Программа занятий по художественному творчеству по преодолению повышенной тревожности у детей 6-7 лет
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ПОВЫШЕННОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

 У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

 

Цель программа: Проведение занятий по художественному творчеству для преодоления повышенной школьной тревожности.

 

Задачи:

·                   Обеспечение состояния эмоционального комфорта, внутреннего благополучия, чувства защищенности;

·                   Обучение распознаванию эмоций, повышение уровня овладения формами адекватного выражения различных эмоциональных состояний;

·                   Развитие рефлексии эмоций, их проявления у себя и окружающих;

·                   Способствование повышению самооценки, путем создания ситуации успеха;

·                   Ориентация ребенка на собственные возможности в процессе художественного творчества;

·                   Повышение навыков общения, формирование навыков сотрудничества детей, развитие групповой сплоченности;

·                   Актуализировать в вербальной и невербальной форме внутренние переживания, вызывающие тревогу;

·                   Символическое уничтожение отрицательных эмоций;

·                   Снятие мышечного напряжения, через специальные игровые приемы.

 

Программа рассчитана на 12 занятий по 1-2 академических часа, на группу детей 6-8 человек, обучающихся в первом классе. Желательно занятия проводить два раза в неделю, во внеурочное время (после основных занятий).

Оборудование кабинета: Столы стоят в полукруг, где дети садятся по двое. На отдельном столе лежат различные материалы для выбора детьми (бумага, гуашь, акварель, цветные и простые карандаши, фломастеры и т.п.). Работа запланирована таким образом, что на некоторых уроках ребенок мог бы использовать любой материал, по своему предпочтению, за исключением тех занятий, где руководитель рекомендует использовать определенный материал, аргументируя данный выбор.

Каждое занятие начинается с игры, направленной на снятие мышечного напряжения, настрой на рабочий лад, на формирование доверительных отношений в группе. Заканчивается занятие или игрой, связанной тематически с основной темой занятия, или обсуждением проделанной работы (рефлексия).

 

Структура занятий:

1.                Ритуал приветствия: (проводится, начиная со второго занятии, на первом, вместо ритуала приветствия – игра для знакомства).

Для ритуала приветствия и прощания, а также для игры-знакомства на первом занятии, используется небольшой клубок цветных вязальных ниток в качестве «клубочка дружбы» (далее КД), который передается из рук в руки и дает право говорить, тому, у кого он в руках.

Все дети и руководитель в кругу: Начиная с ведущего против часовой стрелки, передавая друг другу «КД» «Здравствуй Маша, я рада тебя видеть» и передает «КД» Маше, далее Маша, соответственно соседу слева: «Здравствуй слава, Я рада тебя видеть» и передает «КД» Славе. И так далее пока круг не объединиться – все должны держаться за руки. И все вместе произносим: «Здравствуйте, мы рады вам всем!»

1.                Игра: описание игр даны в приложении № 1.

2.                Работа по основной теме.

3.                Обсуждение сделанных работ: только по желанию ребенка.

4.                Игра: описание игр даны в приложении № 1.

5.                Ритуал прощания: Дети встают вкруг, каждый по очереди, начиная с ведущего, произносит: «Мне было приятно с тобой работать, Маша» и передает КД, далее Маша соседу с правой стороны: «Мне было приятно с тобой работать, Миша» и передает КД. Когда КД вернется в руки начинающего, все вытягивают руки в центр круга и говорят хором: «Нам было приятно с вами работать – до новых встреч».


 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тревожность у детей 6-7 лет36.59 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ПОВЫШЕННОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

 У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

В разработке программы были использованы игровые приемы таких авторов как Микляева А.В., Румянцева П.В., Лобина С.А., Костина Л.М.[1],[2],[3]

Цель программа: Проведение занятий по художественному творчеству для преодоления повышенной школьной тревожности.

