Методическая система работы. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактической игры.
методическая разработка по теме
Актуальность
Развитие у детей основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма – должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических игр.
Основное назначение музыкально-дидактических игр – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты.
Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, при котором игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме слышать, различать, сравнивать некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Музыкально-дидактические игры находят широкое применение в разнообразных формах работы с дошкольниками. Это музыкальные занятия, самостоятельная и совместная деятельность в группе, развлечения, в которые включаются знакомые детям музыкально-дидактические игры. Всё это помогает дошкольникам усвоить и закрепить полученные навыки, разнообразить детскую деятельность и повысить результативность воспитательной работы с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_sistema_dlya_mini-sayta.docx | 39.55 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая система педагогического работника
«Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактической игры»
Разработала:
музыкальный руководитель высшей категории
Войтко Т.В.
Актуальность
Развитие у детей основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма – должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических игр.
Основное назначение музыкально-дидактических игр – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты.
Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, при котором игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме слышать, различать, сравнивать некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Музыкально-дидактические игры находят широкое применение в разнообразных формах работы с дошкольниками. Это музыкальные занятия, самостоятельная и совместная деятельность в группе, развлечения, в которые включаются знакомые детям музыкально-дидактические игры. Всё это помогает дошкольникам усвоить и закрепить полученные навыки, разнообразить детскую деятельность и повысить результативность воспитательной работы с детьми. Поэтому я считаю, что «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактической игры» актуальна и я поставила перед собой Цель: развить музыкальные способности у детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр.
Свою работу я построила по трем направлениям:
- Совершенствование музыкальных способностей детей.
- Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития музыкальных способностей.
- Взаимодействие ДОУ и семьи по музыкальному развитию детей
Для реализации поставленной цели я определила следующие задачи:
- Изучить психологическую, педагогическую и методическую литературу по заявленной теме.
- Выявить уровни развития музыкальных способностей у дошкольников на первоначальном этапе работы.
- Пополнить картотеку музыкально-дидактических игр;
- Разработать систему работы по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактической игры;
- Заложить основы гармонического развития ребенка, развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, импровизировать;
- Побуждать к различению и воспроизведению звуковысотного движения, выразительных интонаций, ритма, темпа, регистров, динамики;
- Определить результативность влияния музыкально-дидактических игр на развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.
- Активизировать деятельность педагогов в вопросах развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
- Организовать клуб «Играю, слушаю, пою» и семейный клуб «Играю, слушаю, пою вместе с мамой»
- Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах развития музыкальности дошкольников.
Технология опыта
Работа проходила в три этапа
На первом, подготовительном этапе я изучила методическую литературу, подобрала музыкально-дидактические игры и наполнила ими музыкальную предметно-развивающую среду.
Определила уровень музыкальных способностей у детей средней группы по следующим критериям:
1. уровень развития ладового чувства.
2. уровень музыкально-слуховых представлений.
3. уровень чувства ритма.
Уровень развития музыкальных способностей детей средней группы
Уровень сформированности | Ладовое чувство | Музыкально-слуховое представление | Чувство ритма |
высокий | |||
средний | |||
Низкий |
На втором, организационном этапе, я пополнила картотеку музыкально-дидактических игр соблюдая определенную классификацию.
1. Игры для развития ладового чувства, которые способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены настроений в отдельных частях произведений, различению жанра, оценке правильности звучания мелодии. Здесь могут применяться все виды игр (настольные, подвижные и хороводные).
Для развития ладового чувства я использую следующие музыкально-дидактические игры: «Зайки», «Три цветка», «Волшебный телевизор», «Мажор-минор», «Море», «Солнышко и тучка», «Светофор», «Ромашка», «Чудесная стрелка», «Звезды», «Наши песни», «Волшебный волчок», «Кто подошел к теремку», «Песня-танец-марш», «Цвет-настроение», «Чудесный мешочек» и т.д.
2. Игры для развития музыкально-слуховых представлений. Они связаны с различением и воспроизведением звуковысотного движения. Поскольку в формировании музыкально-слуховых представлений большую роль играют восприятие мелодии, моторика, интеллектуальные и зрительные представления, для развития этой способности я использую музыкально-дидактические игры, которые наглядно моделируют расположение звуков по высоте, показывают направление движения мелодии. Здесь наглядный, словесный и практический методы могут применяться в сочетании друг с другом. Для развития музыкально-слуховых представлений я использую такие игры как «Птица и птенчики», «Курицы», «Часы», «Матрешка шагает», «Где мои детки?», «Три медведя», «Курица и цыплята», «Кто в домике живет?», «Ступеньки», «Лесенка», «Ученый кузнечик», «Кого встретил колобок?», «Труба», «Качели», «Три поросенка», «Сколько нас поет?» и т. д.
