Рабочая программа воспитателя
рабочая программа (младшая группа) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
группы компенсирующей направленности
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
для детей раннего возраста (2-3 года)
составлена на основе примерной программы «От рождения до школы»
Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой (2015 г)
Срок реализации программы - 2015-2016 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_pr_3_gr_44.docx | 78.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 44 КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА КИРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
«СОГЛАСОВАНО» Педагогическим советом Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 44 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга Протокол № 1 от «01» сентября 2015 года | «УТВЕРЖДЕНО» Приказом по Государственному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детскому саду № 44 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга № от 01.09.2015г Заведующий ГБДОУ д/с № 44 ______________ Е.О. Малачева |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
группы компенсирующей направленности
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
для детей раннего возраста (2-3 года)
составлена на основе примерной программы «От рождения до школы»
Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой (2015 г)
Срок реализации программы - 2015-2016 учебный год
Воспитатели:
Шередина Елена Викторовна
Цыпкина Тамара Валентиновна
Санкт-Петербург
2015 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
№ | Наименование разделов | стр. |
Целевой раздел | ||
1. | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 3 |
1.2. | ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ | 3 |
1.3. | ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ | 4 |
1.4. | ЗНАЧИМЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 5 |
1.5. | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ | 6 |
1.6. | ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ | 6 |
1.7 | СИСТЕМА МОНИТОРИНГА (ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ) | 7 |
Содержательный раздел | ||
2.1. | СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 7 |
2.2. | ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА | 8 |
2.3 | КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА | 10 |
2.4 | КУЛЬТУРНО - ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | 13 |
2.5 | ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ | 13 |
III | Организационный раздел | |
3.1 | ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (УЧЕБНЫЙ ПЛАН, РАСПИСАНИЕ НЕПРЕРЫВНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) | 14 |
3.2. | РЕЖИМЫ ДНЯ. РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ. | 16 |
3.3. | УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА | 20 |
3.4. | ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ | 23 |
3.5. | СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 28 |
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
Рабочая программа для детей с двух до трех лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата разработана на основе адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями опорно-двигательного аппарата) Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 44 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга.
Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Мозаика-Синтез, 2015 г.
Рабочая программам (далее - Программа) определяет содержание и организацию образовательного процесса в первой младшей группы №3 «Малышок» компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 44 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга.
Программа направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, личностных качеств, коррекции речевых нарушений, обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155), а также с учетом нормативно-правовых актов:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 24.11.1995г (редакция от 02.07.2013г) Ст. 19
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, с внесением изменений от15.05.2013 №26;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 г № 30038);
- Уставом Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 44 компенсирующего вила Кировского района Санкт-Петербурга;
- Положением о рабочей программе педагога (утверждено приказом заведующего № 49.21 от 01.09.2014 года)
Рабочая программа составлена на период 2015-2016 учебного года (с 01.09.2015 года по 31.05.2016 года). При составлении рабочей программы учитывался контингент воспитанников группы.
- Цели и задачи реализации рабочей программы
Цель: создание условий для разностороннего развития (познавательного, речевого, социально-коммуникативного, физического, художественно – эстетического) воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учетом возрастных и психофизических особенностей, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии, обеспечение равных стартовых возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи:
- Обеспечить условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, их социальной адаптации, формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания и основе жизненных практик и социально-бытовой ориентировки с учетом возрастных и индивидуальных психофизических особенностей.
- Обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства.
- Приобщить детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.
- Формировать общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развивать их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность ребенка, формировать предпосылки учебной деятельности.
- Объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
- Создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым миром.
- Формировать познавательные интересы и действие ребенка в различных видах деятельности.
- Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
1. 3. Принципы и подходы к формированию рабочей образовательной программы
Рабочая программа первой младшей группы сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными образовательными стандартами:
- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
- индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
- партнерство с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учёт этнокультурной ситуации развития детей.
- обеспечение преемственности дошкольного общего и начального общего образования.
Принципы, сформулированные на основе особенностей
Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с ФГОС:
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников.
- Значимые психолого-педагогические характеристики и особые образовательные потребности воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Содержание Программы учитывает возрастные, индивидуальные и психофизические особенности контингента воспитанников, воспитывающихся в группе.
Возрастные психофизические особенности детей подробно сформулированы в Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 г. (стр. 234-251). Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях группы.
Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья описаны в Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 г. (стр. 167-169)
Группу посещает 10 детей с 2 до 3 лет, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата.
Гендерные особенности.
В группе 5 мальчиков и 5 девочек. Мальчики стремятся к играм со строительным материалом. Девочки предпочитают играть в маминых помощниц. Интересы и предпочтения воспитанников были учтены при создании развивающей предметно-пространственной среды группы.
Физиологические особенности.
Воспитанники имеют II группу здоровья (3 детей), III группу здоровья (3 детей), IV группу здоровья (1 ребенок), V группу здоровья (3 детей). Группу посещают 2 ребенка – инвалида (образовательная деятельность осуществляется на основе индивидуальной программы реабилитации ребенка – инвалида).
Национально-культурные особенности.
Этнический состав воспитанников группы: 10 детей –русские. Обучение и воспитание осуществляется на русском языке.
Демографические особенности.
Группу посещают дети из полных семей (90%), из неполных семей (10%).
Климатические особенности.
При организации образовательного процесса учитываются климатические особенности Северо-Западного региона: время начала о окончания сезонных явлений (листопад, таяние снега и т.д.), состав флоры и фауны, длительность светового дня, погодные условия и т.д. Исходя из климатических особенностей график образовательного процесса имеет следующую периодизацию:
- холодный период года (учебный год длится с сентября по май и включает в себя адаптационный период (первая, вторая и третья неделю сентября)
-теплый период года длится с июня по август, воспитанники выезжают на загородную дачу в поселок Мичуринское Ленинградской области; вводится режим дня на летний оздоровительный период.