Задачи:

  • Обеспечение состояния эмоционального комфорта, внутреннего благополучия, чувства защищенности;
  • Обучение распознаванию эмоций, повышение уровня овладения формами адекватного выражения различных эмоциональных состояний;
  • Развитие рефлексии эмоций, их проявления у себя и окружающих;
  • Способствование повышению самооценки, путем создания ситуации успеха;
  • Ориентация ребенка на собственные возможности в процессе художественного творчества;
  • Повышение навыков общения, формирование навыков сотрудничества детей, развитие групповой сплоченности;
  • Актуализировать в вербальной и невербальной форме внутренние переживания, вызывающие тревогу;
  • Символическое уничтожение отрицательных эмоций;
  • Снятие мышечного напряжения, через специальные игровые приемы.

Программа рассчитана на 12 занятий по 1-2 академических часа, на группу детей 6-8 человек, обучающихся в первом классе. Желательно занятия проводить два раза в неделю, во внеурочное время (после основных занятий).

Оборудование кабинета: Столы стоят в полукруг, где дети садятся по двое. На отдельном столе лежат различные материалы для выбора детьми (бумага, гуашь, акварель, цветные и простые карандаши, фломастеры и т.п.). Работа запланирована таким образом, что на некоторых уроках ребенок мог бы использовать любой материал, по своему предпочтению, за исключением тех занятий, где руководитель рекомендует использовать определенный материал, аргументируя данный выбор.

Каждое занятие начинается с игры, направленной на снятие мышечного напряжения, настрой на рабочий лад, на формирование доверительных отношений в группе. Заканчивается занятие или игрой, связанной тематически с основной темой занятия, или обсуждением проделанной работы (рефлексия).

Структура занятий:

  1. Ритуал приветствия: (проводится, начиная со второго занятии, на первом, вместо ритуала приветствия – игра для знакомства).

Для ритуала приветствия и прощания, а также для игры-знакомства на первом занятии, используется небольшой клубок цветных вязальных ниток в качестве «клубочка дружбы» (далее КД), который передается из рук в руки и дает право говорить, тому, у кого он в руках.

Все дети и руководитель в кругу: Начиная с ведущего против часовой стрелки, передавая друг другу «КД» «Здравствуй Маша, я рада тебя видеть» и передает «КД» Маше, далее Маша, соответственно соседу слева: «Здравствуй слава, Я рада тебя видеть» и передает «КД» Славе. И так далее пока круг не объединиться – все должны держаться за руки. И все вместе произносим: «Здравствуйте, мы рады вам всем!»

  1. Игра: описание игр даны в приложении № 1.
  2. Работа по основной теме.
  3. Обсуждение сделанных работ: только по желанию ребенка.
  4. Игра: описание игр даны в приложении № 1.
  5. Ритуал прощания: Дети встают вкруг, каждый по очереди, начиная с ведущего, произносит: «Мне было приятно с тобой работать, Маша» и передает КД, далее Маша соседу с правой стороны: «Мне было приятно с тобой работать, Миша» и передает КД. Когда КД вернется в руки начинающего, все вытягивают руки в центр круга и говорят хором: «Нам было приятно с вами работать – до новых встреч».

Занятие №1 «Волшебные ладошки»

Цель: Познакомить детей, создание доверительных отношений в группе, получить положительный эмоциональный настрой в дальнейшей работе.

Необходимый материал: Листы бумаги, карандаши простые, краски (гуашь), кисти, вода.

Ход занятия:

  1. Игра «Знакомство»: Дети встают вкруг вместе с руководителем, каждый по очереди начиная с руководителя, должен произнести фразу, передавая при этом «Клубочек дружбы» стоящему справа: «Здравствуйте, меня зовут …», - это первый круг; второй круг – «Меня зовут… больше всего я люблю…», третий круг – «Меня зовут…, буду рад(а) с тобой дружить».
  2. Объяснение правил и специфики работы на занятиях: настрой на то, что это неурок, оценок не будет, что занятия проводятся не только для общего развития, но и для хорошего настроения, но для комфортной работы необходимо придерживаться определенных правил.

