Программа полоролевого воспитания детей дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа) на тему
ПРОГРАММА ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ЗЕРКАЛО»
Автор : Вартанова Ж.В., воспитатель МБДОУ д/с №2 Ставрополь
Традиционная система взаимоотношения полов и связанная с ней дифференциация половых ролей, безусловно, переживает кризис. С одной стороны – жалобы на дискриминацию женщин, с другой – тревога по поводу растущей «феминизации» мужского характера, подрыва «мужского» начала в семье и обществе.
Нормальное биологическое развитие еще не делает, человека мужчиной или женщиной в социально-психологическом и личностном смысле. Для этого биологические предпосылки (характеристики) должны быть дополнены психологическим полом (включающим чувство и осознание своей половой принадлежности, систему половых ролей и т.д.).
Начало XX столетия в общественной педагогической мысли России повышенным вниманием к вопросам пола. Вопросы воспитания мальчиков и девочек широко обсуждались на страницах печати.
В.А. Сухомлинский, например, считал, что воспитание мальчиков и девочек это непараллельный процесс. Не надо специальных мужских и женских видов деятельности.
Программа воспитания должна быть целостной. Эти тенденции равенства мужчин и женщин на протяжении длительного времени существовали в педагогических исследованиях. В них присутствовали только «дети», «учащиеся», но не «мальчики» и «девочки». Различные подходы к воспитанию мальчиков и девочек можно выделить в работах В.А. Белоусовой, Н.А. Кудровой, Д.Б. Раджабовой, по использованию народных традиций в воспитании.
В работе Н.А.Арутюновой изучаются особенности половой социализации мальчиков и девочек в семье и детском саду.
Л.В. Градусова в своей работе исследовала проблему нравственного воспитания мальчиков дошкольного возраста.
Анализ западных теорий полоролевой социализации, природы и функций полоролевых стереотипов дан в работах Я.Л. Коломинского, Т.А. Репиной, В.С. Агеевой и др.
Изучение исторического развития взглядов отечественных психологов, педагогов и мыслителей на проблемы пола, на специфику воспитания мальчиков и девочек показывает что они менялись в большей мере в зависимости от содержания социальных ролей мужчины и женщины в обществе.
Таким образом, современная состояние вопроса полоролевого воспитания в педагогике нельзя назвать удовлетворительным в связи с его недостаточной изученностью, особенно применительно к детям дошкольного возраста, являющегося одним из важнейших периодов в становлении личности.
Создавая программу «Зеркало» мы опирались на такие понятия как «полоролевое поведение», «полоролевая роль», «половая дифференциация».
Основными принципами отбора содержания программы явились:
§ принцип активности;
§ принцип двух начал;
§ принцип контраста;
§ учета модальности;
§ принцип опосредования;
§ разных стартовых возможностей;
§ принцип моделирования жизненных ситуаций;
§ принцип интеграции.
Программа «Зеркало» предназначена для детей 5-7 лет и относится к психологически-коррекционным программам. Содержание программ позволяет создать условия в которых дети видят себя как в зеркале своих чувств, эмоций, поступков, а также приобретают навыки общения с противоположным полом.
Программа состоит из двух разделов, которые делятся на подразделы.
I. Отношение к себе и окружающим
I.I Я в зеркале своих чувств.
I.II Я в зеркале своих поступков.
II. Отношение к противоположному полу.
II.I Ты и я в зеркале (мальчик и девочка).
II.II Театр полоролевого поведения.
Задачи:
1) помощь в познании ребенком самого себя, осознании собственного образа "Я" мальчика/девочки, переживаний дошкольников;
2) развитие способности и формирование готовности устанавливать искренние, уважительные, партнерские отношения со взрослыми, сверстниками и сверстницами;
3) развитие коммуникативных умений, навыков к реализации разнообразного полоролевого репертуара в игровых ситуациях и реальной жизнедеятельности ДОУ;
4) развитие способности идентифицировать себя с представителями своего пола;
5) развитие умений соотносить свое полоролевое поведение с поведением других, адекватно оценивать полоролевое поведение сверстников и свое собственное;
6) создание условий для реализации знаний об эталонах "мужского" и "женского" поведения в игровых и реальных взаимоотношениях со сверстниками;
7) воспитание потребности и развитие умений заботиться о своем здоровье, организме (на доступном возрасту уровне), чистоте, внешнем виде;
8) формирование представлений о "женских" и "мужских" видах деятельности, профессиях; как внешних, так и внутренних аспектах мужественности и женственности;
9) развитие понимания партнерского характера жизни в семье и ДОУ;
10) формирование основ гуманного отношения к взрослым, сверстникам своего и противоположного пола.
