Система работы по музыкальному воспитанию на основе поликультурного содержания
методическая разработка на тему

Перспективные планы по знакомству с народными играми, народной песней, игре на народных инструментах

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 138 ОАО «РЖД»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ  ПЛАН РАБОТЫ ПО ЗНАКОМСТВУ С НАРОДНОЙ ПЕСНЕЙ

Составила Изместьева Н.Г.,

музыкальный руководитель  

НДОУ «Д/С № 138 ОАО «РЖД»

Программное содержание

Репертуар

Методические указания

I квартал

II квартал

III квартал

Первая младшая группа

Знакомить детей с народными песнями ,несложными по содержанию и ритмическому рисунку.

Различать колыбельную и плясовую.

Подпевать повторяющиеся музыкальные фразы. Активизировать разговорную  интонацию.

«Колыбельная»,

«Сорока-сорока»,

«Ладушки»

«Колыбельная»,

«Заинька-зайка»,

«Петушок»,

«Я лесочком-то шел»

«Колыбельная»,

«Сова-совушка»,

Весенние заклички

Дети начинают подпевать повторяющиеся интонации, выполняя несложные действия, подсказанные текстом или обусловленные характером музыки, например с зайкой сначала знакомятся: «Вот какой маленький, ножки быстрые, трусишка». Потом его укачивают, а когда проснется , стараются развеселить, чтобы не плакал. При этом широко используется устный фольклор ( песенки, потешки, пеструшки, переходящие от разговорной к мелодической интонации ). Предложить детям и воспитателю использовать этот материал в группе и дома.

Вторая младшая группа

Расширять объем песенного репертуара. Учит детей активнее проявлять себя  в жанре колыбельной и плясовой. Появляется новый жанр- игровая песня.

Продолжать активизировать разговорную интонацию. Слышать и правильно интонировать в пределах терции

«Колыбельная»,

«Пастушок»,

«Арина»

«Колыбельная»,

«Коваль-ковалечек»,

«Ай,  ду-ду»,

Зимние колядки

«Колыбельная»,

«На зеленом лугу»,

«Кукушечка»,

Календарные весенние и летние заклички»

Тексты по-прежнему понятны и доступны для инсценирования и удобны для активного подпевания. Например, последняя строчка повторяется несколько раз или с последней строчки начинается следующий куплет. Предлагаются песни с вопросом и ответом: сначала педагог спрашивает, а дети отвечают, затем спрашивать помогает кто-нибудь из детей, а при ответе можно выбрать солиста. Солисты появляются и при инсценировании: кто-то играет на дудочке («На зеленом лугу»), а все дети поют и т.д.

Средняя группа

Увеличивать объем песенного репертуара, добавив хороводные песни. Поощрять переход от разговорной к певческой интонации. Слышать и правильно интонировать в пределах терции, кварты

«Колыбельная»,

«Зайка во поле капустку рвет»,

«На торгу-торгу кругом»

«Колыбельная»,

«Иванушка-пастушок»,

Ай, чу-чу»,

Зимние колядки. Масляничные

«Колыбельная»,

«Скок, скок-поскок»,

«Вода ты, водица»,

Весенние заклички

Предложить ребенку ситуацию, в которой необходимо самостоятельно действовать: «У меня кукла не хочет  засыпать, попробуй укачай». Усложняется режиссура песни: может быть несколько солистов («ведет музыку» комар, а стрекоза «плясать идет» и т.д.). Вводится понятие  «обрядовая песня»  (колядки, масленичные)

Старшая группа

Расширять объем песенного репертуара, добавив песни шутливо-комического характера. Перейти от разговорной интонации к певческой. Слышать и правильно интонировать в пределах кварты, квинты

«Колыбельная»,

«Как у наших у ворот»,

«У нас по кругу», «Соловейко, не летай по полю»

«Колыбельная»,

«Как у нас-то козел», «У меня квашня»,

«Вербочка»,

Зимние колядки

«Колыбельная»,

«Жил я у барина», «Прялица», «Махоня».

Весенние обрядовые песни. Троицкие песни.