Правила:

  • Внимательно слушаем учителя (ведущего);
  • Не перебиваем (говорим по одному);
  • Играем по правилам;
  • Активно работаем;
  • Никого не обижаем;

Кто нарушает правила – на того надеваем шапку-невидимку (на ком шапка – на того не обращаем внимание, пока тот не станет выполнять правила);

  1. Игра «Дотроньтесь до…» (Приложении № 1)
  2. Основная тема занятия – «Волшебная ладонь»: у каждого по листу бумаги, ребенок кладет на лист левую (правую) руку, другой, обводит карандашом свою ладонь и каждый пальчик. Затем смотрим, и каждый по очереди говорит на что похоже. Например: на хвост павлина, на цветок, бабочку, Змей-Горыныча и т.п. Долее, используя краски, дорисовываем, как что подскажет фантазия.
  3. По желанию, ребенок может, сделать не один, а два или больше рисунков.
  4. По окончании, дети по очереди показывают и рассказывают, кто и что нарисовал, желательно чтобы это был развернутый рассказ.
  5. Игра «Воздушный шарик» (Приложение № 1)
  6. Ритуал прощания: 

Занятие №2 «Пятна-загадки»

Цель: Настроить детей на доверительные отношения в группе, получить положительный эмоциональный настрой в дальнейшей работе. Получить радость творческих открытий.

Необходимый материал: Гуашь, листы бумаги А4, кисти, вода.

Ход занятия:

  1. Ритуал приветствия, повторение правил работы на занятиях.
  2. Игра «Встаньте те, кто» (Приложение № 1)
  3. Основная тема занятия «Пятна-загадки»: Лист складывается пополам для создания линии перегиба, раскрывается, на одной половине делается цветовое пятно с помощью красок (гуашь), с достаточным количеством воды, затем лист опять складываем. Прижимаем. Разворачиваем. Смотрим – на что похоже. В соответствии с фантазией рисунок дорабатывается, в чем активно помогает руководитель.

Руководитель также подсказывает, какие цвета можно использовать одновременно, чтобы не получилось грязного пятна, но делает это лишь в рекомендательной форме.

  1. Игра «Дудочки» (Приложение № 1)
  2. Ритуал прощания.

Занятие №3 «Цветы и бабочки»

Цель: Повышение самооценки, путем создания ситуации успеха. Получить радость творческих открытий. Повышение навыков общения, формирование навыков сотрудничества детей, развитие групповой сплоченности.

Необходимый материал: Гуашь, кисти, вода. Шаблоны вырезанных цветов и бабочек, лист ватмана, клей.

Ход занятия: 

  1. Ритуал приветствия.
  2. Игра «Штанга» (Приложение № 1)
  3. Основная тема занятия «Бабочки и цветы»: Шаблон, сложенный пополам, раскрывается. На одной половине делается цветовое пятно с помощью красок (гуашь), с достаточным количеством воды, затем шаблон опять складываем. Прижимаем. Разворачиваем. Пустые места только с одной стороны наполняем краской, опять складываем, раскрываем. Руководитель подсказывает какие цвета можно использовать одновременно, чтобы не получилось грязного пятна, но делает это лишь в рекомендательной форме. Дети по желанию делают несколько шаблонов. Когда краска подсохнет. Ребенок выбирает самую красивую, радостную привлекательную «бабочку» или «цветок» (можно несколько).
  4. По окончании дети объединяют свои «цветы» и «бабочки» на листе ватмана, с помощью ведущего решают, что это будет (например, полянка, или ваза с цветами), приклеивают в соответствии с задумкой. Коллективная работа оформляется совместными усилиями с помощью руководителя.
  5. Рефлексия – какое настроение возникает, глядя на «полянку». Руководитель: «Настроение такое радостное стало, летнее. Давайте поиграем в дудочки, чтобы стало еще веселее…»
  6. Игра «Дудочки» (Приложение №1)
  7. Ритуал прощания»