В учреждении работает театр «Зеркало». Его задачей- является развитие культуры общения детей разных полов в совместной деятельности с учетом специфических черт характеров девочек и мальчиков, способствовать выработке навыков следить за своей внешностью, анализировать особенности поведения и поступков при общении с партнером противоположного пола в различных жизненных ситуациях. Завязывать и поддерживать знакомство. Театр «зеркало»- это отражение отношений противоположенных полов. Он дает ребенку возможность, как в зеркале видеть со стороны самого себя в осознании своей принадлежности к своему полу, а также контрастные черты пола противоположного. На наших занятиях мы учим мальчиков быть элегантными, подтянутыми, а девочек нежными, загадочными. Также мы используем куклотерапию. Куклатерапия- это чудесный метод, основанный на процессах идентификации ребенка со смелым героем мультфильма, сказки, вымышленной ситуации. Беря куклу в руки ребенок становиться гораздо раскованнее, пластичнее. Кукла является для ребенка своего рода защитой, опорой. Ведь не секрет, что в жизни мальчик стесняется сделать девочке комплимент. А ей очень трудно завязать и поддержать знакомство. А спрятавшись за куклу исчезает робость и нерешительность.
И еще один немаловажный момент в работе театра- Лица кукол ничего не выражают. А вот актеры- полны эмоций. Их женские лица выражают кротость, сострадание и терпение, а мужские- решительность, силу, мужественность. И глядя на эти светлые детские лица смело можно сказать, что дети учатся не только полоролевому поведению, но и эмоциональной отзывчивости. Их лица, как в зеркале отражают состояние души, тревоги и радости, интересов и мечтаний.
Раздел I.
Отношение к себе и окружающим
I.I Я в зеркале своих чувств.
I.II Я в зеркале своих поступков.
Варианты этюдов и упражнений.
Этюд. «Изображение моего настроения»
Цель: Упражнять детей в умении передавать свое настроение
(с помощью изобразительных средств)
Этюд: «Кляксография»
Цель: Снять эмоциональное напряжение, развивать умение видеть
образы своего настроения, проявлять творчество.
Упражнение: «Снежный ком»
Цель: Склонение детской группы, формирование группового
единства создание положительного эмоционального фона.
Использование различных техник игровой кукло-терапии.
Игра с куклой – автопортретом (Автор: Джессика Стоун-Феннеси).
Цель: Способствует самоидентификации, служит основой
самопознания
Игра с марионетками (Автор: Мари Балтихнаус)
Цель: Ребенок действуя посредством персонажей может
использовать различные стили поведения, результаты
применения которых становятся затем видны как ему самому, так и окружающим.
Раздел II.
Отношение к противоположному полу.
II.I Ты и я в зеркале (мальчик и девочка).
II.II Театр полоролевое поведение
Варианты этюдов, игр, упражнений.
Игра: «Мальчики будущие мужчины»
Цель: Развивать представление о том, каким должен быть мальчик,
чем он отличается от девочки, что он должен уметь, как себя
вести.
Игра: «Хочешь ли ты быть мамой?»
Цель: Развивать представление о том, какой должна быть девочка,
будущая женщина. Какие качества ей необходимы чтобы
стать в будущем мамой.
Этюд: «Мальчики – маленькие рыцари»
Цель: Развивать представление о том, как нужно относиться к
мамам, девочкам. Какую помощь можно оказать, как сделать
им приятное.
Сказки (полоролевое) сочиненные детьми.
Цель: Усвоение ребенком половых ролей, половых стереотипов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhanna.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ЗЕРКАЛО»
АВТОР : ВАРТАНОВА Ж.В., ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ Д/С №2 СТАВРОПОЛЬ
Традиционная система взаимоотношения полов и связанная с ней дифференциация половых ролей, безусловно, переживает кризис. С одной стороны – жалобы на дискриминацию женщин, с другой – тревога по поводу растущей «феминизации» мужского характера, подрыва «мужского» начала в семье и обществе.