Формы реализации программы: игра, познавательная и исследовательская деятельность, творческая активность.
Реализация Программы осуществляется в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно- эстетическое развитие ребенка, в организованной образовательной деятельности.
Рабочая программа формируется с учётом особенностей базового уровня системы общего образования с целью формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Особенности осуществления образовательного процесса.
В группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание физического и психического развития детей. Педагоги следят за осанкой детей, развивают мелкую и крупную моторику, работают над развитием координации движений совместно со специалистами. Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, учитель-дефектолог, учитель – логопед, педагог-психолог осуществляют работу в рамках календарно-тематического плана.
Коррекционно-развивающая работа организуется в соответствии с возрастными и индивидуальными психофизическими особенностями развития детей.
- Планируемые результаты освоения рабочей программы
Планируемые результаты освоения Программы предполагают:
-повышение качества образовательного и коррекционно-развивающего процесса;
-положительную динамику индивидуального развития воспитанников;
-информатизацию образовательного процесса (подключение к сети Интернет, активное использование электронных образовательных ресурсов);
-активное взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников;
-создание активной развивающей предметно-пространственной среды, направленной на самореализацию воспитанников в специфических для дошкольного возраста видах детской деятельности.
- Целевые ориентиры
Требования ФГОС ДО к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
-Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
- у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников, являются ориентирами для:
1. Построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации; решения задач:
формирования Программы,
анализа профессиональной деятельности,
взаимодействия с семьями.
2. Изучения характеристик образования детей в возрасте от 1 года до 3 лет;
3. Информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.
Содержание целевых ориентиров представлено в Примерной основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» и соответствует ФГОС ДО.
В соответствии с п. 4.1 ФГОС ДО целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга) и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями воспитанников. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников.
Результаты освоения рабочей программы группы формулируются через раскрытие динамики формирования целевых ориентиров воспитанников по всем образовательным областям. Данные результаты сформулированы в Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Мозаика-Синтез, 2015г.
- Система мониторинга (педагогической диагностики)
Цель мониторинга (педагогической диагностики): оценка индивидуального развития детей.
Периодичность мониторинга (педагогической диагностики): сентябрь, апрель-май.
Длительность мониторинга (педагогической диагностики): 1-3 недели сентября, 3-4 недели мая.
Форма проведения мониторинга (педагогической диагностики) преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, беседы, анализ продуктов детской деятельности, организуемые педагогом.
II. Содержательный раздел
2.1 Содержание образовательной деятельности
Содержание образовательной деятельности по образовательным областям описаны в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А., Москва, 2015 год (стр.172 – 185).
Содержание образовательной деятельности направлено на развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Учитываются в рабочей программе возрастные особенности детей и необходимость реализации образовательных задач в определенных видах деятельности. Для детей дошкольного возраста это:
- игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры);
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними; восприятие художественной литературы и фольклора);
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
- изобразительная (рисования, лепки, аппликации);
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
- двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка.
2.2 Формы, методы и средства организации образовательного процесса Образовательные задачи решаются через различные формы организации образовательного процесса детей:
- в непрерывной непосредственно образовательной деятельности;
- в совместной деятельности детей и педагога в ходе режимных моментов;
- в самостоятельной деятельности детей;
- в совместной деятельности с семьей.
Непрерывная непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с адаптированной образовательной программой дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями опорно-двигательного аппарата) Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 44 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга; время проведения соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 ( с внесением изменений от15.05.2013 №26).
Совместная деятельность взрослого и детей – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Она предполагает индивидуальную, подгрупповую, фронтальную формы организации работы с воспитанниками.
Методы организации образовательной деятельности
Словесные методы: объяснение, беседа, рассказ, чтение, пересказ.
Наглядные методы: наблюдение, показ предметов, показ картины, иллюстрации, показ образца, показ способа действия, использование видеофильмов, ЭОР.
Практические методы: упражнения, трудовые действия, опыты
Образовательные области | Младший дошкольный возраст |
Познавательное развитие |
|
Речевое развитие |
|
Социально-коммуникативное развитие |
|
Физическое развитие |
|
Художественно-эстетическое развитие |
|
2.3 Комплексно – тематическое планирование образовательного процесса
Рабочая программа представлена в виде комплексно-тематического планирования с включением лексических тем и следующих образовательных областей:
• Физическое развитие;
• Социально – коммуникативное развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Художественно – эстетическое развитие.
Комплексно-тематическое планирование разработано с учётом интеграции содержания и видов детской деятельности и распределено по месяцам, неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.
Рабочая программа предназначена для детей 2-3 лет и рассчитана на 36 недель; составлена с учетом комплексно-тематического планирования по программе:
- «От рождения до школы» (под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А., Москва, 2015 год стр. 261-274).
