Формирование экологической культуры как базового основания личности дошкольников
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Формирование экологической культуры как базового основания личности дошкольников
Обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено сегодня всевозрастающее внимание общества к вопросам экологического воспитания подрастающего поколения. Ведь окружающий мир - это неиссякаемый источник познания. Приобщение человека к природе через ее изучение всегда служило средством формирования его мировоззрения. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Поэтому важным направлением дошкольной педагогики является экологическое воспитание.
Экологическое воспитание - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.
Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_ekologicheskoy_kultury.docx | 17.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование экологической культуры как базового основания личности дошкольников
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования экологической культуры, через совместную деятельность педагога и ребенка.
Понятие «экологическая культура» сложное и многогранное.
В настоящее время экологическую культуру дошкольников можно определить как качество личности, компонентами которой являются:
- интерес к природе и проблемам ее охраны;
- знания о природных объектах и способах их охраны, защиты живого;
- нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;
- экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде (совместно со взрослыми);
- мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении.
Николаева С.Н. считает, что формирование основ экологической культуры дошкольников - это становление осознанно-правильного отношения к природе. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения. Исходным звеном воспитания осознанного - правильного отношения к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь в обществе. Возможность усвоения таких знаний детьми 5-7 лет доказана педагогическими исследованиями многих ученых (Комарова И.А., Кондратьева Н.Н., Саморукова П.Г., Хайдуровой И.А.).
В концепции экологического образования (С.Н. Николаева) в дошкольном образовательном учреждении указывается, что формирование основ экологической культуры как качества личности включает: формирование знаний и отношения к природе, ее единству, ее значению для жизни человека, взаимодействие в системе человек – природа – общество;
- формирование интеллектуальных и практических умений средствами игр;
- воспитание ценностных ориентаций экологического характера;
- формирование мотивов, потребностей, привычек целесообразного поведения и деятельности, способности нравственных суждений, в том числе и в ходе игровой деятельности;
- участие в активной практической деятельности по охране окружающей среды
Первоначальные элементы экологической культуры дошкольников складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-пространственным миром, который их окружает.
Дальнейшее воспитание экологической культуры в детях идет под воздействием системного биоцентрического подхода - решение дидактических проблем связывается с процессом обучения, у которого точно заданы цели, определены и описаны пути их достижения.
Необходимым условием формирования экологической культуры является осознание социальной обусловленности взаимоотношений человека с природой. Способность прогнозировать отдаленные последствия вмешательства человека в природные взаимосвязи составляет необходимую черту экологической культуры.
Это означает, что необходимо проанализировать возможности всех факторов, влияющих на формирование экологической культуры:
- Концепции непрерывного экологического образования.
- Экологического воспитания в ДОУ и начальной школе и соблюдение преемственности между ними.
- Личности педагога.
- Экологической развивающей среды.
Одним из главных условий является наличие единой концепции непрерывного экологического образования.
Львова С.П., анализируя концепцию непрерывного экологического образования, выделил следующие условия ее успешной реализации:
- Разработка соответственной нормативно-правовой базы непрерывного экологического образования.
- Кадровое обеспечение всех уровней и направлений экологического образования.
- Организация активной обучающей среды, внедрение современных педагогических технологий, развитие психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса.
Первоначальные элементы экологической культуры закладываются в дошкольном образовательном учреждении. Не менее важным условием является соблюдение преемственности в работе по формированию экологической культуры между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой.
В детском саду успех формирования экологической культуры зависит не только от того, как педагог понимает этот процесс, но и от создания необходимых условий для воплощения их в учебно-воспитательный процесс.
Выделим основные из них: учет возрастных и психологических особенностей восприятия и познания природы дошкольниками и младшими школьниками, усиление межпредметных связей, реализация краеведческого подхода, тесная связь с жизнью и трудом, взаимосвязь обучающей и нерегламентированной деятельности, использование примеров положительного отношения к природе педагога, взрослых и детей, формирование знаний о взаимосвязях и взаимоотношениях между природными компонентами.
Говоря о возрастных и психологических особенностях восприятия природы, следует отметить, что в дошкольном возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью этого возраста. Отсутствие собственного социального опыта делает их весьма податливыми на воспитательные воздействия.
Общение с природой вызывает у дошкольников эмоциональный отклик, так как она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействуют на все чувства. Проявляется симпатия и влечение к окружающему миру. Наблюдаются любопытство, стремление приблизить к себе, познать, понять.
В формировании экологической культуры важную роль играет краеведческий подход, который предполагает комплексное изучение природы родного края и способствует более глубокому пониманию взаимосвязей внутри ее, а также между природой и обществом.
Следующим условием формирования экологической культуры дошкольников выступает личность педагога, характеристика которой складывается из обобщенных требований, предъявляемых современным уровнем образовательной системы.
Обращая внимание на методические разработки по экологическому образованию дошкольников можно отметить, что дошкольное образовательное учреждение обладает широкими возможностями в создании экологической развивающей среды. Грамотная и методически правильная ее организация позволит более успешно формировать основы экологической культуры детей дошкольного возраста.
Таким образом, можно сделать вывод, о том, что экологическая культура как одно из базовых оснований личности представляет собой сформированность духовно-нравственного сознания и эмоционально-окрашенного отношения дошкольника к природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание базовых свойств личности дошкольников младшего возраста на основе дидактических игр
Этот материал для воспитателей детского сада и для родителей...
Формирование основ базовой культуры личности дошкольника
СОДЕРЖАНИЕ: Ø Введение в тему;Ø Влияние музыки на эмоциональное воспитание ребенка;Ø Использование фольклора в воспитании детей разного возра...
Формирование экологической культуры как базового основания личности дошкольников
Формирование экологической культуры как базового основания личности дошкольниковОбострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках з...
Формирование экологической культуры как базового основания личности дошкольников
доклад по экологическому воспитанию...
Cодержание дошкольного образования как основа формирования базовой культуры личности дошкольника в МБДОУ д/с «Радуга» пгтКлетня.
Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, род...
Народная культура как средство развития личности дошкольника
Народная культура — предмет, который человек постигает на протяжении всей своей жизни. Чем раньше начнётся процесс знакомства с народной культурой, тем лучших результатов можно добиться....
Формирование экологической культуры как базового основания личности дошкольников
Расширение границ научного познания, философское переосмысление и более широкое толкование экологии как науки требуют расширения сферы экологического образования за пределы биолого-географич...