Нормальное биологическое развитие еще не делает, человека мужчиной или женщиной в социально-психологическом и личностном смысле. Для этого биологические предпосылки (характеристики) должны быть дополнены психологическим полом (включающим чувство и осознание своей половой принадлежности, систему половых ролей и т.д.).
Начало XX столетия в общественной педагогической мысли России повышенным вниманием к вопросам пола. Вопросы воспитания мальчиков и девочек широко обсуждались на страницах печати.
В.А. Сухомлинский, например, считал, что воспитание мальчиков и девочек это непараллельный процесс. Не надо специальных мужских и женских видов деятельности.
Программа воспитания должна быть целостной. Эти тенденции равенства мужчин и женщин на протяжении длительного времени существовали в педагогических исследованиях. В них присутствовали только «дети», «учащиеся», но не «мальчики» и «девочки». Различные подходы к воспитанию мальчиков и девочек можно выделить в работах В.А. Белоусовой, Н.А. Кудровой, Д.Б. Раджабовой, по использованию народных традиций в воспитании.
В работе Н.А.Арутюновой изучаются особенности половой социализации мальчиков и девочек в семье и детском саду.
Л.В. Градусова в своей работе исследовала проблему нравственного воспитания мальчиков дошкольного возраста.
Анализ западных теорий полоролевой социализации, природы и функций полоролевых стереотипов дан в работах Я.Л. Коломинского, Т.А. Репиной, В.С. Агеевой и др.
Изучение исторического развития взглядов отечественных психологов, педагогов и мыслителей на проблемы пола, на специфику воспитания мальчиков и девочек показывает что они менялись в большей мере в зависимости от содержания социальных ролей мужчины и женщины в обществе.
Таким образом, современная состояние вопроса полоролевого воспитания в педагогике нельзя назвать удовлетворительным в связи с его недостаточной изученностью, особенно применительно к детям дошкольного возраста, являющегося одним из важнейших периодов в становлении личности.
Создавая программу «Зеркало» мы опирались на такие понятия как «полоролевое поведение», «полоролевая роль», «половая дифференциация».
Основными принципами отбора содержания программы явились:
- принцип активности;
- принцип двух начал;
- принцип контраста;
- учета модальности;
- принцип опосредования;
- разных стартовых возможностей;
- принцип моделирования жизненных ситуаций;
- принцип интеграции.
Программа «Зеркало» предназначена для детей 5-7 лет и относится к психологически-коррекционным программам. Содержание программ позволяет создать условия в которых дети видят себя как в зеркале своих чувств, эмоций, поступков, а также приобретают навыки общения с противоположным полом.
Программа состоит из двух разделов, которые делятся на подразделы.
I. Отношение к себе и окружающим
I.I Я в зеркале своих чувств.
I.II Я в зеркале своих поступков.
II. Отношение к противоположному полу.
II.I Ты и я в зеркале (мальчик и девочка).
II.II Театр полоролевого поведения.
Задачи:
- помощь в познании ребенком самого себя, осознании собственного образа "Я" мальчика/девочки, переживаний дошкольников;
- развитие способности и формирование готовности устанавливать искренние, уважительные, партнерские отношения со взрослыми, сверстниками и сверстницами;
- развитие коммуникативных умений, навыков к реализации разнообразного полоролевого репертуара в игровых ситуациях и реальной жизнедеятельности ДОУ;
- развитие способности идентифицировать себя с представителями своего пола;
- развитие умений соотносить свое полоролевое поведение с поведением других, адекватно оценивать полоролевое поведение сверстников и свое собственное;
- создание условий для реализации знаний об эталонах "мужского" и "женского" поведения в игровых и реальных взаимоотношениях со сверстниками;
- воспитание потребности и развитие умений заботиться о своем здоровье, организме (на доступном возрасту уровне), чистоте, внешнем виде;
- формирование представлений о "женских" и "мужских" видах деятельности, профессиях; как внешних, так и внутренних аспектах мужественности и женственности;
- развитие понимания партнерского характера жизни в семье и ДОУ;
- формирование основ гуманного отношения к взрослым, сверстникам своего и противоположного пола.