Месяц | Неделя | Тема недели | Педагогические задачи |
Сентябрь | 1,2 | Здравствуй, детский сад! | Адаптировать детей к условиям детского сада. Познакомить детей с воспитателями, с детским садом (помещением и оборудованием группы: личный шкафчик, кроватка, горшок, полотенце, с игрушками и пр.) |
3 | Игрушки | Формировать умение играть рядом не мешая друг другу. Развивать интерес к игровым действиям, умение играть вместе. Формировать начальные навыки ролевого поведения. | |
4 | Осень | Формировать элементарные представления об осени (сезонные изменения в природе, одежда людей, изменения на участке детского сада) | |
Октябрь | 1 | Овощи | Дать первичные представления о сборе урожая, о некоторых овощах. |
2 | Фрукты | Расширять знания об урожае, о некоторых фруктах. | |
3,4 | Деревья, кусты на нашем участке | Дать первичные представления о деревьях и кустах на участке детского сада. | |
Ноябрь | 1 | Каникулярная неделя | |
2 | Домашние животные (и их детеныши) | Познакомить детей с домашними животными и их детенышами. Формировать умение узнавать, называть и различать особенности внешнего вида. | |
3 | Дружная семья | Формирование первичных ценностных представлений о семье, семейных традициях, обязанностей. | |
4 | Одежда и обувь | Расширять представления детей об одежде и обуви (сезонная смена одежды, ее разнообразие) | |
Декабрь | 1 | Зима | Формировать элементарные представления о зиме (сезонные изменения в природе, в одежде людей, изменения на участке детского сада) |
2,3 | Птицы (домашние и дикие) | Познакомить детей с птицами домашними и дикими, их особенностями. | |
4 | Новогодний праздник | Формировать представления о Новом годе, как о веселом и добром празднике. | |
Январь | 1 | Каникулярная неделя | |
2 | Зимние забавы | Расширять представления о зиме, о безопасном поведении зимой (катание на санках, на коньках, лыжах) | |
3 | Транспорт | Познакомить детей с разнообразием транспортных средств, с основными его частями, знакомить с элементарными правилами дорожного движения. | |
4 | Мой дом | Закреплять знания о семье, о доме в котором живут, об удобствах в быту. | |
Февраль | 1,2 | Мебель | Закреплять знания об удобствах в быту, расширять знания о мебели. |
3 | Комнатные растения | Формировать представления о некоторых комнатных растениях, их частях. | |
4 | Папин праздник | Формировать первичные представления о мужчинах, как защитниках. Воспитывать внимательное отношение к родным (отцу, дедушке, брату) | |
Март | 1 | Весна, 8 Марта | Формировать элементарные представления о весне (сезонные изменения в природе, в одежде людей, изменения на участке детского сада) Воспитывать чувство любви и уважения к женщине, желания помогать им, заботиться о них. |
2 | Кто живет в лесу? (дикие животные) | Познакомить детей с дикими животными и их детенышами. Формировать умение узнавать, называть и различать особенности внешнего вида. | |
3 | Посуда | Закреплять знание детей о посуде, ее назначения и использования. | |
4 | Каникулярная неделя | ||
Апрель | 1 | Рыбки в аквариуме | Познакомить детей с некоторыми видами декоративных рыб, с особенностями их внешнего вида. |
2 | Предметы во круг нас | Формировать представления об окружающей среде (удобства быта, особенности в постройке зданий, устройства детских площадок и пр.) | |
3,4 | Труд взрослых | Формировать элементарные представления о труде взрослых (наблюдение за няней, дворником) | |
Май | 1 | Цветы на лугу | Познакомить детей с цветами на участке детского сада, их строением. |
2 | Насекомые | Познакомить детей с насекомыми на участке детского сада, их строением. | |
3 | ПДД, прощание с группой | Формировать элементарные представления о правилах дорожного движения. Вызвать положительные эмоции. | |
4 | Скоро лето | Формировать элементарные представления о лете (сезонные изменения в природе, в одежде людей, изменения на участке детского сада) |
2.4 Культурно-досуговая деятельность
Перечень проводимых праздников для воспитанников: | Новогодний праздник Международный женский день Веснянка |
События, праздники | День открытых дверей (знакомство с воспитателями, детьми и их родителями) «До свидания группа» - третья неделя мая (чаепитие) |
2.5 Формы взаимодействия с родителями
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Основные формы взаимодействия с семьей
Знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование семей.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток.
Совместная деятельность: привлечение родителей к конкурсам, к участию в детской исследовательской деятельности.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Привлекать внимание родителей к различным формам совместной с детьми трудовой деятельности в детском саду и дома, способствующей формированию взаимодействия взрослых с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за результаты общего труда. Организация субботников по уборке территории детского сада.
Создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых. Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка с незнакомыми взрослыми и детьми в детском саду (например, на этапе освоения новой предметно-развивающей среды детского сада, группы - при поступлении в детский сад, переходе в новую группу, смене воспитателей и других ситуациях), вне его. Сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий. Рекомендации родителям по организации мини-музея группы, пополнение коллекции новыми экспонатами, составление рассказов о семейном отдыхе, изготовление поделок.
Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице (соблюдать технику безопасности во время игр и развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во время катания на велосипеде, во время отдыха у водоема и т.д.). Рассказывать о необходимости создания безопасных условий пребывания детей дома (не держать в доступных для них местах лекарства, предметы бытовой химии, электрические приборы; содержать в порядке электрические розетки; не оставлять детей без присмотра в комнате, где открыты окна и балконы и т.д.). Подготовка материалов на родительский стенд «Опасные игрушки», «Правила дорожного движения» и т.д.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению с взрослыми и сверстниками. Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности. Проводить совместные с семьей конкурсы. Беседы с родителями об участии в семейных творческих конкурсах и иных видах деятельности группы.
Образовательная область «Речевое развитие»
Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную) ситуацию. Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничеству, способствующему развитию свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями дошкольников.
Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.
Привлекать родителей к проектной деятельности (особенно на стадии оформления альбомов, газет, журналов, книг, проиллюстрированных вместе с детьми). Побуждать поддерживать детское сочинительство.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующим возникновению творческого вдохновения: творческим проектам, экскурсиям и прогулкам. Ориентировать родителей на совместное рассматривание зданий, декоративно-архитектурных элементов, привлекших внимание ребенка на прогулках и экскурсиях; показывать ценность общения по поводу увиденного и др. Организация праздников, вечеров досуга.
Образовательная область «Физическое развитие»
Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (а также районе, городе).
III.Организационный раздел
3.1 Организация образовательной деятельности
Учебный план непрерывных видов образовательной деятельности во второй группе раннего возраста компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с 2 до 3 лет) № 3 «Малышок»
государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 44 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга на 2015-2016 учебный год
Образовательные области | Название непосредственно образовательной деятельности | Продолжительность НОД | Количество | Примечания |
Обязательная часть | ||||
Познавательное развитие | Ознакомление с окружающим миром | 10 мин | 1 | |
Формирование элементарных математических представлений | 10 мин | 1 | 1 раз в неделю в форме образовательных ситуаций | |
Речевое развитие | Развитие речи | 10 мин | 1 | |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование | 10 мин | 1 | |
Лепка | 10 мин | |||
Музыка | 10 мин | 2 | ||
Физическое развитие | Физическая культура в помещении | 10 мин | 1 | |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | ||||
Объем недельной образовательной нагрузки | 100 мин/ 1 час 20 мин | 10 | ||
Максимально допустимая образовательная нагрузка в день | Не превышает 10 минут в первой половине дня. Не превышает 10 минут во второй половине дня. |
Примечания:
- Содержание образовательного процесса в первой младшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата определяется адаптированной образовательной программой дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями опорно-двигательного аппарата) ГБДОУ детского сада № 44 компенсирующего вида Кировского района Санкт – Петербурга.
- Непосредственно образовательная деятельность проводится в первую и вторую половину дня продолжительностью не более 10 минут.
- Перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности – не менее 10 минут.
- В середине непосредственно образовательной деятельности проводится физкультурная минутка.
- Чтение художественной литературы осуществляется ежедневно во второй половине дня в совместной деятельности педагога и детей.
- Образовательная область «Познание»: непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений проводится в совместной деятельности педагога и детей в форме образовательных ситуаций во второй половине дня.
Расписание
Непрерывных видов непосредственно образовательной деятельности
Второй группы раннего возраста «малышок» (с 2 до 3 лет) компенсирующего вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |
1 половина дня | |||||
1 | Физическое развитие Физическая культура 8.45-8.55 (группа) | Художественно-эстетическое развитие Музыка 9.00-9.10 (группа) | Речевое развитие Развитие речи 9.00-9.10 (1 подгруппа) 9.15-9.25 (2 подгруппа) | Художественно-эстетическое развитие Музыка 9.00-9.10 (группа) | Физическое развитие Физическая культура 8.45-8.55 (группа) |
2 половина дня | |||||
1 | Познавательное развитие Ознакомление с окружающим миром 16.00-16.10 (1 подгруппа) 16.20-16.30 (2 подгруппа) | Речевое развитие Развитие речи 16.00-16.10 (1 подгруппа) 16.20-16.30 (2 подгруппа) | Физическое развитие Физическая культура 16.00-16.10 (группа) | Художественно-эстетическое развитие Лепка 16.00-16.10 (1 подгруппа) 16.20-16.30 (2 подгруппа) | Художественно-эстетическое развитие Рисование 16.00-16.10 (1 подгруппа) 16.20-16.30 (2 подгруппа) |
Итого | 2 занятия | 2 занятия | 2 занятия | 2 занятия | 2 занятия |
Общее время | 20 мин | 20 мин | 20 мин | 20 мин | 20 мин |
Максимально допустимый объём образовательной нагрузки
Образовательный процесс предусматривает решение программных образовательных задач в ходе совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей, взаимодействия с семьями воспитанников группы.
Планирование образовательной нагрузки разработано в соответствии с максимально допустимым объёмом образовательной нагрузки для возрастной группы в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.
Непосредственно образовательная деятельность организуется как совместная интегративная деятельность педагогов с детьми, которая включает различные виды детской деятельности.
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 2 до 3 лет - не более 10 минут
. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня для детей дошкольного возраста не превышает: в подготовительной к школе группе (дети третьего года жизни) – 20 минут.
3.2 Режимы дня
В группе разработаны режимы:
- на холодный/тёплый период года;
- адаптационный режим после летнего периода и для детей, вновь поступивших в ГБДОУ;
- режим дня на период карантинов;
- двигательный режим.
