Рабочая программа воспитателя
рабочая программа (младшая группа) на тему

Цыпкина Тамара Валентиновна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

группы компенсирующей направленности

с нарушениями опорно-двигательного аппарата 

для детей раннего возраста (2-3 года)

 

 

составлена на основе примерной программы «От рождения до школы»

Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой (2015 г)

 

Срок реализации программы - 2015-2016 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_pr_3_gr_44.docx78.44 КБ

Предварительный просмотр:

 ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 44 КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА КИРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

«СОГЛАСОВАНО»

Педагогическим советом Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 44 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга

Протокол № 1 от «01» сентября 2015 года

«УТВЕРЖДЕНО»

Приказом по Государственному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детскому саду № 44 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга

№    от 01.09.2015г

Заведующий ГБДОУ д/с № 44

______________ Е.О. Малачева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

группы компенсирующей направленности

с нарушениями опорно-двигательного аппарата  

для детей раннего возраста (2-3 года)

составлена на основе примерной программы «От рождения до школы»

Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой (2015 г)

Срок реализации программы - 2015-2016 учебный год

Воспитатели:

Шередина Елена Викторовна

 Цыпкина Тамара Валентиновна

Санкт-Петербург

2015 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Наименование разделов

стр.

Целевой раздел

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

1.2.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

3

1.3.

ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ

4

1.4.

ЗНАЧИМЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

5

1.5.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

6

1.6.

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ

6

1.7

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА (ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ)

7

Содержательный раздел

2.1.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

7

2.2.

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

8

2.3

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

10

2.4

     КУЛЬТУРНО - ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

13

2.5

     ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

13

III

Организационный раздел

3.1

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (УЧЕБНЫЙ ПЛАН, РАСПИСАНИЕ НЕПРЕРЫВНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

14

3.2.

РЕЖИМЫ ДНЯ. РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.

16

3.3.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

20

3.4.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

23

3.5.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

28

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка

Рабочая программа для детей с двух до трех лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата разработана на основе адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями опорно-двигательного аппарата) Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 44 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга.

            Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред.  Н.Е. Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Мозаика-Синтез, 2015 г.

Рабочая программам (далее - Программа) определяет содержание и организацию образовательного процесса в первой младшей группы №3 «Малышок» компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 44 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга.

Программа направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, личностных качеств, коррекции речевых нарушений, обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155), а также с учетом нормативно-правовых актов:  

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 24.11.1995г (редакция от 02.07.2013г) Ст. 19
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, с внесением изменений от15.05.2013 №26;
  • Приказом    Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 г № 30038);
  • Уставом Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 44 компенсирующего вила Кировского района Санкт-Петербурга;
  • Положением о рабочей программе педагога (утверждено приказом заведующего № 49.21 от 01.09.2014 года)

Рабочая программа составлена на период 2015-2016 учебного года (с 01.09.2015 года по 31.05.2016 года). При составлении рабочей программы учитывался контингент воспитанников группы.

                               

               

  1. Цели и задачи реализации рабочей программы

Цель: создание условий для разностороннего развития (познавательного, речевого, социально-коммуникативного, физического, художественно – эстетического) воспитанников с нарушениями   опорно-двигательного аппарата  с учетом возрастных и психофизических особенностей, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии, обеспечение равных стартовых возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Задачи:

  1. Обеспечить условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, их   социальной адаптации, формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания и основе жизненных практик и социально-бытовой ориентировки с учетом возрастных и индивидуальных психофизических особенностей.
  2. Обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства.
  3. Приобщить детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.
  4. Формировать общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развивать их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность ребенка, формировать предпосылки учебной деятельности.
  5. Объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
  6. Создать благоприятные условия   для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым миром.
  7. Формировать познавательные интересы и действие ребенка в различных видах деятельности.
  8. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в   вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1. 3. Принципы и подходы к формированию рабочей образовательной программы

Рабочая программа первой младшей группы сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными образовательными стандартами:

  • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
  • индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
  • партнерство с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учёт этнокультурной ситуации развития детей.
  • обеспечение преемственности дошкольного общего и начального общего образования.

Принципы, сформулированные на основе особенностей

Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с ФГОС:

  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
  • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников.

  1. Значимые психолого-педагогические характеристики и особые образовательные потребности воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Содержание Программы учитывает возрастные, индивидуальные и психофизические особенности контингента воспитанников, воспитывающихся в группе.  

Возрастные психофизические особенности детей подробно сформулированы в Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред.  Н.Е. Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 г. (стр. 234-251). Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях группы.

Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья описаны в Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред.  Н.Е. Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 г. (стр. 167-169)

Группу посещает 10 детей с 2 до 3 лет, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата.

Гендерные особенности.

В группе   5 мальчиков и 5 девочек. Мальчики стремятся к играм со строительным материалом. Девочки предпочитают играть в маминых помощниц. Интересы и предпочтения воспитанников были учтены при создании развивающей предметно-пространственной среды группы.

Физиологические особенности.

Воспитанники имеют II группу здоровья (3 детей), III группу здоровья (3 детей), IV группу здоровья (1 ребенок), V группу здоровья (3 детей). Группу посещают 2 ребенка – инвалида (образовательная деятельность осуществляется на основе индивидуальной программы реабилитации ребенка – инвалида).

Национально-культурные особенности.

Этнический состав воспитанников группы: 10 детей –русские. Обучение и воспитание осуществляется на русском языке.

Демографические особенности.

Группу посещают дети из полных семей (90%), из неполных семей (10%).

Климатические особенности.

При организации образовательного процесса учитываются климатические особенности Северо-Западного региона: время начала о окончания сезонных явлений (листопад, таяние снега и т.д.), состав флоры и фауны, длительность светового дня, погодные условия и т.д. Исходя из климатических особенностей график образовательного процесса имеет следующую периодизацию:

- холодный период года (учебный год длится с сентября по май и включает в себя адаптационный период (первая, вторая и третья неделю сентября)

-теплый период года длится с июня по август, воспитанники выезжают на загородную дачу в поселок Мичуринское Ленинградской области; вводится режим дня на летний оздоровительный период.

