Система работы по музыкальному воспитанию на основе поликультурного содержания
методическая разработка на тему
Перспективные планы по знакомству с народными играми, народной песней, игре на народных инструментах
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 138 ОАО «РЖД»
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ЗНАКОМСТВУ С НАРОДНОЙ ПЕСНЕЙ
Составила Изместьева Н.Г.,
музыкальный руководитель
НДОУ «Д/С № 138 ОАО «РЖД»
Программное содержание | Репертуар | Методические указания | ||
I квартал | II квартал | III квартал | ||
Первая младшая группа | ||||
Знакомить детей с народными песнями ,несложными по содержанию и ритмическому рисунку. Различать колыбельную и плясовую. Подпевать повторяющиеся музыкальные фразы. Активизировать разговорную интонацию. | «Колыбельная», «Сорока-сорока», «Ладушки» | «Колыбельная», «Заинька-зайка», «Петушок», «Я лесочком-то шел» | «Колыбельная», «Сова-совушка», Весенние заклички | Дети начинают подпевать повторяющиеся интонации, выполняя несложные действия, подсказанные текстом или обусловленные характером музыки, например с зайкой сначала знакомятся: «Вот какой маленький, ножки быстрые, трусишка». Потом его укачивают, а когда проснется , стараются развеселить, чтобы не плакал. При этом широко используется устный фольклор ( песенки, потешки, пеструшки, переходящие от разговорной к мелодической интонации ). Предложить детям и воспитателю использовать этот материал в группе и дома. |
Вторая младшая группа | ||||
Расширять объем песенного репертуара. Учит детей активнее проявлять себя в жанре колыбельной и плясовой. Появляется новый жанр- игровая песня. Продолжать активизировать разговорную интонацию. Слышать и правильно интонировать в пределах терции | «Колыбельная», «Пастушок», «Арина» | «Колыбельная», «Коваль-ковалечек», «Ай, ду-ду», Зимние колядки | «Колыбельная», «На зеленом лугу», «Кукушечка», Календарные весенние и летние заклички» | Тексты по-прежнему понятны и доступны для инсценирования и удобны для активного подпевания. Например, последняя строчка повторяется несколько раз или с последней строчки начинается следующий куплет. Предлагаются песни с вопросом и ответом: сначала педагог спрашивает, а дети отвечают, затем спрашивать помогает кто-нибудь из детей, а при ответе можно выбрать солиста. Солисты появляются и при инсценировании: кто-то играет на дудочке («На зеленом лугу»), а все дети поют и т.д. |
Средняя группа | ||||
Увеличивать объем песенного репертуара, добавив хороводные песни. Поощрять переход от разговорной к певческой интонации. Слышать и правильно интонировать в пределах терции, кварты | «Колыбельная», «Зайка во поле капустку рвет», «На торгу-торгу кругом» | «Колыбельная», «Иванушка-пастушок», Ай, чу-чу», Зимние колядки. Масляничные | «Колыбельная», «Скок, скок-поскок», «Вода ты, водица», Весенние заклички | Предложить ребенку ситуацию, в которой необходимо самостоятельно действовать: «У меня кукла не хочет засыпать, попробуй укачай». Усложняется режиссура песни: может быть несколько солистов («ведет музыку» комар, а стрекоза «плясать идет» и т.д.). Вводится понятие «обрядовая песня» (колядки, масленичные) |
Старшая группа | ||||
Расширять объем песенного репертуара, добавив песни шутливо-комического характера. Перейти от разговорной интонации к певческой. Слышать и правильно интонировать в пределах кварты, квинты | «Колыбельная», «Как у наших у ворот», «У нас по кругу», «Соловейко, не летай по полю» | «Колыбельная», «Как у нас-то козел», «У меня квашня», «Вербочка», Зимние колядки | «Колыбельная», «Жил я у барина», «Прялица», «Махоня». Весенние обрядовые песни. Троицкие песни. | Песни не просто инсценируются, а предлагаются для импровизации. Детей просят попробовать себя в роли «учителей». «Поем для малышей и обучаем их». Вводится новый жанр-частушка. С этой группы каждое занятие начинается с «разминки» (распевание)-упражнения для дыхания, по звукообразованию, интонационные и т.д. |
Подготовительная к школе группа | ||||