Примерный режим дня в первой младшей группе (с 2 до 3 лет) для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на период адаптации
Мероприятия | Время проведения |
Прием на свежем воздухе (при благоприятной погоде), осмотр детей, игры | 07.00-07.50 |
Приход в группу, гигиенические процедуры | 07.50-08.10 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 08.10-08.30 |
Самостоятельная деятельность, игры Игры, наблюдение и обследование развития детей специалистами | 08.30-9.30 |
Подготовка ко 2 завтраку, завтрак | 09.30-09.45 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 09.45-11.45 |
Возвращение с прогулки, профилактические мероприятия, подготовка к обеду | 11.45-12.00 |
Подготовка к обеду, обед | 12.00-12.20 |
Подготовка к дневному сну, сон. | 12.20-15.10 |
Постепенный подъем, водные процедуры | 15.10-15.30 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.30-16.00 |
Наблюдение и обследование развития детей специалистами, самостоятельная игровая деятельность детей | 16.00-16.20 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.20-18.20 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность. Уход домой | 18.20-19.00 |
Примерный режим дня в первой младшей группе (с 2 до 3 лет) для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Холодный период года (с 21.09.2015 по 15.05.2016)
Мероприятия | Время проведения |
Прием и осмотр детей, утренняя гимнастика | 07.00-08.00 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 08.00-08.30 |
Самостоятельная деятельность, игры | 8.30-8.45 |
Непрерывная непосредственная образовательная деятельность (по подгруппам), совместная деятельность педагогов с детьми, лечебно-профилактические мероприятия | 08.45-9.35 |
Подготовка ко 2 завтраку, завтрак | 09.30-09.45 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 09.50-11.40 |
Возвращение с прогулки, профилактические мероприятия, подготовка к обеду | 11.40-12.00 |
Подготовка к обеду, обед | 12.00-12.20 |
Подготовка к дневному сну, сон. | 12.20-15.00 |
Постепенный подъем, закаливающие процедуры | 15.00-15.30 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.30-16.00 |
Непрерывная непосредственная образовательная деятельность (по подгруппам), совместная деятельность педагогов с детьми, самостоятельная игровая деятельность, индивидуальная работа | 16.00-16.20 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.30-18.20 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность детей. Уход детей домой | 18.20-19.00 |
Примерный режим дня в первой младшей группе (с 2 до 3 лет) для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
На период карантина
Мероприятия | Время проведения |
Прием и осмотр детей, утренняя гимнастика | 07.00-08.00 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 08.00-08.30 |
Самостоятельная деятельность, игры | 8.30-8.45 |
Непрерывная непосредственная образовательная деятельность (по подгруппам), совместная деятельность педагогов с детьми, лечебно-профилактические мероприятия Проводятся в групповой комнате | 08.45-9.35 |
Подготовка ко 2 завтраку, завтрак | 09.30-09.45 |
Подготовка к прогулке, прогулка (организация выхода и возвращения с прогулки изолированно от других групп) | 09.50-11.40 |
Возвращение с прогулки, профилактические мероприятия, подготовка к обеду | 11.40-12.00 |
Подготовка к обеду, обед | 12.00-12.20 |
Подготовка к дневному сну, сон. | 12.20-15.00 |
Постепенный подъем, закаливающие процедуры | 15.00-15.30 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.30-16.00 |
Непрерывная непосредственная образовательная деятельность (по подгруппам), совместная деятельность педагогов с детьми, самостоятельная игровая деятельность, индивидуальная работа Проводятся в групповой комнате | 16.00-16.20 |
Подготовка к прогулке, прогулка (организация выхода и возвращения с прогулки изолированно от других групп) | 16.30-18.20 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность детей. Уход детей домой | 18.20-19.00 |
Щадящий режим дня в первой младшей группе (с 2 до 3 лет) для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (индивидуальный)
Холодный период года
Мероприятия | Время проведения | Примечания, ограничения |
Прием и осмотр детей, игры, утренняя гимнастика | 07.00-08.00 | Снижение физической нагрузки за счет: уменьшения числа упражнений; уменьшения дозировки упражнений; темпа выполнения упражнений (выполняет в своем темпе) |
Подготовка к завтраку, завтрак | 08.00-08.35 | Первым садится за стол, докармливание |
Самостоятельная деятельность, игры | 8.35-8.45 | |
Непрерывная образовательная деятельность, совместная деятельность педагогов с детьми, лечебно-профилактические мероприятия | 08.45-09.35 | Дозирование физической нагрузки Смена деятельности |
Подготовка ко 2 завтраку, завтрак | 09.30-09.45 | Первым садится за стол |
Подготовка к прогулке, прогулка | 09.45-11.45 | Одевание в последнюю очередь, выход последним. Регулировать физические нагрузки (игры разной степени подвижности) Смена деятельности. Возвращение в группу последним |
Возвращение с прогулки, Подготовка к обеду, лечебно-профилактические мероприятия | Возвращение первыми (под присмотром взрослого), Исключение перед сном активной деятельности | |
Обед | 12.45-13.00 | Первым садится за стол, докармливание |
Подготовка к дневному сну, сон. | 12.30-15.00 | Укладывание первыми |
Постепенный подъем, закаливание. | 15.00-15.25 | Подъем по мере просыпания |
Подготовка к полднику, полдник | 15.30-16.00 | Первым садится за стол, докармливание |
Непрерывная образовательная деятельность(индивидуально), самостоятельная деятельность | 16.25-16.30 | Дозирование физической нагрузки Смена деятельности Учитывать настроение ребенка и его желания |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.30-18.20 | Одевание в последнюю очередь, выход последними Регулировать физические нагрузки (игры разной степени подвижности) Смена деятельности Возвращение последними |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность. Уход детей домой | 18.40-19.00 |
Режим двигательной активности воспитанников первой младшей группы
№ 3 с нарушением опорно-двигательного аппарата
Формы | Дни недели, время мин. | ||||
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | |
Двигательная деятельность в помещении: | |||||
НОД «Физическая культура в помещении» | 10 | 10 | 10 | ||
Утренняя гимнастика с включением упражнений имитационного характера и массажных мячей | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Физкультминутки | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Самостоятельная двигательная деятельность детей | Продолжительность и содержание варьируется в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка | ||||
Корригирующая гимнастика в сочетании с босо хождением | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Психогимнастика со сменой положения тела | 2 | 2 | |||
Физические упражнения | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Физкультурный досуг | 10 | ||||
Музыкальный досуг | |||||
Двигательная деятельность на воздухе | |||||
I половина дня | |||||
Подвижные игры | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 |
II половина дня | |||||
Подвижные игры | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 |
Индивидуальная работа по освоению основных движений | I половина дня | ||||
5 | 5 | 8 | 8 | ||
II половина дня | |||||
5 | 8 | 8 | 5 | 5 | |
Самостоятельная двигательная деятельность | Продолжительность и содержание варьируется в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка | ||||
Итого в день | 49 | 55 | 60 | 55 | 47 |
Итого в неделю | 266 минуты (4 ч. 26 мин) |
Физкультурный досуг: 1 раз в месяц – 10 мин.