Формы реализации программы: игра, познавательная и исследовательская деятельность, творческая активность.

Реализация Программы осуществляется в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно- эстетическое развитие ребенка, в организованной образовательной деятельности.

 Рабочая программа формируется с учётом особенностей базового уровня системы общего образования с целью формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Особенности осуществления образовательного процесса.

В группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание физического и психического развития детей. Педагоги следят за осанкой детей, развивают мелкую и крупную моторику, работают над развитием координации движений совместно со специалистами. Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, учитель-дефектолог, учитель – логопед, педагог-психолог  осуществляют работу в рамках календарно-тематического плана.

Коррекционно-развивающая   работа организуется в соответствии с возрастными  и индивидуальными  психофизическими  особенностями развития детей.

  1. Планируемые результаты освоения рабочей программы

        Планируемые результаты освоения Программы предполагают:

-повышение качества образовательного и коррекционно-развивающего процесса;

-положительную динамику индивидуального развития воспитанников;

-информатизацию образовательного процесса (подключение к сети Интернет, активное использование электронных образовательных ресурсов);

-активное взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников;

-создание активной развивающей предметно-пространственной среды, направленной на самореализацию воспитанников в специфических для дошкольного возраста видах детской деятельности.

   

  1. Целевые ориентиры

Требования ФГОС ДО к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры дошкольного образования  представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

-Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:

-        ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

-        использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

-        владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

-        стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;       проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

-        проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

-        у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников, являются ориентирами для:

1. Построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации; решения задач:

формирования Программы,

анализа профессиональной деятельности,

взаимодействия с семьями.

2. Изучения характеристик образования детей в возрасте от 1 года до 3 лет;

3. Информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.

Содержание целевых ориентиров представлено в Примерной основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» и соответствует ФГОС ДО.

В соответствии с п. 4.1 ФГОС ДО целевые ориентиры не подлежат  непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга) и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями воспитанников. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников.  

Результаты освоения рабочей программы группы формулируются через раскрытие динамики формирования целевых ориентиров воспитанников по всем образовательным областям. Данные результаты сформулированы в Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред.  Н.Е. Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Мозаика-Синтез, 2015г.

     

  1. Система мониторинга (педагогической диагностики)

Цель мониторинга (педагогической диагностики): оценка индивидуального развития детей.

Периодичность мониторинга (педагогической диагностики): сентябрь, апрель-май.

Длительность мониторинга (педагогической диагностики): 1-3  недели сентября, 3-4 недели мая.

Форма проведения мониторинга (педагогической диагностики) преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, беседы, анализ продуктов детской деятельности, организуемые педагогом.

II. Содержательный раздел

2.1 Содержание образовательной деятельности

Содержание  образовательной деятельности  по образовательным областям описаны  в примерной  основной общеобразовательной программе дошкольного образования   «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой  Т.С., Васильевой М.А., Москва, 2015 год (стр.172 – 185).

Содержание образовательной  деятельности  направлено на развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Учитываются в рабочей программе возрастные особенности детей и необходимость реализации образовательных задач в определенных видах деятельности. Для детей дошкольного возраста это:

  • игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры);
  • коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
  • познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними;  восприятие художественной литературы и фольклора);
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
  • конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
  • изобразительная (рисования, лепки, аппликации);
  • музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
  • двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка.

2.2 Формы, методы и средства организации образовательного процесса Образовательные задачи решаются через различные формы организации образовательного процесса детей:

  • в непрерывной непосредственно образовательной деятельности;
  • в совместной деятельности детей и педагога в ходе режимных моментов;
  • в самостоятельной деятельности детей;
  • в совместной деятельности с семьей.

Непрерывная непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с  адаптированной образовательной программой дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями опорно-двигательного аппарата) Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 44 компенсирующего  вида Кировского района Санкт-Петербурга; время проведения соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 ( с внесением изменений от15.05.2013 №26).

Совместная деятельность взрослого и детей – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Она предполагает индивидуальную, подгрупповую, фронтальную формы организации работы с воспитанниками.

Методы организации образовательной деятельности

Словесные методы: объяснение, беседа, рассказ, чтение, пересказ.

Наглядные методы: наблюдение, показ предметов, показ картины, иллюстрации, показ образца, показ способа действия, использование видеофильмов, ЭОР.

Практические методы: упражнения, трудовые действия, опыты

Образовательные области

Младший дошкольный возраст

Познавательное развитие

  • Рассматривание
  • Наблюдение
  • Игра-экспериментирование.
  • Исследовательская деятельность
  • Конструирование.
  • Развивающая игра
  • Экскурсия
  • Ситуативный разговор
  • Рассказ
  • Интегративная деятельность
  • Беседа
  • Проблемная ситуация

Речевое развитие

  • Рассматривание
  • Игровая ситуация
  • Дидактическая игра
  • Ситуация общения.
  • Беседа (в том числе в процессе наблюдения за объектами природы, трудом взрослых).
  • Интегративная деятельность
  • Хороводная игра с пением
  • Игра-драматизация
  • Чтение
  • Обсуждение
  • Рассказ
  • Игра

Социально-коммуникативное развитие

  • Игровое упражнение
  • Индивидуальная игра
  • Совместная с воспитателем игра
  • *Совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе)
  • Игра
  • Чтение
  • Беседа
  • Наблюдение
  • Рассматривание
  • Чтение
  • Педагогическая ситуация
  • Праздник
  • Экскурсия
  • Ситуация морального выбора
  • Поручение
  •  Дежурство.

