовых навыков.
статья на тему
Консультация для воспитателей по освоению детьми культурно-гигиенических навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudovoe_vospitanie.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад общеразвивающего вида № 95»
г. Воронеж
Организация освоения дошкольниками культурно – гигиенических
и трудовых навыков.
( Из опыта работы воспитателя ВКК
Смирновой Светланы Юрьевны).
Цель моего выступления - поделиться опытом многолетней работы,
уточнить и систематизировать знания воспитателей по освоению детьми
культурно-гигиенических и трудовых навыков, по ознакомлению с трудом
взрослых в условиях реализации ФГОС ДО.
Начну, как ни странно, со стихотворения поэта Л.Мартынова.
А ты, входя в дома любые,
И в серые и в голубые,
Всходя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи: « Какой ты след оставишь?
След, чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед?
Или незримый, прочный след
В чужой душе на много лет?
Нам, педагогам, и уверена, родителям хочется, чтобы наши дети оставили такой запоминающийся след в душах и сердцах людей.
С раннего детства родители и воспитатели общаясь с ребёнком задаются вопросом: « Каким ты вырастишь, малыш? Кем станешь?». Наблюдая за интересами и склонностями детей стараемся определить их профессиональную судьбу. И, конечно, будущее во многом зависит от взрослых, окружающих ребенка.
Дошкольник всюду сталкивается с трудом взрослых и пользуется их результатами ( в семье, в детском саду, в магазине, в поликлинике, в транспорте и т.д.) И для того чтобы это пользование не превратилось только в потребительское общение необходимо систематически, последовательно знакомить детей с трудом взрослых.
Сначала в доступном ближайшем окружении, а впоследствии и за пределами семьи и детского сада.
Мои коллеги ранее подробно осветили вопросы трудового воспитания:
самообслуживания и воспитания КГН, труда в природе, хозяйственнно-
бытового и ручного. По результатам представленного ими опыта можно сделать правильные выводы о том. что воспитать у детей психологическую готовность к труду возможно только в процессе деятельности.
В дошкольном возрасте постепенно у ребенка расширяется круг КГН, совершенствуются способы выполнения бытовых действий и изменяется их структура.
КГН выступают как важная составная часть культуры поведения. Действия ребенка становятся всё более автоматизированными.
Навыки усложняются и постепенно превращаются в систему поведения. Так, например, на протяжении всего дошкольного возраста КГН постепенно объединяются с трудовыми.
Освоенные КГН превращаются в привычки-действия, выполнение которых становится потребностью.
В ДОУ необходимо создавать такие условия, при которых дети могли бы
использовать примеры поведения взрослых. Ознакомление с трудом взрослых ставит своей задачей не только дать конкретные представления о труде, но и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду, вызвать желание трудиться, работать добросовестно.
Формы работы с детьми по ознакомлению с трудом взрослых в ДОУ очень разнообразны, а именно: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, музыкальная, продуктивная и чтение
художественной литературы. Рассмотрим их подробнее.
Игровая – это все известные нам виды игр: сюжетно-ролевые, дидактические, музыкальные, хороводные, театральные и т.п. Коммуникативная форма –это просмотр и обсуждение; чтение и обсуждение ;экскурсия, наблюдение; создание ситуаций общения. Трудовая форма включает совместный труд, изготовление предметов. Познавательно-исследовательская –это опыты и эксперименты и проектная деятельность.
Музыкальная форма –это слушание и обсуждение, пение, музыкальные игры, подыгрывание.
Чтение художественной литературы как форма работы включает слушание, заучивание ( стихи, загадки, пословицы), рассказ, беседу.
И ,наконец, продуктивный метод : аппликация, рисование, лепка и художественный труд.
Предметно-развивающая среда по ознакомлению детей с трудом взрослых.
В дошкольном учреждении каждый уголок, оформленный руками воспитателей, носит развивающий, образовательный характер. Предметно- пространственная развивающая среда – одно из главных условий, определённых концепцией ФГОС дошкольного образования. Её необходимо выстраивать в соответствии с « золотыми» принципами, данными в концепции В.А.Петровского : динамичность, гибкость.
В оснащении ПРС по ознакомлению с КГН и с трудом взрослых должны прослеживаться все пять образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая, физическая.
Рассмотрим примерное содержание центров активности на примере расширения знаний детей старшего возраста о профессии « Врач» на основе интеграции по следующим направлениям:
Социально- коммуникативное.
Центр « Сюжетно-ролевых игр» содержит атрибуты и игровой материал для с/р игр «Доктор», « Диагностический центр», « Аптека», « Ветеринарная клиника Айболита», « Больница», « Скорая помощь».
Центр « Безопасности» имеет дидактическое пособие с разметкой дорог,
наборы мелкого строительного материала и дорожными знаками, маши -
нами спецтранспорта.
Познавательное развитие.