Дни здоровья – 1 раз в месяц
Основание: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Постановление от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 -13);
3.3 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
(перечень программ, педагогических технологий, методических и электронных пособий, обеспечивающих реализацию ФГОС ДО)
С.Н. Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б. Зацепина «Дети раннего возраста в детском саду». М. Мозаика-Синтез.2005.
Сост. Р.А.горб, И.М.Исаченкова «Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада» С-ПБ «Детство-пресс» 2003 |
Е.С.Демина и др. «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ» Москва ТЦ «Сфера» 2005 |
О.В.Елецкая, Е.Ю.Вареница «День за днем говорим и растем» Москва ТЦ «Сфера» 2008 |
Е.О.Севастьянова «Дружная семейка» Москва ТЦ «Сфера» 2005 |
П.А. Павлова, И.В. Горбунова «Расти здоровым, малыш!» Москва ТЦ «Сфера» 2006 |
М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина «В помощь маленькому мыслителю. РЭМП» СПб «Паритет» 2003 |
М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина «Начинаем говорить. Развитие речи» СПб «Паритет» 2004 |
М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина «Чтобы чисто говорить, надо… Развитие общеречевых навыков» СПб «Паритет» 2003 |
В.М.Сотникова, Т.Е. Ильина «Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста» Москва «Скрипторий» 2005 |
Г.Н.Никишина «Планирование занятий по развитию речи в 1 младшей группе образовательного учреждения» СПб «Смарт» 1996 |
К.Л.Печора и др. «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях Москва «Владос» 2003 |
Н.М.Аксарина «Воспитание детей раннего возраста» Москва «Медицина» 1972 |
А.С.Лавров, О.А.Лаврова «От ноля до семи» Москва «Знание» 1967 |
Под ред. Г.М.Ляминой «Воспитание детей раннего возраста» Москва «Просвещение» 1976 |
В.В.Гербова, А.И.Максаков «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада» Москва «Просвещение» 1986 |
Под ред. С.Л.Новоселовой «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста» Москва «Просвещение» 1985 |
Под ред. Л.Н.Павловой «Воспитание и обучение детей раннего возраста» Москва «Просвещение» 1986 |
К.Л.Печора и др. «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях» Москва «Просвещение» 1986 |
Под ред. Е.И.Радиной «Умственное воспитание детей раннего возраста» Москва «Просвещение» 1968 |
Л.Н.Павлова «Знакомим малыша с окружающим миром» Москва «Просвещение» 1987 |
Э.Г.Пилюгига «Занятия по сенсорному воспитанию» Москва «Просвещение» 1983 |
С.Л.Новоселова «Развитие мышления в раннем возрасте» Москва «Педагогика» 1978 |
Е.А.Тимофеева «Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста» Москва «Просвещение» 1979 |
В.А.Шишкина «Движение+движение» Москва «Просвещение» 1992 |
О.Н.Козак «Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет» С-ПБ «Союз» 1987 |
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа. Волгоград. Учитель. 2015
Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста. Авт.-сост. Е.В. полозова. Воронеж. ЧП Лакоценин С.С. 2007
Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. Москва. Владос. 2004
Е.А. Янушко Рисование с детьми раннего возраста (1-3 года). Москва. Мозаика-Синтез. 2005
И.А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. Москва. Карапуз-Дидактика. 2008
Т.И. Подрезова. Материал к занятиям по развитию речи. Овощи, Фрукты и ягоды. Москва. Айрис-пресс. 2008
С.Я. Лайзане. Физическая культура для малышей. Москва. Просвещение. 1987
О.А. Соломенникова. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе. Москва. Мозаика-Синтез. 2008
Д.Н. Колдина. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Москва. ТЦ Сфера. 2012
Е.А. Янушко. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Москва. Мозаика-Синтез. 2007
С.Н. Теплюк. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. Москва. Владос. 2003
Н.Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе. Москва. Мозаика-Синтез. 2008
Е.О. Смирнова, Т.В. Ермолаева, С.Ю. Мещерякова. Развитие предметной деятельности и познавательных способностей. Игры и занятия с детьми раннего возраста. Москва. Мозаика-Синтез. 2008
Н.И. Ганошенко, С.Ю. Мещерякова. Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет. Москва. Мозаика-Синтез. 2008
Т.И. Подрезова. Материал к занятиям по развитию речи. Домашние животные и птицы. Москва. Айрис-пресс. 2008
О.Е. Громова. Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста. Москва. ТЦ Сфера. 2006
М.Д. Маханева, С.В. Рещикова. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет. Москва. ТЦ Сфера. 2006
Л.В. Томашевская, Е.Ю. Герц, Е.В. Андрющенкова. Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду. СПб. Детство-пресс. 2012
Т.В. Галанова. Развивающие игры с малышами до трех лет. Ярославль. Академия развития. 1996.