Физическое развитие

  • Игровая беседа с элементами движений
  • Игра
  • Утренняя гимнастика
  • *Интегративная деятельность
  • Упражнения
  • Экспериментирование
  • Ситуативный разговор
  • Беседа
  • Рассказ
  • Чтение
  • Проблемная ситуация

Художественно-эстетическое развитие

  • Рассматривание эстетически привлекательных предметов
  • Игра
  • Организация выставок, изготовление украшений Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки
  • Экспериментирование со звуками
  • Музыкально-дидактическая игра
  • Разучивание музыкальных игр и танцев
  • Совместное пение

2.3 Комплексно – тематическое планирование образовательного процесса

Рабочая программа представлена в виде комплексно-тематического планирования с включением лексических тем и следующих образовательных областей:

• Физическое развитие;

• Социально – коммуникативное развитие;

• Познавательное развитие;

• Речевое  развитие;

• Художественно – эстетическое развитие.

Комплексно-тематическое планирование   разработано с учётом интеграции содержания и видов  детской деятельности и распределено по месяцам,  неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.  

Рабочая программа предназначена для детей 2-3 лет и рассчитана на 36 недель; составлена с учетом комплексно-тематического планирования по программе:

  1. «От рождения до школы» (под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой  Т.С., Васильевой М.А., Москва, 2015 год стр. 261-274).

Месяц

Неделя

Тема недели

Педагогические задачи

Сентябрь

1,2

Здравствуй, детский сад!

Адаптировать детей к условиям детского сада. Познакомить детей с воспитателями, с детским садом (помещением и оборудованием группы: личный шкафчик, кроватка, горшок, полотенце, с игрушками и пр.)

3

Игрушки

Формировать умение играть рядом не мешая друг другу. Развивать интерес к игровым действиям, умение играть вместе. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

4

Осень

Формировать элементарные представления об осени (сезонные изменения в природе, одежда людей, изменения на участке детского сада)

Октябрь

1

Овощи

Дать первичные представления о сборе урожая, о некоторых овощах.

2

Фрукты

Расширять знания об урожае, о некоторых фруктах.

3,4

Деревья, кусты на нашем участке

Дать первичные представления о деревьях и кустах на участке детского сада.

Ноябрь

1

Каникулярная неделя

2

Домашние животные (и их детеныши)

Познакомить детей с домашними животными и их детенышами. Формировать умение узнавать, называть и различать особенности внешнего вида.

3

Дружная семья

Формирование первичных ценностных представлений о семье, семейных традициях, обязанностей.

4

Одежда и обувь

Расширять представления детей об одежде и обуви (сезонная смена одежды, ее разнообразие)

Декабрь

1

Зима

Формировать элементарные представления о зиме (сезонные изменения в природе, в одежде людей, изменения на участке детского сада)

2,3

Птицы (домашние и дикие)

Познакомить детей с птицами домашними и дикими, их особенностями.

4

Новогодний праздник

Формировать представления о Новом годе, как о веселом и добром празднике.

Январь

1

Каникулярная неделя

2

Зимние забавы

Расширять представления о зиме, о безопасном поведении зимой (катание на санках, на коньках, лыжах)

3

Транспорт

Познакомить детей с разнообразием транспортных средств, с основными его частями, знакомить с элементарными правилами дорожного движения.

4

Мой дом

Закреплять знания о семье, о доме в котором живут, об удобствах в быту.

Февраль

1,2

Мебель

Закреплять знания об удобствах в быту, расширять знания о мебели.

3

Комнатные растения

Формировать представления о некоторых комнатных растениях, их частях.

4

Папин праздник

Формировать первичные представления о мужчинах, как защитниках. Воспитывать внимательное отношение к родным (отцу, дедушке, брату)

Март

1

Весна, 8 Марта

Формировать элементарные представления о весне (сезонные изменения в природе, в одежде людей, изменения на участке детского сада)

Воспитывать чувство любви и уважения к женщине, желания помогать им, заботиться о них.

2

Кто живет в лесу? (дикие животные)

Познакомить детей с дикими животными и их детенышами. Формировать умение узнавать, называть и различать особенности внешнего вида.

3

Посуда

Закреплять знание детей о посуде, ее назначения и использования.

4

Каникулярная неделя

Апрель

1

Рыбки в аквариуме

Познакомить детей с некоторыми видами декоративных рыб, с особенностями их внешнего вида.

2

Предметы во круг нас

Формировать представления об окружающей среде (удобства быта, особенности в постройке зданий, устройства детских площадок и пр.)

3,4

Труд взрослых

Формировать элементарные представления о труде взрослых (наблюдение за няней, дворником)

Май

1

Цветы на лугу

Познакомить детей с цветами на участке детского сада, их строением.

2

Насекомые

Познакомить детей с насекомыми на участке детского сада, их строением.

3

ПДД, прощание с группой

Формировать элементарные представления о правилах дорожного движения. Вызвать положительные эмоции.

4

Скоро лето

Формировать элементарные представления о лете (сезонные изменения в природе, в одежде людей, изменения на участке детского сада)

             

 2.4 Культурно-досуговая деятельность

Перечень проводимых праздников для воспитанников:

Новогодний праздник

Международный женский день

Веснянка

События, праздники

День открытых дверей (знакомство с воспитателями, детьми и их родителями)

«До свидания группа» - третья неделя мая (чаепитие)

2.5 Формы взаимодействия с родителями

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Основные формы взаимодействия с семьей

Знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование семей.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток.

Совместная деятельность: привлечение родителей к конкурсам, к участию в детской исследовательской деятельности.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Привлекать внимание родителей к различным формам совместной с детьми трудовой деятельности в детском саду и дома, способствующей формированию взаимодействия взрослых с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за результаты общего труда. Организация субботников по уборке территории детского сада.

Создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых. Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка с незнакомыми взрослыми и детьми в детском саду (например, на этапе освоения новой предметно-развивающей среды детского сада, группы - при поступлении в детский сад, переходе в новую группу, смене воспитателей и других ситуациях), вне его. Сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий. Рекомендации родителям по организации мини-музея группы, пополнение коллекции новыми экспонатами, составление рассказов о семейном отдыхе, изготовление поделок.

Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице (соблюдать технику безопасности во время игр и развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во время катания на велосипеде, во время отдыха у водоема и т.д.). Рассказывать о необходимости создания безопасных условий пребывания детей дома (не держать в доступных для них местах лекарства, предметы бытовой химии, электрические приборы; содержать в порядке электрические розетки; не оставлять детей без присмотра в комнате, где открыты окна и балконы и т.д.). Подготовка материалов на родительский стенд «Опасные игрушки», «Правила дорожного движения» и т.д.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению с взрослыми и сверстниками. Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности. Проводить совместные с семьей конкурсы. Беседы с родителями об участии в семейных творческих конкурсах и иных видах деятельности группы.

Образовательная область «Речевое развитие»

Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную) ситуацию. Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничеству, способствующему развитию свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями дошкольников.

Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.

Привлекать родителей к проектной деятельности (особенно на стадии оформления альбомов, газет, журналов, книг, проиллюстрированных вместе с детьми). Побуждать поддерживать детское сочинительство.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

Привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующим возникновению творческого вдохновения: творческим проектам, экскурсиям и прогулкам. Ориентировать родителей на совместное рассматривание зданий, декоративно-архитектурных элементов, привлекших внимание ребенка на прогулках и экскурсиях; показывать ценность общения по поводу увиденного и др. Организация праздников, вечеров досуга.

Образовательная область «Физическое развитие»

Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (а также районе, городе).

III.Организационный раздел

3.1 Организация образовательной деятельности

Учебный план непрерывных видов образовательной деятельности во второй группе раннего возраста компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с 2 до 3 лет) № 3 «Малышок»

государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 44 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга на 2015-2016 учебный год

Образовательные области

Название непосредственно образовательной деятельности

Продолжительность НОД

Количество

Примечания

Обязательная часть

Познавательное развитие

Ознакомление с окружающим миром

10 мин

1

Формирование элементарных математических представлений

10 мин

1

1 раз в неделю в форме образовательных ситуаций

Речевое развитие

Развитие речи

10 мин

1

Художественно-эстетическое развитие

Рисование

10 мин

1

Лепка

10 мин

Музыка

10 мин

2

Физическое развитие

Физическая культура в помещении

10 мин

1

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Объем недельной образовательной нагрузки

100 мин/

1 час 20 мин

10

Максимально допустимая образовательная нагрузка в день

Не превышает 10 минут в первой половине дня.

Не превышает 10 минут во второй половине дня.

Примечания:

  1. Содержание образовательного процесса в первой младшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата определяется адаптированной образовательной программой дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями опорно-двигательного аппарата) ГБДОУ детского сада № 44 компенсирующего вида Кировского района Санкт – Петербурга.
  2. Непосредственно образовательная деятельность проводится в первую и вторую половину дня продолжительностью не более 10 минут.
  3. Перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности – не менее 10 минут.
  4. В середине непосредственно образовательной деятельности проводится физкультурная минутка.
  5. Чтение художественной литературы осуществляется ежедневно во второй половине дня в совместной деятельности педагога и детей.
  6. Образовательная область «Познание»: непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений проводится в совместной деятельности педагога и детей в форме образовательных ситуаций во второй половине дня.

Расписание

Непрерывных видов непосредственно образовательной деятельности

Второй группы раннего возраста «малышок» (с 2 до 3 лет) компенсирующего вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1 половина дня

1

Физическое развитие

Физическая культура

8.45-8.55

(группа)

Художественно-эстетическое развитие

Музыка

9.00-9.10

(группа)

Речевое развитие

Развитие речи

9.00-9.10

(1 подгруппа)

9.15-9.25

(2 подгруппа)

Художественно-эстетическое развитие

Музыка

9.00-9.10

(группа)

Физическое развитие

Физическая культура

8.45-8.55

(группа)

2 половина дня

1

Познавательное развитие

Ознакомление с окружающим миром

16.00-16.10

(1 подгруппа)

16.20-16.30

(2 подгруппа)

Речевое развитие

Развитие речи

16.00-16.10

(1 подгруппа)

16.20-16.30

(2 подгруппа)

Физическое развитие

Физическая культура

16.00-16.10

(группа)

Художественно-эстетическое развитие

Лепка

16.00-16.10

(1 подгруппа)

16.20-16.30

(2 подгруппа)

Художественно-эстетическое развитие

Рисование

16.00-16.10

(1 подгруппа)

16.20-16.30

(2 подгруппа)

Итого

2 занятия

2 занятия

2 занятия

2 занятия

2 занятия

Общее время

20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

20 мин

Максимально допустимый объём образовательной нагрузки

Образовательный процесс предусматривает решение программных образовательных задач в ходе совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей, взаимодействия с семьями воспитанников группы.

 Планирование образовательной нагрузки разработано в соответствии с максимально допустимым объёмом образовательной нагрузки для возрастной группы в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.

   Непосредственно образовательная деятельность организуется как совместная интегративная деятельность педагогов с детьми, которая включает различные виды детской деятельности.

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 2 до 3 лет - не более 10 минут

.    Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня для детей дошкольного возраста не превышает: в подготовительной к школе группе (дети третьего года жизни) – 20 минут.

3.2 Режимы дня

 В группе разработаны режимы:

  • на холодный/тёплый период года;
  • адаптационный режим после летнего периода и для детей, вновь поступивших в ГБДОУ;
  • режим дня на период карантинов;
  • двигательный режим.

Примерный режим дня в первой младшей группе (с 2 до 3 лет) для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на период адаптации

Мероприятия

Время проведения

Прием на свежем воздухе (при благоприятной погоде), осмотр детей, игры

07.00-07.50

Приход в группу, гигиенические процедуры

07.50-08.10

Подготовка к завтраку, завтрак

08.10-08.30

Самостоятельная деятельность, игры

Игры, наблюдение и обследование развития детей специалистами

08.30-9.30

Подготовка ко 2 завтраку, завтрак

09.30-09.45

Подготовка к прогулке, прогулка

09.45-11.45

Возвращение с прогулки, профилактические мероприятия, подготовка к обеду

11.45-12.00

Подготовка к обеду, обед

12.00-12.20

Подготовка к дневному сну, сон.

12.20-15.10

Постепенный подъем, водные процедуры

15.10-15.30

Подготовка к полднику, полдник

15.30-16.00

Наблюдение и обследование развития детей специалистами, самостоятельная игровая деятельность детей

16.00-16.20

Подготовка к прогулке, прогулка

16.20-18.20

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность.