Занятие №4 «Подводное царство»

Цель: Способствование повышению самооценки, путем создания ситуации успеха. Ориентация ребенка на собственные возможности в процессе художественного творчества. Обеспечение состояния эмоционального комфорта, внутреннего благополучия, чувства защищенности,

Необходимый материал: 1) Мелки восковые, кисти, краски акварельные, лист бумаги А4; 2) Картинки с изображением разных морских рыбок, морского дна с водорослями, кораллами и разной живностью.

Ход занятия:

  1. Ритуал приветствия 
  2. Игра «Штанга» (Приложение № 1)
  3. Основная тема занятия: «Подводное царство». Руководитель показывает, с помощью проектора, картины с видами морского дна, рыбок разной формы и цветов. Далее руководитель показывает, как нарисовать рыбку, водоросли и т.п. Дети рисуют на листе восковыми мелками рыбок, водоросли, камушки, кораллы и т.п. Затем используя акварельные краски с добавлением большого количества воды, заполняют покрывая весь лист цветом воды. Детям объяснить, что бы не боялись рисовать поверх нарисованных рыбок, так как след от восковых мелков отталкивает воду, и изображение не пропадет.
  4. Игра «Корабль и ветер» (Приложение № 1)
  5. Ритуал прощания.

Занятие №5 «Куда летят облака»

Цель: Повышение самооценки. Развитие воображения. Мелкой моторики. Доверительные отношения в классе, обеспечение состояния эмоционального комфорта, внутреннего благополучия, чувства защищенности,

Необходимый материал: 1) Лист картона, карандаш, ластик, пластилин, заготовки-шаблоны облаков; 2) Изображения облаков, пейзажей с различным эмоциональным характером; 3) Песня и «минусовка» «Облака» из мультфильма «Трям! Здравствуйте!».

Ход занятия: 

  1. Ритуал приветствия.
  2. Игра «Зайки и Слоны» (Приложение № 1)
  3. Основная тема занятия: «Облака». Руководитель показывает картины с пейзажами с различными эмоциональными характеристиками, обсуждают цвета, настроение, формы облаков, на что похожи облака.

На картоне сделать контуры облаков с помощью шаблонов или самостоятельно, с помощью пластилина заполнить облака, поверхность земли, добавит детали.

  1. Рефлексия – Каждый желающий может рассказать на что похоже его облака, куда они летят. Остальные помогают.
  2. Игра: «Воздушный шарик» (Приложение № 1)
  3. Ритуал прощания.

Занятие №6 «Звуковые маски»

Цель: Развитие рефлексии эмоций, их проявления у себя и окружающих. Формирование у учащихся умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой). Испытать радость творчества.

Необходимый материал: 1) Бумага, шаблоны масок, карандаши, краски, кисти, ножницы; 2) Предметы для создания звукового ряда.

Ход занятия: 

  1. Ритуал приветствия.
  2. Игра «Театр масок» (Приложение № 1)
  3. Основная тема занятия: Рисование масок (мир эмоций). На предварительно заготовленных шаблонах масок, дети изображают пять разных «настроений». Руководитель объясняет – как правильно изобразить черты лица, чтобы передать нужное настроение, показывает изображения лиц с различными эмоциями: Восторг (радость), добродушие (умиление), нейтральное, грусть, испуг.
  4. Игра «Звуковые маски» (для упражнения используются маски, изготовленные детьми) (Приложение № 1)
  5. Рефлексия: В роли какой маски детям нравится быть больше всего, почему?
  6.  Ритуал прощания

Занятие №7 «Остров плакс»

Цель: Умение работать в парах. Работа с эмоциями. Актуализация неприятных эмоций. Доверительное отношение с одноклассниками. Развитие творческого воображения. Испытать радость от результата совместной творческой деятельности.