Воспитательная система. «Маленькие россияне». Под ред. Т.И. Оверчук. Москва. Мозаика-Синтез. 2005
Т.В. Королева. Игры с красками: рисование в младенческом возрасте. Ранний возраст. Москва. ТЦ Сфера. 2008
М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. Комплексные занятия с детьми раннего возраста (2-3 года). СПб. Паритет. 2004
Гигиена и здоровье. Тематический словарь в картинках. Мир человека. Москва. Школьная книга. 2014
Е.А. Тимофеева. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. Москва. Просвещение. 1986
Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ. Сост. Е.С. Демина. Москва. ТЦ Сфера. 2008
С.Н. Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б. Зацепина. Дети раннего возраста в детском саду. Москва. Мозаика-Синтез. 2005
Г.Г. Григорьева. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста. Москва. Просвещение. 2005
Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. Развитие общения детей со сверстниками. Игры и занятия с детьми 1-3 лет. Москва. Мозаика-Синтез. 2008
Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. Физическое развитие. Игры и занятия с детьми раннего возраста. Москва. Мозаика-Синтез. 2007
Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. Трудовое воспитание в детском саду. Москва. Мозаика-Синтез. 2006
М.В. Коробова. Малыш в мире природы. Москва. Просвещение. 2006
Г.Г. Григорьева. Малыш в стране акварели. Москва. Просвещение. 2006
Л.Н. Павлова, Е.Б. Волосова, Э.Г. Пилюгина. Раннее детство: познавательное развитие. Москва. Мозаика-Синтез. 2006
Л.Н. Галигузова. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет. Москва. Мозаика-Синтез. 2008
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». М. Мозаика-Синтез.2005.
Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи» Москва «Просвещение» 1988г
Е.И. Тихеева «Развитие речи детей» Москва «Просвещение» 1967
В.В.Гербова, А.И. Максакова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада» Москва «Просвещение» 1986
О.А.Скоролупова «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ» Псков ООО «Скрипторий» 2007
О.В.Узорова, Е.А.Нефедова «Игры с пальчиками» Москва «АСТ». «Астель» 2002
О.А.Скоролупова «Цветущая весна. Травы» Москва «Скрипторий 2003» 2006 |
О.А.Скоролупова «Осень. Часть 1.» Москва «Скрипторий 2003» 2006 |
О.А.Скоролупова «Осень. Часть 2.» Москва «Скрипторий 2003» 2006 |
О.А.Скоролупова «Ранняя весна» Москва «Скрипторий 2003» 2006 |
О.А.Скоролупова «Зима» Москва «Скрипторий 2003» 2006 |
О.А.Скоролупова «Весна. Насекомые. Перелетные птицы» Москва «Скрипторий 2003» 2006 |
Н.А. Арапова-Пискарева «Формирование элементарных математических представлений в детском саду». М. Мозаика-Синтез.2006.
И.А.Помораева, В.А.Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений» Москва «Мозаика – синтез» 2006
Т.Д.Рихтерман, “Формирование представлений о времени у детей дошк. возр”: М.Пр.,1991
А.А.Смоленцева, О.В. Суворова «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей» СПб «Детство –Пресс» 2004
Л.Д.Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» Москва. ООО «Гном и Д» 2006
О.В. Дыбина «Ребенок и окружающий мир». М.Мозаика Синтез.2005
В.И. Петрова, Т.Д. Стульник «Нравственное воспитание в детском саду». М. Мозаика-Синтез.2006.
Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова «Трудовое воспитание в детском саду». М. Мозаика-Синтез.2005
В.В. Гербова «Приобщение детей к художественной литературе». М.Мозаика-Синтез.2005.
Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». М. Мозаика-Синтез.2006.
З.В.Лиштван «Игры и занятия со строительным материалом в детском саду» Москва «Просвещение» 1971
В.Г.Нечаева «Строительные игры в детском саду» Москва «Просвещение» 1966
Н.Ф. Губанова «Игровая деятельность в детском саду». М. Мозаика-Синтез.2005.
Е.Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей» Москва «Просвещение» 1988
Э.Я. Степаненкова «Физическое воспитание в детском саду». М.Мозаика-Синтез.2005
3.4 Организация и наполнение развивающей предметно-пространственной среды
Направления образовательной деятельности | Вид помещений | Оснащение | |||
Познавательно-исследовательская деятельность | |||||
Сенсорное развитие | Групповая комната | - дидактические игры на развитие психических функций – мышления, памяти, воображения; - крупная мозаика, объемные вкладыши, шнуровки, лото, парные картинки, настольно-печатные игры; -блоки Дьенеша, палочки Кюизенера. | |||
Познавательное развитие | Групповая комната | -наборы для опытов с водой, воздухом, светом, песком; - серии картинок с временами года, частями суток, сюжетные картинки, картинки для установления последовательности. | |||
Формирование элементарных математических представлений | Групповая комната | -блоки Дьенеша, палочки Кюизенера; - крупная мозаика, объемные вкладыши, шнуровки, лото, парные картинки, настольно-печатные игры; - комплекты геометрических фигур; - матрешки, доски-вкладыши, рамки-вкладыши, набор объемных тел; -кубики, разрезные предметные картинки. | |||
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей | Групповая комната | -наборы картинок для группировки: домашние и дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, цветы, овощи, фрукты, одежда, посуда, транспорт, продукты питания. - серии картинок с временами года, частями суток, сюжетные картинки, картинки для установления последовательности. | |||
Конструирование из разного материала | |||||
Развитие навыков и умений конструктивной деятельности | Групповая комната | - строительный материал; - конструкторы напольные; - детали конструктора настольного; - плоскостные конструкторы; - бумага, природные и бросовые -небольшие игрушки (фигурки животных, людей и т.п.), игрушечный транспорт. | |||
Коммуникативная деятельность | |||||
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми | Все пространство детского сада | - игры на развитие мелкой моторики; - развивающие игры («Найди по описанию», шнуровки, вкладыши и др.) - Художественная литература для чтения детям - картины, иллюстративный материал | |||
Развитие всех компонентов устной речи | Игровая комната группы, | ||||
Восприятие художественной литературы и фольклора | |||||
Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; - развитие литературной речи; - приобщение к словесному искусству | Игровая комната группы, все помещения группы, музыкальный зал, участок учреждения | - Художественная литература для чтения детям - аудиовидеозаписи литературных произведений; - различные виды театров; - ширма для кукольного театра; - игрушки-персонажи; - картотеки потешек, загадок, пословиц и других форм литературного творчества; - книжные уголки в группах; | |||