Песни не просто инсценируются, а предлагаются для импровизации. Детей просят попробовать себя в роли «учителей». «Поем для малышей и обучаем их». Вводится новый жанр-частушка. С этой группы каждое занятие начинается с «разминки» (распевание)-упражнения для дыхания, по звукообразованию, интонационные и т.д.

Подготовительная к школе группа

Закреплять умение петь частушки. Расширять знакомство с жанрами народной песни: строевая , лирическая. Слишать и правильно интонировать в пределах квинты. Учит петь на опоре открытым звуком, с четкой артикуляцией. Стремиться в пении использовать цепное дыхание

«Колыбельная»,

«Шел да пошел», «Пошла млада», «Из-за рощи зеленой»(строевая казачья)

«Колыбельная»,

«Как на тоненький ледок», «Шили девицы ковер», «Ай все кумушки домой», «Уж ты зимушка-зима». Календарные: рождественские колядки

«Колыбельная»,

«Передай Москве поклон», «Камаринская», «В саду Маша гуляла». Календарные: волочебные , троицкие песни

Режиссура песен усложняется, появляются характерные роли: лирическая («Пошла млада»), задорная (строевая), комично-шутливая («Шили девицы ковер»). Предоставляются большие возможности самостоятельно искать решения в инсценировании песни. В этой группе часто проводятся занятия со взрослыми и детьми других групп. С девочками-«уроки материнства» (из опыта школы «Веретенце»). Специально двухголосию детей не обучают, но во время пения они могут самостоятельно подстраиваться к голосам взрослым.

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 138 ОАО «РЖД»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ  ПЛАН РАБОТЫ ПО ЗНАКОМСТВУ С НАРОДНЫМИ ИГРАМИ

Составила Изместьева Н.Г.,

музыкальный руководитель  

НДОУ «Д/С № 138 ОАО «РЖД»

Программное

содержание

Репертуар

I квартал

II квартал

III квартал

Первая младшая группа

Вызывать положительные эмоции, желание участвовать в общих действиях, подсказанных текстом. Выполнять несложные правила: догнать, убежать, выбрать. Поощрять попытки детей к импровизации при показе образных движений («идет петушок» или «идет киска».

«Трух-тух, турутру»

(«Петушок»),

«Идет коза рогатая»

«Идет кисонька из кухни»,

«Большие и маленькие ножки»

«Догонялки»,

«Ручьи»

Вторая младшая группа

Побуждать детей не только участвовать в действиях, которые становятся более сложными, но и подпевать текст, диктующий эти действия.

Усложнять правила: увертываться, убегать, правильно отвечать на вопрос. Более широко вводится импровизация.

Использовать считалки для ведущих (считалку произносит взрослый).    

«Кисонька-мурысонька»

«Барашеньки»

«Ручеек»,

«Заинька серенький»

Средняя группа

Учить детей импровизировать в действиях и ответах.

Усложнять правила: быстро реагировать на команды, распределяться на пары, на две подгруппы.

Учить самостоятельно использовать считалки.

«Волк и гуси»,

«У медведя во бору»

«Снежная баба»,

«Два мороза»

«Вареная репка»,

«Марьюшкино поле»

Старшая группа

Вызывать желание участвовать в играх с театральными действиями и более развернутыми диалогами. Усложнять правила: какие-либо действия выполнять в определенном порядке. Стараться отобразить характер персонажей. Воспитывать желание исполнять не только положительные, но и отрицательные роли. Предлагать песенную импровизацию известных считалок, при этом действовать самостоятельно.

«Дедушка Сысой»,

«В клубок»

«Водяной»,

«Баба Яга»

«Горелка» (вариант),

«Мак маковистый»,

«Махоня»

Подготовительная к школе группа

Активизировать детей для участия в играх с развернутым театральным действом.

Усложнять правила и связывать их выполнение с происхождением некоторых обрядовых игр.

Дать понятие вариативности отдельных игр в зависимости от местности.

Учить импровизировать по конкретному заданию: на одной ступени, на двух, трех.