Уход домой

18.20-19.00

Примерный режим дня в первой младшей группе (с 2 до 3 лет) для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Холодный период года (с 21.09.2015 по 15.05.2016)

Мероприятия

Время проведения

Прием и осмотр детей, утренняя гимнастика

07.00-08.00

Подготовка к завтраку, завтрак

08.00-08.30

Самостоятельная деятельность, игры

8.30-8.45

Непрерывная непосредственная образовательная деятельность (по подгруппам), совместная деятельность педагогов с детьми, лечебно-профилактические мероприятия

08.45-9.35

Подготовка ко 2 завтраку, завтрак

09.30-09.45

Подготовка к прогулке, прогулка

09.50-11.40

Возвращение с прогулки, профилактические мероприятия, подготовка к обеду

11.40-12.00

Подготовка к обеду, обед

12.00-12.20

Подготовка к дневному сну, сон.

12.20-15.00

Постепенный подъем, закаливающие процедуры

15.00-15.30

Подготовка к полднику, полдник

15.30-16.00

Непрерывная непосредственная образовательная деятельность (по подгруппам), совместная деятельность педагогов с детьми, самостоятельная игровая деятельность, индивидуальная работа

16.00-16.20

Подготовка к прогулке, прогулка

16.30-18.20

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность детей.

Уход детей домой

18.20-19.00

Примерный режим дня в первой младшей группе (с 2 до 3 лет) для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

На период карантина

Мероприятия

Время проведения

Прием и осмотр детей, утренняя гимнастика

07.00-08.00

Подготовка к завтраку, завтрак

08.00-08.30

Самостоятельная деятельность, игры

8.30-8.45

Непрерывная непосредственная образовательная деятельность (по подгруппам), совместная деятельность педагогов с детьми, лечебно-профилактические мероприятия

Проводятся в групповой комнате

08.45-9.35

Подготовка ко 2 завтраку, завтрак

09.30-09.45

Подготовка к прогулке, прогулка (организация выхода и возвращения с прогулки изолированно от других групп)

09.50-11.40

Возвращение с прогулки, профилактические мероприятия, подготовка к обеду

11.40-12.00

Подготовка к обеду, обед

12.00-12.20

Подготовка к дневному сну, сон.

12.20-15.00

Постепенный подъем, закаливающие процедуры

15.00-15.30

Подготовка к полднику, полдник

15.30-16.00

Непрерывная непосредственная образовательная деятельность (по подгруппам), совместная деятельность педагогов с детьми, самостоятельная игровая деятельность, индивидуальная работа

Проводятся в групповой комнате

16.00-16.20

Подготовка к прогулке, прогулка (организация выхода и возвращения с прогулки изолированно от других групп)

16.30-18.20

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность детей.

Уход детей домой

18.20-19.00

Щадящий режим дня в первой младшей группе (с 2 до 3 лет) для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (индивидуальный)

Холодный период года

Мероприятия

Время проведения

Примечания, ограничения

Прием и осмотр детей, игры, утренняя гимнастика

07.00-08.00

Снижение физической нагрузки за счет: уменьшения числа упражнений; уменьшения дозировки упражнений; темпа выполнения упражнений (выполняет в своем темпе)

Подготовка к завтраку, завтрак

08.00-08.35

Первым садится за стол, докармливание

Самостоятельная деятельность, игры

8.35-8.45

Непрерывная образовательная деятельность, совместная деятельность педагогов с детьми, лечебно-профилактические мероприятия

08.45-09.35

Дозирование физической нагрузки

Смена деятельности

Подготовка ко 2 завтраку, завтрак

09.30-09.45

Первым садится за стол

Подготовка к прогулке, прогулка

09.45-11.45

Одевание в последнюю очередь, выход последним.

Регулировать физические нагрузки (игры разной степени подвижности)

Смена деятельности. Возвращение в группу последним

Возвращение с прогулки, Подготовка к обеду, лечебно-профилактические мероприятия

Возвращение первыми (под присмотром взрослого), Исключение перед сном активной деятельности

Обед

12.45-13.00

Первым садится за стол, докармливание

Подготовка к дневному сну, сон.

12.30-15.00

Укладывание первыми

Постепенный подъем, закаливание.

15.00-15.25

Подъем по мере просыпания

Подготовка к полднику, полдник

15.30-16.00

Первым садится за стол, докармливание

Непрерывная образовательная деятельность(индивидуально), самостоятельная деятельность

16.25-16.30

Дозирование физической нагрузки

Смена деятельности

Учитывать настроение ребенка и его желания

Подготовка к прогулке, прогулка

16.30-18.20

Одевание в последнюю очередь, выход последними

Регулировать физические нагрузки (игры разной степени подвижности)

Смена деятельности

Возвращение последними

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность.

Уход детей домой

18.40-19.00

Режим двигательной активности воспитанников первой младшей группы

№ 3 с нарушением опорно-двигательного аппарата

Формы

Дни недели, время мин.

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

 Двигательная деятельность в помещении:

НОД «Физическая культура в помещении»

10

10

10

Утренняя гимнастика с включением упражнений имитационного характера и массажных мячей

5

5

5

5

5

Физкультминутки

1

1

1

1

1

Самостоятельная двигательная деятельность детей

Продолжительность и содержание варьируется в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка

Корригирующая гимнастика в сочетании с босо хождением

5

5

5

5

5

Психогимнастика со сменой положения тела

2

2

Физические упражнения

5

5

5

5

5

Физкультурный досуг

10

Музыкальный досуг

Двигательная деятельность на воздухе

I половина дня

Подвижные игры

8

8

8

8

8

II половина дня

Подвижные игры

8

8

8

8

8

Индивидуальная работа по освоению основных движений

I половина дня

5

5

8

8

II половина дня

5

8

8

5

5

Самостоятельная двигательная деятельность

Продолжительность и содержание варьируется в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка

Итого в день

49

55

60

55

47

Итого в неделю

266 минуты (4 ч. 26 мин)

Физкультурный досуг: 1 раз в месяц – 10 мин.

