Организация освоения дошкольниками культурно – гигиенических и трудовых навыков.
статья на тему

Смирнова Светлана Юрьевна

Консультация для воспитателей по освоению детьми культурно-гигиенических навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudovoe_vospitanie.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад общеразвивающего вида № 95»

г. Воронеж

Организация освоения дошкольниками культурно – гигиенических

и трудовых навыков.

( Из опыта работы воспитателя ВКК

Смирновой Светланы Юрьевны).

   Цель моего выступления - поделиться опытом многолетней работы,

уточнить и систематизировать знания воспитателей по освоению детьми

культурно-гигиенических и трудовых навыков, по ознакомлению с трудом

взрослых в условиях реализации ФГОС ДО.

   Начну, как ни странно, со стихотворения поэта Л.Мартынова.

   А ты, входя в дома любые,

   И в серые и в голубые,

   Всходя на лестницы крутые,

   В квартиры, светом залитые,

   Прислушиваясь к звону клавиш

   И на вопрос даря ответ,

   Скажи: « Какой ты след оставишь?

   След, чтобы вытерли паркет

   И посмотрели косо вслед?

   Или незримый, прочный след

   В чужой душе на много лет?

   

   Нам, педагогам, и уверена, родителям хочется, чтобы наши дети оставили такой запоминающийся след в душах и сердцах людей.

С раннего детства родители и воспитатели общаясь с ребёнком задаются вопросом: « Каким ты вырастишь, малыш? Кем станешь?». Наблюдая за интересами и склонностями детей стараемся определить их  профессиональную судьбу. И, конечно, будущее во многом зависит от взрослых, окружающих ребенка.

Дошкольник всюду сталкивается  с трудом взрослых и пользуется их результатами ( в семье, в детском саду, в магазине, в поликлинике, в транспорте и т.д.) И для того чтобы это пользование не превратилось только в потребительское общение необходимо систематически, последовательно   знакомить детей с трудом взрослых.

Сначала в доступном ближайшем окружении, а впоследствии и за пределами семьи и детского сада.

   Мои коллеги ранее подробно осветили вопросы трудового воспитания:

самообслуживания и воспитания КГН, труда в природе, хозяйственнно-

бытового и ручного. По результатам представленного ими опыта можно  сделать правильные выводы о том. что воспитать у детей психологическую готовность к труду возможно только в процессе деятельности.

   В дошкольном возрасте постепенно у ребенка расширяется круг КГН, совершенствуются способы выполнения бытовых действий и изменяется их структура.

 КГН выступают как важная составная часть культуры поведения. Действия ребенка становятся всё более автоматизированными.

Навыки усложняются и постепенно  превращаются в систему поведения. Так, например, на протяжении всего дошкольного возраста КГН постепенно объединяются с трудовыми.

Освоенные КГН превращаются в привычки-действия, выполнение которых становится потребностью.

   В ДОУ необходимо создавать такие условия, при которых дети могли бы

использовать примеры поведения взрослых. Ознакомление с трудом взрослых ставит своей задачей не только дать конкретные представления о труде, но и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду, вызвать желание трудиться, работать добросовестно.

   Формы работы с детьми по ознакомлению с трудом взрослых в ДОУ очень разнообразны, а именно: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, музыкальная, продуктивная и чтение

художественной литературы. Рассмотрим их подробнее.

Игровая – это все известные нам виды игр: сюжетно-ролевые, дидактические, музыкальные, хороводные, театральные и т.п. Коммуникативная форма –это просмотр и обсуждение; чтение и обсуждение ;экскурсия, наблюдение; создание ситуаций общения. Трудовая форма включает совместный труд, изготовление предметов. Познавательно-исследовательская –это опыты и эксперименты и проектная деятельность.

Музыкальная форма –это слушание и обсуждение, пение, музыкальные игры, подыгрывание.

Чтение художественной литературы как форма работы включает слушание, заучивание ( стихи, загадки, пословицы), рассказ, беседу.

 И ,наконец, продуктивный метод : аппликация, рисование, лепка и художественный труд.

Предметно-развивающая среда по ознакомлению детей с трудом взрослых.

   В дошкольном учреждении каждый уголок, оформленный руками воспитателей, носит развивающий, образовательный характер. Предметно- пространственная развивающая среда – одно из главных условий, определённых концепцией ФГОС дошкольного образования. Её необходимо выстраивать в соответствии с « золотыми» принципами, данными в концепции В.А.Петровского : динамичность, гибкость.

В оснащении ПРС по ознакомлению с КГН и с трудом взрослых должны прослеживаться все пять образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая, физическая.

   Рассмотрим примерное содержание центров активности на примере расширения  знаний детей старшего возраста о профессии « Врач» на основе интеграции по следующим направлениям:

   Социально- коммуникативное.

   Центр « Сюжетно-ролевых игр» содержит атрибуты и игровой материал для с/р игр «Доктор», « Диагностический центр», « Аптека», « Ветеринарная клиника Айболита», « Больница», « Скорая помощь».