Необходимый материал: 1) Материал для работы любой, на выбор детей (карандаши, краски, фломастеры), лист бумаги формата А2; 2) Рассказ «Остров плакс», стих. Ю.Мориц «Очень помогает».

Ход занятия: 

  1. Ритуал приветствия.
  2. Игра «Насос и мяч», «Брауновское движение» (Приложение №1)
  3. Основная тема занятия в итоге игры «Брауновское движение» дети должны оказаться в паре – в этой паре продолжается работа, каждая пара садится за один стол. Руководитель предлагает детям нарисовать свой остров плакс, где жители находятся всегда в плохом настроении.  Работа в парах.
  4. Рефлексия – Каждая пара представляет свой остров. Почему у них плохое настроение, как это выражается, как им помочь.
  5. Руководитель читает стихотворение Ю.Мориц «Очень помогает». Для создания положительного настроя.
  6.  «Ритуал прощания»

Занятие №8 «Домик с трубой»

Цель: Работа с эмоциями. Актуализация проблем связанной с семьей. Повышение самооценки. Обеспечение состояния эмоционального комфорта, внутреннего благополучия, чувства защищенности,

Необходимый материал: 1) Пластилин, лист картона, стеки; 2) Стихотворение Ю.Мориц «Домик с трубой»; 3) Картинки различных домиков.

Ход занятия: 

  1. Ритуал приветствия.
  2. Игра «Театр масок» (Приложение№ 1)
  3. Основная тема занятия: «Домик с трубой». Каждый ребенок лепит дом, в котором он живет или хотел бы жить, руководитель показывает основные части, из которых состоит каждый дом, дополнительные (необязательные) и элементы украшения. Руководитель демонстрирует самый простой и легкий (для лепки) домик. Затем дети приступают к самостоятельной работе, руководитель помогает каждому индивидуально, по просьбе учеников.
  4. Рефлексия – Каждый по очереди рассказывает о своем доме. Нравится ли ему там жить, хотел бы он, чтобы к нему приходили в гости.
  5. Игра: «Добрый-злой гном» (Приложение № 1)
  6. Ритуал прощания.

Занятие №9 «Мой лучший друг»

Цель: Повышение самооценки. Невербальная актуализация внутренних переживаний, касающиеся общения со сверстниками.

Необходимый материал: 1) Цветные карандаши, бумага, фломастеры, краски, пластилин; 2) Отрывок из стихотворения «Вредные советы» Г.Остер, песня Ю. Мориц «Ёжик резиновый».

Ход занятия: 

  1. Ритуал приветствия.
  2. Игра «Драка» (Приложение № 5)
  3. Основная тема занятия: «Мой лучший друг». Дети рисуют или лепят своего друга (возможно, это будет одноклассник или нет, игрушка или животное), используя любой материал, на выбор ребенка.
  4. Рефлексия – Что такое хороший друг, какой он, чем он должен обладать (какими качествами).
  5. Игра «Добрый-злой гном» (Приложение № 1)
  6.  Ритуал прощания.

Занятие №10 «Сказочный лес»

Цель: Развитие творческого воображение.  Повышение самооценки, путем создания ситуации успеха. Получить радость творческих открытий. Повышение навыков общения, формирование навыков сотрудничества детей, развитие групповой сплоченности.

Необходимый материал: 1) Краски гуашь, кисти, ножницы, листы бумаги А4, клей, лист ватмана (А1); 2) Картины с изображением природы, отдельно стоящих деревьев с разной окраской, разной формой крон и стволов.

Ход занятия: 

  1. Ритуал приветствия.
  2. Игра «Насос и мяч» (Приложение № 1)
  3. Основная тема занятия:
  4.  «Сказочный лес». Руководитель показывает с помощью проектора подготовленные картинки. Обсуждают с детьми, цвета, формы, настроение.