Закреплять умение петь частушки. Расширять знакомство с жанрами народной песни: строевая , лирическая. Слишать и правильно интонировать в пределах квинты. Учит петь на опоре открытым звуком, с четкой артикуляцией. Стремиться в пении использовать цепное дыхание | «Колыбельная», «Шел да пошел», «Пошла млада», «Из-за рощи зеленой»(строевая казачья) | «Колыбельная», «Как на тоненький ледок», «Шили девицы ковер», «Ай все кумушки домой», «Уж ты зимушка-зима». Календарные: рождественские колядки | «Колыбельная», «Передай Москве поклон», «Камаринская», «В саду Маша гуляла». Календарные: волочебные , троицкие песни | Режиссура песен усложняется, появляются характерные роли: лирическая («Пошла млада»), задорная (строевая), комично-шутливая («Шили девицы ковер»). Предоставляются большие возможности самостоятельно искать решения в инсценировании песни. В этой группе часто проводятся занятия со взрослыми и детьми других групп. С девочками-«уроки материнства» (из опыта школы «Веретенце»). Специально двухголосию детей не обучают, но во время пения они могут самостоятельно подстраиваться к голосам взрослым. |
Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 138 ОАО «РЖД»
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ЗНАКОМСТВУ С НАРОДНЫМИ ИГРАМИ
Составила Изместьева Н.Г.,
музыкальный руководитель
НДОУ «Д/С № 138 ОАО «РЖД»
Программное содержание | Репертуар | ||
I квартал | II квартал | III квартал | |
Первая младшая группа | |||
Вызывать положительные эмоции, желание участвовать в общих действиях, подсказанных текстом. Выполнять несложные правила: догнать, убежать, выбрать. Поощрять попытки детей к импровизации при показе образных движений («идет петушок» или «идет киска». | «Трух-тух, турутру» («Петушок»), «Идет коза рогатая» | «Идет кисонька из кухни», «Большие и маленькие ножки» | «Догонялки», «Ручьи» |
Вторая младшая группа | |||
Побуждать детей не только участвовать в действиях, которые становятся более сложными, но и подпевать текст, диктующий эти действия. Усложнять правила: увертываться, убегать, правильно отвечать на вопрос. Более широко вводится импровизация. Использовать считалки для ведущих (считалку произносит взрослый). | «Кисонька-мурысонька» | «Барашеньки» | «Ручеек», «Заинька серенький» |
Средняя группа | |||
Учить детей импровизировать в действиях и ответах. Усложнять правила: быстро реагировать на команды, распределяться на пары, на две подгруппы. Учить самостоятельно использовать считалки. | «Волк и гуси», «У медведя во бору» | «Снежная баба», «Два мороза» | «Вареная репка», «Марьюшкино поле» |
Старшая группа | |||
Вызывать желание участвовать в играх с театральными действиями и более развернутыми диалогами. Усложнять правила: какие-либо действия выполнять в определенном порядке. Стараться отобразить характер персонажей. Воспитывать желание исполнять не только положительные, но и отрицательные роли. Предлагать песенную импровизацию известных считалок, при этом действовать самостоятельно. | «Дедушка Сысой», «В клубок» | «Водяной», «Баба Яга» | «Горелка» (вариант), «Мак маковистый», «Махоня» |
Подготовительная к школе группа | |||
Активизировать детей для участия в играх с развернутым театральным действом. Усложнять правила и связывать их выполнение с происхождением некоторых обрядовых игр. Дать понятие вариативности отдельных игр в зависимости от местности. Учить импровизировать по конкретному заданию: на одной ступени, на двух, трех. | «Воробей», «Селезень утку догонял» (два варианта), «Горелки» (два варианта), «Плетень» | «У редечкю потягу», «Горшки» (два варианта), «Хороню я золото» | «Кострома», «Ты слети-ка, сизый голубочек» (вариант «Мака»), «А мы просо сеяли», «Бояре» |
Негосударственное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 138 ОАО «РЖД»
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
ПО ЗНАКОМСТВУ С НАРОДНЫМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ
Составила Изместьева Н.Г.,
музыкальный руководитель
НДОУ «Д/С № 138 ОАО «РЖД»