Игровая деятельность | |||||
Развитие навыков и умений игровой деятельности | Игровая | - игрушки — предметы оперирования; - маркеры игрового пространства (детская, кукольная мебель, предметы быта); - строительный материал; конструкторы; - детали конструктора; - куклы, коляски, пупсы - машинки разных размеров | |||
Приобщение к элементарным общепринятым нормам «и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе | Все пространство | - Художественная литература для чтения детям - альбомы «Правила группы», «Правила безопасности»; - игрушки — предметы оперирования; - куклы, коляски, пупсы - машинки разных размеров | |||
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности | Все помещения группы | - Иллюстративный материал, плакаты для рассматривания; атрибуты для сюжетно-ролевых игр («Семья», «Поликлиника» и др.); - уголок ряженья; - игрушки-персонажи | |||
Формирование — приобщение к | Все пространство | - Иллюстративный материал, картины, плакаты для рассматривания; - видеофильмы для детей; дидактические наборы соответствующей тематики; - художественная литература для чтения детям - игрушки — предметы оперирования; - игрушки-персонажи - маркеры игрового пространства (детская, кукольная мебель, предметы быта) с учетом правил безопасности | |||
Передача детям | Игровая | - Иллюстративный материал, картины, плакаты для рассматривания; - видеофильмы для детей; дидактические наборы соответствующей тематики; - игрушки — предметы оперирования; - игрушки-персонажи - настольные игры соответствующей тематики («Правила дорожного движения», домино «Дорожные знаки»); - строительный материал; - конструкторы; - детали конструктора; - художественная литература для чтения детям и рассматривания самими детьми по 00 «Безопасность | |||
Самообслуживание и элементарный бытовой труд | |||||
Развитие навыков (самообслуживание, хозяйственно- | Все помещения группы, музыкальный | - Игрушки — предметы оперирования; - маркеры игрового Пространства (детская, кукольная мебель, предметы быта); - атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Магазин», «Парикмахерская» - куклы, коляски, пупсы - машинки разных размеров | |||
Воспитание ценностного отношения к собственному | Все пространство | - Игрушки — предметы оперирования; маркеры игрового пространства (детская, кукольная мебель); - образно-символический материал (виды профессий и т.д.); - материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек | |||
Музыкальная деятельность | |||||
- музыкально- деятельность; - приобщение к искусству | Музыкальный | - разнообразные музыкальные инструменты для детей; - подборка аудиозаписей с музыкальными произведениями; - пособия, игрушки, атрибуты; различные виды театров; - ширма для кукольного театра; - шумовые коробочки; - дидактические наборы («Музыкальные инструменты») | |||
Изобразительная деятельность | |||||
развитие | Игровая | - материалы и оборудование для продуктивной деятельности (аппликации, рисования, лепки); - природный, бросовый материал; - иллюстративный материал, картины, плакаты; - настольно-печатные игры («Цвет», «Форма», «Ассоциация» и др.); - художественная литература с иллюстрациями; - игрушки, муляжи, гербарии, коллекции семян растений | |||
развитие детского творчества | Игровая | ||||
Двигательная деятельность | |||||
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); накопление и | игровая комната группы, участок | - Музыкальный центр; - оборудование (для ходьбы, бега, равновесия, прыжков, катания, бросания, ловли, ползания и лазания; общеразвивающих упражнений); - игры на ловкость (кегли, «Поймай рыбку» и т. д.); - игровые комплексы (горка); качели, карусели; - материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек | |||
Формирование у | игровая комната группы, участок | - Оборудование (для ходьбы, бега, равновесия; прыжков; катания, бросания, ловли; ползания и лазания; - общеразвивающих упражнений); - настольно-печатные игры качели, карусели | |||
Сохранение и укрепление физического | Все пространство группы, участок | - Развивающие игры; - художественная литература; - игры на ловкость; - дидактические игры на развитие психических функций (мышления, внимания, памяти, воображения); - оборудование (для ходьбы, бега, равновесия; прыжков; катания, бросания, ловли; ползания и лазания; общеразвивающих упражнений); - картотеки подвижных игр; - игровые комплексы (горка); | |||
Воспитание | Все помещения группы, участок | - Алгоритмы для запоминания последовательности культурно-гигиенических навыков; - художественная литература; - игрушки-персонажи; - игрушки — предметы оперирования; - маркеры игрового пространства; - настольные игры соответствующей тематики; - иллюстративный материал, картины, плакаты | |||
Формирование начальных представлений о здоровом | Все помещения группы, участок | - Иллюстративный материал, картины, плакаты; - настольные игры соответствующей тематики; - художественная литература для чтения детям и рассматривания самими детьми; - игрушки-персонажи; - игрушки — предметы оперирования; - физкультурно-игровое оборудование; - оборудование (для ходьбы, бега, равновесия; прыжков; катания, бросания, ловли; ползания и лазания; общеразвивающих упражнений); - картотеки подвижных игр. |
Список литературы
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации «от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014)
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013 года
- "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" 2.4.1.3.0349-13
- «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015 год
- Адаптированная образовательная программа дошкольного образования Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №и 44 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга
- «Примерная адаптированная основная образовательная программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» /под редакцией Лопатиной Л.В., 2014год
- Дидактическое пособие «Диагностика педагогического процесса в первой младшей группе (2-3 года) дошкольной образовательной организации», автор - составитель Верещагина Н.В., ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2014 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 2 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для средней группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для старшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)...
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)...
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе (рабочая программа воспитателя)
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе (рабочая программа воспитателя)...