Руководитель показывает, как нарисовать дерево, главное изобразить две обязательные составляющие части дерева – ствол и крона (крона изображается одним цветовым пятном, используя два цвета, например, зеленый и желтый, или желтый и красный, или зеленый и красный и т.п.)

Далее дети работают самостоятельности, руководитель при необходимости помогает. При желании дети могут сделать несколько рисунков, если успевают.

Затем лучшие рисунки отбирают, вырезают. И раскладывают на листе ватмана, по принципу, самые большие деревья на первый план, поменьше – повыше. Все дети участвуют в коллективной работе, двоим предложить приклеивать деревья, другим – заполнять фон, другие по желанию, могут на отдельном листе нарисовать зверушку, вырезать и приклеить также на ватман.

В итоге получается одна большая работа – панно «сказочный лес».

  1. Получившимся панно можно украсить класс.
  2. Ритуал прощания.

Занятие №11 «Небывалый город»

Цель: Развитие творческого воображение.  Повышение самооценки, путем создания ситуации успеха. Получить радость творческих открытий. Повышение навыков общения, формирование навыков сотрудничества детей, развитие групповой сплоченности.

Необходимый материал: 1) Старые цветные журналы, открытки, коробки от конфет и т.п. 2) Цветные карандаши, бумага, фломастеры, краски и т.д. Клей, ножницы. 3) Кусок обоев 0,5 на 1,5.

Ход занятия: 

  1. Ритуал приветствия.
  2. Игра «Корабль и ветер» (Приложение № 1)
  3. Основная тема занятия: «Небывалый город» – коллаж. Дети вырезают разные геометрические фигуры из открыток, старых цветных журналов, коробок от конфет (картонных) небольшого размера.

Затем из фигур складывают дома городского типа (многоэтажки) и другие здания на куске обоев. Работа оформляется с использованием красок, фломастеров – дорисовывается дорога, машины светофоры и пр.

  1. Игра: «Дотронься до …»  (Приложение № 1)
  2. Ритуал прощания»

Занятие №12 «Мы  мультипликаторы»

Цель: Развитие творческого воображение.  Повышение самооценки, путем создания ситуации успеха. Получить радость творческих открытий. Повышение навыков общения, формирование навыков сотрудничества детей, развитие групповой сплоченности.

Необходимый материал: 1) Краски, кисти, бумага лист А4, карандаши. 2) Заготовленный главные герои: кошка, Марфута, лесник; 3) Стих. Ю.Мориц «Малиновая кошка».

Ход занятия: 

  1. Ритуал приветствия.
  2. Игра «Танец с рисованием» (Приложение № 1)
  3. Основная тема занятия: «Мы - мультипликаторы». Для эмоционального настроя и для сюжета будущего мультфильма руководитель читает стихотворение Ю. Мориц «малиновая кошка». Дети рисуют «кадры» для будущего мультфильма, руководитель распределяет содержание кадра, желательно чтобы не повторялись (полянка, лукошко, домик, лес и т.п. по сюжету).
  4. Когда все кадры готовы, рисунки раскладываются по порядку. Руководитель вместе с детьми проигрывают ситуацию, используя заготовки героев и нарисованные детьми кадры. Можно по сюжету Ю. Мориц, можно придумать свой вариант.
  5. Ритуал прощания.

Приложение 1

Игры

«Дотроньтесь до…»

Цель: вызвать доверие к преподавателю, детям, снять напряжение, настроить на рабочий лад.

Учитель называет цвет, или часть тела, дети должны слегка коснуться до него. Игру можно усложнить: если один игрок дотрагивается до второго, то второму нельзя прикасаться к первому (следовательно, он должен включить в игру кого-то третьего).

«Воздушный шарик»

Цель: снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу.