В учреждении работает театр «Зеркало». Его задачей- является развитие культуры общения детей разных полов в совместной деятельности с учетом специфических черт характеров девочек и мальчиков, способствовать выработке навыков следить за своей внешностью, анализировать особенности поведения и поступков при общении с партнером противоположного пола в различных жизненных ситуациях. Завязывать и поддерживать знакомство. Театр «зеркало»- это отражение отношений противоположенных полов. Он дает ребенку возможность, как в зеркале видеть со стороны самого себя в осознании своей принадлежности к своему полу, а также контрастные черты пола противоположного. На наших занятиях мы учим мальчиков быть элегантными, подтянутыми, а девочек нежными, загадочными. Также мы используем куклотерапию. Куклатерапия- это чудесный метод, основанный на процессах идентификации ребенка со смелым героем мультфильма, сказки, вымышленной ситуации. Беря куклу в руки ребенок становиться гораздо раскованнее, пластичнее. Кукла является для ребенка своего рода защитой, опорой. Ведь не секрет, что в жизни мальчик стесняется сделать девочке комплимент. А ей очень трудно завязать и поддержать знакомство. А спрятавшись за куклу исчезает робость и нерешительность.
И еще один немаловажный момент в работе театра- Лица кукол ничего не выражают. А вот актеры- полны эмоций. Их женские лица выражают кротость, сострадание и терпение, а мужские- решительность, силу, мужественность. И глядя на эти светлые детские лица смело можно сказать, что дети учатся не только полоролевому поведению, но и эмоциональной отзывчивости. Их лица, как в зеркале отражают состояние души, тревоги и радости, интересов и мечтаний.
Раздел I.
Отношение к себе и окружающим
I.I Я в зеркале своих чувств.
I.II Я в зеркале своих поступков.
Варианты этюдов и упражнений.
Этюд. «Изображение моего настроения»
Цель: Упражнять детей в умении передавать свое настроение
(с помощью изобразительных средств)
Этюд: «Кляксография»
Цель: Снять эмоциональное напряжение, развивать умение видеть
образы своего настроения, проявлять творчество.
Упражнение: «Снежный ком»
Цель: Склонение детской группы, формирование группового
единства создание положительного эмоционального фона.
Использование различных техник игровой кукло-терапии.
Игра с куклой – автопортретом (Автор: Джессика Стоун-Феннеси).
Цель: Способствует самоидентификации, служит основой
самопознания
Игра с марионетками (Автор: Мари Балтихнаус)
Цель: Ребенок действуя посредством персонажей может
использовать различные стили поведения, результаты
применения которых становятся затем видны как ему самому, так и окружающим.
Раздел II.
Отношение к противоположному полу.
II.I Ты и я в зеркале (мальчик и девочка).
II.II Театр полоролевое поведение
Варианты этюдов, игр, упражнений.
Игра: «Мальчики будущие мужчины»
Цель: Развивать представление о том, каким должен быть мальчик,
чем он отличается от девочки, что он должен уметь, как себя
вести.
Игра: «Хочешь ли ты быть мамой?»
Цель: Развивать представление о том, какой должна быть девочка,
будущая женщина. Какие качества ей необходимы чтобы
стать в будущем мамой.
Этюд: «Мальчики – маленькие рыцари»
Цель: Развивать представление о том, как нужно относиться к
мамам, девочкам. Какую помощь можно оказать, как сделать
им приятное.
Сказки (полоролевое) сочиненные детьми.
Цель: Усвоение ребенком половых ролей, половых стереотипов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технология «Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи»
Технология «Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи»1. Значение гендерного подхода в воспитании дошкольников.2. Гендерн...
Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста
Содержание полоролевого воспитания детей направлено на удовлетворение потребности ребенка в познание себя как представителя определенного пола, самореализации богатства внутреннего мира, женского (муж...
Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
В настоящее время дошкольные образовательные учреждения, являющиеся важнейшим звеном в системе образования, переживают качественно новый этап в своем развитии. Изменились ведущие м...
«Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».
Статья из опыта работы...
Консультация для родителей старших групп "Профилактика ВИЧ-инфекции. Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста"
Многие родители откладывают вопрос полового развития на очень поздний период развития своих детей, отсюда у ребенка может сформироваться неправильное восприятие половой идентификации. Данная консульта...
ПОЛОРОЛЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ
статья...
Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста. Консультация для родителей
Консультация для родителей. Такие разные мальчики и девочки....