Дни здоровья – 1 раз в месяц

Основание: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Постановление от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 -13);

3.3 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

(перечень программ, педагогических технологий, методических и электронных пособий, обеспечивающих реализацию ФГОС ДО)

С.Н. Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б. Зацепина «Дети раннего возраста в детском саду». М. Мозаика-Синтез.2005.

Сост. Р.А.горб, И.М.Исаченкова «Воспитание детей раннего возраста в

условиях семьи и детского сада» С-ПБ «Детство-пресс» 2003

Е.С.Демина и др. «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ»

Москва ТЦ «Сфера» 2005

О.В.Елецкая, Е.Ю.Вареница «День за днем говорим и растем» Москва ТЦ

«Сфера» 2008

Е.О.Севастьянова «Дружная семейка» Москва ТЦ «Сфера» 2005

П.А. Павлова, И.В. Горбунова «Расти здоровым, малыш!» Москва ТЦ

«Сфера» 2006

М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина «В помощь маленькому мыслителю. РЭМП»

 СПб «Паритет» 2003

М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина «Начинаем говорить. Развитие речи» СПб

«Паритет» 2004

М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина «Чтобы чисто говорить, надо… Развитие

общеречевых навыков» СПб «Паритет» 2003

В.М.Сотникова, Т.Е. Ильина «Контроль за организацией педагогического

процесса в группах раннего возраста» Москва «Скрипторий» 2005

Г.Н.Никишина «Планирование занятий по развитию речи в 1 младшей

группе образовательного учреждения» СПб «Смарт» 1996

К.Л.Печора и др. «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях

Москва «Владос» 2003

Н.М.Аксарина «Воспитание детей раннего возраста» Москва «Медицина»

1972

А.С.Лавров, О.А.Лаврова «От ноля до семи» Москва «Знание» 1967

Под ред. Г.М.Ляминой «Воспитание детей раннего возраста»

Москва «Просвещение» 1976

В.В.Гербова, А.И.Максаков «Занятия по развитию речи в первой младшей

группе детского сада» Москва «Просвещение» 1986

Под ред. С.Л.Новоселовой «Дидактические игры и занятия с детьми раннего

возраста» Москва «Просвещение» 1985

Под ред. Л.Н.Павловой «Воспитание и обучение детей раннего возраста»

 Москва «Просвещение» 1986

К.Л.Печора и др. «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях»

 Москва «Просвещение» 1986

Под ред. Е.И.Радиной «Умственное воспитание детей раннего возраста»

Москва «Просвещение» 1968

Л.Н.Павлова «Знакомим малыша с окружающим миром» Москва

«Просвещение» 1987

Э.Г.Пилюгига «Занятия по сенсорному воспитанию» Москва «Просвещение»

1983

С.Л.Новоселова «Развитие мышления в раннем возрасте» Москва

«Педагогика» 1978

Е.А.Тимофеева «Подвижные игры с детьми младшего дошкольного

возраста» Москва «Просвещение» 1979

В.А.Шишкина «Движение+движение» Москва «Просвещение» 1992

О.Н.Козак «Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет» С-ПБ

«Союз» 1987

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа. Волгоград. Учитель. 2015

Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста. Авт.-сост. Е.В. полозова. Воронеж. ЧП Лакоценин С.С. 2007

Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. Москва. Владос. 2004

 Е.А. Янушко Рисование с детьми раннего возраста (1-3 года). Москва. Мозаика-Синтез. 2005

И.А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. Москва. Карапуз-Дидактика. 2008

Т.И. Подрезова. Материал к занятиям по развитию речи. Овощи, Фрукты и ягоды. Москва. Айрис-пресс. 2008

С.Я. Лайзане. Физическая культура для малышей. Москва. Просвещение. 1987

О.А. Соломенникова. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе.  Москва. Мозаика-Синтез. 2008

Д.Н. Колдина. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Москва. ТЦ Сфера. 2012

Е.А. Янушко. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Москва. Мозаика-Синтез. 2007

С.Н. Теплюк. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. Москва. Владос. 2003

Н.Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе. Москва. Мозаика-Синтез. 2008

Е.О. Смирнова, Т.В. Ермолаева, С.Ю. Мещерякова. Развитие предметной деятельности и познавательных способностей. Игры и занятия с детьми раннего возраста. Москва. Мозаика-Синтез. 2008

Н.И. Ганошенко, С.Ю. Мещерякова. Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет. Москва. Мозаика-Синтез. 2008

Т.И. Подрезова. Материал к занятиям по развитию речи. Домашние животные и птицы. Москва. Айрис-пресс. 2008

О.Е. Громова. Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста. Москва. ТЦ Сфера. 2006

М.Д. Маханева, С.В. Рещикова. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет. Москва. ТЦ Сфера. 2006

Л.В. Томашевская, Е.Ю. Герц, Е.В. Андрющенкова. Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду. СПб. Детство-пресс. 2012

Т.В. Галанова. Развивающие игры с малышами до трех лет. Ярославль. Академия развития. 1996.

Воспитательная система. «Маленькие россияне». Под ред. Т.И. Оверчук. Москва. Мозаика-Синтез. 2005

Т.В. Королева. Игры с красками: рисование в младенческом возрасте. Ранний возраст. Москва. ТЦ Сфера. 2008

М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. Комплексные занятия с детьми раннего возраста (2-3 года). СПб. Паритет. 2004

Гигиена и здоровье. Тематический словарь в картинках. Мир человека. Москва. Школьная книга. 2014

Е.А. Тимофеева. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. Москва. Просвещение. 1986

Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ. Сост. Е.С. Демина. Москва. ТЦ Сфера. 2008

С.Н. Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б. Зацепина. Дети раннего возраста в детском саду. Москва. Мозаика-Синтез. 2005

Г.Г. Григорьева. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста. Москва. Просвещение. 2005

Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. Развитие общения детей со сверстниками. Игры и занятия с детьми 1-3 лет. Москва. Мозаика-Синтез. 2008

Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. Физическое развитие. Игры и занятия с детьми раннего возраста. Москва. Мозаика-Синтез. 2007

Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. Трудовое воспитание в детском саду. Москва. Мозаика-Синтез. 2006

М.В. Коробова. Малыш в мире природы. Москва. Просвещение. 2006

Г.Г. Григорьева. Малыш в стране акварели. Москва. Просвещение. 2006

Л.Н. Павлова, Е.Б. Волосова, Э.Г. Пилюгина. Раннее детство: познавательное развитие. Москва. Мозаика-Синтез. 2006

Л.Н. Галигузова. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет. Москва. Мозаика-Синтез. 2008

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». М. Мозаика-Синтез.2005.

Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи» Москва «Просвещение» 1988г

Е.И. Тихеева «Развитие речи детей» Москва «Просвещение» 1967

В.В.Гербова, А.И. Максакова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада» Москва «Просвещение» 1986

О.А.Скоролупова «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ» Псков ООО «Скрипторий» 2007

О.В.Узорова, Е.А.Нефедова «Игры с пальчиками» Москва «АСТ». «Астель» 2002

О.А.Скоролупова «Цветущая весна. Травы» Москва «Скрипторий 2003»

2006

О.А.Скоролупова «Осень. Часть 1.» Москва «Скрипторий 2003» 2006

О.А.Скоролупова «Осень. Часть 2.» Москва «Скрипторий 2003» 2006

О.А.Скоролупова «Ранняя весна» Москва «Скрипторий 2003» 2006

О.А.Скоролупова «Зима» Москва «Скрипторий 2003» 2006

О.А.Скоролупова «Весна. Насекомые. Перелетные птицы» Москва

«Скрипторий 2003» 2006

Н.А. Арапова-Пискарева «Формирование элементарных математических представлений в детском саду». М. Мозаика-Синтез.2006.

И.А.Помораева, В.А.Позина  «Занятия по формированию элементарных математических представлений» Москва «Мозаика – синтез» 2006

Т.Д.Рихтерман, “Формирование представлений о времени у детей дошк. возр”: М.Пр.,1991

А.А.Смоленцева, О.В. Суворова «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей» СПб «Детство –Пресс» 2004

Л.Д.Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» Москва. ООО «Гном и Д» 2006

О.В. Дыбина «Ребенок и окружающий мир». М.Мозаика Синтез.2005

В.И. Петрова, Т.Д. Стульник «Нравственное воспитание в детском саду». М. Мозаика-Синтез.2006.

Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова «Трудовое воспитание в детском саду». М. Мозаика-Синтез.2005

В.В. Гербова «Приобщение детей к художественной литературе». М.Мозаика-Синтез.2005.

Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду».  М. Мозаика-Синтез.2006.

З.В.Лиштван «Игры и занятия со строительным материалом в детском саду» Москва «Просвещение» 1971

В.Г.Нечаева «Строительные игры в детском саду» Москва «Просвещение» 1966

Н.Ф. Губанова «Игровая деятельность в детском саду». М. Мозаика-Синтез.2005.

Е.Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей» Москва «Просвещение» 1988

Э.Я. Степаненкова «Физическое воспитание в детском саду». М.Мозаика-Синтез.2005

3.4 Организация и наполнение развивающей предметно-пространственной среды

Направления

образовательной

деятельности

Вид

помещений

Оснащение

Познавательно-исследовательская деятельность

Сенсорное развитие

Групповая комната

- дидактические игры на развитие психических функций – мышления, памяти, воображения;

- крупная мозаика, объемные вкладыши, шнуровки, лото, парные картинки, настольно-печатные игры;

-блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.

Познавательное развитие

Групповая комната  

-наборы для опытов с водой, воздухом, светом, песком;

- серии картинок с временами года, частями суток, сюжетные картинки, картинки для установления последовательности.

Формирование элементарных математических представлений

Групповая комната  

-блоки Дьенеша, палочки Кюизенера;

- крупная мозаика, объемные вкладыши, шнуровки, лото, парные картинки, настольно-печатные игры;

- комплекты геометрических фигур;

- матрешки, доски-вкладыши, рамки-вкладыши, набор объемных тел;

-кубики, разрезные предметные картинки.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

Групповая комната  

-наборы картинок для группировки: домашние и дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, цветы, овощи, фрукты, одежда, посуда, транспорт, продукты питания.

- серии картинок с временами года, частями суток, сюжетные картинки, картинки для установления последовательности.

Конструирование из разного материала

Развитие навыков и умений конструктивной деятельности

Групповая комната  

- строительный материал;

- конструкторы напольные;

- детали конструктора настольного;

- плоскостные конструкторы;

- бумага, природные и бросовые
материалы;

-небольшие игрушки (фигурки животных, людей и т.п.), игрушечный транспорт.

Коммуникативная деятельность

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми

Все пространство детского сада

- игры на развитие мелкой моторики;

- развивающие игры («Найди по описанию», шнуровки, вкладыши и др.)

- Художественная литература для чтения детям

- картины, иллюстративный материал

Развитие всех компонентов устной речи

Игровая комната группы,

Восприятие художественной литературы и фольклора

Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

- развитие литературной речи;

- приобщение к словесному искусству

Игровая комната группы, все помещения группы, музыкальный зал, участок учреждения

- Художественная литература для чтения детям

- аудиовидеозаписи литературных произведений;

- различные виды театров;

- ширма для кукольного театра;

-  игрушки-персонажи;

- картотеки потешек, загадок, пословиц и других форм литературного творчества;

- книжные уголки в группах;

Игровая деятельность

Развитие навыков и умений игровой деятельности

Игровая
комната
группы, участок
учреждения

- игрушки — предметы оперирования;

- маркеры игрового пространства (детская, кукольная мебель, предметы быта);

- строительный материал;

конструкторы;

- детали конструктора;

- куклы, коляски, пупсы

- машинки разных размеров

Приобщение к элементарным общепринятым нормам «и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе
моральным)

Все пространство
учреждения

- Художественная литература для чтения детям

- альбомы «Правила группы», «Правила безопасности»;