Ведущий предлагает представить детям, что они сейчас будут надувать шарики. Для этого надо вдохнуть воздух, поднести воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувать его. Ведущий говорит детям, чтобы они следили глазами за тем, как  шарик становится все больше и больше, как увеличивается, растет узор на нем. Затем взять воображаемый шарик в руку и  показать его всем.  

«Шарик» можно сдуть и надуть снова. Упражнение можно повторить 3 раза. 

«Встаньте те, кто…»

Цель: для формирования рабочего настроя, установки на рефлексию, формирование доверительного отношения к преподавателю, детям.

Учитель называет качество или признак, встает тот ребенок, который считает, что оно у него есть.

Например: Встаньте те, кто: любит ходить в школу, любит долго поспать, ленив, старателен, смел и т.д. 

«Дудочка»

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.

Дети вместе с учителем изображают игру в дудочку. Медленно выдыхая воздух и вытягивая губы, издают протяжный мелодичный звук.  Обязательно похвала. 

«Штанга»

Вариант 1        

Цель: расслабить мышцы спины.

Дети воображают себя спортсменами-тяжелоатлетами. Представляя, как будто поднимая тяжелую штангу. Упражнение сопровождается командами тренира-учителя: «Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз».

Вариант 2

Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.

«А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы».

Упражнение можно выполнить несколько раз. 

«Корабль и ветер»

Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.

Ведущий предлагает представить себе, что по волнам плывет парусник, потом он остановился, потому что нет ветра, настал штиль. Паруснику нужно помочь. Для этого дети вдыхают в себя воздух, сильно втягивая щеки. А затем шумно выдыхают через рот, подгоняя кораблик.

Упражнение можно повторить 3 раза. 

«Зайки и Слоны»

Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

Детям предлагается представить себя зайками-трусишками (показать как они боятся, как дрожат и прячутся при виде волка). Затем превратиться все в слонов (показать величие, бесстрашие, спокойствие).

Можно несколько раз проигрывать, меняя роли, но закончить упражнение на слоне.

«Театр масок»

  Цель: расслабить мышцы лица, снять мышечное напряжение, усталость, повышение уровня овладения формами адекватного выражения эмоций.

Детям предлагается поиграть в актеров. Учитель называет разных героев, уточняя их характеристики – дети должны «сыграть» его – показать мимику.

Баба-Яга – коварство, жестокость.

Лисица – хитрость.

Заяц – трус.

Волк – злость.

Красная шапочка –добродушие.

Бабушка – доброта и т.п.

Закончить упражнение следует на положительной эмоции.

«Звуковые маски»

Цель: расслабить мышцы лица, снять мышечное напряжение, усталость, повышение уровня овладения формами адекватного выражения эмоций.

Перед ребенком раскладываются пять картинок с изображением лиц с разными эмоциями: восторг (радость), добродушие (умиление), нейтральное, грусть, испуг.

Учитель предлагает выбрать для каждой маски определенный соответствующий звук. Например:

Восторг (радость) – звонок в колокольчик – конец урока;

Добродушие (умиление) – мяукание;

Нейтральное – долгий протяжный звук, как звук от прикосновения ручкой о бокал (стакан);

Грусть – звук дождя (постукивание пальцами о стол);

Испуг (страх), тревога, волнение – шум ливня с громом (барабанная дробь руками по столу и имитация грома).

Учитель производит звук – ребенок находит соответствующую маску. Закончить упражнение на эмоции радость. 

«Насос и мяч»

Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.

Ребята разбиваются на пары. Один в паре – насос, другой – мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Насос начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего — у мяча поднимается голова, после четвертого — надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение.  

Затем играющие меняются ролями. 

«Броуновское движение»

Цель: формирования рабочего настроя, закрепления мотивации групповой работы, развития групповой сплоченности.

Участники свободно перемещаются по помещению. По сигналу ведущего необходимо объединиться в группы по несколько человек. Количество человек в группе зависит от того, сколько раз ведущий хлопнул в ладоши. Если число участников не кратно количеству хлопков, группа должна решить, как сделать так, чтобы каждый раз условие игры выполнялось (например, того, кто не успел включиться в основную группу, можно спрятать в середине одной из групп).