   Центр « Безопасности» имеет дидактическое пособие с разметкой дорог,

наборы мелкого строительного материала и дорожными знаками, маши  -

нами спецтранспорта.

   Познавательное развитие.

   Плакаты и альбомы « Тело Человека», «Профессия врача», « Чистота- за  -

лог здоровья», Детская энциклопедия.

   Настольные д/и «Части тела», « Валеология», «Профессии», « Четвертый

лишний», « Подбери картинку», « Ушки на макушке» и др.

   Центр « Экологии».

  Мини огород по выращиванию зеленого лука, овощей.

   Центр опытно- экспериментальной деятельности( детская лаборатория).

Проведение экспериментов по очистке воды; проектная деятельность «Почему почернел снег?».

   Центр «Математика» может иметь наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, различные виды мозаик, пазлы, игры на развитие

мелкой моторики руки.

   Нравственно-патриотический центр. Альбомы и плакаты « Мой город».

« Моя семья», « Профессии наших родителей».

   Строительный (конструктивный) центр. Конструктор различного вида,

мелкие игрушки для обыгрывания ситуаций, схемы – рисунки домов, гаражей, машин скорой помощи.

   Речевое развитие.

  Центр « Книжкин дом». Здесь размещаются произведения о труде врача,

о гигиене и чистоте. Это, конечно, наша дошкольная классика – произведения К.И.Чуковского, А.Л.Барто, Е.Благининой, З.Александровой и других.

Очень рекомендую использовать воспитателям учебное издание « Читаем

детям» М., 1991. В своей повседневной работе полезно  использовать УНТ,

а именно пословицы, поговорки, потешки, загадки, а также пальчиковые

игры.

В Центре « Грамотности» необходимо иметь серии картин и иллюстраций

из серии «Профессии взрослых» для установления последовательности трудовых действий, дидактический комплект для освоения дошкольника-

ми КГН и трудовых навыков « Алгоритм в картинках»; д/и «Кому без них не обойтись?», «Зачем нужно это делать?».

 

 Художественно-эстетическое развитие.

Содержание данного центра можно дополнить следующим материалом:

Раскраски по профессиям, по формированию ЗОЖ.

Предметные картинки оп данной тематике.

Картинки- ребусы « Дорисуй предмет».

Иллюстрации к сказкам и художественным произведениям.

   Музыкально-театрализованный центр может содержать атрибуты для

разыгрывания сказок « Доктор Айболит», « Бегемот, который боялся уколов», слушание пьесы П.И.Чайковского « Болезнь куклы».

   Центр «ИКТ». Просмотр презентаций о труде врача, ветеринара, о пользе витаминов, ЗОЖ, мультфильмов и видеороликов из серии «Смешарики».

   Физическое развитие.

   Центр « Если хочешь быть здоров» включает стандартное и нестандартное физкультурное оборудовании, алгоритмы выполнения различных упражнений, корригирующие дорожки, коврики, массажеры.

   Уголок уединения. Это могут быть мягкие подушечки с различными животными; музыкальные записи с пением птиц, журчанием реки, шум леса.

   К сожалению, на практике создать подобную ПРС удается не всегда. Необходимо отметить, что совместную деятельность воспитателя и детей по  освоению КГН и трудовых навыков важно выстраивать не только в игровом пространстве группы, но и в специально отведенных местах (раздевалке, умывальной комнате, спальне.) используя различные линейки алгоритмов. Такой способ дает возможность сделать развивающую среду группы гибкой, обильной и разноплановой.

Литература.

1.Воспитание нравственных чувств у дошкольников.- М., 1987.

2.Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет.- М., 1987.

3.Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду.- М., 2012.

4.Ознакомление детей с трудом взрослых. Воронеж., 1990.

5.От рождения до школы. Программа воспитания и образования в детском

   саду. – М., 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация – практикум для воспитателей на тему: "Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков»

Повысить компетентность молодых педагогов в вопросах организации режимных моментов дошкольников...

Конспект занятия по здоровому образу жизни, привитие дошкольникам культурно-гигиенических навыков

Тема: «Предметы личной гигиены»Цель: Формировать у детей потребности быть здоровыми.Задачи:1.воспитывать культурно-гигиенические навыки;2.закрепить представление о значении физкультуры и спорта в укре...

Консультация для воспитателей «Формы и методы работы по формированию у дошкольников культурно-гигиенических навыков».

В дошкольном учреждении уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков. Во всех возрастных группах эта задача осуществляется в соответствии с программными требовани...

Перспективный план работы по формированию культурно – гигиенических и трудовых навыков у детей средней группы

Перспективный план работы по формированию культурно – гигиенических  и трудовых навыков  у детей средней группы...

Методические рекомендации по освоению детьми культурно-гигиенических навыков

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, н...

Развитие культурно-гигиенических умений и навыков у дошкольников

Успешное овладение культурно-гигиеническими навыками является неотъемлемой частью формирования общей культуры человека. Знакомство с гигиеной и культурой поведения начинается в семье с первых дней жиз...