Программное содержание | Репертуар |
Первая младшая группа | |
Знакомить с различными инструментами. Учить извлекать звуки на некоторых инструментах (шумовые, свистульки, гусли) | «Из-под дуба» р.н.м. «Ах ты, береза» р.н.м. «Как у наших у ворот» р.н.м. |
Вторая младшая группа | |
Вызывать желание слушать музыкальные инструменты (свистульки, дудочки), узнавать их, правильно называть. При обучении игре на инструментах отмечать метр, несложный ритмический рисунок, отмечать двухчастную форму. На двух деревянных ложках осваивать 2- 3 приема (стучать «щеками», ручками и «щеками» в кулачках). | «Дождик» р.н.м. «Зайка» р.н.м. «Колыбельная» р.н.м. «Ах ты, береза» р.н.м. |
Средняя группа | |
Продолжать знакомить с музыкальными инструментами, с их звучанием в ансамбле. Обучать на отдельных инструментах: на свистульке меняется высота звука в зависимости от силы, с которой в нее дуют; добавляются приемы игры на двух ложках (палочкой одной из них стучать по «щеке» другой, поочередно играть на своих ложках и на ложках соседа). Ритмические рисунки усложняются. Играть в ансамбле по одному. | «Дождик» р.н.м. «Васька-кот» р.н.м. обр. Лобачева «На зеленом лугу» «Скок, скок, поскок» |
Старшая группа | |
Продолжать слушать игру на музыкальных инструментах, но уже в оркестре. Учить узнавать и правильно называть их. Совершенствовать навыки игры на ложках, подготавливать к игре на 3 ложках. Знакомить с новым инструментом – кугиклами, звукоизвлекать пробуют девочки. Мальчики пробуют себя в игре на жалейке. Учить играть в оркестре. | «Андрей-воробей» «Лиса по лесу ходила» р.н.м. «Дождик» р.н.м. «Пойду ль я, выйду ль я» р.н.м. обр. Бейдер «Как пошли наши подружки» р.н.м. обр. Иорданского «Со вьюном я хожу» р.н.м. |
Подготовительная группа | |
Учить детей не только различать инструменты в оркестре, но и дать им теоретические знания о составе оркестра народных инструментов. Продолжать обучение на инструментах: пробовать играть на 3 ложках (1-2 приема), кугиклы – на 1,2,3 ступенях. Дать представление о предметах быта, которые народ использовал как музыкальные инструменты (коса, пила, рубель и т.д.) | «Во саду ли в огороде» р.н.м. «Сорока-воровка» р.н.м. «Качели» р.н.м. «Как на тоненький ледок» р.н.м. обр. Иорданского «Камаринская» р.н.м. «Как у наших у ворот» р.н.м. обр. Луканина «Светит месяц» р.н.м. «Куда летит кукушечка» обр. Агафонникова |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обновление содержания работы по музыкальному воспитанию детей в ДОУ
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во...
Содержание работы по музыкальному воспитанию коррекционной направленности детей 4-7 лет
Консультация для родителей...
Методическая система работы. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактической игры.
АктуальностьРазвитие у детей основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма – должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться разли...
Роль воспитателя в совместной деятельности с музыкальным руководителем в развитии музыкального воспитания на основе народной педагогике
Педагог дошкольного учреждения имеет возможность познакомить детей с важнейшими датами народного календаря. Народное понимание года как круга жизни отражено в былинах, сказках, пословицах, загадках. З...
Консультация для воспитателей. Роль воспитателя в совместной деятельности с музыкальным руководителем в развитии музыкального воспитания на основе народной педагогике.
Роль воспитателя в совместной деятельности с музыкальным руководителем в развитии музыкального воспитания на основе народной педагогике....
Система работы по музыкальному воспитанию.
Создание единого пространства для гармоничного развития личности ребенка между семьей и дошкольным образовательным учреждением, является приоритетной задачей в системе дошкольного образ...
Музыкальное воспитание как основа нравственного и духовного развития личности ребенка. Отчет музыкального руководителя за год
Представлен отчет музыкального руководителя за год....