«Воробей», «Селезень утку догонял» (два варианта), «Горелки» (два варианта), «Плетень»

«У редечкю потягу», «Горшки» (два варианта), «Хороню я золото»

«Кострома», «Ты слети-ка, сизый голубочек» (вариант «Мака»), «А мы просо сеяли», «Бояре»

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 138 ОАО «РЖД»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ  ПЛАН РАБОТЫ

ПО ЗНАКОМСТВУ С НАРОДНЫМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ  ИНСТРУМЕНТАМИ

Составила Изместьева Н.Г.,

музыкальный руководитель  

НДОУ «Д/С № 138 ОАО «РЖД»

Программное содержание

Репертуар

Первая младшая группа

Знакомить с различными инструментами. Учить извлекать звуки на некоторых инструментах (шумовые, свистульки, гусли)

«Из-под дуба» р.н.м.

«Ах ты, береза» р.н.м.

«Как у наших у ворот» р.н.м.

Вторая младшая группа

Вызывать желание слушать музыкальные инструменты (свистульки, дудочки), узнавать их, правильно называть.

При обучении игре на инструментах отмечать метр, несложный ритмический рисунок, отмечать двухчастную форму.

На двух деревянных ложках осваивать 2- 3 приема (стучать «щеками», ручками и «щеками» в кулачках).

«Дождик» р.н.м.

«Зайка» р.н.м.

«Колыбельная» р.н.м.

«Ах ты, береза» р.н.м.

Средняя группа

Продолжать знакомить с музыкальными инструментами, с их звучанием в ансамбле.

Обучать на отдельных инструментах: на свистульке меняется высота звука в зависимости от силы, с которой в нее дуют; добавляются приемы игры на двух ложках (палочкой одной из них стучать по «щеке» другой, поочередно играть на своих ложках и на ложках соседа). Ритмические рисунки усложняются. Играть в ансамбле по одному.

«Дождик» р.н.м.

«Васька-кот» р.н.м. обр. Лобачева

«На зеленом лугу»

«Скок, скок, поскок»

Старшая группа

Продолжать слушать игру на музыкальных инструментах, но уже в оркестре. Учить узнавать и правильно называть их.

Совершенствовать навыки игры на ложках, подготавливать к игре на 3 ложках.

Знакомить с новым инструментом – кугиклами, звукоизвлекать пробуют девочки. Мальчики пробуют себя в игре на жалейке.

Учить играть в оркестре.

«Андрей-воробей»

«Лиса по лесу ходила» р.н.м.

«Дождик» р.н.м.

«Пойду ль я, выйду ль я» р.н.м. обр. Бейдер

«Как пошли  наши подружки» р.н.м. обр. Иорданского

«Со вьюном я хожу» р.н.м.

Подготовительная  группа

Учить детей не только различать инструменты в оркестре, но и дать им теоретические знания о составе оркестра народных инструментов.

Продолжать обучение на инструментах: пробовать играть на 3 ложках (1-2 приема), кугиклы – на 1,2,3 ступенях.

Дать представление о предметах быта, которые народ использовал как музыкальные инструменты (коса, пила, рубель и т.д.)

«Во саду ли в огороде» р.н.м.

«Сорока-воровка» р.н.м.

«Качели» р.н.м.

«Как на тоненький ледок» р.н.м. обр. Иорданского

«Камаринская» р.н.м.

«Как у наших у ворот» р.н.м. обр. Луканина

«Светит месяц» р.н.м.

«Куда летит кукушечка» обр. Агафонникова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обновление содержания работы по музыкальному воспитанию детей в ДОУ

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во...

Методическая система работы. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактической игры.

АктуальностьРазвитие у детей основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма – должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться разли...

Роль воспитателя в совместной деятельности с музыкальным руководителем в развитии музыкального воспитания на основе народной педагогике

Педагог дошкольного учреждения имеет возможность познакомить детей с важнейшими датами народного календаря. Народное понимание года как круга жизни отражено в былинах, сказках, пословицах, загадках. З...

Консультация для воспитателей. Роль воспитателя в совместной деятельности с музыкальным руководителем в развитии музыкального воспитания на основе народной педагогике.

Роль воспитателя в совместной деятельности с музыкальным руководителем в развитии музыкального воспитания на основе народной педагогике....

Система работы по музыкальному воспитанию.

Создание единого пространства для гармоничного развития личности ребенка между семьей и дошкольным образовательным учреждением, является приоритетной задачей в системе дошкольного образ...