«Добрый-злой гном».

Цель: расслабить мышцы лица, снять мышечное напряжение, усталость, повышение уровня овладения формами адекватного выражения эмоций.

Дети стоят вкруг. Ведущий предлагает превратиться то в доброго гнома, то в злого, используя только характерные мимику и жесты, движения. Например, добрый: руки ладонями вверх протянуты вперед, лицо в улыбке. Затем злого гнома: руки в боки, или сложены на груди, лицо злобное. Так несколько раз, меняя роли.

Таким же образом можно поиграть в грустного-веселого гнома.

«Драка»

Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук, снять эмоциональное напряжение и частично выразить агрессию, которую тревожные дети стараются никогда не выплескивать.

Ведущий помогает детям представить ситуацию, в которой они с другом поссорились, они страшно злятся. Сейчас им очень хочется задать другу хорошую трепку: кулаки крепко сжаты, челюсти с напряжением сомкнуты, затаить дыхание. Потом посмотреть на своего друга и вспомнить, как тот его однажды выручил, как они вместе играли, как им было хорошо вдвоем. Ведущий предлагает подумать, может быть, не стоит драться. Выдохнуть воздух и расслабиться.

Повторить несколько 3 раза.

«Танец с рисованием»

Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения, повышение самооценки.

Дети встают в круг. В центре лежат листы бумаги, столько же сколько детей. Под музыку дети двигаются по кругу. Когда музыка смолкает, дети останавливаются, и начинают рисовать на том листе, который лежит перед ними. Затем снова музыка – снова движение по кругу. Останавливаясь, дети рисуют на том листе, который оказывается перед ними. И так далее несколько раз, пока рисунки не будут готовы. Затем просмотреть рисунки и всем вместе рассказать об изображенном. Детям разрешается рисовать что угодно, вплоть до каракуль.


[1] Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь. – 2004. – 248 с

[2] Лобина С.А. Коррекция тревожности у детей младшего школьного возраста с ДЦП. Методические рекомендации для родителей, педагогов и специалистов образовательных учреждений. – г.о. Новокуйбышевск – 2007 г. – 114 с.

[3] Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.: Речь, - 2003. – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по профилактике и снижению повышенной тревожности у детей предшкольного возраста

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.Необходимо проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:1. Повышение ...

Рекомендации для родителей по профилактике и снижению повышенной тревожности у детей предшкольного возраста

В этой статье предложен ряд рекомендаций призванных помочь родителям дошкольников сгладить проявения тревожности у детей перед школой....

Рекомендации для родителей "По профилактике и снижению повышенной тревожности у детей предшкольного возраста"

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.Необходимо проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:1. Повышение ...

Преодоление повышенной тревожности у детей с нарушениями речи

Введение. 3Глава 1. Теоретические основы тревожности у детей с нарушениями речи и способы её преодоления. 61.1. Особенности повышенной тревожности у детей с нарушениями речи. 61.1.1....

Конспект занятия по художественному творчеству по теме: «Ветка мимозы», для детей первой младшей группы

Занятие предназначено для детей первой младшей группе. Детям предлагается помочь солнышку и изобразить цветы мимозы при помощи отпечатков пальцев...

Конспект открытого интегрированного занятия по художественному творчеству (лепке) и чтению художественной литературы Тема: «Филимоновский петушок». Занятие для детей средней группы.

Учить передавать народный образ петушка. Совершенствовать  умения детей скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную форму, и приём сплющивания шарика между па...

Конспект занятия по художественному творчеству с использованием инновационных технологий для детей подготовительной группы «Волшебная рыбка»

На данном занятии формируем умение изображать фигуры способом пластилинографии на плоскости, создавая изображение в полуобъёме. ...