Плакаты и альбомы « Тело Человека», «Профессия врача», « Чистота- за -
лог здоровья», Детская энциклопедия.
Настольные д/и «Части тела», « Валеология», «Профессии», « Четвертый
лишний», « Подбери картинку», « Ушки на макушке» и др.
Центр « Экологии».
Мини огород по выращиванию зеленого лука, овощей.
Центр опытно- экспериментальной деятельности( детская лаборатория).
Проведение экспериментов по очистке воды; проектная деятельность «Почему почернел снег?».
Центр «Математика» может иметь наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, различные виды мозаик, пазлы, игры на развитие
мелкой моторики руки.
Нравственно-патриотический центр. Альбомы и плакаты « Мой город».
« Моя семья», « Профессии наших родителей».
Строительный (конструктивный) центр. Конструктор различного вида,
мелкие игрушки для обыгрывания ситуаций, схемы – рисунки домов, гаражей, машин скорой помощи.
Речевое развитие.
Центр « Книжкин дом». Здесь размещаются произведения о труде врача,
о гигиене и чистоте. Это, конечно, наша дошкольная классика – произведения К.И.Чуковского, А.Л.Барто, Е.Благининой, З.Александровой и других.
Очень рекомендую использовать воспитателям учебное издание « Читаем
детям» М., 1991. В своей повседневной работе полезно использовать УНТ,
а именно пословицы, поговорки, потешки, загадки, а также пальчиковые
игры.
В Центре « Грамотности» необходимо иметь серии картин и иллюстраций
из серии «Профессии взрослых» для установления последовательности трудовых действий, дидактический комплект для освоения дошкольника-
ми КГН и трудовых навыков « Алгоритм в картинках»; д/и «Кому без них не обойтись?», «Зачем нужно это делать?».
Художественно-эстетическое развитие.
Содержание данного центра можно дополнить следующим материалом:
Раскраски по профессиям, по формированию ЗОЖ.
Предметные картинки оп данной тематике.
Картинки- ребусы « Дорисуй предмет».
Иллюстрации к сказкам и художественным произведениям.
Музыкально-театрализованный центр может содержать атрибуты для
разыгрывания сказок « Доктор Айболит», « Бегемот, который боялся уколов», слушание пьесы П.И.Чайковского « Болезнь куклы».
Центр «ИКТ». Просмотр презентаций о труде врача, ветеринара, о пользе витаминов, ЗОЖ, мультфильмов и видеороликов из серии «Смешарики».
Физическое развитие.
Центр « Если хочешь быть здоров» включает стандартное и нестандартное физкультурное оборудовании, алгоритмы выполнения различных упражнений, корригирующие дорожки, коврики, массажеры.
Уголок уединения. Это могут быть мягкие подушечки с различными животными; музыкальные записи с пением птиц, журчанием реки, шум леса.
К сожалению, на практике создать подобную ПРС удается не всегда. Необходимо отметить, что совместную деятельность воспитателя и детей по освоению КГН и трудовых навыков важно выстраивать не только в игровом пространстве группы, но и в специально отведенных местах (раздевалке, умывальной комнате, спальне.) используя различные линейки алгоритмов. Такой способ дает возможность сделать развивающую среду группы гибкой, обильной и разноплановой.
Литература.
1.Воспитание нравственных чувств у дошкольников.- М., 1987.
2.Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет.- М., 1987.
3.Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду.- М., 2012.
4.Ознакомление детей с трудом взрослых. Воронеж., 1990.
5.От рождения до школы. Программа воспитания и образования в детском
саду. – М., 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация – практикум для воспитателей на тему: "Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков»
Повысить компетентность молодых педагогов в вопросах организации режимных моментов дошкольников...
Конспект занятия по здоровому образу жизни, привитие дошкольникам культурно-гигиенических навыков
Тема: «Предметы личной гигиены»Цель: Формировать у детей потребности быть здоровыми.Задачи:1.воспитывать культурно-гигиенические навыки;2.закрепить представление о значении физкультуры и спорта в укре...
Организация освоения культурно-гигиенических и трудовых навыков для детей раннего возраста
quot;Чистота-залог здоровья"...
Консультация для воспитателей «Формы и методы работы по формированию у дошкольников культурно-гигиенических навыков».
В дошкольном учреждении уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков. Во всех возрастных группах эта задача осуществляется в соответствии с программными требовани...
Перспективный план работы по формированию культурно – гигиенических и трудовых навыков у детей средней группы
Перспективный план работы по формированию культурно – гигиенических и трудовых навыков у детей средней группы...
Методические рекомендации по освоению детьми культурно-гигиенических навыков
Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, н...
Развитие культурно-гигиенических умений и навыков у дошкольников
Успешное овладение культурно-гигиеническими навыками является неотъемлемой частью формирования общей культуры человека. Знакомство с гигиеной и культурой поведения начинается в семье с первых дней жиз...