- игрушки — предметы оперирования;

- куклы, коляски, пупсы

- машинки разных размеров

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности

Все помещения группы

- Иллюстративный материал, плакаты для рассматривания;

атрибуты для сюжетно-ролевых игр («Семья», «Поликлиника» и др.);

- уголок ряженья;

- игрушки-персонажи

Формирование
представлений об
опасных для человека и окружающего
мира природы ситуациях и способах
поведения в них;

— приобщение к
правилам безопасного поведения

Все пространство
учреждения (коридоры, холлы и
пр.), участок
учреждения

- Иллюстративный материал, картины, плакаты для рассматривания;

- видеофильмы для детей;

дидактические наборы соответствующей тематики;

- художественная литература для чтения детям

- игрушки — предметы оперирования;

- игрушки-персонажи

- маркеры игрового пространства (детская, кукольная мебель, предметы быта) с учетом правил безопасности

Передача детям
знаний о правилах
безопасности дорожного движения
в качестве, пешехода-
да и пассажира
транспортного
средства

Игровая
комната
группы, участок детского сада

- Иллюстративный материал, картины, плакаты для рассматривания;

- видеофильмы для детей; дидактические наборы соответствующей тематики;

- игрушки — предметы оперирования;

- игрушки-персонажи

- настольные игры соответствующей тематики («Правила дорожного движения», домино «Дорожные знаки»);

- строительный материал;

- конструкторы;

- детали конструктора;

- художественная литература для чтения детям и рассматривания самими детьми по 00 «Безопасность

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Развитие навыков
и умений трудовой
деятельности

(самообслуживание, хозяйственно-
бытовой труд, труд в природе)

Все помещения группы, музыкальный
зал, участок
учреждения

- Игрушки — предметы оперирования;

- маркеры игрового

Пространства (детская, кукольная мебель, предметы быта);

- атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Магазин», «Парикмахерская»

- куклы, коляски, пупсы

- машинки разных размеров

Воспитание ценностного отношения к собственному
труду, труду других людей и его результатам

Все пространство
учреждения, участок
учреждения

- Игрушки — предметы оперирования; маркеры игрового пространства (детская, кукольная мебель);

- образно-символический материал (виды профессий и т.д.);

- материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек

Музыкальная деятельность

- музыкально-
художественная

деятельность;

- приобщение к
музыкальному

искусству

Музыкальный
зал, игровая
комната группы

- разнообразные музыкальные инструменты для детей;

- подборка аудиозаписей с музыкальными произведениями;

- пособия, игрушки, атрибуты;

различные виды театров;

- ширма для кукольного театра;

- шумовые коробочки;

- дидактические наборы («Музыкальные инструменты»)

Изобразительная деятельность

развитие
навыков и умений
изобразительной
деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный
труд)

Игровая
комната
группы; участок
учреждения

- материалы и оборудование для продуктивной деятельности (аппликации, рисования, лепки);

- природный, бросовый материал;

- иллюстративный материал, картины, плакаты;

- настольно-печатные игры («Цвет», «Форма», «Ассоциация» и др.);

- художественная литература с иллюстрациями;

- игрушки, муляжи, гербарии, коллекции семян растений

развитие детского творчества

Игровая
комната
группы; участок
учреждения

Двигательная деятельность

Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

накопление и
обогащение двигательного опыта
детей (овладение
основными движениями)

игровая комната группы, участок
учреждения

- Музыкальный центр;

- оборудование (для ходьбы, бега, равновесия, прыжков, катания, бросания, ловли, ползания и лазания; общеразвивающих упражнений);

- игры на ловкость (кегли, «Поймай рыбку» и т. д.);

- игровые комплексы (горка);

качели, карусели;

- материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек

Формирование у
воспитанников потребности в двигательной активности и физическом
совершенствовании

игровая комната группы, участок
учреждения

- Оборудование (для ходьбы, бега, равновесия; прыжков; катания, бросания, ловли; ползания и лазания; - общеразвивающих упражнений);

- настольно-печатные игры
- игровые комплексы (горка);

качели, карусели

Сохранение и укрепление физического
и психического здоровья детей

Все пространство группы, участок
учреждения

- Развивающие игры;

- художественная литература;

- игры на ловкость;

- дидактические игры на развитие психических функций (мышления, внимания, памяти, воображения);

- оборудование (для ходьбы, бега, равновесия; прыжков; катания, бросания, ловли; ползания и лазания; общеразвивающих упражнений);

- картотеки подвижных игр;

- игровые комплексы (горка);

Воспитание
культурно-гигиенических навыков

Все помещения группы, участок
учреждения

- Алгоритмы для запоминания последовательности культурно-гигиенических навыков;

- художественная литература;

- игрушки-персонажи;

- игрушки — предметы оперирования;

- маркеры игрового пространства;

- настольные игры соответствующей тематики;

- иллюстративный материал, картины, плакаты

Формирование начальных представлений о здоровом
образе жизни

Все помещения группы, участок
учреждения

- Иллюстративный материал, картины, плакаты;

- настольные игры соответствующей тематики;

- художественная литература для чтения детям и рассматривания самими детьми;

- игрушки-персонажи;

- игрушки — предметы оперирования;

- физкультурно-игровое оборудование;

- оборудование (для ходьбы, бега, равновесия; прыжков; катания, бросания, ловли; ползания и лазания; общеразвивающих упражнений);

- картотеки подвижных игр.

Список литературы

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации «от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014)
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013 года
  3. "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" 2.4.1.3.0349-13
  4. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015 год
  5. Адаптированная   образовательная программа дошкольного образования Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №и 44 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга
  6. «Примерная адаптированная основная образовательная программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» /под редакцией Лопатиной Л.В., 2014год
  1. Дидактическое пособие «Диагностика педагогического процесса в первой младшей группе (2-3 года) дошкольной образовательной организации», автор -  составитель Верещагина Н.В., ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2014 год


                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)...

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)...

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе (рабочая программа воспитателя)

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе (рабочая программа воспитателя)...