3. Игры для развития чувства ритма основаны на способности активно (двигательно) переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить (хлопками, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений).
Так как чувство ритма наряду с ладовым чувством образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку, для передачи ритма и характера музыки в движениях применяются все виды игр (настольные, подвижные, хороводные). Подвижные игры могут быть и сюжетными, и несюжетными. Для развития чувства ритма на занятиях и использую следующие музыкально-дидактические игры: «Веселые дудочки», «Определи по ритму», «Короткие и длинные звуки», «Воздушные шары», «Петушок, курочка, цыпленок», «Зимняя роща», «Волшебные дудочки», «Сложи песенку», «Определи по ритму».
При разработке методической системы я учитывала следующие принципы:
1. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей ребенка;
2. Принцип педагогической поддержки;
3. Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества;
4. Принцип систематичности, последовательности.
Работу по совершенствованию музыкальных способностей воспитанников я организовала через следующие формы работы:
• музыкальное занятие, в котором на ряду с основными видами деятельности я включила музыкально-дидактическую игру;
• самостоятельная музыкальная деятельность детей;
• музыка в повседневной жизни и на праздниках.
Музыкальные занятия – это основная форма организации, в которой я решаю задачи формирования музыкальных способностей детей. Все виды занятий (индивидуальные, фронтальные, типовые, доминантные, тематические, комплексные и интегрированные) применяются и варьируются в зависимости от тематики, возраста и уровня развития музыкальных способностей детей.
Методика проведения музыкально-дидактических игр.
Организация музыкально-дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению игры, её проведение и анализ.
Подготовка к проведению игры:
1. отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения;
2. углубление и обобщение знаний;
3. активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
4. установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
5. определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
6. подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки и др.);
7. подготовка к игре самого педагога: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
8. подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
9. разучивание музыкального материала.
Проведение музыкально-дидактических игр включает:
1. ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
2. объяснение хода и правил игры;
3. показ игровых действий, в процессе которого педагог учит детей правильно выполнять действие;
4. определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра; непосредственное участие педагога в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактических задач, игровых правил
Анализ проведенной игры.
Анализ направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.
В совершенствование профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития музыкальных способностей большую роль отводила тесному педагогическому контакту музыкального руководителя и воспитателя, что дает положительный результат в музыкальном развитии детей. Воспитатель осуществляет преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями комплексного процесса музыкального развития детей.
Формы работы с педагогами:
• педагогические советы;
• семинары-практикумы;
• консультации;
• проведение открытых мероприятий;
• мастер-классы.
А успех во взаимодействии ДОУ и семьи по музыкальному развитию детей может быть достигнут при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребёнок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Поэтому убеждаю родителей в необходимости создания условий для музыкальной активности детей дома. Формы работы с родителями разнообразны.
Формы работы с родителями:
• проведение открытых мероприятий;
• беседы;
• лекции, доклады на родительских собраниях;
• консультации;
• оформление буклетов, стендов;
• статьи на сайте детского сада
• встречи, мастер-классы в семейном Клубе «Играю, слушаю, пою вместе с мамой»
Целью контрольного этапа работы является выявление эффективности системы работы по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста, проводимых с детьми, педагогами и родителями. Для выявления уровня развития музыкальных способностей детей я использовала первоначальные критерии.
Сравнительная диагностика уровня развития музыкальных способностей детей старшей группы
Уровень сформированности | Ладовое чувство | Музыкально-слуховое восприятие | Чувство ритма | |||
Высокий | ||||||
средний | ||||||
Низкий |
В результате работы по данному направлению видна динамика развития музыкальных способностей детей.
Дети научились слушать мелодическую линию, определять характер ее движения, исполнять мелодию песен и попевок, контролируя свое исполнение и помогая себе движением руки, в зависимости от направления движения мелодии. Благодаря систематическому использованию игровых заданий на развитие чувства ритма, дети научились воспринимать на слух ритмические рисунки и отображать в виде хлопков, притопов и различных движений. У воспитанников сформирован навык выкладывания ритмических линий попевок, и определение ритма знакомых попевок по схемам. Игровые приемы обучения способствуют повышению интереса детей к восприятию музыкальных произведений в ходе НОД, совместной и самостоятельной деятельности, организованной воспитателями и в повседневной жизни семьи.
Таким образом, мероприятия, проводимые в ходе организующего этапа работы, способствовали развитию музыкальных способностей детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
опыт работы по теме "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр"
Одной из основных задач современного музыкального образования является развитие музыкальных способностей ребенка. Использование музыкально-дидактических игр позволяет в простой, доступной детям форме ...
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр.
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр....
Доклад по теме самообразования: "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально - дидактических игр"
Самообразование...
« Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр с мультимедийной поддержкой»
Статья « Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр с мультимедийной поддержкой»...
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр...